Deus ex machina

Станислав Шуляк
Deus ex machina

радиопьеса из цикла "Звуки и голоса"

Слышна в отдалении бравурная музыка в духе, может быть, Глюка, громогласные аккорды, потом музыка стихает, слышна декламация. Можно догадаться, что это гекзаметры, хотя ни слова не разобрать. Потом совсем близко слышится кряхтенье и негромкий кашель, и два старческих голоса. Первый – говорит О н, голосом скрипучим и неприятным,
отвечает М а ш и н и с т, это бодрящийся пожилой человечек,
легко скатывающийся как в сентиментальность, так и в раздражение.

О н. Ну что там?
М а ш и н и с т. Что?
О н. Что там такое, говорю?
М а ш и н и с т. А-а. Говорят.
О н. Говорят?
М а ш и н и с т. А что еще?
О н. Что, ничего другого не остается?
М а ш и н и с т. Он еще спрашивает. (Пауза.)
О н. Да...
М а ш и н и с т. Что еще опять?
О н. Так...
М а ш и н и с т. Ну если так – вот и нечего тогда...
О н. Что «нечего»?
М а ш и н и с т. Все нечего.
О н. Да я и так ничего.
М а ш и н и с т. Вот и хорошо.
О н. Хорошо... хорошо... Это, пожалуй, перебор немного.
М а ш и н и с т. Помолчи уж.
О н. Да я так... немного горло размять. А то петь скоро.
М а ш и н и с т. Так и быть. Разомни, пожалуй. Только потихоньку.
О н. Ну, это конечно. Я ведь понимаю. Не в первый раз.
М а ш и н и с т. Вот именно.
О н. Что?
М а ш и н и с т. Забыл что ли? В прошлый раз сидел-сидел, да как заорет!.. Вот смеху-то было. А меня без премии оставили.
О н. Я не орал. Это я петь начал.
М а ш и н и с т (презрительно). Петь!..
О н. Ну просто я не в голосе был.
М а ш и н и с т. Ты бы лучше сказал, почему стал петь, когда не надо было.
О н. Ну, я... это...
М а ш и н и с т (презрительно). Он... это!..
О н. Говоря по правде...
М а ш и н и с т. Ну?
О н. Я тогда немного заснул.
М а ш и н и с т. Нашел где заснуть!..
О н. А меня всегда, как я здесь сижу, в сон клонит.
М а ш и н и с т. И главное – нашел когда проснуться.
О н. Ну да. Я проснулся – слышу кричат – ну думаю: пора!..
М а ш и н и с т. А тебе не надо думать. Не надо думать! Пусть хоть кричат, хоть говорят, хоть плачут – тебя не касается. Вот когда лампа загорится, вот тогда действительно пора.
О н. Нет...
М а ш и н и с т. Что – нет?
О н. Так неправильно.
М а ш и н и с т. Что неправильно?
О н. А вдруг лампа перегорит?
М а ш и н и с т. Лампа перегорит. Ну так в звонок позвонят.
О н. А если и в звонок не позвонят?
М а ш и н и с т. Почему это не позвонят?
О н. Ну, мало ли... Забудут...
М а ш и н и с т. Как так забудут?
О н. А разве не бывает?
М а ш и н и с т. Да ну тебя! Молчи лучше. (Пауза. О н вздыхает.) Я сказал – молчи!
О н. Да я молчу.
М а ш и н и с т. Вот и молчи.
О н. Я же и так молчу, Филиппыч.
М а ш и н и с т. Почему это должны забыть, спрашивается? Что же это такое будет, если вдруг все станут забывать? Никакого ж порядка на свете не будет, если забывать-то станут...
О н. Филиппыч.
М а ш и н и с т. А?
О н. А ведь порядка-то и так нет нигде.
М а ш и н и с т. Причем здесь нет нигде? Это ведь не потому нет, что забывают... Тьфу!.. Да ну тебя!
О н. Да ладно. Не злись.
М а ш и н и с т. Как же не злиться? С тобой говорить – так никакого зла не хватит.
О н. Филиппыч.
М а ш и н и с т. Ну что тебе?
О н. Я чихнуть хочу.
М а ш и н и с т. Ты что?! Ты что?! Не вздумай! Терпи! Знаешь, как все скрипеть станет?
О н. Я... я... (Чихает. И вправду начинает громко скрипеть какая-то конструкция.)
М а ш и н и с т. Черт! Я же тебе говорил! С ума сошел, что ли?
О н. Здесь так пыльно.
М а ш и н и с т. Пыльно!.. Нос зажми, если пыльно.
О н. Я же только всего один раз. (Вдруг снова чихает. Снова слышится громкое скрипенье.)
М а ш и н и с т. Черт! Идиот! Будешь дергаться – снова что-нибудь перекосит и застрянешь на полдороге.
О н. Ну ты уж там полегче... когда тянуть станешь.
М а ш и н и с т. Полегче!.. Этой технике скоро уж триста лет. Понимать надо.
