Капля крови

Станислав Шуляк
Капля крови

радиопьеса из цикла "Звуки и голоса"

О н а
С в е к р о в ь

Где-то неподалеку молотком вгоняют гвоздь в доску, потом – другой. Плещется вода. И слышны два женских голоса, тихие, спокойные, но голос каждой из женщин полон собственной внутренней убежденности.


С в е к р о в ь. Ну как, ты готова?
О н а. Хочется ничего не забыть.
С в е к р о в ь. Ты все-таки решилась? (Пауза.) Не отступишься?
О н а (устало). Я прошу тебя...
С в е к р о в ь. Нет-нет, я ничего...
О н а. Тетя Нина пришла?
С в е к р о в ь. Здесь.
О н а. А близнецы?
С в е к р о в ь. Давным-давно.
О н а. А сосед из восемнадцатой?
С в е к р о в ь. Тоже.
О н а. Все наши здесь?
С в е к р о в ь. Они все хорошие люди.
О н а. Я им так благодарна.
С в е к р о в ь. Подумать только, если бы прадедушка твоей матери сто лет назад не встретил ту женщину...
О н а. Мы ведь это уже обсуждали двадцать раз.
С в е к р о в ь. Да-да, это твой долг, я знаю.
О н а. Не в том дело.
С в е к р о в ь. Ну, хорошо-хорошо, больше не буду. Извини.
О н а. Я благодарна и тебе.
С в е к р о в ь. Они все написали тебе записки.
О н а. Я возьму их с собой.
С в е к р о в ь. Нет, они просили прочесть тебе.
О н а. Пусть так. Но я хочу уже идти на место. Помоги мне переступить.

Плеск воды слышится громче.

