Степка из фирмы счастья

Екатерина Осенняя
- Здравствуйте, Зинаида Викторовна.
- Добрый день. Я вызвала вас, Степан Николаевич, чтобы сообщить вот что… По делу Валерии Павловны Пшеничкиной зарплату мы вам не дадим.
- Что значит не дадите?! Я, что ли, даром столько лет ее дело вел?!
Зинаида Викторовна встала из-за стола и подошла к окну. Подергала веревочку, чтобы открыть жалюзи. В комнату влился теплый свет.
- Вы договор читали, когда подписывали?
- Читал, конечно.
- Тогда почему спрашиваете?
- Что я спрашиваю? Я работаю, я тут сижу ночью и днем. Этого мало?
- Мало. Вам напомнить условия договора?
Зинаида Викторовна посмотрела на него через плечо. Деловитая и немного равнодушная. Заместитель директора по счастью. Много, наверное, пришлось трудиться, чтобы забраться на такую должность.
- Вот скажите мне, что должно быть конечной целью вашей работы?
- Ну не издевайтесь, Зинаида Викторовна! Вы думаете, я целей не знаю, что ли?
- Судя по всему, - Зинаида Викторовна подошла обратно к столу и элегантно и непринужденно села на стул, - вы не совсем понимаете цели. Или недостаточно стремитесь к их достижению.
Степан Николаевич (а вообще-то Степка, потому что был он еще молодой и неопытный, а Николаевичем его называли только потому, что фирма серьезная) вытер вспотевшие ладони о брюки.
- Ну несправедливо это, честное слово!
Голос Зинаиды Викторовны стал строже. Точь-в-точь учительница старших классов. И попробуй ей возрази.
- Несправедливо? Вам, Степан Николаевич, было поручено дело Валерии Павловны. Вашей обязанностью было обеспечить ей любовный фрагмент счастья. Согласитесь, что не самую сложную задачу вам поручили? Вы бы посмотрели, как мучаются работники отдела здоровья. Против них и гены, и время – противники почти непобедимые. А у вас что? Какие у вас возникают трудности?
Степа даже не сразу нашелся, что сказать. Как это, какие трудности? Неужто в его деле трудностей нет? В конце концов, если бы не было трудностей, то разве нужен был отдел по любви?
- Да у меня много трудностей! Мне экземпляр сложный попался…
- Хотите простых экземпляров – идите животным счастье обеспечивать.
- Зинаида Викторовна… Ну мне зарплата нужна, у меня же дома семья… Жену с ребенком кормить и одевать надо…
Замдиректора достала из-под стола большую папку и стала в ней что-то искать
- Вот давайте посмотрим на отчеты. Сами увидите, какие у вашей работы результаты. Читаем? «Состояние счастья: неудовлетворительное».
- Ну я же не один ответственный за ее счастье!
- Хорошо. Отчет контролера из отдела здоровья: «Состояние здоровья: отличное». Отчет из отдела семьи: «Семья благополучная, родители любящие, с братом отношения хорошие, родственники приятные». Отчет из отдела обеспеченности: «Высокооплачиваемая интересная работа». Отчет из отдела дружбы…
- Да понял я, понял. Все у нее в других областях хорошо…
- Вот именно. А ваша область, увы, хромает. Клиент, который нам ее заказал, заплатил очень, очень, просто невероятно крупную сумму. И не просто так. Его требование было такое: Валерия Павловна должна чувствовать себя избранницей судьбы. И что я вижу, открывая отчет? «Состояние счастья: неудовлетворительное». Он вчера узнал о том, что происходит. И потребовал свои деньги назад, а помимо этого сказал, что испортит репутацию нашей фирмы, если мы в ближайшее время все это не исправим. Вам ясно?
Зинаида Викторовна замолчала и посмотрела на Степку, подняв красиво изогнутые брови.
- А скажите, Зинаида Викторовна, вот те люди, о которых мы не заботимся, те, которых никто не заказывал, - с ними что происходит? Как они живут вообще?
Щеки ее вспыхнули. Голос стал резче, громче и выше.
- Вы о чем думаете? Я вам тут пытаюсь втолковать, что в результате вашей профессиональной непригодности наш ценный клиент оказывается недоволен! А вы мне о судьбах человечества вещаете. Вас приставили к нескольким экземплярам, к Валерии Павловне в том числе, вот ими и занимайтесь! Будете хорошо справляться – можете на досуге еще несколько человек благоустроить. Бесплатно. В качестве жеста доброй воли.
- Вы мне объясните, что конкретно я не так сделал! В чем я провинился?! Я все ее желания выполнял всегда!
- Видимо, не все.
