Наша бабушка

Раиса Коротких
 Наташе исполнилось 4 года 7 месяцев. Она заполнила собою почти весь мир мамы, папы, дедушки, бабушек. Это самые близкие люди. Конечно, у каждого своя мера или безмерность любви и мера ответственности. У нее много других родных, которые ее тоже любят и которые всегда рады ее видеть, слышать.
Но среди них есть один человек, который относится к ней особо, как и она к нему. Вот об этом и пойдет разговор в нашем рассказе, который можно было бы назвать и по-другому. Например, «Баба Валя», просто «Наташина бабушка» или как-то иначе. Но оставим в стороне название, и поведем наш разговор о главном, и посмотрим на это «главное» глазами разных действующих лиц.
Действующие лица:

Наташа. Ей 4 года 7 месяцев. Светленькая, немного скуластая, с большими светло-голубыми глазами и слегка приподнятыми бровями, протянувшимися длинной изогнутой линией над глазами. Носик небольшой, чуть-чуть вздернутый. Когда улыбается, на щеках появляются ямочки, и уголки губ поднимаются кверху. Улыбка заполняет собою сразу все лицо, и сквозь каждую ресничку из глаз светит по лучику солнца. Она крепенькая, плотная, как грибок-боровичок. Голос громкий, иногда слишком. Любит наряжаться, играть в куклы, общаться с детьми и взрослыми. Довольна, когда есть чем заняться, но с особым удовольствием участвует в дедушкиных делах.

Дедушка. Крепкий, подвижный, седой мужчина 60 лет, всегда чем-то занятый в свободное от основной работы время, безумно любящий внучку, добрый.

Бабушка. Полная, маленькая, голубоглазая, с тихим голосом, приветливым взглядом, всегда волнующаяся и беспокоящаяся за внучку.

Валентина Трофимовна. Худенькая, высокая, с громким голосом, быстрая, легкая на подъем, всегда улыбающаяся при взгляде на Наташу, по доброму отзывающаяся о людях. Она пережила блокаду в военном Ленинграде, много болела и может быть, поэтому не смогла иметь своих детей, хотя, будучи взрослой, чувствовала себя совсем здоровой и ни на что не жаловалась. Ее муж умер 10 лет назад, и она почти все свое время до самой пенсии отдавала работе. В последние годы с ней жила ее племянница, которая училась в институте. С маленькими детьми Валентина Трофимовна никогда не имела дела, и Наташа была первым в ее жизни маленьким ребенком, за которым ей пришлось ухаживать. Она переживала, что не справится с этим занятием. Долго отказывалась, и почти уехала с дачи, где с ней соседи ее друзей завели разговор о том, чтобы посидеть с маленькой девочкой, так и не дав им ответа. Но по дороге на автобус обнаружила, что забыла свои ключи, и пришлось вернуться. Посчитала, что это не случайно, зашла и дала свое согласие на просьбу поухаживать за девочкой. Так началась новая полоса в ее жизни. За два года очень привязалась к Наташе, как и та к ней. Когда речь заходит о бабушках, Наташа всегда говорит, что у нее три бабушки. Часто зовет ее «третья бабушка». Придумала сама.

Вот и опять действие происходит на даче. Наташа уже 2 года ходит в детский сад и лишь изредка видит бабу Валю. Неожиданно, после почти полугодового перерыва, Наташа увидела Валентину Трофимовну. Та приехала к своим друзьям, соседям по садовому участку дедушки и бабушки своей воспитанницы и навестила Наташу.

 В.Т. (словно впорхнула в комнату, вся устремившись к Наташе, увидела ее, бросилась обнимать, тормошить, приговаривая):

- Как ты выросла, совсем стала большая. И волосики подросли, уже косички можно заплетать.

Она говорила без конца, радостно, оживленно, но Наташа молчала. Только глаза ее наполнялись слезами. Присутствующая при их встрече баба Рая поняла Наташино состояние и включилась в разговор.

Бабушка:
- Да, Валентина Трофимовна, Наташа подросла, а сколько книжек она знает, Вы даже и не представляете. И все стихи Маршака, и «Буратино» Толстого, и «Незнайку в стране чудес», и «Кота Матроскина»» Успенского и много-много других. Она их может рассказывать почти наизусть.

В.Т.:
- Вот умница. А мне что-нибудь расскажешь?
       Наташа напряженно молчит, и тогда баба Рая продолжает.

Бабушка:
- Знаете, Валентина Трофимовна, Наташа так любит мультфильмы и настоящее кино. Она знает «Золушку», «Капитана Врунгеля», балет «Щелкунчик», но особенно любит фильм «Звуки музыки». Там главная героиня Мария очень веселая. Она воспитывает чужих детей и много поет. Наташа смотрела этот фильм раз 10. Так, Наташа?
Наташа кивает головой, но молчит.
(продолжая рассказ):
- Наташа очень любит театр. Смотрела много спектаклей в детском музыкальном театре имени Сац, была в кукольном театре. Еще она была с мамой и папой в цирке, в зоопарке. Ходила с папой в настоящий байдарочный поход! Занималась целый год английским языком, училась танцевать. Вот сколько всего она сделала и узнала за это время!

В.Т. (немного грустно):
- А я опять работаю. И вспоминаю всегда Наташу. Все думаю: «Как она там, что делает, чем занимается?». Так рада, что у нее все хорошо. Наташа, я пошла? Дай ручку!

Наташа протягивает бабе Вале ручку и отворачивается, чуть не плача.

Когда Валентина Трофимовна ушла, бабушка спрашивает внучку:

Бабушка:
       - Ты расстроилась, что так долго ее не видела?
Наташа (кивнув головкой, чуть слышно отвечает):
       - Да, а почему она так долго не приезжала?
Бабушка:
       - Видишь ли, ты же выросла, ходишь в детский сад. Когда ты была маленькая, то не ходила в детский сад, и баба Валя с тобой сидела. Вот так. Но почему ты все время молчала? Баба Валя могла на тебя обидеться.

Наташа (немного отойдя от пережитого волнения и неожиданности встречи):
       - Я почему-то разволновалась.

Бабушка:
       - Ты обижаешься, что она не приезжает к тебе?

Наташа (смущенно):
       - Мне так хочется видеть ее почаще!
Бабушка целует внучку, молчит. Через какое-то время разговор переключается на что-то другое. Наташа успокаивается и начинает заниматься своими делами, лепит из пластилина фигурку, очень похожую на бабу Валю.

Спустя год, Валентина Трофимовна вновь приезжает к соседям на дачу. Стоит ранняя весна. Одуванчики покрыли желтым одеялом небольшой участок сада, и в их раздолье бегает Наташа, собирая букет. Она с бабушкой и дедушкой тоже приехала на дачу. Увидев Наташу, баба Валя пришла повидаться с ней, поговорить. Пока ее родная бабушка приходила в себя после загруженной машинами дороги, они успели наговориться, все рассказать друг другу и договориться о встрече утром. Дедушка с удивлением обнаружил, что они разговаривали на веранде не меньше двух часов. Расставаясь, баба Валя еще раз сказала Наташе, что они завтра увидятся.

Наташа проснулась рано-рано утром. Первые солнечные лучики только-только начали рассеивать тьму ночи, и трава еще хранила густую влагу росы.

Наташа (говорит шепотом).
- Солнышко уже встает. И мне пора вставать. Баба Валя обещала мне, что мы сегодня увидимся. Я встану, оденусь, пойду в сад, и буду смотреть в сторону соседей, где сейчас живет баба Валя. Через забор я смогу ее увидеть, позову, и мы пойдем с ней на пруд. Возьмемся за ручки, как раньше, и пойдем.

