Мать

Любовь Архипова
Я так увлечена своей работой, что когда возвращаюсь домой, магазины в моем районе практически все закрыты. За молоком для своего маленького внука, которому мы с мужем заменяем и отца , и мать мне приходится ежевечерне заходить в крошечный магазинчик. К моему великому счастью , он работает круглосуточно. Около десяти вечера и позже, в нем, кроме сменяющих друг друга продавцов, которые всегда встречают меня, как родную, кроме двух-трех покупателей пива или водки, зачастую, и не бывает-то никого.

Сегодня в магазинчике я увидела старенькую бабушку, встала за ней и терпеливо ждала, пока она сообразит, что же купить. Бабушка была чуть не в два раза ниже меня и во столько же раз тоньше, так годы согнули и высушили ее. После долгих размышлений и советов с продавщицей Леной, она наконец решилась и попросила продать ей кефир. Лена тут же поставила на прилавок литровую упаковку кефира.

Бабушка очень огорчилась:
-На такой большой у меня денег нет, мне бы маленький.
- А у меня маленького кефирчика нет, маленьких в наш магазин не привозят.
Старушка очень расстроилась. Тут же мелькнула спасительная мысль, которую я с радостью выдала:
-Бабушка , а Вы купите йогурт, он тоже маленький.

Она повернулась ко мне , и я увидела её лицо, сразу же обратив внимание на глаза, смотревшие с большим любопытством. Довольно часто, обращаю внимание на лица пожилых людей. Мне кажется, что прожитая жизнь, словно художник кистями, пишет морщинами финальный портрет человека. У бабушки были пронзительно синие глаза. И , хотя на всё про всё во рту у нее имелась пара-тройка  передних зубов, лицо  сияло добротой и радушием. Она мне понравилась, её доброе лицо напомнило о моей бабушке, так много давшей мне своего тепла и доброты. Приветливо улыбаясь, я смотрела на нее.

- А что такое йогурт?
-Ну, это если бы взяли кефир и добавили в него немножко варенья. Очень вкусно и полезно.
-А где же я возьму варенья?

Теперь настала моя очередь удивляться. Лето было урожайным на ягоды, и все знакомые старушки называли его «летом красных ягод.» Пользуясь тем, что рынки были просто завалены малиной, клубникой , смородиной, земляникой, они варили варенье, чтобы холодной зимой пить с ним традиционный московский чаек. Ягоды  стоили дешево. Я решила, что бабушка совсем одинока, что у нее мизерная пенсия, и денег просто нет.

- Бабушка, а у Вас есть дети?
-А как же не быть, есть.
-Сколько?
-Сын у меня, сын.
-И что, он не может дать Вам денег, чтобы Вы хотя бы немножко сварили варенья?
-Да как же он может, ему ведь своих двух сыновей кормить надо.

Не раздумывая ни минуты, купила бабушке все виды йогуртов, продававшиеся в магазине. Вначале она даже не поняла, что я покупаю для нее, а когда Лена передала ей  пакет йогуртов, ее лицо просияло от радости, оно превратилось в лицо маленькой девочки, которой Дед Мороз положил под елочку игрушку.

-Спасибо, дочка- сказала бабушка.
 
Мне показалось вдруг, что она стала еще меньше, более согнувшейся. Неожиданно заторопившись, она вышла из магазинчика.

Довольно продолжительное время я вспоминала эту встречу, лицо старушки и возникавшие воспоминания согревали мою душу.

В тот магазинчик я продолжала заходить за все теми же покупками: молоком и йогуртом для внука, но бабушку больше не встретила ни разу.

Прошло месяца два-три…. Войдя, я увидела небольшую очередь из пяти-шести покупателей, встала в нее и терпеливо приготовилась ждать. Вдруг услышала радостный возглас:
-А вот эта женщина научила меня, что такое йогурт.

Все повернулись и смотрели на меня крайне удивленно, но больше всех удивилась я. Передо мной стояла сияющая детской улыбкой бабушка.

Она так обрадовалась мне, что я на миг растерялась и смутилась.
Уже наступила зима, ударили морозы, а бабушка как была в тоненьком осеннем пальтишке, которое было на ней во время первой нашей случайной встречи, так и стояла передо мной, словно мы и не расставались.

К груди она прижимала один крохотный йогурт.

-Видишь, дочка, вот, купила, получила пенсию и купила. Теперь с каждой пенсии покупаю.

       
Она ушла. Я купила молоко и йогурты для внука, вышла из магазина и пошла домой.

Мне было очень грустно, мне очень хотелось плакать…