Стихотворения из книги Страна Читания

Юрий Чапала
ICQ 419-578-110

СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ КНИГИ «СТРАНА ЧИТАНИЯ»

От автора:
Моя основная специальность – педагог, преподаватель русского языка и литературы. Так сложилась педагогическая судьба, что дело приходилось иметь главным образом с «трудными» детьми и подростками. Именно о них, "трудных", в силу разных причин оказавшихся за тюремной решеткой - представленный здесь же роман "Сочинение на несвободную тему". Однако на протяжении многих лет работал и над проблемой быстрого обучения чтению деток дошкольного возраста. Своеобразным обобщением опыта в данном направлении явилось готовящееся к изданию учебное пособие «Страна Читания», включающее в себя подробные методические разработки полного курса обучения чтению, а также более 50-ти авторских стихотворений, поскольку в стихотворной форме материал усваивается малышами намного быстрее. Некоторые из стихотворений предлагаются вниманию читателей. С более подробной информацией о методике можно ознакомиться по запросу в гугле "Почем билеты в страну Читанию?"

МИР ЗВУКОВ

Есть на свете много звуков:
Презвоны, скрипы, стуки…
Мотоцикл протарахтит –
Звук с дороги к нам летит;
Скрип – калитка,
Дятел – стук!
Раздается новый звук.

Звуков в мире миллион:
Вот - протопал важный слон,
Вот - промчался самолет,
Вот - соловушка поет!

Скрипка, флейта, телефон,
Медный колокола звон,
Дождик, гром, стакан, газета,
Мяч, пчела, свисток, ракета,
Все звенит, жужжит, рычит,
Все по-разному звучит.

И лишь только звуки речи,
Нашей речи человечьей,
Да веселый детский смех
Отличаются от всех!


НЕУДАЧНЫЙ УРОК

Подошел котенок к Майе,
Пропищал котенок: «Мяу!»
Хочет Майя угадать:
- Что пытался он сказать?

Может быть, угодно киске
Молочка попить из миски?
Или песню затянуть?
Или валенки обуть?
Или в куклы поиграть?
- Нет, никак не угадать!

Вот бы здорово бы было,
Если б киска говорила!
Я бы поняла тогда
Что у киски за беда…

Но котенок снова: «Мяу!»
Не понять котенка Майе!
«Мяу!» - вот и все слова.
Просто кругом голова…

Говорит котенку Майя:
- «Я тебя не понимаю!
Научиться бы тебе, полосатому,
Говорить по-человечьи с ребятами.

Стали бы с тобой болтать,
Книжки стали бы читать.
В школу бы ходили,
Вместе бы учились,
Вместе б делали уроки,
А потом
Стал бы ты
Ученым, умным котом.

То-то все бы уважали тогда
Говорящего ученого кота!

Удивлялись бы:
Глядите-ка, глядите-ка!
Кот в газете читает про политику.
Про политику!
Не слыхано – не видано!
Нет, не зря ему, видать,
Газета выдана…»

Долго убеждала Майя:
- « Ты бы ездил на трамвае,
Самолетом бы летал,
На рояле бы играл,
Всех котов на свете стал бы умней…»

Вдруг – чирикнул во дворе
Воробей!
Озорник усатый - в дверь:
Скок!
Не пошел ему урок
Впрок…


ПЕРВОЕ СЛОВО

Спит Дениска в колыбели.
Парню – год и две недели.
Рядом мама что-то шьет,
Сыну песенку поет:

«Спи, мой мальчик!
Спи, мой птенчик!
Подарю тебе бубенчик!
Будет он тебе звонить,
По утрам тебя будить!

А когда большим ты станешь,
И до звезд рукой достанешь,
Мой подарок сохрани,
Пусть всегда тебя хранит!

Как заслышишь звон знакомый,
Вспомнишь ты об отчем доме,
И о мамочке своей,
Той, кому ты всех милей».