Она стоит на полу в пижаме, босиком. Потрогала печку:
- О, печка еще теплая. Дедушка вечером хорошо ее истопил. Пусть они спят. Я все сделаю сама. Майка, трусики, платье – есть. Кофта, куртка, шапка, колготки - вот они. Сапоги почему-то не нашлись, надену ботинки. Кажется все, ничего не забыла. Надо тихонечко выйти, чтобы не разбудить дедушку и бабушку.
       На веранде взяла в руки свою любимую куклу Нину и рассказывает ей:
- Я не знаю, почему, но мне хочется как можно скорее увидеть бабу Валю. Я раньше ее часто видела, и мы с ней так хорошо дружили. Мы гуляли с ней по улице, когда я была еще маленькая и сидела в коляске, а она возила меня по снегу в лес, где мы кормили белочек. Потом я подросла, и она ходила со мной за ручку. А когда я уставала, она брала меня на руки и несла. Я обхватывала ее шею руками, прижималась, и она мне что-то шептала на ухо. Не знаю, что, но что-то очень приятное. Ты, Нина, посиди, а я пойду, посмотрю.

Наташа выходит в сад, проходит по травке с мокрой росой. Ножки быстро промокают. Она подходит к самому забору соседей, находит маленький пенечек от старого дерева и садится на него. Ждет. Вокруг – ни души, только птицы поют. Она боязливо оглядывается, все-таки страшно одной. Но потом удобнее усаживается на пенечек и, не отрываясь, смотрит в сторону соседней дачи. Ждет, когда появится баба Валя. Вспоминает что-то еще о бабе Вале и тихонечко говорит:

- Баба Валя кормила меня с ложечки, и никогда не ругала, даже если я капризничала. А я могу и покапризничать! «Не хочу, не буду!». Как это мы учили с моей бабушкой? А, вспомнила, это в стихотворении про Женьку, когда он не ложился спать и все шумел: «Не гасите огня, не просите меня, все равно не усну, всю постель переверну, лучше к совам убегу». Так и я иногда делала. Но я знаю, что это нехорошо, я ведь сейчас меньше капризничаю и упрямлюсь. Ой, что-то баба Валя все не идет?

Девочка оглядывается по сторонам и видит на террасе своего дома дедушку. Дедушка приветливо машет ей рукой, смеется, и у Наташи сразу поднимается настроение.

Дедушка (направляясь в сторону Наташи):
       - Доброе утро, Натуся! Ты что так рано поднялась? Пойдем, я покатаю тебя на большом велосипеде!

Наташа:
       - Нет, не хочу, я хочу здесь посидеть.
Дедушка:
       - Тогда пойдем на колодец за водой!
Наташа:
       - Не пойду!
Дедушка:
       - Вот дела! Ничего не хочет. Тогда я один пойду за водой.

       Дедушка уходит, а Наташа опять сосредоточенно смотрит в сторону соседей, вспоминая их жизнь с бабой Валей.
       - Она никогда-никогда не сердилась на меня. Днем я засыпала под ее чтение какой-нибудь книжки, а когда просыпалась, баба Валя уже успевала все убрать, погладить. Моя бабушка весь день сидит за компьютером, много что-то пишет, а потом зовет бабу Валю обедать. Но баба Валя все отказывается. Так они и спорят. Бабушка говорит: «Валентина Трофимовна, это нехорошо, Вы совсем ничего не кушаете», а баба Валя ей отвечает: «Да я привыкла так всю жизнь, вечером немного перекушу, а днем не хочется». А бабушка опять: «Нет, без Вас мы не сядем обедать». Вот нашли из-за чего спорить

Раздается голос бабушки:
       - Наташа, солнышко мое, привет! Ты что там так неудобно сидишь?
Наташа:
       - Я жду бабу Валю.

Бабушка:
       - Она, наверное, занята, придет попозже. Иди сюда. Давай вместе с тобой будем готовить завтрак.

Наташа:
       - Нет. Я ни для того родилась на свет!

