Картина и фотография

Игорь Желнов
Эссе

Что такое, в сущности, фотография? Мгновенный слепок бытия, вспышка, высветляющая мгновение жизни и оставляющая его не только в памяти, но и в материальном мире. Не то же ли и с картиной? Не так всё просто…

При всех достоинствах нынешней техники, фотография плоска, она крадёт или искажает такие нюансы, как блеск глаз, естественность позы и движения, одухотворённость, экспрессию чувств… Конечно, и в фотографии есть свои художники, но и они бессильно отступают перед законами жанра. Обычно (если только не сделана случайно) фотография запечатлевает определенный значимый момент жизни, и человека, переживающего сей момент, именно для этого она и служит, и потом помогает вернуться к нему, чтобы еще раз его пережить и дать почувствовать другим людям. Кроме того, между субъектом и объектом фотографирования всегда стоит аппарат, пусть даже совершенный. Между художником и натурщиком не стоит решительно ничего, ибо кисть является продолжением мастера, его частью, как рука или глаз. Художник может, если это необходимо, внести новые краски, которых нет ни в одежде, ни в теле того, кого он изображает, ни в окружающей обстановке – для того лишь, чтобы более выпукло показать внутренние качества человека перед ним, в сущности, он может даже изменить его возраст несколькими мазками.

Художник, в отличие от фотографа, не ставит задачу объективности, напротив, он субъективен до предела, он со-творит самому Создателю, меняя созданное по Его образу! Фотограф же должен передавать то, что есть, а не то, что было, будет или хочется… Он больше, чем художник, во власти времени. В отличие от пейзажной фотографии, где чудеса природы сменяются подчас так быстро, что художник не в силах угнаться за ними (в этом фотограф как раз имеет фору), создавая портрет человека, спешить некуда, и маэстро-художник может выразить то, что не видно его визави, подчас предугадать его судьбу, возвеличить или, наоборот, довести до гротеска, сатиры его натуру (как можно видеть, к примеру, в портретах Гойи)… К тому же, некоторые люди по натуре своей «нефотогеничны» и на фотографиях просто невозможно передать их уникальности, как внутренней, так и внешней. Художник же в силах выразить красоту такого человека в полной мере, даже не прибегая ни к каким ухищрениям. И еще, ничто не заменит осязаемой энергии живых красок, которые сами по себе имеют власть почти магическую! Многие великие художники специально и подолгу искали, как можно красками изобразить, например, воздух, полутени, солнечный свет... и достигали удивительного совершенства, при этом не только передавали тончайшие оттенки, но вкладывали свою душу, которая доныне оживляет эти краски, искали специальные составы, что до сих пор повторить не могут! А лица на картинах Босха? Они и реальны, и фантастичны одновременно! И какая экспрессия! Именно сочетание реальности, фантазии и энергии художника дает силу шедевру живописи!

Поэтому я всегда предпочту написанную мастером картину прекрасно снятой фотографии…