Джоанна Мэйси - Гея, наша жизнь

Виктор Постников
Гея, наша жизнь


Пойдемте со мной и заглянем в историю, которая касается всех нас. Ритм этой истории стучит в наших венах. Это ритм сердца вселенной.
Сейчас наука занята написанием истории нашего происхождения, подтверждающей нашу тесную связь со всеми существами на Земле.
Есть также великое желание и потребность в этой истории, способной прервать изоляцию нашего вида от остального мира и восстановить нашу идентичность. Выбраться сегодня из наших индивидуальных тюремных клеток – пожалуй, самая интересная и сложная задача.
Настоятельная задача для всех нас сегодня – вспомнить нашу историю, проникнуться ей, попробовать ее на вкус. Потому как настал тяжелый и опасный период. Знание этой «большой истории» должно придать нам силы, чтобы продолжить путь. Оно придаст нам мужества, силы, радости, чтобы снова окунуться в здоровый танец природы. Давайте вместе вспоминать.
На протяжении всех наших дней, во время работы, мы слышим стук сердца. Во сне, просыпаясь утром, во время работы и любви, наше сердце не прекращает стучать. Этот равномерный стук сопровождает нас по жизни. Он же может увести нас назад, в нашу прошлую жизнь, в наше детство, до самого рождения. Когда мы плавали в утробе матери под ее сердцем, был тот же звук, тот же ритм.
Пусть этот ритм перенесет нас еще дальше в прошлое. Давайте уйдем за временные пределы существования нашего тела, к первому моменту, когда звезды только начинали образовываться. По данным ученых, это произошло пятнадцать миллиардов лет назад – они называют это Большим Взрывом.
Мы уже тогда летели сквозь пространство и время, создавая пространство и время. Медленно, в водоворотах света и тьмы, мы приобретали форму. Мы были тогда огромными облаками из газа и частиц. Хватит ли у вас воображения, чтобы представить себя частицей? Кружащиеся во вселенском водовороте частицы, пожелали друг друга и образовали атомы. То же самое желание формы стучит сегодня в наших сердцах.
Десять миллиардов лет спустя, одна прекрасная вращающаяся масса оторвалась от общего яркого солнца – которое мы чувствуем сегодня на своем лице – чтобы образовать форму. Так началась жизнь Геи.

       * * *

Дотронься до нашей Земли, дотронься до Геи.
Дотронься до своего лица – это тоже Гея.
Прикоснись к сестре или брату – они тоже Гея.

Сегодня, Гея начинает осознавать себя, она начинает понимать, кто она такая. Насколько она богата и разнообразна своими утонченными формами.

Давайте представим, что ее жизнь – наша жизнь – спрессована в двадцать четыре часа, и начинается в полночь. До пяти часов пополудни все ее приключения были геологическими. Из вулканов вырывалось пламя, проливные дожди покрывали плавающие континенты, возникали новые моря, и только в пять часов появилась органическая жизнь.
Подчиняясь ритму своего сердца и ритму вселенной, вы тоже можете освободиться от последней формы своего существования. Огонь первых вулканов, сила тектонических плит по-прежнему глубоко в нас. И вполне возможно, если все будет продолжаться по тому сценарию, который разворачивается сегодня, мы все возвратимся к неорганической форме жизни. Некоторое время мы будем радиоактивными, но мы способны с этим справиться.
Сегодня в наших телах хранятся следы всей органической истории Геи. Сначала мы жили в воде, мы помним об этом в утробе матери, у нас появляются жабры и плавники. Соль первых морей по-прежнему в наших слезах и крови. И эпоха динозавров в нас, она отложилась в рептильном мозге, удобно расположившемся на кончике спинного мозга. Сложная органическая жизнь научилась защищать себя, поэтому наша нервная система инстинктивно решает: бороться или бежать.
А когда мы появились в виде млекопитающих? В 11.30 вечера! А когда стали людьми? За секунду до полночи.

А теперь возьмем эту секунду до полуночи и, в свою очередь, растянем до 24 часов человеческой истории.
Начиная от полуночи до 2 часов пополудни мы жили небольшими группками в Африке. Можете ли вы вспомнить этот период? Мы чувствуем себя очень уязвимыми; мы не можем бегать так же быстро как другие животные, у нас нет таких когтей или клыков, или твердой крепкой кожи. Но у нас есть замечательные руки, большие пальцы, помогающие в изготовлении инструментов и оружия. И у нас есть способность к речи, благодаря горловым связкам и лобным долям мозга. Рычание и крик превращаются в язык, помогающий разрабатывать совместные стратегии и проводить ритуалы. Сидя на краю леса вокруг костра, мы вязали корзинки и рассказывали друг другу истории, и это был самый большой вклад в наш человеческий опыт.
Затем, мы разошлись по небольшим группам. Мы разбрелись по поверхности Геи; научились бороться с холодом, охотиться на мамонтов и отличать деревья, цветы и времена года. Мы узнали, что Гея дает нам жизнь, мы восхищаемся и в то же время боимся ее; мы платим ей нашей грудью и нашим потомством. Когда мы занялись сельским хозяйством, начали одомашнивать животных, устраивать огороды и посчитали, что они могут являться частной собственностью, когда построили города с амбарами и храмами и обсерваториями для слежения за звездами, на часах было 11.58 вечера. До полночи оставалось две минуты.

