Спорник

Оксана Аболина
(опыт ритмической прозы)


Зачем написана повесть, где нет героя. Нет смысла. Идеи. Проблемы. Фабулы. Темы. Сюжета. Зачем? Только ли потому, что кто-то задался целью написать эту невероятную повесть?

***


Даже если поверишь, что ты - подобие подобия, которое, в свою очередь, тоже чье-то подобие, - то, все равно, всегда остается надежда, что мы - незамкнутая система, и существует Некто, кто истинен и дал этой цепи начало.

***


Кого в нас больше -- Христа или Иуды? Мог бы Данко стать человекодавом? А наоборот?

***


Кто движет помыслами людей, как марионетками в театре? Мне страшно, когда я думаю о прошлом. Кем я была бы в немецком концлагере? Палачом? Жертвой? Предателем? Неужели это не зависело бы от меня?

***


Наше настоящее - уже в прошлом. Нынешний Горчаков оплакивает поколение 60-х, скрывшееся в могилах. Впрочем, есть и другая точка отсчета: наши деды еще не родились.

***


Две дуэли. Рок или случайность? Убийства или самоубийства?
Предупреждение или укор? Могла бы случиться третья дуэль? Две - это очень много. Но почему их оказалось мало?

***


Ты подойдешь и не улыбнешься. И я поверю тебе. Скажи, ты есть?

***


Ты не мог не родиться, даже если бы ты этого хотел. Даже если этого хотел бы Бог.

***


Может, мы просто снимся сумасшедшему исполину, и наш Бог, наш Смысл - бред одной лишь отмирающей клеточки его мозга. И остается только надеяться, что есть еще Смысл Смыслов, ради которого все и существует.

***


Молитва - жалоба слабых или призыв сильных? Или соединение слабости и силы? Бог знает, кому что положено. Молитва - это дерзость или покорность? А может быть, подарок миру?

***


Зерна чисты. Отравлена почва. Что взрастет?

***


Лес, где меньше всего браконьеров - лес идей.

***


Дети любят истязать слабых. Взрослые тоже любят. Но скрывают это.

***


Почему незаметные воспоминания детства ярче, чем вчерашний день горя или завтрашний - радости? Неужели детские сны и будни важнее вопросов мира и атомных войн?!

***


Если "НЕТ", а я говорю: "ДА", - вы уверены, что я лгу?

***


Вселенная -- машина в рабочем или рабочий а машине? Может машина разладиться? Может рабочий сойти с ума?

***


Что заключено в высохшем обнаженном куске дерева? Мысль? Творчество? Страдание? Мудрость? Жизнь? Можно ли любить высохший кусок дерева?

***


Зима - мертвец с белыми глазами. Непонятно только - как мертвец
способен родить весну.

***


Пламя разве бывает черным? Уничтожая жизнь, богатства, надежды, кров - оно ничего не рождает?

***


Ум - понятие относительное. Степень развития ума зависит от того,
насколько человек расширил или сузил свое сознание. Парадоксальное свойство человека - не замечать того, что не хочется замечать - убивает в нем мыслителя.

***


Имеет ли смысл смысл?

***


Сильнейшая из привязанностей - привязанность к мыслям. Но есть одно средство избавиться от них - передать их кому-то другому. Почему же мы так боимся просветлить свои мысли?

***


Куда уходят сны? Продолжают ли они существовать, когда мы просы-паемся?

***


Жизнь - это цепь символов-эпизодов. Человек - это покой.

***


Слово - всего лишь промокашка мысли.

***


Разделились ядра. А клетка осталась одна. Скажите, как жить содружно двум бедным ядрам? Скажите, что делать несчастной клетке?

***


Что самое удивительное и милое в людях - они все Дон Кихоты. И пройдохи, и праведники, и глупцы, и мыслители. Все до единого. Живут, любят, придумывают любовь. И по-светлому плачут над чудаками-людьми, удивляясь и мучаясь, что каждый из них Дон Кихот.

***


Почему к жестокости так легко привыкнуть? Почему так трудно поверить в добро?


1985