Бабушка (как бы удивленно):
       - А для чего же ты родилась на свет?

Наташа (мгновенно):
- Я родилась на свет для того, чтобы меня любили!

Бабушка (говорит тихо, но ее слышно):
       - Да, это правильно, мы все желаем, чтобы нас любили, и чтобы мы любили. Вот и Наташа любит бабу Валю, любит глубоко, искренне. По-настоящему. Новизна этого чувства манит и пугает ее, и я, ее родная бабушка, преклоняюсь перед их отношениями, радуюсь им, немного завидую. Но и пугаюсь той силе страстности, умению уже сейчас преодолевать все трудности, принимая при этом решение самой. Такой, наверное, будет любовь Наташи и впредь – не знающей никаких преград, с надеждой и ожиданием, и очень светлая. Ей повезло, что эта ее любовь взаимная.

Говорит громче, обращаясь к Наташе:
       - Ната, иди домой, надо переобуться, одеться теплее, ты же простудишься.

Наташа:
       - Мне не холодно. Я попозже, хорошо, бабушка?

       Со стороны калитки появляется дедушка с полными ведрами воды. Услышав разговор, он поддерживает бабушку.

Дедушка:
       - Натуся, пора домой, ножки промокли, смотри, какая роса! Надо и бабушке помочь с завтраком.

       В это время на дорожке соседнего сада появляется бабушка Валя. Заметив Наташу, она тоже подходит к забору, берет какое-то полено, садится на него и через забор протягивает руки Наташе. Наташа кладет свои руки в ладони бабы Вали.

Бабушка Валя (заботливо):
       - Наташенька, что-то у тебя ручки такие холодные?

Берет руки Наташи, подносит их ко рту, дышит, согревает. Наташа счастливо улыбается.

Бабушка Валя (что-то заподозрив, спрашивает у Наташи):
       - Ты давно здесь сидишь?

Наташа (смутившись, отвечает):
       - Как только проснулась. Вместе с солнышком. Я сама оделась. Дедушку и бабушку не будила.

Бабушка Валя (огорченно):
       - А я не думала, что ты так рано проснешься. Я бы сразу пришла. Надо было посмотреть, а я занялась завтраком, вот время и ушло.

       Наташа что-то отвечала, баба Валя ей в ответ говорила какие-то слова. Разговор велся между двумя, и эти двое совсем забыли об окружающих. Они рассказывали друг другу свои истории как две подружки, очень привязанные друг к другу, соскучившиеся и очень интересующиеся жизнью друг друга.
       В это время с разных сторон стали собираться к их теплому островку знакомые бабы Вали. Они с удивлением поглядывали на эту сценку. Не выдержав, одна из них начала торопить бабу Валю на завтрак.
       Бабушка Валя (почти не оглядываясь в сторону зовущей ее подруги, отвечает):
       - Вы кушайте, кушайте, я посижу с Наташей. Я и есть-то совсем не хочу.

       Наташа (наслаждаясь ее нежеланием уходить, даря бабе Вале свою заботу, растягивая слова, медленно говорит):
       - Нет, ты все-таки иди, покушай, а то совсем ничего не ешь, вон какая стала худая. Только потом приходи, ладно?

       Бабушка Валя (растроганно):
  - Приду. Вот и ручки согрелись (целует их и выпускает из своих ладоней). И ты иди, позавтракай!
       Наташа и баба Валя расходятся. Наташа идет на свою террасу, но по дороге все время оглядывается, пока баба Валя не скрылась из глаз.

       Весь день Наташа ждала свою третью бабушку, грустила, но ту не было видно. Только вечером, перед отъездом домой, баба Валя забежала проститься с Наташей.
       Она выглядела усталой. Было видно, что за прошедший год баба Валя немного похудела. Как-будто бы тень ночи коснулась своим крылом света ее жизни. Она сильно торопилась, у калитки ее ждали друзья, чтобы проводить на автобус.