Тут малыш в своей кроватке
Потянулся сладко-сладко,
А потом открыл глаза,
Улыбнулся и сказал:
МА-МА!

Мама – слово славное!
Мама – слово главное!
Повтори скорее снова
Это ласковое слово:
МА-МА!


БУКВЫ

Миша книжку в руки взял.
Долго он ее листал.

В книге – яркие картинки:
Вот плывут в воде сардинки,
Вот щенок поймал жука
(Трусит он жука слегка),
В мяч играет детвора
- Развеселая игра!
Кот охотится за мышкой…
Хороши картинки в книжке!

А под ними – все ряды
Одинаковые,
А в рядах – теснятся странные
Каракули!

Что за черные значки?
Может, это паучки?
Или, может быть,
В строю, на парадике,
Шаг чеканят
Оловянные солдатики?

Смотрит в книгу Михаил,
Удивляется:
Как солдатики – значки
Называются?

Для чего они нужны?
Так ли уж они важны?
Дай, спрошу у брата:
- Для чего - солдаты?

Обнял брат за плечи Мишку
И ответил:
- «Ты, братишка,
Хоть и мал, но должен знать:
Книжки – чтобы их читать.
Книжку прочитаешь –
Обо всем узнаешь.

А солдатики-значки
Зовутся БУКВАМИ
Буквы выучишь –
Волшебником будешь.

Станешь буковки выстраивать в слова,
И тогда постигнешь суть
Волшебства:
Эти черные букашки
Оживут – и прыг с бумажки!

Со страниц, как из волшебного ларца,
Станут сыпаться слова-чудеса.
Вырастет высокий лес
Из словесных из чудес.

Чтоб в лесу не заблудиться,
Должен ты читать учиться».
Призадумался всерьез
Михаил.
Поскорей читать учиться
Решил.

-Эй, вы, буковки-букашечки мои,
Буду знать вас всех по имени,
Разузнаю, как вас звать-величать,
Стану с вами я секретничать.

Вы расскажете мне, буковки, сперва,
Как из вас получаются слова,
А затем, со всем ко мне уважением, -
Как из слов суметь составить предложение.
Как от вас узнаю эти
Развеселые секреты,
Я любую книгу
Одолею мигом!


ПОПУГАЙ

Подарили Светке
Попугая в клетке.
Не щенка, не зайчика,
Попку – попугайчика!

Крючконосого!
Длиннохвостого!
Настоящего!
Говорящего!

Стала Светка с попугаем
Болтать.
О себе его просит
Рассказать:

«Расскажи мне, Попочка,
Про себя:
Где твои приятели,
Где друзья?

Где летают деточки,
Мальчики и девочки?
Скучно ведь без деточек
В клеточке?

А еще мне расскажи,
Где ты, Попка, раньше жил?
Где тебя поймали:
В солнечной Австралии?
Или в жаркой, душной
Америке Южной?
Или в джунглях Африки,
У Замбези – реки?

- Не печалься, Попочка,
Не тужи,
Обо всем мне, миленький,
Расскажи!»

Поглядел из клетки
Попугай на Светку
И ответил так:
«Попочка – дур-р-рак!»

Трижды эту фразу он
Прокричал,
А затем нахохлился,
Замолчал.

Может быть, и рассказал бы
Про Австралию,
Где живут
Кенгуру и коалы,

Про знойную, душную
Америку Южную,
Про густые, гигантские
Леса африканские,

Про жирафов и слонов
У Замбези – речки…
Но не знал он больше слов
Человеческих!

Рассердилась Светка,
Отошла от клетки:
«Ты уж, Попка, сам с собой
Разговаривай...»

Вот тебе и чудо-птица
Попугай!

Крючконосый,
Длиннохвостый,
Настоящий,
Говорящий!
 
…А у вас, ребятки,
С речью все в порядке?

Все ли знаете слова,
Девочки и мальчики?
Или есть  среди вас
Попугайчики?



