Школьные годы

Людмила Канашева
Когда я училась в средней школе, то, помню, у нас в школе было очень много всяких бесплатных кружков.
Так я посещала такие кружки: физический, математический, немецкого языка, изо, юннатский, литературный, химический, кинофотоаппаратуры, шахматный.

Я перечисляю только те, которые я посещала.
Может были еще какие-то, о которых забыла. Все было бесплатно. Все кружки работали в школе после уроков. И мы всегда были заняты. Надо было всюду успеть. Кроме этого, постоянно были подготовки к разным праздникам с учением ролей и пошивом костюмов собственными руками.

Так что, болтаться по улицам в период учебы в школе, у нас просто не было времени. Различные праздники, заседания кружков, походы в лес, занятия спортом или соревнования занимали все свободное время.

Телевизоров тогда тоже не было.Очень редко у кого был,я помню только одну семью, у кого был телевизор.У них мы пару раз смотрели мультфильмы про Шустрика и Мямлика. Теперь таких мультфильмов нет,ни разу после их не видела.

Придя из школы домой, я обычно сразу делала уроки, а потом бежала в школу на занятия спортивной секции или в какой-нибудь кружок. Посещала почти все кружки, мне всё было интересно, и три спортивные секции:спортивную гимнастику, шахматы и волейбол.

 Каждый день был занят. А по воскресеньям с учительницей биологии мы ходили в лес, в любую погоду. Суббота тогда была рабочим днем. И мы учились по субботам.

Особенно мне запомнился кружок юного натуралиста.
Там мы вели наблюдения за погодой, ходили все вместе в лес наблюдать за птицами, зверьками. Зимой это были лыжные прогулки вместе с руководителем кружка. Мы рассматривали и потом зарисовывали следы зверей, собирали шишки, рассматривали семена деревьев, делали гербарии, обсуждали на заседаниях кружка статьи из журнала "Юнный натуралист", сами вели свой журнал.

На всю жизнь я запомнила этого замечательного педагога по биологии, всегда ее вспоминала с благодарностью.
Так получилось, что во взрослой жизни я оказалась в той больнице, где прошли ее последние дни. Я старалась ей помочь в таких мелочах, как уход т.к. дежурила в этой больнице по ночам в перевязочном кабинете.Это была моя подработка во времена перестройки.И однажды ночью нашу учительницу привезли на скорой с ожогом. Очень часто бывает, что старые люди опрокидывают на себя кипящий чайник или загораются, находясь близко у газовой плиты.Это говорю по опыту работы в той больнице.

Вот свел Бог с ней здесь. Она лежала в реанимации, постаревшая,беспомощная, с крупным ожогом. На очередной перевязке я сказала доктору, что это моя учительница. Мне было ее очень жалко.Она услыщав мои слова, посмотрела на меня и спросила: "А как твоя фамилия?" Я назвалась. Но она так и не вспомнила меня."Нет, не помню",- сказала бывшая учительница.Ну, в ее положении и возрасте, конечно, уже было трудно вспомнить, да и вообще не до меня. До конца я к ней относилась с нежностью и любовью.

А самое яркое впечатление детства, которое на всю жизнь. Это самолеты.
Нет, я не жила возле аэродрома, но тем не менее, мое первое слово было "самолет".
Самолеты летали над нашей головой очень часто. И, когда заслышав нарастающий гул, мы выбегали на улицу, то с восторгом смотрели на небо, прыгали и кричали "ура".

И, хотя мы были еще совсем маленькими ребятишками, но понимали, если летят самолеты, то это праздник. И праздник красочный, на все небо. Сейчас такого нет.
А тогда, довольно часто, по всему небу летели самолеты, огромной серебристой стаей. Они покрывали все пространство над головой. Эти большие серебристые птицы летели и выстраивались в различные узоры и слова.

И, мы ребятишки, учились читать по самолетам. И громко кричали, задрав голову кверху: ленин, сталин, родина, слава родине. Эти слова впервые к нам пришли с неба.

 В Доме Культуре, который находился рядом с моим домом, я занималась в танцевальном коллективе (народные танцы)и в цирковой студии.Правда, в цирковой студии вскоре мне запретили заниматься родители.Мама однажды пришла на занятия и увидела мои кульбиты: меня перекидывали на высоте, как мячик, и моя задача состояла только в том,чтобы ровно и собранно держаться. Отчетливо помню,что высота мне была нисколько не страшна.

Еще у меня был номер "Каучук". Это когда надо выгибаться  в разные стороны, начиная с элементарного мостика.Так вот, мама после того, как увидела, как меня перебрасывают по воздуху,ахнула и сказала,что больше я заниматься не буду, и, для верности, запрятала куда-то мою спортивную форму.Я, конечно, плакала, просилась на занятия, но слышала твердое "нет".

