Ошибка Стейница

Алексей Большегоров
Существует ряд версий этой истории.
Авторская интерпретация одной из них приводится ниже.

Король шахмат Вильгельм Стейниц нуждался в деньгах. Свой последний гонорар он успел потратить, а до будущего турнира оставался месяц. Острое чувство голода все утро настойчиво заявляло о себе Стейницу, и он подумал, что не мешает заглянуть на часок другой в кафе и сыграть там хотя бы за обед с каким-нибудь чудаком партейку, а если повезет, то и за деньги. Облачившись в выходной костюм, состоявший из цилиндра, накрахмаленной до хруста ослепительно белой рубашки с бабочкой, клетчатых брюк, коричневого пиджака и такого же цвета жилета, увы, уже без золотой цепочки и часов, кои пришлось отнести в ломбард, Стейниц вышел из дому. Народу в заведении с красноречивым названием “Гамбит” было мало и, спросив у официанта газету, он устроился за угловым столиком у окна. Ароматные запахи, тянувшиеся с кухни, предательски щекотали ноздри Стейницу. Сглатывая слюну, он яростно шелестел газетой, украдкой окидывая поверх развернутого во всю ширину листа лениво заполнявшийся зал. Не прошло и часа, как наполненный сочным бифштексом, жареным картофелем и темным баварским пивом желудок Стейница, наконец, заставил его забыть о себе. Однако платить за квартиру было по-прежнему нечем и, пребывая в глубоком раздумье, чемпион не спешил покидать кафе. – Посижу немного, может, кого и серьезного зацеплю, - заключил он и опять погрузился в чтение.

- Мистер Стейниц, если не ошибаюсь, - обратился к нему высокий сухопарый господин с акцентом лондонского кокни.
- Не ошибаетесь, - несколько грубовато бросил в ответ незнакомцу Стейниц, с облегчением откидывая в сторону опостылевшую до чертиков газету.
- Моя фамилия Рипли. Я британский предприниматель и большой почитатель вашего таланта. Не согласились бы вы сыграть со мной, мистер Стейниц, - с ходу выложил свои карты англичанин, испытующе и не без доли заискивания поглядывая на сопящего и казалось чем-то сильно озабоченного Стейница.
- Что ж, пожалуй, только я просто так не играю, да и…
- Да, да, зачем просто так! – прервал угрюмое бурчание чемпиона улыбавшийся во все лицо англичанин. - Плачу гинею за партию с вами, мистер Стейниц, - радостно предложил он несговорчивому чемпиону. Услышав о столь щедром вознаграждении, Стейниц не сразу нашелся. Громко крякнув и протяжно прокашлявшись, он коротко произнес.
- Хорошо, согласен, и даю вам коня в фору!

Ударив по рукам, соперники сели за тотчас освободившийся стол в центре зала и игра началась. Стейниц легко выиграл, но британец оказался упертым парнем и попросил его встретиться еще раз завтра. Чемпион, понятно, не возражал...

Прошла неделя. Стейниц неизменно выигрывал у незадачливого Рипли, который стоически переносил свои поражения и все так же неизменно просил чемпиона снова сыграть с ним. За это время Стейниц уплатил за квартиру, рассчитался с долгами, выкупил заложенные в ломбарде часы и цепочку и даже справил себе фрачную пару для предстоящего турнира в Вене. Неизвестно, как долго бы продолжалась эта история, если бы один из друзей чемпиона не намекнул ему, что пора и честь знать, и проиграть хотя бы один раз забывшему о реальности торговцу, пока тот не пришел в себя и не потерял интереса к игре. Поколебавшись, Стейниц принял доводы друга и в следующей же партии подставил ферзя англичанину, после чего немедленно сдался. Счастью торговца не было предела. С воплями “Ура, я выиграл у чемпиона мира!”- он сорвался с места и, кинув деньги прямо на шахматную доску, как сумасшедший, выскочил из кафе на улицу. Больше его там никогда не видели.