- Ну, сами посудите. Когда ей исполнилось 14 лет, вы меня к ней приставили. Я, как и полагается, изучил биографию, вкусы, увлечения. Я ежедневно прослушивал ее мысли. И, разумеется, через некоторое время была зафиксирована мысль «хочу любить». По первой же мысли я привел в ее класс новичков. И в одного из них она влюбилась. Разве не выполнена работа?
- Выполнена. Но что-то я не вижу в отчетах за то время слов «счастливая любовь».
- Это потому что мне не повезло. Он тоже оказался экземпляром, и его благодетель подсунул ему другую девушку.
- Так почему, объясните, почему вы с ним не договорились?!
- Да не знал я, что он его счастье благоустраивает! Мне, что ли, со всех досье собирать, кто за кого ответственный? Их же тысячи!
- Хотите быть профессионалом – придется собирать! Ладно, что дальше?
- Дальше она стала думать «хочу, чтобы полюбили меня».
- И?
- И ее полюбили.
- Но она - нет?
- Она - нет.
- А почему?
- Ну вы вопросы задаете, Зинаида Викторовна! Всем ведь известно, что такие осечки случаются. Подберешь человека, который по всему подходит, а потом оказывается, что клиент от него нос воротит.
- Это не осечки, а опять же непрофессионализм. Плохо, значит, вкусы ее изучали. Надо полагать, что с этим человеком у нее тоже не сложилось?
- Не сложилось. Она снова стала просить «хочу любить, хочу любить по-настоящему». Я нашел ей еще одного человека, который ей подходил идеально, вселил ей мысль, что ей для учебы интернет нужен, а там уже завел в чат.
- Степан Николаевич, ну вы больше ничего придумать не могли, кроме чата?! Это же просто отвратительно! Если бы вы работали в какой-нибудь захудалой конторке, еще куда ни шло. Но в ваших руках самая современная техника, все новейшие достижения, а вы в чат знакомиться ведете!
- На Земле это сейчас весьма распространено. У нее до этого таких знакомств не было, поэтому ей было интересно.
- Да-да. Я вижу в отчете, что ей было интересно. Тут даже местами проскакивает «Состояние счастья: полное». Но потом идет очень длинный отрезок времени с пометкой: «Не хочет жить». Это как вы объясните?
Степа замялся.
- Отвечайте, как вы это объясните?! Она должна себя чувствовать избранной, а она помереть хочет! Что вы сделали? Вы второй раз со вкусами просчитались?
- Не просчитался я со вкусами! Я после того первого случая их все от и до… Все до единого…
- Тогда что?!
- Ну… Я выбирал по вкусам… А на территорию не смотрел…
- И?
- Так получилось, что между ними две с половиной тысячи километров…
Зинаида Викторовна устало облокотилась на руку.
- Значит, географию Земли вы тоже не знаете. Хотя, даже если так, то километры – это ведь не препятствие. Только не говорите мне, что там снова кто-то старался и подсовывал ему других девушек.
- Нет, не подсовывал… Понимаете, я думал, что у них все хорошо идет, а у меня в это время ребенок родился и я должен был семье время уделять больше обычного… Я о них волновался…
- А о клиенте вы не волновались?! Вот эти листы, - она вдруг очнулась от своей усталости и стала яростно трясти в воздухе листами с черными полосками, - вот эти листы вас не волновали?!
- Я… Я… Зинаида Викторовна, вы только не сердитесь. Я, как только узнал, я сразу все это дело завершил. И другого ей привел. Честно.
- Это ее счастью не поспособствовало.
- Поспособствовало! Раньше там было «хочет умереть», а теперь «относительно счастлива».
- И вы хотите сказать, что это достойный результат?! Уже за одно «хочет умереть» вам никакой зарплаты не полагается! А за то, как вы к этому продолжаете относиться даже после моих расспросов, вас нужно попросту уволить! Две недели отработаете, пока мы не найдем другого специалиста, а после – чтобы духу вашего здесь не было! Убирайтесь вон!
- Зинаида…
- Вон, я сказала!
В ярости Зинаида Викторовна была страшна. Степка понял, что надо убираться, пока ему самому не захотелось умереть. Работу он и другую найдет. Не такую хлопотную. Главное, чтобы с семьей все в порядке было. А Валерия Павловна и без него обойдется. К ней такого специалиста через две недели приставят, что она и не вспомнит свою прошлую жизнь. Эх… Она ведь и не знает, что он ради нее целых восемь лет старался… Ну и что, что не всегда получалось?.. Старался ведь…
Степка шел по улице домой. Уволенный, униженный. Но почему-то идти ему было легко. Дома ждала семья. Жена и ребенок… И с чего он, Степка, такой счастливый?.. Может, где-то там, в таком месте, о котором он и не думал никогда, ради него старается служащий из отдела любви?.. Только не такой, как он, а талантливый…