С в е к р о в ь. Осторожнее.
О н а. Вот. Все.
С в е к р о в ь. Я не пойду за тобой.
О н а. И не надо. Он не может отвязаться?
С в е к р о в ь. Привязан хорошо. Мы потом перережем веревки.
О н а. Да. Когда все соберутся.
С в е к р о в ь. Нет. Они уже здесь. Я не разрешила им заходить. Но они смогут помахать тебе руками.
О н а. Да. Хорошо.
С в е к р о в ь. Тебе удобно?
О н а. Я положу его голову себе на колени.
С в е к р о в ь. Он рано начал седеть.
О н а. Только борода, и немного виски.
С в е к р о в ь. Ему не было еще и сорока.
О н а. Теперь он навсегда останется молодым.
С в е к р о в ь. Вы были очень красивой парой.
О н а. Мы и останемся такими.
С в е к р о в ь. Послушай. Но ведь в тебе, наверное, всего капля крови той женщины, которую когда-то встретил прадедушка твоей матери. Возможно, она даже не была чистокровной индианкой.
О н а. Ты хотела прочитать мне записки.
С в е к р о в ь. Да. Сейчас. Вот от тети Нины. "Милая мамочка, как ты там? Я часто думаю о тебе. Я иногда боюсь думать об этом, но иногда мысли мои бывают очень-очень светлыми. До встречи, родная. Твоя Нина."
О н а. Хорошо.
С в е к р о в ь. Вот записка от близнецов. "Дедушка Юра, мы никогда не видели вас, но наша бабушка ждала вас всю свою жизнь. Еще когда вы под Смоленском пропали без вести, и тогда ждала тоже. Теперь вы, конечно, вместе, и бабушка рассказала вам о нас. Алик и Котик".
О н а. Добрые мальчики.
С в е к р о в ь. Да. Они хорошие.
О н а. Привяжи мне руки.
С в е к р о в ь. Уже пора?
О н а. Раньше или позже это нужно будет сделать.
С в е к р о в ь. Да, конечно... Я понимаю...
О н а. Так привяжи.
С в е к р о в ь. Хорошо. (Пауза.) Так не больно?
О н а. Ничего. Лучше потуже. Это ведь ненадолго.
С в е к р о в ь. Сейчас. Узелок затяну.
О н а. Правда, он почти не изменился?
С в е к р о в ь. Да. Да.
О н а. Правда, он так же красив, как и пятнадцать лет назад?
С в е к р о в ь. Вы же с ним часто ссорились, я знаю.
О н а. Он тебе рассказывал?
С в е к р о в ь. Нет, но от матери этого не скроешь.
О н а. Надеюсь, он простит меня.
С в е к р о в ь. Не думай сейчас об этом.
О н а. Не могу. Это самое важное.
С в е к р о в ь. Да, конечно.
О н а. Дрова хорошие. Сухие, аккуратные.
С в е к р о в ь. Сосед из восемнадцатой принес.
О н а. Добрый человек.
С в е к р о в ь. Ты знаешь, почему он к тебе так относится. Он и шалаш помог соорудить.
О н а. Что поделаешь. Я ни на кого больше не могла смотреть, кроме моего Алеши.
С в е к р о в ь. Близнецы принесли бересты из леса.
О н а. Да. Все так хорошо.
С в е к р о в ь. Они и дрова помогали укладывать.
О н а. Они совсем уже большие.
С в е к р о в ь. И берестой со всех сторон обложили. "Мы, – говорят, – очень любим тетю Лену, и нам будет ее не хватать".
О н а. Они уже все понимают.
С в е к р о в ь. Сосед из восемнадцатой и солярки принес. Но я сказала – не надо, будет пахнуть.
О н а. Да, лучше без солярки.
С в е к р о в ь. С берестой тоже быстро разгорится.
О н а. Плот так приятно покачивается на воде. Мне кажется, я могла бы даже заснуть.
С в е к р о в ь. Хорошо бы, чтобы все вышло поскорее.
О н а. Ты взяла спички?
С в е к р о в ь. Забыла.
О н а. Не обманывай меня. Они у тебя в кармане.
С в е к р о в ь. Отсырели, наверное.
О н а. Возьми мои.
С в е к р о в ь. Прямо сейчас?
О н а. Да. Пора.
С в е к р о в ь. Что я должна делать?
О н а. Зажечь бересту.
С в е к р о в ь. Я?
О н а. Прошу тебя. Я не хочу спорить.
С в е к р о в ь. А ты простишь меня, если я сделаю это?
О н а. Ведь я прошу тебя сделать это.
С в е к р о в ь. Ну, хорошо. (Чирканье спички об коробок.) Сломалась.
О н а. Зажги еще одну.
С в е к р о в ь. Да. (Чирканье спички.) Что за спичка такая?! Горит еле-еле.
О н а. Прикрой ладонью от ветра.
С в е к р о в ь. Да.
О н а. Зажигай бересту.
С в е к р о в ь. Да. (Пауза.) Загорелась.
О н а. Скоро и дрова разгорятся.
С в е к р о в ь. Через несколько минут.
О н а. У меня еще просьба.
С в е к р о в ь. Да?
О н а. Возьми вот этот платок.
С в е к р о в ь. Зачем?
О н а. Засунь мне его в рот.
С в е к р о в ь. Засунуть?
О н а. Я, может быть, стану кричать. Я не хочу, чтобы Алеша слышал, как я кричу.
С в е к р о в ь. А потом?
О н а. Потом перережь веревки и оттолкни плот. Нож у тебя есть.
С в е к р о в ь. Ты готова? Ты уверена, что готова?
О н а. Засовывай платок. Скорее!..
С в е к р о в ь. Так? Язык мешает. Немного пошире открой. Так хорошо?

О н а мычит. И в этом мычанье – одобрение или согласие.

С в е к р о в ь. Тебе хорошо сейчас, девочка моя? Если хорошо, кивни головой, только кивни головой, я пойму. Просто прикрой глаза, и я увижу. Да, хорошо, я вижу, тебе хорошо. Благослови тебя Господь, Леночка, спаси и помилуй. Вот я веревочки сейчас ножиком чикну, и вы с Алешенькой поплывете. И будете всегда вместе, дети мои. И не будете ссориться никогда. Бедная Леночка!.. Бедный Алешенька!.. Бедные все мы!.. Тетя Нина! Мальчики! Владимир Иваныч! Идите все сюда! Леночка с Алешенькой уплывают. Вниз по речке, по речке. Потом по Неве поплывут. Мимо Петропавловки, Исаакия!..

Слышен гул человеческих голосов.

А люди будут смотреть на вас и скажут: "А вот и дети наши поплыли, которые любили друг друга и всегда хотели быть вместе". Мы скоро все будем вместе. (Кричит.) Лена, Леночка!.. Леночка, я забыла спросить, а та индианка, сто лет назад, она тоже сделала так? Лена-а-а!..

Слышен плеск воды. Вскоре стихает.


К о н е ц