РИСУЕМ ЗВУКИ

Вам художник Краскин Петя
Нарисует все на свете!
Сможет он нарисовать
Телевизор и кровать,
Тепловоз и телефон,
Экскаватор и вагон,
Лошадь, страуса, жука,
Мышку, птичку, червяка,
Крейсер, пушку, самолёт,
Паровоз и пароход,
Дальние планеты,
 - Все рисует Петя!

Вот однажды мы спросили:
- А скажи, тебе по силам
Не планету, не кровать,
Звуки нам нарисовать?
Нарисуй-ка звуки,
Мастер на все руки!

Как тут принялся наш Петя вздыхать:
- Звуки очень нелегко рисовать!
Лишь большой художник
Это сделать может.

Нужен мастеру великий талант,
Чтобы красками суметь рассказать
Как шумят березы,
Как трещат морозы,

Как свистят коньки по гладкому льду,
Как хвостом плеснула щука в пруду,
Как кричат весной на ветках грачи,
Как на пастбище корова мычит,

Как малыш смеется, маму увидав,
Как звенят под свежим ветром провода,
Как щебечут в поднебесье стрижи,
Как пчела над васильками жужжит…

Сложная наука
На картине - звуки!
У меня не получается пока,
Не дорос я до художника!

Мы сказали Пете Краскину тогда:
- Это, Петя, не беда – ерунда!
Будешь ты учиться –
Станешь живописцем!

Только все же ты не понял наш вопрос:
Нам не важно, как зимой трещит мороз,
Как свистят коньки,
Как жужжат жуки…

Мы тебя спросили, Пётр, не о том,
Мы тебя спросили, Пётр, о другом.
Мы пытались у тебя разузнать:
ЗВУКИ РЕЧИ смог бы ты нарисовать?


- Звуки речи? – удивился он в ответ,
- Звуки речи? – ничего проще нет!
Всякий их
Нарисует
Без труда,
Для того и существует
ГРА-МО-ТА!

Нарисованные звуки
Нашей речи –
Это БУКВЫ!



ПИСЬМО ДЕДУ

Скоро у деда Кузьмы юбилей.
Деду исполнится семьдесят лет.
Надо бы деда поздравить, да как?
В разных живут внук и дед городах.

- Проще простого, - заметила мать. -
Дедушке надо письмо написать.
Внучек румянцем залился до щек:
- Я ведь писать не умею еще!

- Да, в самом деле, вопрос непростой, 
Но совладаем и с этой бедой, -
Чубчик взъерошила мать малышу.
- Ты продиктуешь, а я напишу!

Сказано-сделано. Белый листок
Вскоре покрылся дорожками строк.
Букву за буквой, строку за строкой
Мама выводит умелой рукой.

Внучек диктует: «Дедуля, привет!
Прожил на свете немало ты лет.
Все повидал: и нужду, и войну,
Поднял из пепла родную страну,

Строил заводы, мосты возводил -
Славную жизнь ты, дедуля, прожил.
Будь же и впредь и силен, и здоров!
Любящий внук твой Андрюша Петров».

Листик – в конверт. Через несколько дней
Дед прочитает, что пишет Андрей.
Только Андрейка глаза опустил…
- Что ты, сыночек, опять загрустил?

Или не рад, что в три годика смог
Сам сочинить ты такое письмо?
Тяжко вздыхает Андрей: – Знаешь, мам,
Сам сочинял, но писал-то не сам!

Дедушка только письмо развернет,
Глянет – и сразу же это поймет!
Скажет насмешливо: «Мал еще внучек.
Знать, не дорос до тетрадок и ручек!»

Скажет – и будет, конечно же, прав…
Нет, самому наступила пора
Браться за ручку, букварь и тетрадь.
Мама! Хочу научиться писать!

Буду учиться, а ты мне поможешь.
Буду учиться! Хочу, чтобы тоже
Мог бы я с ручкой, как ты, управляться.
Мама, поможешь? Я буду стараться!

