Ураган

Станислав Шуляк
Ураган

радиопьеса из цикла "Звуки и голоса"

П е р в ы й П р о х о ж и й
В т о р о й П р о х о ж и й

Шум большого города, звуки проезжающего транспорта, обрывки речей прохожих.

П е р в ы й П р о х о ж и й. Кажется, все предвещало бедствие: предсказания ученых, досужие разговоры, собственные наши ощущения. Целый месяц стояла оглушительная жара, люди стали подобны рыбам, выброшенным на берег. Одною ночью настало полнолуние, и вот к исходу следующего дня все и началось.

Слышны завывания ветра, и П е р в о м у П р о х о ж е м у приходится напрягать голос
для того, чтобы перекричать их.

П е р в ы й П р о х о ж и й. Я шел по улице вблизи старинного сада, когда налетел первый шквал.

Топот нескольких пар ног, тревожные возгласы людей.

В т о р о й П р о х о ж и й. Сюда! Сюда! Держитесь!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Черт! Ну и погодка!
В т о р о й П р о х о ж и й. Вы ожидали чего-то другого?
П е р в ы й П р о х о ж и й. Нет, но все вышло так внезапно.
В т о р о й П р о х о ж и й. Хватайтесь за крюк!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Я собирался уже идти домой. Меня сбивало с ног.
В т о р о й П р о х о ж и й. Домой!.. Об этом нужно пока забыть!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Бог ты мой, никогда не видел такого ветра.
В т о р о й П р о х о ж и й. Это все неспроста, доложу я вам!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Что неспроста?
В т о р о й П р о х о ж и й. Просто так ураганы не случаются.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Смотрите! Смотрите!

Слышен треск падающего дерева.


В т о р о й П р о х о ж и й. Вот это силища!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Явление природы!
В т о р о й П р о х о ж и й. Эта липа казалась такой могучей!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Это тополь.. Вы что не видите: тополь.
В т о р о й П р о х о ж и й. Сами вы не видите!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Поначалу мне глаза засыпало песком. Но сейчас я вижу отлично.
В т о р о й П р о х о ж и й. Ну вот и я вижу отлично.
П е р в ы й П р о х о ж и й. И вы хотите сказать, что липа?!
В т о р о й П р о х о ж и й. Хорошо, что рядом с ним не было никого.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Когда это все закончится, я докажу вам, что это тополь.
В т о р о й П р о х о ж и й. Сами вы тополь!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Смотрите!..
В т о р о й П р о х о ж и й. Они еще пытаются идти!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Но их сбивает с ног. Они падают.
В т о р о й П р о х о ж и й. Сюда! Сюда! Ползите все сюда!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Они вас не слышат.
В т о р о й П р о х о ж и й. Смотрите, вон там упала девушка!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Но ее все равно продолжает нести!..
В т о р о й П р о х о ж и й. Ее оторвало от земли!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. А!
В т о р о й П р о х о ж и й. Она ударилась грудью о парапет!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. И упала в воду.
В т о р о й П р о х о ж и й. Вода в канале такая черная.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Она погибнет.
В т о р о й П р о х о ж и й. Смотрите: автомобили!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Их тоже переворачивает.
В т о р о й П р о х о ж и й. Троллейбус!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Упал на бок!..
В т о р о й П р о х о ж и й. Провода!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Вы видели?!
В т о р о й П р о х о ж и й. Провода оборвались и упали на лежащих людей!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Ужасная смерть!
В т о р о й П р о х о ж и й. Неизвестно еще, что нас ожидает!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Вы думаете, что и мы тоже?..
В т о р о й П р о х о ж и й. Надо молиться!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Смотрите! Смотрите!
В т о р о й П р о х о ж и й. Рекламный щит!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Там были люди!..
В т о р о й П р о х о ж и й. Господи! Какой ужас!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Вы знаете какие-нибудь молитвы?
В т о р о й П р о х о ж и й. Так!.. Кое-что!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Например, "Отче наш"... Начните!.. "Отче наш, иже еси"... Как там дальше?
В т о р о й П р о х о ж и й. Нет уж! Извините!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Почему?
В т о р о й П р о х о ж и й. Я другой веры.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Какой?
В т о р о й П р о х о ж и й. Иудейской. У нас другие молитвы.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Смотрите, сколько газет!
В т о р о й П р о х о ж и й. Они как белые птицы!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Должно быть, где-то разворотило газетный киоск.
В т о р о й П р о х о ж и й. У меня затекли руки. Я больше не могу!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Держитесь! Держитесь!
В т о р о й П р о х о ж и й. Меня тоже сейчас оторвет, и унесет туда же, куда унесло всех этих несчастных.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Надо молиться, чтобы это скорее закончилось.
В т о р о й П р о х о ж и й. Это началось неспроста, и закончится тоже не просто так.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Отче наш! Иже еси... иже еси... на небеси!.. Нет, не могу!
В т о р о й П р о х о ж и й. Они распластались на асфальте, но их все равно несет.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Смотрите! Вон! Наверху!
В т о р о й П р о х о ж и й. Кровля!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Падает! Падает!
В т о р о й П р о х о ж и й. О Господи!