 Очень долго после этого я выступала в школьной самодеятельности с акробатическими этюдами,которые сама и придумывала.Готовила их в школьном спортивном зале на занятиях по спортивной гимнастике.Занимался с нами учитель физкультуры,мастер спорта по лыжам,участник финской войны Филиппов В.С. Мне нравились упражнения на кольцах, бревне и брусьях.Несколько лет я приносила школе грамоты  в различных соревнованиях по спортивной гимнастике и занималась её до окончания школы. Затем ездила заниматься гимнастикой в Москву в авиационный техникум, куда поступила подруга после восьмого класса.Меня родители в техникум не пустили, настояли,чтобы продолжила учиться в школе.А в этом техникуме гимнастику вела известный тренер,  когда-то тренировавший Софью Муратову, и тренировки там были сильные.Но к тому времени, неожиданно для меня и моей спортивной подруги  спорт сильно помолодел, и мы в провинции уже сильно отставали от молодых,а значит были уже не перспективными и могли заниматься только для себя или выступать за техникум.

Моё расставание с гимнастикой после окончания школы и поступления в Вуз было для меня стрессовым.Мне не хватало этих тренировок, того необычного ощущения легкости и прямо счастья во всем теле после тренировки.Несколько лет после этого я не могла смотреть соревнования по спортивной гимнастике по телевизору.Это было тяжело и больно.Конечно, ходила еще заниматься по старой памяти в школьный спортзал с несколькими девчонками такими же увлеченными,нам почему-то спокойно разрешали и бесплатно, когда зал был свободен, но тренера уже у нас не было, разбирали вольные упражнения и упражнения на бревне  сами.

Еще в Доме Культуре я занималась музыкой,сама. Так как в любом Доме Культуре на сцене стоял рояль,бывало,что и расстроенный, то я просила разрешения на нем поиграть и мне никогда не отказывали.Нотной грамоте меня выучил учитель пения в начальных классах.Он организовал при школе музыкальный кружок и два года учил нас нескольких девочек.Мы соревновались друг с другом, кто лучше сыграет и выступали на школьных концертах.Занятия музыкой у меня прекратились, когда я переехала жить в другой город, там нашей семье дали квартиру.

В городе еще не было музыкальной школы, а мне очень хотелось продолжить обучение игре на фортепиано. Я купила самоучитель, и подруги в новой школе мне дали свои ноты, и стала разбирать пьесы самостоятельно. Подруги, у которых было дома пианино, приглашали к себе поиграть на нем и помогали разобрать новую пьесу.Не всегда их мамам это нравилось и я старалась лишний раз не надоедать, и поиграть в школе или в Доме Культуре, а когда не было такой возможности из-за концертов,то рисовала на ватмане клавиши и пыталась таким образом заниматься.

Все мои родные знали, что моей мечтой было пианино.Но купить его не было возможности.Тогда мои тети стали покупать мне лотерейные билеты, в надежде выиграть пианино. Но ни разу за много лет пианино ни я, ни мои родные так и не выиграли.Только когда пошла работать, купила его в кредит и поступила в вечернюю музыкальную школу. И, примерно, за год освоила весь практический курс, кроме теоретических дисциплин.Сольфеджио мне пришлось осваивать, уже когда дочка училась в музшколе.

В нашей школе, кроме пионерской и комсомольской организации некоторое время была и еще одна детская организация. Инициатором ее создания стала наша однокласница, теперь известная московская журналистка. А тогда такая же обыкновенная девчонка, как и все.

 Наше общество, наверное, нигде не зарегистрированное, называлось ПУПС. В расшифровке - Пусть учебе поможет смех. Учителя, завуч, директор знали об этом и не припятствовали нам ни в чем, напротив, разрешали оставаться после уроков в актовом зале.

Мы, ученики двух параллельных классов, собирались и обсуждали наши проблемы. Создали устав, придумали эмблему, причем, у нас был конкурс рисунков на эмблему. Затем сделали из ватмана значки с нарисованной эмблемой и прикололи их у себя на форме.

Выпускали стенгазету с этим названием, где были карикатуры, смешные истории, ходили вместе на прогулки.

Но самое главное, у нас было очень весело, мы много смеялись на своих заседаниях и в то же время были заняты делом. Нашей главной заботой было поднятие успеваемости. Чего наш класс и достиг, т.к. сложился хороший, веселый коллектив. Все друг другу помогали. К слабому ученику обязательно прикрепляли сильного, и они  вместе делали домашние задания.

И у нас не было учеников, кто плохо учился. В дальнейшем почти все мои одноклассники поступили в Вузы.