- Что ж, помогу. Только чуда не жди!
Много работы у нас впереди,
Труд этот долог, непрост, кропотлив,
Он не для тех, кто слезлив и ленив.

Только упорный добьется победы.
Ты – из таких. А поэтому деду
Верю, не далее, чем через год,
Собственноручно напишешь письмо!


ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки и буквы
Очень похожи
Звуки и буквы –
Это одно и то же.

Только звуки –
Это то,
Что мы говорим и слышим,
А буквы
– то,
Что мы читаем и пишем.

Каждый звук
Можно в голос сказать
А можно буковкой
Записать в тетрадь

Давайте, к примеру,
Попробуем, друзья,
Произнести голосом
Букву
Я


 - Я!
Слышите?
Тот, кто букву в голос сказал
Громко
Голосом
Сам себя назвал!
Ну, дорогие мои,
а теперь,
Давайте-ка произнесем
Букву
Р

 - Р-Р-Р-Р!
Правда ведь,
Эта буква звучит
Так страшно,
Словно рядышком
Лев рычит?

Уже не боитесь?
Отдохнули слегка?
Тогда вдохните
И громко скажите:
А!

 - А-А-А-А!
Так говорим мы
Когда наконец-то что-то поймем.
Скажем –
И головой в подтвержденье кивнем

Ну, что,
Понравилось так играть?
Буквы написанные
Голосом называть?

Дальше – играйте сами.
У меня просто времени нет
Буквам и звукам
Передавайте привет.

Играйте!
У вас получится!
Только не забывайте, друзья,
Главного:
Звуки и буквы –
                Это одна семья.

  ПОМНИТЕ:
Звуки и буквы
Очень похожи
Звуки и буквы –
Это одно и то же.

Только звуки –
Это те,
что мы говорим и слышим,
А буквы – те,
Что мы читаем и пишем!



СЕРЬЁЗНЫЙ РАЗГОВОР

У сестры спросила Женя:
- Что такое предложение?
Что за слово странное,
Знать его не рано мне?

- Верно ты подметила, -
Ей сестра ответила. –
Для таких малышек
Нет про это книжек.

Но тебе уж, так и быть,
Тайну я могу открыть.
Знай же:
Предложение –
Это когда женятся!

Когда дяденька – жених
Тётеньке – невесте
Предлагает, чтоб они
Дружно жили вместе.

Стали б мужем и женой,
Стали бы семьёй одной,
И растили деточек,
Мальчиков и девочек.

Женя ей тогда в ответ:
- Рассекретный твой секрет
Хоть и лет мне мало,
Без тебя я знала!

Люди женятся,
И деточки рождаются.
Так всегда
Со всеми взрослыми
Случается.

Я давно об этом знаю.
Я совсем уже большая,
Мне ведь скоро будет пять!
Как мне этого не знать?

И к тому же, и к тому же,
Не такой ответ мне нужен.
Не о том, как женятся
После предложения!

Я сейчас учусь читать
И хотела разузнать
Всё о предложениях
В книжках для чтения!

- Ах, об этом?
Так скажу тебе я:
Предложение – такая же семья.
Только дружат в нём не люди, а слова,
И простая тут премудрость такова:


ПОМНИ!
ПРЕДЛОЖЕНИЕ -
ЭТО СЛОВ СЛОЖЕНИЕ!



ЧИТАЙ С ВЫРАЖЕНИЕМ

Чтобы предложение
Правильно понять,
Мало предложение
Просто прочитать.

Знать лишь слов значение
Мало в предложении,
Надо прочитать его
С ВЫРАЖЕНИЕМ.

Вот, например:
ДВОР ОХРАНЯЕТ ЗЛОБНЫЙ ПЁС.

Точка стоит в конце.
Какова предложения цель?

Здесь предложение утверждает,
Что этот двор злобный пёс охраняет.
Пёс сторожит, охраняет его,
Только и всего.