Слышен отдаленный грохот упавшей кровли, и вопли людей.

П е р в ы й П р о х о ж и й. Они даже не успели увидеть своей смерти!
В т о р о й П р о х о ж и й. Когда это закончится, их всех сосчитают...
П е р в ы й П р о х о ж и й. И станут сбиваться со счета...
В т о р о й П р о х о ж и й. Потому что глаза их...
П е р в ы й П р о х о ж и й. Будут застилать слезы.
В т о р о й П р о х о ж и й. Услышь вопль народа Твоего Израиля!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Смотрите! Смотрите! Небо!
В т о р о й П р о х о ж и й. Оно было чернее ночи!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. А теперь стало красным, как кровь!..
В т о р о й П р о х о ж и й. Это такое преломление солнечного света!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Да нет же! Нет! Это небо истекает кровью!

Слышен отдаленный грохот.

В т о р о й П р о х о ж и й. Вы видели? Нет, вы видели?
П е р в ы й П р о х о ж и й. Это здание давно считалось ветхим.
В т о р о й П р о х о ж и й. Бедные люди!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Об этом даже в газетах писали.
В т о р о й П р о х о ж и й. Я не могу больше держаться! Я сейчас отпущу этот чертов крюк.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Держитесь! Вцепитесь зубами!
В т о р о й П р о х о ж и й. Вы моложе! Вам легко говорить.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Держитесь!
В т о р о й П р о х о ж и й. Я не могу!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Держитесь за мою ногу! Я прижму вас ногой. И вы можете перехватиться.
В т о р о й П р о х о ж и й. Не могу! Не могу!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Не хнычьте! Как не стыдно!
В т о р о й П р о х о ж и й. Отпустите меня! Я хочу умереть. Я вам не верю! Я вам сразу не поверил. Еще когда вы липу назвали тополем!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Замолчите! Замолчите!
В т о р о й П р о х о ж и й. Еще когда вы стали читать молитву, которую не знаете толком!..
П е р в ы й П р о х о ж и й. Заткнитесь!
В т о р о й П р о х о ж и й. Вы получеловеки! Вы все делаете наполовину!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Кто это "вы"?
В т о р о й П р о х о ж и й. Вы не умеете устроить ни своей страны, ни своей семьи!.
П е р в ы й П р о х о ж и й. Еще одно слово, и я вас ударю!
В т о р о й П р о х о ж и й. Я вас ненавижу!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Ах ты ж, сволочь такая!..
В т о р о й П р о х о ж и й. Ну что?! Хотел ударить, да руку отпустить боишься?!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Да я тебя ногой! Ногой!
В т о р о й П р о х о ж и й. А!
П е р в ы й П р о х о ж и й. Получай! Получай! Вот тебе! Эй ты! Стой! Куда?! Стой! Держись! Зацепись за что-нибудь! Стой!
В т о р о й П р о х о ж и й. А!.. (Крик быстро удаляется.)
П е р в ы й П р о х о ж и й. Стой! Вот черт! Куда же он?! Держись! Я даже имени не знаю! Проклятый ветер! Сметет ли он эту власть поганую?! Этих банкиров?! Этих писателишек?! Эту нечисть?! Я собирался домой!.. И тут это случилось!.. Домой?.. Да где твой дом, человек? Есть ли твой дом? Профукал ты дом свой! Молитвы у них другие!.. Липа, говорит! Липа! Липа, говорит! А ты куда шел? Тоже домой? Другие молитвы!.. Нет!.. Лживый народ!.. Это же надо! Тополь назвать липой!..

Завывание ветра становится громче.

К о н е ц