       Наташа взяла бабу Валю за руку и повела к калитке. Они шли рядышком, тесно прижавшись друг к другу. Большая и маленькая, две дополняющие друг друга фигурки, совсем родные. Почему-то верилось в то, что и баба Валя наслаждается этим даром любви маленького человека, что так же дарила бы ей любовь и родная ее дочка или внучка.

Бабушка (глядя на них, обращаясь к Наташиному дедушке, говорит):
       - Посмотри, деда, как трогательно они прощаются. Жаль, что Наташа не знает стихи Маяковского. Почему-то так грустно и вспоминаются его строчки: «Дай мне последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

Дедушка (послушав, комментирует не без иронии):
       - Маяковский много чего писал. Мне сейчас пришли в голову совсем другие слова, более важные. Помнишь: «Что посеешь, то и пожнешь».

Бабушка (продолжая):
       - Дай Бог, чтобы баба Валя еще долго-долго жила и была здорова. А в любви и нежности нашей Наташеньки я не сомневаюсь. Она у нас быстро растет, но в их отношениях – светлых, взаимных - любви и нежности хватит на всю ее жизнь. Правильно ты говоришь. Все так. «Что посеешь, то и пожнешь». Добрые семена дают добрые всходы.

       Проводив бабу Валю, Наташа подбегает к дедушке, виснет не его шее, и он с внучкой на руках идет по дорожке сада.
       Наташа:
       - Деда, давай обсудим планы на завтра.
       Дедушка:
       - Очень хорошо! Наши планы такие…
       Они что-то весело обсуждают, смеются, за смехом трудно разобрать слова. Наташа вырывается из рук дедушки, бежит, он за ней, смех, гомон, потом опять разговор о планах на завтра, о прогулке на велосипеде.
Набегавшись, Наташа и дедушка заходят в дом, закрывают дверь, и сад пустеет. Солнце клонится к закату. Вечереет. Одуванчики закрыли свои желтые венчики, и лужок перед домом стал серо-зеленым. Застрекотали наперебой кузнечики. Где-то рядом с домом запели птицы – нежно, ласково, немного грустно, посылая прощальный привет солнышку и ушедшему дню.
       Бабушка (накормив ужином и укладывая спать Наташу):
  - Спи, моя внученька, спи, завтра будет новый день, и новые встречи. И расставания. Спи спокойно, все будет хорошо. А к бабе Вале мы сами съездим. Обязательно. Давай я расскажу тебе сказку. Какую? Хочешь про Маленького Принца?
       Наташа (сонная):
       - Расскажи.
       Через минуту, не дослушав, задает вопрос:
       - Баба, а где деда?
       Подходит дедушка, садится рядом с внучкой.
       Наташа:
       - Деда, расскажи мне историю про мельника, а лучше про Марию. Сама тихонько напевает песню из полюбившегося фильма: - I am sixteen, you are eighteen.
       Засыпает. Дедушка бережно берет Наташу на руки и перекладывает в ее кроватку. Укрывает одеялом, что-то шепчет.
       Вот и кончился такой большой Наташин день. День, начавшийся с ранним восходом солнца. День любви и разлуки. День ее третьей бабушки. Просто бабушки.
      
       Продолжение.

       Прошел год. Наташа часто просит прочитать этот рассказ, что-то уточняет в нем. Я прислушиваюсь е ее словам. Поэтому рассказ написан почти совместно. Частичка ее сердца осталась здесь. Когда стала выяснять, почему она так часто его слушает, Наташа ответила: «Потому что я люблю бабу Валю, хотя и редко ее вижу».
       Однажды я спросила Наташу, когда та смотрела в очередной раз фильм «Звуки музыки» с ее любимой Марией: «А бабушка Валя похожа на Марию?».
       Наташа, немного подумав, ответила: «Нет, не похожа».
 А потом продолжила: «Баба Валя лучше!».