А теперь:
ДВОР ОХРАНЯЕТ ЗЛОБНЫЙ ПЁС ?

Те же слова,
Но в конце  - значок,
Похожий на рыболовный крючок.
Он выражает вопрос:
 - Правда ли, что двор охраняет пёс?

Этот знак
Называется вопросительным,
И нет ничего удивительного,
Что он всюду суёт свой нос,
Не веря тому,
Что двор охраняет пёс.

А вот ещё:
ДВОР ОХРАНЯЕТ ЗЛОБНЫЙ ПЁС!

Снова те же слова,
Но взгляни:
Знак совсем другой после них!
Чем-то походит значок этот странный
На деревянную
Палочку барабанную.

Бьёт барабан,
Не спрашивая, и не утверждая,
А предупреждая и восклицая:

Внимание!
Будь осторожен!
Без спросу вход сюда невозможен!
Берегитесь, мошенник и вор!
Злобный пёс охраняет двор!

Вот потому и зовётся он так:
Восклицательный знак!


А ёщё в предложеньи, бывает,
Между словами
Стоит запятая.
Она как точка,
Но только с хвостиком,
И похожа на головастика.

Так вот:
Для того нужна запятая,
Чтобы тот, кто слова читает,
Увидев её,
Раз от разу
В чтении делал бы паузу.


Пример:
ЗЛОБНЫЙ ПЁС  ОХРАНЯЕТ ДВОР, ДОМ, САД, КОНУРУ И ЗАБОР.

Запомни:
Если читаешь,
И вдруг на пути
Запятая -
Пауза!
Стоп!
Отдыхай!
И только потом продолжай.


Ну, вот, вроде бы разобрались.
Итог подвести осталось.
Итог?
Он у нас таков:

Запятая,
Стоящая между слов,
И знаки,
В конце предложения,
Нужны для того,
Чтобы читать 
С ВЫРАЖЕНИЕМ!

И ещё:
Знаки эти
В стране Читании
Называются
ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ!



ТОЧКА

Точка –
Предложения дочка.
Ставится точка
В конце.
У точки –
Румяные щёчки
И лучики солнышка
На лице.

Точка –
Послушная дочка.
Крепко спит темной ночкой,
А днём
В белоснежном платочке
В близлежащем лесочке
Собирает грибочки
Между кочкой и пнём.

Точка –
Это ясность и точность,
И надёжность, и прочность,
И уют, и покой.
Точки,
Как весною цветочки,
Расцветают на строчках,
Их венчая собой.


ЗАПЯТАЯ

Запятая, запятая, –
Загогулинка кривая,
Платьице в горошках,
Тоненькие ножки,
Ленточка в косичке,
Пальчики, как спички,
Глазки, как смородинки,
А над бровкой – родинка!

Запятая, запятая, –
Завитушка завитая,
Резвая девчонка,
Голосочек звонкий!
Голосок-звоночек
Скачет между строчек,
Скачет, как кузнечик,
Среди слов-словечек:

- Эй, друзья-детишки,
Играем в кошки-мышки,
Играем в кошки-мышки
На страничках книжки!
Книжку станете читать –
Будете меня искать.
Я не стану прятаться
Вы же мне – приятели!

Запятая, запятая!
Коль увидишь ты, читая,
Вдруг её, плутишку,
Сделай передышку,
Сделай остановку,
Улыбнись плутовке,
С ней минутку поиграй,
А затем – опять читай!



ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Вопросительный знак –
Любопытный чудак.
Всё ему, что ни есть,
Удивительно.

 - Для чего? Почему?
У кого? Сколько? Как?
Что ж, на то он и знак
Вопросительный.

Вопросительный знак
Носит бархатный фрак,
И очки на носу
Любознательном.
Что ни шаг – то поклон.
И за чайным столом
Очень вежливый он
И внимательный.