В 11.59 перемены стали происходить с нарастающей быстротой: мы захотели составить карту звездного неба; мы захотели стать хозяевами своего внутреннего опыта. Для освобождения ума мы оторвались от Геи. Мы строим гипотезы, устанавливаем правила и ищем все большей свободы для действий. Возникают величайшие религии. За шесть секунд до полуночи появляется человек по имени Будда, а вскоре за ним другой – Иисус из Назарета.
Индустриальное общество с его бомбами и бульдозерами появляется за несколько миллисекунд до окончания дня.
Эти несколько микросекунд отделяют нас от окончания нашего срока на Земле. И каждый из нас чувствует это. Каждый чувствует, что мы на граю гибели, что сама Гея в опасности. На некотором уровне сознания мы это понимаем. О да, мы думаем, что должны вылечиться и укрепить свою индивидуальную жизнь. И это правда. Но мы также ощущаем, что наша планета в опасности и вся жизнь может погибнуть! И мы боимся, что, если думать об этом все время, можно сойти с ума.
Трудно поверить в то, что мы пришли к апокалипсическому моменту. Даже те из нас, кто пытаются остановить ядерное вооружение, с трудом верят в реальное существование этой угрозы. После миллионов лет эволюции жизни, после тысячелетий цивилизации, после Иштара и Шекспира и Ганди и Дороти Дэй мы с трудом верим в то, что кто-то может сознательно изготавливать и применять оружие, направлять его на население, ставить на боевую готовность, доверять компьютеру его управление…

Поэтому наступил уникальный момент в нашей истории. Я полагаю, что некоторым образом мы сами ответственны за поворотный момент в нашей истории. Мы стоим перед необходимостью проверить все, что мы знаем о взаимосвязи явлений в природе, о нас самих – проверить сейчас, когда Гея больна и ее дети больны. Мы остаемся жить на планете, понимая, что сознательная жизнь на этой прекрасной планете может прекратиться. Наши бабушки и дедушки не испытывали ничего подобного, потому что каждое новое поколение считало само собой разумеющимся, что жизнь будет продолжаться. Каждый жил, не особенно задумываясь об этом. Личная смерть, войны, несчастья не могли разрушить общую уверенность в том, что жизнь продолжится. Теперь такой уверенности нет. И мы живем, остро осознавая всю тяжесть нашего положения. И это не потеря будущего, это потеря веры в будущее. И это ощущение приходит ко всем – неважно, служат ли они Пентагону или борются за мир. Подсчитать потери сложно, если вообще возможно.

В т.н. "примитивных" обществах юноши проходят обряд инициации, поскольку именно в юности личная смерть становится частью жизни индивидуума. Юноша проходит через обряд, чтобы интегрировать это знание и таким образом приобщиться к правам и обязанностям взрослого члена племени. Сейчас этот процесс происходит со всеми нами, но уже на коллективном, планетарном уровне. Мы начинаем осознавать факт нашей коллективной смерти как биологического вида. Нам нужен коллективный обряд, чтобы проснуться и осознать права и обязанности нашего планетарного взросления – нам надо поскорее стать взрослыми! В некотором роде, это то, что мы делаем здесь, в этой книге.

Когда вы закончите читать, пожалуйста, не прекращайте вслушиваться в ритм планеты. Вы услышите его в своем сердце. Это одновременно и стук сердца вселенной, стук сердца Геи, и вашего большего «Я».
Когда вы возвратитесь в свои сообщества, и продолжите организационную работу, чтобы сказать «нет» машине смерти и «да» жизни, помните о своей истинной личности. Помните историю своего происхождения, откуда вы родом. Сбросьте фальшивые одежды, откройте свою истинную натуру. Вы говорите не только от себя и не только для себя. Вы родились не вчера. Вы пережили много смертей и знаете теперь, что в стуке вашего сердца, в ваших костях, отражена хрупкая, утонченная жизнь. Теперь вы должны действовать от имени этого знания. Теперь вы будете говорить и действовать смело и настойчиво. У вас такой большой и прекрасный опыт – за вашей спиной вся история Геи.

__________________________
Из книги "Думать как гора" (Совет Всех Существ), New Society Publication.
(C) John Seed, 1988


Комментарий ВП.  На мой взгляд, это самое лучшее, что было написано для тех, кто решил покончить жизнь самоубийством.  Всегда, когда меня одолевает тоска или отчаяние, я вспоминаю этот текст.