Маэстро рейда

Васильев Евгений
 ©
 Константиныч - капитан речного буксира – личность в низовьях Ангары в свое время была известная, можно даже сказать, легендарная.

В умении «вязать узлы» большие и малые состязаться с ним не мог даже самый «мастеровитый» сквернослов. К этому надо прибавить, что воистину затейливые обороты имели, в зависимости от служебной необходимости и настроения, то признаки раздражения или гнева, то лились с той же непосредственностью, с какой поет певчая птица, в знак одобрения или похвалы.

Зычный «боцманский набор» с раннего утра будил порой нерадивых «стахановцев» лесосплавного рейда. Те потягивались, зевали, слушая импровизацию Константиныча не без некоторого удовольствия. При некоторых пассажах на заспанных лицах появлялись улыбки, порой раздавался смех, и слышались голоса:
-Ишь ты.…Как сегодня увлекательно!
-Это он натощак…
-Ну и глотка же у него!
-Медная!

А о его джигитовке на рейде ходили легенды. Швартовка к родному причалу с полного хода, требовала тончайшего знания дела, умения, сноровки и ловкости. Видимо оттого, что родовые корни лихого кэпа терялись в местах, где обожают и объезжают ахалтекинцев, идет его безмерная любовь к скорости, которую он привил своему одновинтовому буксиру с седловатой палубой, ходовой рубкой и надстройкой на палубе, с капом (легкая рубка-надстройка) над машинным отделением и кормовым грузовым трюмом. За эту седловатую палубу буксир и окрестили «конек- горбунок».*

Представьте себе это чудо отечественного кораблестроения: снежно-белая надстройка на шаровом (сером) корпусе, с ходу, на всех парах, весело, играючи, вместо того чтобы согласно мудрым законам гидродинамики врезаться, перевернуться, развалиться и затонуть, - с ревом лошадиного табуна на крутом вираже останавливается у пирса как вкопанное. А это более 30-ти тонн порожнем**. Впечатляет, ничего не скажешь!
Свое ремесло наш герой знал досконально, а потому всегда любил швартоваться не абы как, а с ходу, причем на самом полном! Носом в причал. Остаются какие-то метры, дециметры-сантиметры, и...
 - Осади! - рычал он Ахметычу в машинное отделение, и тот осаживал, а «конек-горбунок» с диким ржаньем (150 лошадей как никак) вставал на дыбы и ...замирал у причала. Но, как говорится, и на старуху.…В очередной раз, когда до «стойла» оставалось совсем ничего, на полном скаку...
-Осади! – взревел Константиныч. - Полный назад!
-А взад не будет, капитан,- молвил ему на этот раз безмятежно, с поразительным хладнокровием, Ахметыч. – Заклинило, однако.
-Ик-ик-и как это?!! – успел только икнуть Константиныч в пяти сантиметрах от пирса. – Якорь вам в…! И тут же вылетел из рубки в распахнутое лобовое, не договорив, куда им этот якорь, уже на лету заканчивая свою блестящую вдохновенную импровизацию, не имеющую впрочем, ничего общего со служебными обязанностями. Случись рядом Ахметыч, и прочие, много бы нового узнали о своих ближних и дальних родственниках…

 …Дизель едва не сошел с фундамента. Ахметыч охнул и выпорхнул в соседний отсек, где влип в переборку. Практикант на швартовке взмыл и сгинул, был, и нет его. А Константиныч… Константиныч должен был врезаться в причальную тумбу и принять неминуемую кончину. Но! Надежда умирает....В последний момент, с огромными выпученными глазами, в жутком перенапряжении он преодолел метра три в сторону и рухнул в ласковые воды величавой....
       Полпричала раскурочили. И всем на зависть - без единой царапины…
Чего не скажешь о «коньке – горбунке», но это отдельная история…

*теплоходы типа "Ярославец" (проект Р-376 и другие) строились большой серией в течение нескольких десятилетий аж с 1953 до 80-х гг.
**порожнем - водоизмещение порожнего судна.