О н. Да. Когда-нибудь, в один прекрасный момент, здесь что-то оторвется, и все свалится кому-то на голову. Да и мне крышка.
М а ш и н и с т. Не каркай лучше.
О н. Да я не каркаю. Просто у меня предчувствие.
М а ш и н и с т. Предчувствие у него!..
О н. Филиппыч.
М а ш и н и с т. Ну что? Что?
О н. Что там?
М а ш и н и с т. Где?
О н. Внизу.
М а ш и н и с т. Что надо. Поют.
О н. Поют?
М а ш и н и с т. А ты что хотел?
О н. А хор?
М а ш и н и с т. И хор.
О н. Да-а... поют, значит.
М а ш и н и с т. И тебя не спрашивают.
О н. Ну, да, конечно. Чего меня спрашивать? Еще скажи спасибо, что вообще терпят. А то ведь, чего доброго, и попрут скоро. Ступай, скажут, на заслуженный отдых. Молодым, скажут, везде у нас дорога. Ну а старикам, сам понимаешь, везде у нас почет.
М а ш и н и с т. Это точно.
О н. Ты как будто даже рад.
М а ш и н и с т. Я рад?
О н. Ты. Ты.
М а ш и н и с т. Чего мне радоваться? Меня, можно сказать, и самого-то попрут скоро. И я вдруг радоваться должен.
О н. Филиппыч.
М а ш и н и с т. А?
О н. А как думаешь, уже скоро?
М а ш и н и с т. Что скоро?
О н. Ну, наш выход.
М а ш и н и с т. Не знаю. На лампу смотри просто – и все.
О н. На лампу, на лампу! А вдруг она сгорит?
М а ш и н и с т. Ты повторяешься.
О н. И потом, почему я должен зависеть от какой-то дурацкой лампы? Я, может, смысл понять хочу. Почему мне сейчас выходить, а не через полчаса? Почему мне сегодня на свалку, а не через двадцать лет? Во мне, может, столько сил еще, столько молодости, сколько и в нынешних молодых нету. На них посмотришь – все мечутся куда-то, все стремятся – а на деле так и ни с места. И десять лет проходит, и двадцать, а они все там же. Ну, статейку какую про них в газетке напечатают, ну в телевизоре разок-другой мелькнут – и ведь ничего больше. И это у них называется молодость, и это у них называется жизнь!.. Так, что ли?
М а ш и н и с т. Ну ты...
О н. Что?
М а ш и н и с т. Ну ты и разговорился. Сладу с тобой нет.
О н. Вот и разговорился. Где же еще поговорить? Раз в два месяца вспомнят обо мне – да и то спасибо. Хоть прежнее-то вспомнить. А то так ходишь по дому, ходишь – и дуреешь только.
М а ш и н и с т. Да. Сволочная вещь – старость.
О н. Кто ее только придумал?
М а ш и н и с т. Кто придумал – того уж нет.
О н. Ну это уж ты сказал!..
М а ш и н и с т. А что такого? Издевательство одно.
О н. Филиппыч.
М а ш и н и с т. Ну?
О н. У меня чешется.
М а ш и н и с т. Где?
О н. Грудь.
М а ш и н и с т. Ну, так почеши.
О н. Никак. Здесь так тесно, что и не пошевелишься. А если пошевелишься – так скрип такой стоит, что на улице слышно.
М а ш и н и с т. Тебе не позавидуешь.
О н. Слушай. А ты почеши меня.
М а ш и н и с т. Как это?
О н. Да вот, крышку приподними. Руку просунь и почеши.
М а ш и н и с т. Да там же темно. Я ничего не увижу.
О н. А я тебе скажу, куда нужно.
М а ш и н и с т. Да я сейчас небось и крышку-то не открою.
О н. Ну, я прошу тебя.
М а ш и н и с т. Ну, ладно.
О н. Только аккуратнее.
М а ш и н и с т. Попробую.
О н. Крючочек этот откинь.
М а ш и н и с т. Ага. Черт.
О н. Ну как?
М а ш и н и с т. Сейчас. (Оба сопят. Слышно скрипенье, издаваемое отворяемой крышкой.)
О н. Ну?
М а ш и н и с т. Как ты вообще туда забираешься?
О н. Я и сам удивляюсь.
М а ш и н и с т. Здесь?
О н. Это моя голова.
М а ш и н и с т. А где же грудь?
О н. Странный вопрос. Наверное, ниже.
М а ш и н и с т. Черт, не достать!..
О н. Ты на правильном пути. Это уже почти шея.
М а ш и н и с т. Там какая-то проволока.
О н. Это после операции осталось.
М а ш и н и с т. Еще ниже?
О н. Ну постарайся, прошу тебя – постарайся.
М а ш и н и с т. На твоем месте никогда бы не стал туда залазить. У меня боязнь замкнутого пространства.
О н. У меня тоже.
М а ш и н и с т. Ну и работенку же ты себе выбрал.
О н. Да ничего я себе не выбирал.
М а ш и н и с т. Скажи еще – она тебя выбрала.
О н. Смотри – лампа! Лампа!
М а ш и н и с т. Что ты кричишь?!

