1. Прадед, дед и баба, отец и мать

Михаил Николаевич Романика
Прадед Николай Иосифович Романика

Он родился примерно в 1822 году в Боромле (ныне Сумская область, Украина). Занимался сельским хозяйством. О его заслугах я ничего не слыхал ни от отца, ни от других. Поэтому напрашивается вывод, что их и не было. До меня дошла только легенда о его смерти, что умер он лет шестидесяти в шинке (это из рассказа Романика Петра Андреевича, двоюродного брата моего отца). Мне осталось только предположить, что он любил выпить, а это и способствовало его бесславной смерти в питейном заведении.
О прабабке данных нет.

Дед Михаил Николаевич Романика

Родился в 1852 году в семье крестьянина. Земли было у него около трех га. Много это или мало в наш век судить сложно, но если учесть, что он имел семерых детей и, по словам отца, хлеба от урожая до урожая на его памяти никогда не хватало, то очевидно все же земли было мало.
Воинскую службу он проходил в тридцать шестом Таганрогском полку с 1873 по 1879 годы. Участвовал в войне с турками по освобождению Болгарии (Шипка). По словам его же самого, воевал хорошо, отлично владел приемами штыкового боя. Дома он часто демонстрировал среди родичей приемы на рогачах. За бои был награжден медалью с надписью: «Не нам, не нам, а имени твоему».

Дед уволился из армии старшим унтер-офицером. Во время службы после войны он преподавал в школе младших командиров «науку воевать». Называю по-современному, по-суворовски.
По характеру дед был добрым, щедрым, справедливым, пользовался авторитетом среди односельчан. Из-за этих качеств его избрали волостным старшиной, и он был им с 1899 по 1905 гг. Мой отец говорил мне, что дед был избран за то, что больше заботился об общественных делах (пруды, дороги, мосты, сады и так далее), чем о своей семье. Поэтому семья жила бедно.
Мне повидать деда не удалось, так как он умер в апреле 1929 года, а я родился в сентябре. Но судя по фотографии, он был крепкого телосложения, имел крупные черты лица и толстовскую бороду, средний рост, примерно 172-174 сантиметра, серьезный деловой вид. Женился он двадцати семи лет в 1879 году.

Дед и баба

Хмеливец Евдокия Ивановна(1857-1929гг). Род ее берет начало с Белополья. По словам отца, она была мудрой хозяйкой, умела огородничать, садовничать, шить и все прочее. Любила командовать мужем и все семьей. Под старость ждала смерти мужа, чтобы пожить вдовой и быть полноправной хозяйкой. Но этому помешала ее собственная смерть, так как она пережила деда на один день и их хоронили одновременно. 20 апреля. Было как раз сильное половодье.
На фотографии бабушка небольшого роста и имеет типичный образ бабки-старухи.
Дед и бабка имели семерых взрослых детей (а еще трое умерло):
Григорий, крутой и своенравный, 1884 года рождения,
Николай, мой отец (о нем речь ниже),
Василий, в будущем агроном с высшим образованием.
Марфуша, 1888 года рождения,
Наташа и
Маруся.

Добавлю такой штрих о выносливости и крепости предков. Бабка сама принимала у себя роды на печке, когда родился сын Василий. Попросила сына Николая, чтобы подал коноплю пупок перевязать. Он подал, она перевязала и сказала: «А теперь, сынок, позови бабку-повитуху». Роды совершились до обеда. Вечером бабка сама поралась по хозяйству: доила корову, топила печь, кормила семью и т.д. И конечно же, не потребовала у деда декретного отпуска по беременности и родам.
Вдобавок можно сказать, что бабка ничем не болела, врачей не признавала, а лекарств тем более. И никогда не носила штанов (пусть простят меня читатели, но раньше в старину женщины на Украине не носили нижнее белье).
Евдокия Ивановна частенько ругала своего мужа за доброту и щедрость, за то, что он зерно пораздает в долг, а семья потом голодает. Трудолюбие и изворотливость бабки позволяли сводить концы с концами.

