Поди туда, не знаю куда...

Майя Андреева
На иллюстрации картина художницы Евгении Мень
"Четверть-портрет", холст, масло, см/т, 60 х 50, 2006 г.
http://www.evmmen.com/

«Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», - бессмысленно повторяю я целый день название русской народной сказки.
Как можно пойти туда, не знаю куда? Мне казалось, что это невозможно. Во всяком случае, у меня до сих пор этого никогда не получалось. Можно, конечно, идти куда-то, а попасть не туда, куда шел. Можно по десять раз передумывать и менять первоначальную цель пути. Но это не то, что надо, потому что вся штука заключается в том, чтобы идти куда-то без всякого знания, куда идешь, словно как пьяный или как сомнамбула. А это очень непросто. Потому что всегда знаешь: я иду туда-то, иду в магазин, или на автобусную остановку, или замуж, и всегда отдаешь отчет, что в данный момент у тебя есть, куда тебе идти. А если нет, то ты и не идешь. Попробуйте заставить свои ноги идти, если идти совершенно некуда, если вообще нет никакой цели! Даже если ты гуляешь, то все равно ты куда-то идешь – от того дома до этого и т.п.

С «принеси то, не знаю что» чуть-чуть легче. Это уже вполне типичная ситуация. Взять хотя бы тот же магазин. Никогда не знаешь наперед, что ты на самом деле купишь, что тебе больше понравится, или какой окажется купленная вещь. Надо только проявить немножко смелости, находчивости, интуиции, и вот глядишь уже принесла домой то, не знаю что. Или когда тебе что-то дарят. Знаешь, что тебе будут что-то дарить, но что именно, не знаешь. Или на экзамене – ну, совершенно не знаешь, что получишь и с чем придешь домой. Потому что то, что ты принесешь, это зависит не от тебя, а от того, кто тебе дает. Поэтому я и говорю, что это гораздо легче. Словом, отведите нас туда, не знаю куда, а уж принести то, не знаю что, мы как-нибудь сообразим.

 - Ты так хорошо разгадываешь сны, - сказал мне как-то муж. –Ты могла бы создать собственную фирму, дала бы, например, объявление: «Разгадываю сны».

Вот так! Это тоже из области "пойди туда, не знаю куда". Потому что легко сказать: пойди и открой свою фирму. А куда ты двинешься со своей способностью разгадывать сны? Впрочем, этот социальный аспект задачи «пойти туда, не знаю куда» - в смысле, организовать какое-то свое дело - весьма и весьма распространен. В какой-то момент нашей истории, почти каждому из нас пришлось сменить свою любимую работу и профессию и пойти туда, не знаю куда, чтобы принести в свой дом то, что однако хорошо всем известно что – деньги.
Произошло это и со мной. Я работала математиком-программистом в физической лаборатории, которая занималась термоядерным синтезом. После окончания университета я была вся из себя умная, уверенная в своих силах и усердная, рвалась в бой и писала диссертацию. Конечно, я не сама развивала тему, ведь я всего лишь математик, а роль математика в физике второстепенная. Физик, он пишет из своей головы систему уравнений, применяет к ней свои эмпирические соображения, а я всего лишь эту систему уравнений решаю. Но тоже неплохо – лавры пополам, и авторство научных работ тоже пополам. Потому что они без меня так же, как я без них.
И вот наш шеф изрек свою славную философскую идею:
«Если кто-то думает, что на этой работе он зарабатывает деньги, то очень ошибается. Чтобы продолжать здесь работать, каждый должен найти себе другую работу».

Естественно, ко мне это относилось в равной степени, как и к физикам. То есть, предлагалось найти другую работу, которая в отличие от нашей приносила бы хоть какой-то доход, а в лаборатории работать только за идею. Однако я рассудила иначе. Поскольку я не физик, а математик и выполняю здесь в физике вспомогательную наемную функцию, то есть работаю на физиков, которые по идее должны были бы мне за это платить, то для меня вторая наемная работа будет уже слишком. И, услышав заявление шефа, я – да простит меня отечественная термоядерная энергетика – навсегда покинула как физику, так и математику. Специальность моя больше была никому не нужна, и я в натуре оказалась в положении, когда идешь туда, не знаешь куда.

Прошло много лет. Сменилось много стран, много специальностей, много работ. И странно, очень странно, что после всего этого я, специалист в области прикладной математики с неоконченной диссертационной работой, с моим жестким холодным логическим мышлением, оказалась лучшей – в чем бы вы думали? – в разгадывании снов! Вот уж действительно «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Может быть, это всеобщий закон жизни, что никогда не знаешь, куда пойдешь и что принесешь? Может быть, в этом и есть смысл сказки? Ведь главного героя сказки, стрелка Андрея, тоже отправляли туда, не зная куда, принести то, не знаю что, чтобы избавиться каким-то образом от него, чтобы он навеки сгинул, не сумев выполнить своей невыполнимой задачи.