О н. Лампа же!
М а ш и н и с т. Да вижу я. Черт! Рука застряла!
О н. Скорее! Лампа!
М а ш и н и с т. Никак не вытащить!
О н. Закрывай крышку!
М а ш и н и с т. Да подожди ты! Я еще руку вытащить не могу!
О н. Мы опаздываем. Тяни за веревку.
М а ш и н и с т. Не вовремя же у тебя зачесалось!
О н. Опять мы запорем финал! (Хлопает закрываемая крышка.)
М а ш и н и с т. Сейчас! Сейчас! Ты пока петь начинай!
О н. Петь!.. Петь!.. Да... Как там начинается? Я забыл, как начинается.
М а ш и н и с т. Ты же делал это столько раз! Начинай! Начинай!..
О н. Напой мне хотя бы мелодию. А потом я вспомню.
М а ш и н и с т. Да не помню я. У меня вообще слуха нет. О Господи, где же эта чертова веревка?!
О н. Опоздали! Опоздали!
М а ш и н и с т. Запуталась!
О н. Да скорее же!
М а ш и н и с т. Запуталась! Никак не развязать! Ну вот, сейчас, сейчас! Почти морской узел! Всегда запутается когда не надо. Ну все!.. Поехали!.. (Слышно скрипенье какой-то ветхой конструкции.) Этой технике уже триста лет! И с тех пор не меняли ни разу! Того и гляди, на голову что-нибудь упадет. Ну как ты там? Слышь? Ты там помер, что ли? Пой давай! Ты что там, забыл все на свете? Ты же теперь петь должен! «Приглашенье твое я принял...» Так что ли? Или нет, это не отсюда! Черт! Застряло! Ну давай же, давай! Застряло! Ни вверх, ни вниз! Чертова веревка! Ни вверх, ни вниз! Попрут нас с тобой теперь! Скажут, сколько ж можно такое терпеть?! Обязательно попрут! И правильно сделают, что попрут! Так бы и надо давно! Я бы уж давно попер. А они до сих пор терпят. Ни вверх, ни вниз!.. Позор-то какой! И этот еще молчит! Какая все-таки скверная вещь – старость!..

Откуда-то издалека доносится бравурная музыка, музыка нарастает, заполняет все собою. И лишь скрипенье ветхой ненужной конструкции будто прекословит звучанию бравурной и прекрасной музыки.

К о н е ц