 - Вам варенья? Конфет?
Шоколадку? Рулет?
Или, может,
Хотите мороженого?
Мармеладу? Драже?
Что?  Наелись уже?
Вам довольно?
Но это возможно ли?

Он узнает у вас:
 - Почему ананас
Очень сладкий,
А перец – напротив?
Отчего на Луне
Бегемотиков нет?

На блестящей Луне,
Нет которой странней,
В этой дивной стране,
Там, где всё, как во сне,
Отчего
Не живут
Бегемотики?

 - Как дела? Без проблем?
Ничего? Не совсем?
Не всегда, что желаем,
Сбывается?

Не всегда? Не беда?
Послезавтра – среда?
Неужели среда?
Что? Не правда ли? Да?

Ледяная вода?
Полевая страда?
Золотая руда?
Где? Откуда? Куда?

Вы оттуда – сюда?
Ах, отсюда – туда?
Вы и вправду туда?
Каждый день?
Иногда?..

…В нашей речи живет
Любопытный чудак.
Называется он
Вопросительный знак.



ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Восклицательный знак -
Это бравый моряк!
Брюки-клёш!
Бескозырка!
Тельняшка!
Это – грудь колесом!
Это – ветер в лицо!
И душа, как всегда,
Нараспашку!


Он – смельчак-капитан!
Что ему океан!
Громы, молнии,
Волны, как горы!
Крепко держит штурвал!
Он и хуже видал
Непогоду
В бушующем море!

Он на вахте всегда!
Все ему не беда!
У судьбы он пощады
Не просит!
Он застыл у руля!
Для него – как земля,
Под ногой
Капитанский мостик!

- Эй, матросы!
Дружней!
Не робей!
Веселей!
Нам ли, братцы,
Стихии бояться!

Ни к чему малый ход!
Только полный вперед!
Смелым море как лужица,
Братцы!

Он в бинокль глядит:
 - Братцы, враг впереди!
Там, на мачтах,
Знамёна чужие!

В бой!
Полундра!
Ура!
Абордаж!
На врага!
Все за мною,
Рубаки лихие!

В бой, корабль, лети!
Лейся, песня атак!
Всех врагов победит
Восклицательный знак!


КЕКС

 - Вам приходилось видеть кекс?
 - Не только видеть, даже есть!
 - И что вы можете сказать?
 - Что ел его, закрыв глаза!

 - Закрыв глаза? Но почему?
 - Чтоб не глядеть в глаза ему!
 - Кому? Я что-то не пойму!
- Да Витьке же! Кому, кому!

 - Какому Витьке? Что за бред?
 - Смирнову! Это наш сосед!
 - Ну, хорошо, а кекс причём?
 - А кекс при том, что был при нём!

 Он с кексом во дворе гулял!
 Я у него его отнял!


ТЕКСТ

Что такое ТЕКСТ?
 - Представь слоёный кекс:
Нижний слой –
Из теста
Обычного
Выше – слой
Из теста
Земляничного
Верхний слой –
Из теста шоколадного.
Сверху –
Розочка из мармелада.

Глянешь на розочку – сразу поймёшь,
Что кекс,
То есть всё, вместе взятое –
Блюдо сладкое и на вкус приятное.

Что такое ТЕКСТ?
- Он как слоёный кекс:
Только не из теста
Обычного,
Земляничного,
Шоколадного,
С розочкой вверху
Мармеладной,
А из предложений,
Которые надо читать
С выражением.

Сверху же,
Вместо розочки,
Слово одно красуется.
ЗАГЛАВИЕМ оно
Именуется.

Так что ЗАПОМНИ:
ТЕКСТ –
Это из предложений
Кекс!

Предложения вроде бы
Разные,
А вместе –
Читаются
Связно.

Сверху –
ЗАГЛАВИЕ,
Как украшение.
Стоит ЗАГЛАВИЕ прочитать – 
И сразу же будешь знать,
О чем расскажут тебе
Предложения.