О православной духовности

Андрей Сигутин
Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым, благочинным Обнинского округа

Средоточием православной духовности является Богочеловек,
 в то время как другие религии замыкаются на человеке.
Митрополит Иерофей (Влахос)



- Отец Сергий, что такое в вашем понимании православная духовность?
- Нужно оговориться, что такое духовность, потому что иногда даже православные христиане понимают её неверно. Светские же люди под духовностью часто подразумевают правильное эстетическое воспитание. Духовными людьми они ошибочно называют мирских поэтов, писателей, художников, деятелей культуры.
Итак, что такое православная духовность? Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух – это то, что возводит человека к Богу. Значит, говоря о духовности, мы, в первую очередь, имеем в виду Дух Божий, делающий нас Божьими. Другими словами, духовность – это путь, конечная цель которого – достижение обожения. То есть соединения с Богом именно в Духе Святом. Как сказал А.И. Осипов: «Духовность - это Богоподобие. Духовность человека определяется степенью Богоподобия». Поэтому под «православной духовностью» мы будем понимать то, что нас приводит к единению с Богом.
 Православную духовность необходимо отличать от душевности. К сожалению, проблема нашей современной Церкви в том, что многие люди именно этого и не различают. Что это означает? От прихожан часто можно услышать: мне нравится церковное пение, интерьер храма, мне по душе такой-то монастырь, мне нравится батюшка… Обратите внимание: «Мне нравится…»! И когда с такими верующими начинаешь говорить о более серьезных понятиях, выясняется, что они ходят в храм по следующим причинам: чтобы самоутвердиться – обычно это люди кризисного возраста; чтобы просто не сидеть дома (например, пенсионеры), а для некоторых посещение церкви и вовсе приравнивается к увлечению, хобби, сродни тому, что кто-то ходит в Клуб ветеранов, песни петь, а кто-то занимается вышиванием. Есть такие «верующие» и это не секрет. Но самое страшное, что они не хотят даже сами себе в этом признаться. То есть путают душевность с духовностью.

- Как человеку в нашем суетном мире приобрести мир и духовную тишину в
сердце?
- По сути, первый вопрос перекликается со вторым: как приобрести душевный мир и тишину в сердце, то есть что нужно делать, чтобы стяжать православную духовность. А многого для этого и не требуется. Всё у нас на самом деле есть: Евангелие, молитвослов, где в конце Вечерних молитв написано ежедневное исповедание грехов, и так далее. Следовательно, чтобы быть духовным, православным христианином, надо ежедневно, ежесекундно себя проверять – соответствует ли мой дух Духу Божию, способствует ли мой образ жизни очищению сердца от страстей, есть ли в моем сердце покаяние. Ежедневно анализируя свое поведение, мы осознаем, что сделали хорошего и плохого, что могли сделать хорошего, а не сделали и что сделали плохого, а могли от этого воздержаться. Если человек каждый день так себя проверяет, то постепенно он начинает преображаться из номинального верующего в православного… Если верующий этим живет, и не просто живет, а, видя свои грехи, старается изо всех сил исправиться, то это уже первая ступень к духовности. Ведь раз есть борьба с грехом, то это уже покаяние – изменение сознания. Всё… Но опять-таки, как духовность приобрести? Конечно же, духовность приобретается не теоретическими знаниями. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что Евангелие – это книга Жизни, поэтому читать ее надо жизнью. Другими словами, никакая теория не заменит практического знания. Как отметил профессор А.И. Осипов, бесы намного лучше нас знают Писание, однако же, по-бесовски. Не зря Апостол учил: «Знание надмевает, а любовь назидает». От нас же требуется другое – простота и искренность, жить по совести.
Как приобрести мир и духовную тишину в сердце?.. Мир приобретается очень просто: вследствие жизни по Евангелию и от понимания того, что всё происходит по воле Божией. Без воли Божией, как известно, ни один волос с головы не упадет, никакая проблема не случится. Но к великому сожалению, люди обычно забывают, что скорби и благоденствие – это действия той же самой Божией Любви к человеку. Если мы думаем, что в жизни всё происходит случайно или что Господь нас наказывает, то эти убеждения будут ошибочными. Потому что, так думая, можно далеко зайти. Духовный человек считает, что Господь даже скорби нам попускает по Своей любви для нашей же пользы, и в этом обязательно есть Божий промысел. Такой взгляд на жизнь и есть та соль, которая предохраняет мир от гниения и по-другому именуется христианским смирением. Через покаяние человек украшается еще и смирением, которое является доверием Промыслу Божьему и называется миром в душе. Смиренный человек уже ни о чем суетном не беспокоится. Однако, есть крайности, такие как беспечность: а чего здесь волноваться, Бог Сам всё устраивает… Нет-нет-нет! Должна быть золотая середина – с одной стороны, на Бога надейся, а сам не плошай, с другой – без Бога не до порога. То есть, необходимо соработничество Бога и человека. А тишина в сердце – это абсолютное безмолвие, когда сердце не шумит от страстей. Ибо в сердце присутствует беспокойство, когда в нем – страсти. Например, рассердились на кого-то, а потом всю ночь не могли уснуть – всё внутри бурлило; либо с кем-то поругались и не знаете, как замолить вину – опять же беспокойство… В принципе, вопросы-то простые, но они вечные, актуальные.

- Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?
- Конечно же, живущим по-христиански, стремящимся к Богу. Есть ли такие люди? Да, разумеется… Духовный – это не тот, кто говорит о Боге, а кто живет Богом и идет к Нему. Люди, коих я встречал на своем жизненном пути и о которых мог бы сказать, что они духовные, обладали удивительной простотой. У них была мудрость…
- Как сказано в Писании: «Не отходите от простоты Христовой…»
- Да. Один уважаемый батюшка говорил: «Вы думаете, что сейчас мир спасается молитвами священников и архиереев – нет. Он спасается молитвами стариков и старушечек, неприметных миру». Милостью Божией я таких стариков и старушечек встречаю в своей жизни. Они очень простые, незаметные. Поэтому я боюсь говорить о ком-либо, духовный это человек или нет. Бог смотрит не на лицо, а на сердце… Истинная духовность чувствуется… Поэтому я этот вопрос оставил бы без ответа…
Отмечу лишь: слава Богу, людей, стремящихся жить духовно, много. Но еще раз повторюсь: эти крепкие православные не стараются быть на виду и навязывать кому-либо свое понимание веры и духовности. Они неприметны для окружающих, потому что работают над собой и ведут настоящую духовную жизнь: «до крови» борются со своими страстями и похотями и не замечают грехов других. С другой стороны, сейчас существует немало людей, считающих себя православными, у которых вся их вера заключается только в словах, а не в делах. «Духовность» же иных «верующих» состоит лишь во внешнем делании, а не во внутреннем. Зато, с каким напором и одержимостью они пропагандируют свою «истинную» веру! А копни поглубже – у них ни веры, ни любви Христовой нет… Духовный человек – тот, кто живет по-христиански. Понятно, что в нем присутствует Дух Божий. Таких людей спустя время именовали преподобными, то есть уподобившимися Богу.
Раньше тех, кто жил духовно, называли рабами Божьими, потому что они трудились в Боге и ради Бога, стремились вполне предаться Его святой воле. Ныне же, в силу нашей душевности, понятие «раб Божий» девальвировалось (обесценилось), потеряло свою значимость. И вы знаете, какое слово сейчас начали употреблять люди, которые более-менее правильно размышляют, - «адекватный». Что это означает? Дать правильную оценку происходящему событию или состоянию своей души. То есть, не впадая в крайности – в правые и левые – держаться среднего пути, может быть, и хромать на нем, но зная точно этот путь…
Преподобный Серафим Саровский учил: решимости нам не хватает. Была б решимость, всё бы было. А мы маловерны и боязливы. И тут возникает еще одна сложность. Знаете, чего мы боимся? Мы страшимся нарушить свой мнимый покой: а вдруг мы не потянем, или что-то с нами случится. Обратите внимание на вопрос, который задаем сами себе: «А вдруг с нами что-то случится?» То есть мы сразу же выпадаем из потока воли Божией, думая, что не Промысел Божий, а какой-то случай действует в нашей жизни… И начинаем перестраховываться, то есть вместо смиренного упования на Бога полагаться на собственные силы. Вот в чем беда.
У каждого человека есть совесть и свойство себя оправдывать. Надо же оправдать своё малодушие – я же верующим считаюсь. И возникает еще одна проблема: многие люди начинают грех возводить в рамки нормы. Это называется обмирщение: то, что предлагает не Бог, а мир, лежащий во зле, становится нормальным. Тот же «теплохладный» покой, тот же внутренний комфорт: ну, можно немножко погулять, развеяться, немножко то, немного это… Но почему-то, рассуждая таким образом, выбор часто делается не в пользу Бога, а в пользу мира. То есть за рамки дозволенного мы пока вроде не вышли, но, вместе с тем, в современном человеке преобладает нега, расслабление, осуждение, злословие, вещелюбие…
Есть золотая середина – всё позволительно, но не всё полезно, и этого следует твердо придерживаться. Духовный человек никогда не забывает: «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4, 4).
- Отец Сергий, большое спасибо за беседу. Позвольте её закончить словами митрополита Иерофея (Влахоса): «Согласно Апостолу Павлу, духовный человек - это тот, кто стал сыном Божиим по благодати… Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ((Рим.8)… Святитель Василий Великий, исследуя, что значат слова: "человек становится храмом Всесвятого Духа", богодухновенно учит, что храмом Святого Духа является человек, чей ум не подвержен смущениям от искушений и от постоянных забот, но стремится к Богу и общается с Ним. Таким образом, духовный человек имеет внутри себя Духа Святого, что подтверждается его непрестанным памятованием о Боге… Приобщение Всесвятому Духу преображает человека из плотского в духовного, и потому, согласно православному учению, духовный человек есть по преимуществу святой… В этом смысле православная духовность не абстрактна, но воплощается в личностях святых. Следовательно, святые - это не просто хорошие, высоконравственные люди в строгом смысле слова, это не просто те, у кого хороший характер, но те, в ком действует Всесвятой Дух…
Таким образом, православная духовность - это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом».