Ученик старого Лекаря

Елена Рябчевских
Эта история произошла в далекой восточной стране, под палящим солнцем и порывами жаркого ветра, несущего сухое марево пустыни к большому торговому городу. Белые башни минаретов и голубые дворцы правителей утопали в роскоши, нежно журчали фонтаны, а в воздухе витали сладостные ароматы благовоний.

Вот в этом самом городе, в семье богатого купца, родился мальчик. С детства он ни в чем не нуждался: казна отца была доверху наполнена золотом, а в подземельях хранились шкатулки с россыпями драгоценных камней. Необычный мальчик, даже будучи совсем маленьким, в играх со сверстниками не любил шума, гама и беготни. Он всегда был не по-детски серьезен и хотел быть мудрецом или звездочетом, разгадавшим тайны далеких планет и таинственных звезд. Когда он подрос и начал учиться, школьный учитель был очень удивлен: мальчик хорошо занимался, но безо всякой охоты, зато мог часами стоять и смотреть на небо, а взгляд его был направлен как бы внутрь себя. За это его и так и прозвали: «Глаза вовнутрь».

Шло время. Мальчик вырос и стал высоким пригожим юношей. Он был образован, с острым пытливым умом и благородным сердцем. Кроме того, он был очень и очень богат, только, казалось, это его совершенно не интересует. В то время как его сверстники тратили время на арабских скакунов, драгоценное оружие и чернооких красавиц,молодой человек сидел в библиотеке.

Была у него заветная мечта – он хотел знать: зачем Аллах создал человека и весь окружающий прекрасный мир вокруг него? В поисках ответа, юноша пришел к придворным лекарям и попросил его научить искусству врачевания, ведь нет ничего нужней и благородней, чем спасать людей от горя и болезней. За пять лет он постиг основные азы лекарского искусства, но был разочарован, потому что медицина не видела причин человеческих страданий, а лечила только последствия дурных привычек и пороков. Он понял, что человек устроен необыкновенно сложно, но совершенно, и что сила, создавшая его – Аллах, настолько мудр и точен, что ему еще больше захотелось узнать: "Как? Почему? Зачем Творцу понадобилось создавать этот прекрасный совершенный мир? И человека, как венец творения, в том числе"?

Он пытливо изучал анатомию, фармацевтику, философию, астрономию и другие дисциплины, но найти ответа на свои вопросы так и не мог.

Часть 1. Учитель.

Однажды до города дошел слух о Лекаре, исцеляющем болезни, которых не могли излечить придворные знахари. Говорили, что он может видеть прошлое и будущее, совершать чудеса и, даже, что ему помогает в этом сам Аллах!
 
Молодой врач надел халат странника, подвязался простой веревкой, взял с собой узелок с необходимыми вещами, немного денег и отправился на поиски чудесного Лекаря.  «Как Аллах ему помогает? Может быть, он видел его или разговаривал с ним? Какие тайны знает этот человек, что может творить чудеса?»

Жажда получить ответы на эти многочисленные вопросы настолько овладела юношей, что он шел, не зная усталости ни днем, ни ночью, пока, наконец, не дошел до маленькой, спрятанной в ущелье, деревушки в горах. Он остановился в бедной семье и спросил, не знают ли они старого Лекаря, с которым беседует сам Аллах.

Дочка хозяина, молодая девушка по имени Гульбахор, что значит «Весенний цветок», указала на узкую тропинку и кивнула головой: «Он живет там, со своей старой служанкой. Она в деревню за продуктами ходит, еду ему готовит, стирает, убирает. Как увидишь корявое старое дерево у ручья, там и будет его дом».
Поблагодарил юноша бедную семью, и поспешил наверх, по сыпучей желтой дорожке, к исполнению своей мечты.
 
Через некоторое время, он увидел ручей и пожилую женщину, стиравшую белье на огромных серых камнях. Она проводила его в дом. Старая покосившаяся дверь со скрипом отворилась, юноша, по восточной традиции, снял обувь и зашел в комнату, и сразу склонился в низком поклоне. На топчане, покрытом разноцветными одеялами, полулежал старик с проницательными глазами и слегка насмешливой улыбкой.

- Ты, я вижу, пришел издалека?
- Да, отец, я прослышал, что ты исцеляешь неизлечимых больных и сам Аллах помогает тебе в этом. Я отдал врачебному ремеслу несколько лет, учился у лучших придворных лекарей, но понял только одно: врач лечит тело, жар или боль, и никогда не лечит причину болезни. Я хочу узнать, в чем причина и как ее лечить.
- Это правда, я действительно Лекарь, через которого действует сам Аллах.

Юноша упал на колени и снова низко поклонился:
- Возьми меня в ученики!
- Я не беру учеников.
- Но почему?!!
- У меня были ученики, но, кое-чему научившись, они предавали меня, уходили и никогда не возвращались. Они больше не занимались лечением: своих способностей у них не хватало, а меня рядом уже не было. Их обуяла гордыня, они считали, что поравнялись со мной силой, а я говорил им: «Если вы считаете себя лучше своего учителя – докажите это. Превзойдите меня! Но ни одному из них до сих пор этого не удавалось".
- Многоуважаемый Учитель, тогда позволь мне просто остаться здесь, я согласен выполнять любую работу, ради огромной радости иногда общаться с тобой!

Получив согласие, юноша остался в доме.
Он ходил в деревню за продуктами, помогал служанке делать работу по дому, охотился, а по вечерам часами беседовал с лекарем.… Иногда Учитель действительно показывал ему чудеса – заставлял время идти быстрее, наполнял больных силой и здоровьем, предсказывал будущее и тогда юноша замирал от восторга.

«Значит, где-то здесь должны быть разгадки мироздания», - думал он перед сном, лежа у костра и разглядывая огромные сияющие звезды на высоком небе.

Так прошел целый год.

***

К старцу всегда приходило много людей из разных городов и даже стран.
Учитель начинал беседу с каждым, одних он внимательно выслушивал, других лечил, а иных обрывал так резко, как будто резал мягкое масло горячим ножом.

«Я – Посланник Аллаха, его меч, - говорил он юноше. - Я выполняю свой долг перед Аллахом, наказываю темных демонов, поселившихся в человеке, а иногда даже изгоняю их. Если хочешь быть совершенным лекарем, стань мечом! Твои слова должны жечь души людей сильнее раскаленного железа и быть смертельнее яда гюрзы,и сам Аллах осветит тебе дорогу!»

Юноша старался изо всех сил, он хотел стать мечом, чтобы понять, как Аллах может войти в жизнь простого человека. Он учился каждый день, без устали, и старый Лекарь наставлял, рассказывал, показывал, как отрабатывать приемы близкого и дальнего боя с демонами, правильной тактике и стратегии. У парня получалось все лучше и лучше…Но, оказалось, что быть мечом – не так-то просто. Люди в деревне, послушав замечания и острые шутки ученика старого Лекаря, начали избегать его. Даже Гульбахор, с которой они раньше подолгу весело смеялись и шутили у калитки, старалась пореже попадаться ему на глаза.

Он почувствовал себя очень одиноким, потому что, как оказалось, в каждом человеке есть что-то черное, а в каждой человеческой душе, без исключения, живут темные демоны.
«В Коране сказано – не судите, да не судимы будете. Как же мы, люди, можем это делать? Наверное, это Аллах дает учителю право судить других людей», - думал юноша.

Вскоре он осознал, что ждет от старика ответов на все свои жизненные вопросы, и что принятие важных решений теперь полностью зависит не от него самого. В один прекрасный день, Учитель, полусерьезно - полушутя, спросил юношу: «Разве ты не замечаешь во мне признаков Аллаха? Я действую так сильно и незаметно, я могу проникнуть везде! Я и есть Аллах!».

«Не потому ли он живет совсем один, что люди боятся и избегают его? С детства я читал в мудрых книгах, что Аллах – это любовь, радость, сострадание. Где же тут любовь? Где доброта? Я не чувствую никакой радости, только боль. Нет, наверное, я настолько не образован и глуп, что рано мне еще рассуждать об истине».

И Ученик продолжал настойчиво постигать науку быть мечом.


Как-то вечером, служанка, обидевшись на, может, и справедливое, но чрезмерно резкое замечание старика, впервые осталась ночевать у дочери в деревне.
«Если и моя служанка предаст меня, как и все остальные, я уйду высоко в горы, и буду жить там совсем один, как сокол. Но зато я никогда не изменю себе, и буду чувствовать, что бесконечно прав!» - сказал учитель юноше.
«Неужели это и мое будущее?» - промелькнуло в мыслях у молодого человека, и грудь сдавило холодным недобрым предчувствием.

С этого самого момента юноша понял, что безграничная вера в учение старика закончилась, и в сердце его поселилось сомнение.


Часть 2. Ученик.

Ранним ноябрьским утром, в то самое время, когда первая изморозь покрывает землю и опавшие листья, а небо светится бирюзой, встречая первые лучи солнца, ученик охотился неподалеку от дома.

Он вспоминал как неделю назад, после последнего разговора с учителем, он сидел у клокочущей горной реки, несчастный, подавленный и терзающийся сомнениями. Вдруг кто-то положил руку ему на плечо. Это была Гульбахор.

- Здравствуй, - тихо сказала она. – Ты давно не заходил к нам. Вся деревня говорит, что ты горд, высокомерен и люди для тебя – мусор, многие боятся и считают, что ты колдун, но я им не верю. Не грусти, все пройдет, и ты обязательно найдешь то, что ищешь. Хочешь, я лучше покажу тебе, где ночует Солнце?
- Конечно, хочу!
Они вприпрыжку, взявшись за руки, как маленькие дети, побежали к ущелью, заросшему темными корявыми елями, и, поднявшись наверх, увидели, как огромный оранжевый шар солнца быстро падает в далекую расщелину среди темных силуэтов гор с белыми вершинами.

- Видишь? – лукаво улыбнулась Гульбахор. - Красиво, правда?
- Спасибо тебе, - тихо ответил юноша. – Сегодня ты преподала мне очень важный урок.
В его сердце ожила нежность, благодарность и восхищение поступком девушки, которая наперекор всем пришла поддержать его в трудную минуту. Тогда, на вершине, он впервые за долгое время почувствовал, что счастлив по-настоящему.

***

Задумавшись, ученик чуть не упустил фазана, который резко взмыл вверх прямо перед камнем, за которым прятался охотник. Он резко поднял лук и, одним точным выстрелом, подстрелил птицу.
- Прекрасный выстрел, точный глаз! – раздался незнакомый, слегка скрипучий голос за его спиной.
Юноша обернулся и увидел невысокого худощавого человека неопределенного возраста, в синем халате, с острой бородкой и какими-то странными, матовыми, слегка блуждающими глазами.
- Ассалом алейкум, - ученик поклонился ему, как старшему, - спасибо вам, уважаемый, за добрые слова.
- Алейкум ассалом, ты, часом, не знаешь, где тут живет старый лекарь?
- Знаю, я могу показать вам дорогу.
- Сделай милость. Я еду издалека, чтобы поговорить с ним.

И они спустились с горы прямо к дому Учителя.



***

Старый лекарь принял незнакомца любезно и долго говорил с ним. Незнакомца звали Фаррух, он пришел из другой страны: слава о лекаре дошла и до тех краев, поэтому гостю было важно попасть к старику и поговорить с ним лично. Вечером, перед сном, он поклонился лекарю и нижайше попросил разрешения остаться и послушать, как тот будет разговаривать с другими людьми. Старый лекарь согласился.

Наутро Фаррух сел неподалеку от того места, где лекарь обычно принимал людей, вынул из-за пазухи перо и бумагу и принялся записывать все, что слышал и видел. Вечером, за ужином, он принялся восхищаться мудростью старика и попросил разрешения пожить некоторое время неподалеку, чтобы потом показать сделанные записи своему народу. Так стал он жить рядом, построил себе временное жилье, и вечерами приходил к костру выпить зеленого чая с горными травами и послушать разговоры.

Сначала он больше помалкивал, кивал головой и изредка поддакивал, но постепенно стал вмешиваться в разговоры и высказывать свое мнение. Ученик и старый лекарь знали, что он живет в мусульманской общине по строгим канонам шариата, где практикуются постоянные молитвы и строгие посты.

Однажды лекарь, в разговоре с Фаррухом, упомянул о своей необыкновенной силе, и что сам Господь действует на людей через него.
- Но, как же, - возразил Фаррух, – вы можете считать себя просветленным? Я потратил на служение Аллаху десять лет, и понимаю, что мне еще идти и идти по этой дороге.…До той поры, пока человек жив, очиститься полностью невозможно, это долгий, изнурительный процесс и он не предполагает такого высокого самомнения о себе  как у вас, отец. Вы обычный человек, несущий на себе ношу грехов своих, и, хотя и не вполне, но имеете предрасположенность к прелести, как, в общем-то, каждый, кто пытается нести сверх своих сил. И я, и вы только в самом начале нашего пути! Да будет с вами Аллах, того же и ученику вашему желаю.

Пришел в ярость Cтарый Лекарь.

- Это ты свои грехи прикрываешь, чтобы в моих делах разбираться? Не тебе судить обо мне, недостойный. Это говорят в тебе темные демоны, и не говорят, а вопят страшными голосами. Ты слуга самого дьявола! Не хочу больше видеть тебя здесь и слышать!

Поднялся с растерянной улыбкой Фаррух, и отошел от костра, но никуда не уехал, а остался жить в своем временном жилище. Несколько раз пытался он заводить разговоры со стариком, но ни разу не получил ответа.

- Что с ним делать? – с глазу на глаз, с досадой говорил лекарь ученику. – Уходить не уходит, но и мешать - не мешает, только глаза мне мозолит. Не силком же его отсюда выставлять.
- Что же делать, Учитель?
- Пусть остается пока. Что с ним поделаешь?

***
Как-то вечером, ученик сидел и мастерил себе новый лук.
В детстве этому искусству его научил дядя, который изготавливал оружие самому падишаху. Лук получился на славу, и когда он был закончен, юноша поднял его на левой руке, а правой натянул тетиву. Стрела вонзилась прямо в отмеченную точку на старом дереве.
 
- Превосходный лук, очень хороший. И стреляешь ты отлично, я уже это говорил!
Рядом стоял Фаррух и, прищурив правый глаз, смотрел, как качается стрела, застряв острым кончиком в коре.
- Спасибо вам, уважаемый Фаррух!- радостно ответил ученик. - Удачно получилось, мне даже самому нравится.

    Вдруг сзади послышались шаркающие шаги. Ученик обернулся и встретился с гневным взглядом старого лекаря: «Как посмел ты благодарить этого нечестивца, когда я считаю ниже своего достоинства даже разговаривать с ним?! Даже обращать на него внимание! Ты что, не видишь, что этот человек служит самому Господину тьмы? Сколько времени я учил тебя, сколько потратил своего времени и душевных сил, чтобы ты хоть что-нибудь понял! Наверное, это вообще была моя ошибка, что я взялся учить тебя. Ты оказался падок на эффекты, чудеса, а мое учение намного сложнее, чем ты себе представляешь. Я мог бы вообще не учить тебя, это была моя личная воля. И чем ты отплатил мне за это? Не знаю, как теперь и поступить с тобой, если вся работа моя была насмарку, и как мы будем дальше общаться. Тебе лучше уйти из моей жизни. Если же ты когда-нибудь пройдешь мимо, боюсь, я тебя и не замечу. Ты недостоин даже моего взгляда, моего присутствия. Это и будет твое самое большое наказание в жизни».

Он повернулся спиной к юноше и пошел к дому.

Ученик стоял и не видел ничего перед собой, его как будто ударили палкой по солнечному сплетению, так тяжело стало дышать. Ему показалось, что все его существо свернулось, скукожилось, весь мир уменьшился до круглого комка внутри, который постоянно ворочался и причинял ему невыносимую душевную боль.

Меч учителя оказался необыкновенно остер и безошибочно точен.

***
Уже ночью, лежа на своем дырявом матрасе, юноша почувствовал, что рыдания прорываются изнутри наружу и больше не стал их сдерживать. Он содрогался, плакал, скрючившись как больная собака. Боль вытекала со слезами, потоком лившимися из глаз, и потихоньку отпускала израненную душу…

И вдруг, внезапно произошло чудо: душа ученика на короткое мгновение, совсем ненадолго, как бы взлетела к небу. Сверху он увидел прожитый в горах год и сразу понял, что терзало его все это время, все странности и несовпадения встали на свое место. Боль, которую он сегодня испытал – эта та самая боль, которую он целый год сеял в чужих душах: она вернулась к нему, чтобы проучить, дать понять, что он ошибался. Он понял, что Божий дар учителя – это тяжелое бремя, потому что, обладая им, очень тяжело не впасть в гордыню и тщеславие, а плата за ошибки – одиночество и разочарования. Что даже если учитель больше никогда не будет учить его, это не сможет помешать ему искать Истину. И еще он понял, что люди – все равны, одинаковы, и они рождаются на этот свет, чтобы суметь разобраться, что правильно, а что  нет. И мерило истинности – любовь, счастье, радость, которую ты приносишь в этот мир; твоя благодарность, что мир дал тебе приют и кров, твое желание быть одним из всех, оставаясь при этом самим собой.
 
Юношу наполнило ощущение радости и счастья, и, еще потихоньку всхлипывая, но с улыбкой на устах, он заснул.

Утром, как только первые лучи солнца коснулись заснеженных вершин, ученик собрал свои нехитрые пожитки и отправился в путь. Он шел по сыпучей тропинке вниз и вспоминал все, что произошло вчера и, когда юноша дошел до первой деревни, в его душе еще кипели отголоски гнева и ущемленного самолюбия. Когда он добрался до второй деревни, то, вспоминая горькие и несправедливые слова, почувствовал только смущение и бесконечный стыд за поступок своего учителя. Зато когда он миновал третью деревню, и ему открылся вид на горы и великолепный водопад, он поднял голову, посмотрел на синее небо и парящего сокола над своей головой, и радостно рассмеялся. Потому что его в его душе осталась только благодарность к старому лекарю, его служанке, Фарруху и Гульбахор за полученные уроки Жизни.

Он затянул потуже веревку на поясе, улыбнулся, и, насвистывая, направился по извилистой дороге вверх, прямо к тем далеким вершинам, где ночует Солнце.


29.01 – 2.02.2008 год