Но оказалось все совсем не так! Оказывается, есть у сказки другой совсем неожиданный смысл!
Я вдруг поняла, при чем здесь сны!
Ведь сон – это и есть то состояние, когда идешь туда, не знаю куда. Да-да, именно так! Взгляните хотя бы на свои сновидения. Часто ли вы знаете во сне, куда вы идете?

 «Пойти туда, не знаю куда» на иносказательном языке образов означает погрузиться в состояние сна. Следовательно, Андрей из сказки получает задание проникнуть в состояние сна, но проникнуть сознательно, и принести из этого состояния что-то такое, что делает человека в бодрственной жизни свободным, богатым и счастливым, что делает его Царем и владыкой над земными обстоятельствами. Ни больше, ни меньше.
Впрочем, «пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что» - это, как вы знаете из сказки, третье задание Андрея. До этого ему давались два задания полегче. Вы знаете, что есть два состояния сна: 1) это сон со сновидениями и 2) глубокий сон без сновидений.

Сперва Андрею предлагают отправиться в сон со сновидениями, то есть научиться разгадывать смысл сновидений. Обычные толкователи снов трактуют, как те или иные сновидческие образы связаны с событиями обычной бодрственной жизни, чтобы знать, чего остерегатья. Однако в сказке Андрею дают задание более интеллектуальное – сходить на тот свет, узнать, как поживает покойный царь батюшка. Стало быть, ему дают задание – определить по образам сна, что делается не здесь в физическом мире, а в другом, в духовном мире, куда люди попадают после смерти. Наверное, прежние учителя в древних славянских мистериях знали, что это возможно.
Для первого испытания Андрей берет в подмогу царского советника. По сказке он отправляется с ним на тот свет. Это значит, что Андрей собирается читать не свое сновидение, а чужое – царского советника, который был знаком с покойным царем при жизни. И из его сновидения он вытаскивает информацию о пребывании отца нынешнего царя в духовном мире. Ну, с этой задачей стрелок Андрей, а вместе с ним и Майя Андреева справились блестяще.

А дальше предстоит задание потруднее – проникнуть в состояние глубокого сна без сновидений. В этом состоянии у любого человека прекращается сознание. Недаром нынешний царь уповает на то, что Андрей там и сгинет. Ведь буквально это так и происходит во сне, в состоянии глубокого сна наше «я» исчезает, и у нас даже не остается никаких гарантий, что оно вернется снова. Когда мы спим, мы не знаем, что мы проснемся. На языке образов второе задание гласит – сходить в тридесятое царство и добыть кота Баюна. Кот Баюн – это Страж Порога, который стоит у врат тридесятого царства, куда мы попадаем во время глубокого сна, и он отнимает сознание у всякого вступающего туда человека. Он отнимает у человека сознание для блага последнего, чтобы тот не узнал ничего о тридесятом царстве, ибо то, что человек там увидит, может раздавить его психику и лишить рассудка. Кот Баюн больно кусается и царапается. Андрею предстоит нелегкая борьба за сохранение в состоянии глубокого сна своего бодрствующего сознания. Кот начинает рассказывать ему сказки, чтобы этими сказками усыпить человека. Но на голове у Андрея три железных колпака, а в руке три металлических прута – то есть, его мышление не поддается усыплению, кроме того оно активное, хлесткое и гибкое, и он фактически изматывает им кота Баюна и одерживает над ним полную победу. Таким образом, Андрей завоевывает второе состояние сна, отныне он может находиться во сне, не утрачивая своего сознания, и брать из этого состояния идеи-сказки.

Но это еще не все. Оказывается, у человека есть и третье состояния сна – еще более глубокий сон, о котором нам вообще ничего не известно по той простой причине, что мы уже во втором состоянии теряем сознание. Мы становимся в этом третьем состоянии подобно мертвому камню, но даже и в нем не прекращается жизнь. Об этом состоянии мы вообще не сохраняем никаких воспоминаний, и то, что мы из него выносим каждое утро, превращается во время бодрствования в наши физические обстоятельства, которые мы не в силах изменить. То есть, мы проживаем небольшой кусок нашей жизни сначала во сне – в это время нашу душу ведут в духовном мире духовные существа - а затем приносим этот кусок в дневную жизнь и проживаем его здесь, как нашу физическую жизнь в течении следующего дня со всеми ее обстоятельствами и силами. И так каждую ночь и каждый день. Каждую ночь, погружаясь в сон, мы приносим оттуда то, что переживаем потом утром и днем вплоть до следующего сна.
И смысл третьего задания заключается в том, чтобы сознательно принести из состояния сна все то, что человек пройдет завтра днем. Это и называется на образном языке сказки «принести то, не знаю что». «Не знаю что» потому что это будет только завтра утром. Это не содержится еще в наших сегодняшних мыслях и намереньях. И в принципе, если мы отправляемся в это третье состояние сна сознательно (а не на поводке у духовных сил, которые пекутся о нашем постепенном развитии), то мы можем взять из него все что угодно. Мы можем войти в это состояние с любыми нашими желаниями, и назавтра все наши желания будут исполнены.
Ну а как войти и что для этого надо делать, читайте сказку «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».