Со слов моего отца, дед относился к алкоголю отрицательно, пил мало. Водка была тогда дорогая. На любых празднествах водки на столе было мало – четвертушка на всех мужчин. Пили малыми дозами и все время пели песни. Дед в таких случаях не упускал момента продемонстрировать приемы штыкового боя на рогачах. «Противника» он колол в один прием на удивление собравшихся. Самогон в те времена еще не гнали. И добавлю со слов отца, что он никогда не видел пьяным или сильно захмелевшим своего родителя.
Можно было еще продолжить сказ о трудолюбии деда и бабы. Дед мог столярничать, плотничать, крыть соломой сараи и хаты. Он постоянно очищал водоемы и ездил в Крым за рыбой и солью (нанимался у купцов).
Об образовании деда и бабки мне ничего не известно, но по жизненному пути деда ( унтер-офицер, преподаватель, староста) видно, что он имел приличную грамоту по тем временам.

Мои предки по линии матери

Дед – Шведов Иван Илларионович, мещанин города Сум. Родился в 1861 году. Корень фамилии якобы со Швеции, от войны Петра со шведами. Был богат: имел земли 25 га. Много пил и к началу революции им было все пропито, и даже дома сыновей, Ивана и Ильи, были заложены.
Бабка по матери была родом из купцов. Данных о родословной матери мало потому, что мой отец не любил вести на эту тему разговоры и даже не мог пить с тестем, на что тот обижался.
К слову сказать, моя мама – Романика Татьяна Ивановна, насмотревшись на отца-пьяницу, дала зарок: в рот не брать хмельного. И я не помню случая, когда она выпила хотя бы наперсток. А были и у нее в жизни торжества.


Мои родители

Отец Романика Николай Михайлович (1886 – 1972 гг). Он остался в моей памяти, как образец трудолюбия. Его жизнь – бескорыстный труд и труд. Достойный пример для подражания. Краткая биографическая справка:
В 1902 году мой отец окончил двухклассное училище (пять классов).
В 1903 году он начал свою трудовую деятельность. Сначала работал рассыльным в волостном правлении, потом за три рубля в месяц, с 1906 года помощником волостного писаря за десять рублей в месяц.
Первого января 1915 года его призвали на войну. На первую империалистическую. В окопах был около недели. Потом сам себе ранил большой палец правой руки и попал в госпиталь. Затем служил в Киевских командах выздоравливающих писарем.
С мая 1918 года был избран председателем правления товарищества (прототип кооперации) и проработал до 1928 года. Затем вступил в колхоз.
С 1932 по 1941 год работал в Белополье товароведом по плодоовощам. С 1941 по 1942 работал в общине.
С 1943 по 1958 работал в колхозе рядовым, бригадиром полеводческой бригады, бригадиром садовоогороднической бригады.
С 1958 по 1972 год – пенсионер.
В дальнейшем я опишу его трудовую деятельность со своими комментариями, используя для этого его личные записи и мои наблюдения.

Мать Романика Татьяна Ивановна (24.01.1890 – 14.02.1961 гг). Вышла замуж за отца в 1909 г. Образование имела 2-3 класса. При моей памяти отец относился к ней плохо, и я понял, что он ее никогда не любил, а в брак вступил по расчету. Мать была из богатой семьи, и отец получил солидное приданое (телку, лошадь, сундуки, даже ковры, золото и т.д). А всю жизнь его мечтой было разбогатеть.
Мама трудилась, растила нас, троих детей. Была очень доброй, отзывчивой, согласной все свое отдать, лишь бы дети были счастливы. Отец обижался на мать, так как считал ее плохой хозяйкой. Отчасти это верно, а отчасти и нет. Слишком трудное было время, большая семья, малые заработки и очень длительные сплошные злыдни.

Физически мать была очень крепкой и выносливой. Для подтверждения приведу один курьезный пример. Когда в Боромле в августе 1943 года шли бои, наступали наши войска, большинство жителей, спасая себя, убежали в леса. Решила уйти подальше от снарядных разрывов и наша мама. Решая вопрос, что же брать с собой, она соорудила солидную ношу и проходила с ней два дня по лесам и оврагам, сама при этом ничего не ела. Когда она вернулась домой, мы с отцом вдвоем не смогли поднять эту ношу. Я спросил: «Как же ты, ма, носила такой тюк?» Она ответила: «А что было делать? Жаль оставлять в пустой хате нажитого добра».
В 66 лет мама заболела астмой легких. Причиной болезни, на мой взгляд, явилось то, что она постоянно ограничивала себя в еде, отдыхе и т.д.
Умерла она 14 февраля 1961 года...Я опоздал на три часа на ее похороны, сильно переживал по этому поводу...



На фото слева Романика Николай Михайлович, мой отец. 1915 год.