Сатирический роман Двойник. Глава 10

Андрей Борисович Осипов
Глава 10. НАЧАЛО ПРОТИВОСТОЯНИЯ.

До дома ученики ехали молча, почти не разговаривая: оба были сильно подавлены услышанным. Если в кабинете Шулера им приходилось держать себя в руках, не показывать огорчения, даже пытаться шутить, то, выйдя из кабинета, они почувствовали себя опустошёнными. Квартира у Карпыча была недалеко от метро, в зелёном районе. От центра неблизко, зато Москва-река рядом. Летом Карпыч ходил купаться. Поскольку река была на самом входе в город, вода в ней чистая. Промышленность почти не работала, это тоже способствовало чистоте реки. Среди соседей Карпыча были рыбаки. Они частенько ходили на рыбалку и рассказывали что появилось много рыбы. Правда, ели её не все. Придя домой, они разделись и пошли на кухню пить чай.
— Что делать-то будем? — спросил Карпыч, — Хоть в петлю полезай!.. Прав был Сергей Сергеевич! — он посмотрел на Папу. Тот напряжённо думал. Похоже, что услышанное и для него явилось неожиданностью. Он вздохнул:
— Выход только один — война! Хотя армия у нас маленькая — ты да я — всё равно, без боя не сдадимся! Пусть меня в клочья порвут, ни Родину, ни Веру не продам!
— Давай повоюем. Тяжело, конечно, придётся. С нашими активами лучше за печкой сидеть…
— Это ты зря. Активы у нас очень даже большие… Война, просто, подлая… Подло-демократическая! Если эту войну вести как положено, как всегда на Руси воевали, всем миром, если на победу бросить все силы — разгромим эту жадную свору! Так не раз бывало. Только в отличие от них, мы постоянно допускаем одну и ту же ошибку: не уничтожаем противника полностью! Неправильно это… Но ведь крест на нас православный… Жалеем и врагов… Вот они и лезут опять… И ещё, вспомни историю. Сколько раз выручала Русь Вера и заступничество Богородицы?
— Тут серьёзное дело, а ты опять про религию… При чём тут Богородица?! Если так пойдёт, лет через двадцать-тридцать, кроме названия от России ничего не останется. А то и названия не будет…
— Дремучий ты, Виктор… Я тебе могу навскидку назвать массу примеров такой помощи: и это не легенды, это факты! Вспомни, сколько было чудесных избавлений от всевозможных врагов, сколько побед одержали при помощи Богородицы?! При помощи Её икон: Владимирской, Донской, Казанской…   
— Ладно, может быть и так, но надо рассчитывать на свои силы… Что делать-то будем?
— Налей-ка мне чайку покрепче, и подумаем.
Карпыч бросил в большую чашку три пакетика чая и залил кипятком. Вода тут же стала тёмно-коричневого цвета. Михаил Потапович (стоило только завести речь о еде, как автор опять зазевался — никаких Михаилов Потаповичей! Теперь только Папа!), Папа презрительно посмотрел на чай, сделанный Карпычем:
— Война начинается с мелочей. Я просил тебя заварить мне чая. Что ты мне подсовываешь? Если тебе трудно, я сам заварю!
— Пардонтий. Ты знаешь, сколько этот чай стоит? Что опять? Со вкусом малины.
— Я не хочу «со вкусом»! Я хочу с малиной! А в твоём, кроме химии и красителей, ничего и нет. Таким чаем только ботинки чистить… Я же тебе привёз настоящего чая: отличный травяной сбор с малиной. Выпьешь такого — сразу жить хочется!
— Не капризничай, Миш! Тот надо заваривать, ждать… А этот залил кипятком, и готово.   
— Залил кипятком — и готово… — передразнил его Папа, — Готово — и почек нет! Я видел по ящику девочку. Её спросили, что это за музыка? (речь шла о Чайковском). Знаешь, что она ответила? «Это музыка из рекламы чая»! Вот так! Этого самого чая. Так мы войну и проиграем… С этого и надо начинать — не травиться иностранной дрянью, которой завалили все наши магазины! — он достал большой бумажный пакет и стал заваривать себе травяной сбор с малиной, — Я думаю, надо сделать так…
Карпыч отхлебнул из своей чашки чайку со вкусом малины. Папа встал, вылил в раковину содержимое чашки Карпыча и заварил ему своего. Потом выкинул в помойное ведро коробочку с остатками химического чая. Расположившись поудобней за столом, он начал излагать свой План:
— Сделаем так… Надо завоевать доверие Шулера и внедриться к ним как можно глубже. Он должен нам доверять и думать, что мы со всем согласны и полностью его поддерживаем. Примем эту присягу долбанную! Что остаётся делать?! Будем, как и все, иностранными шпионами. Главная наша задача — побольше разузнать об их планах. В подробностях!
— Очень противно, Миш! Когда сегодня слушал его, еле сдерживался. Убил бы скотину! — Карпыч поморщился, — А по поводу иностранного шпиона, это фигня. Это не измена Родине. Я готов, что хочешь подписать, лишь бы какая-то польза была. Когда я был студентом, мы любили пульку расписать… У нас был один женатый студент, вот мы у него и играли в преферанс. Выпили немного… Вдруг приходит его жена, тоже из нашей группы, и с порога — хрясь его по морде! «Ты мне изменяешь! — кричит, — Я тебя с Машкой видела! И чем вы занимались — тоже видела!». Он решил перенести разборки в соседнюю комнату, но нам было всё слышно. Поняв, что она не отстанет, и точно что-то видела, он начал активно оправдываться: «Милая, я же с ней не спал! О какой измене ты говоришь? Не понимаю!». Она наседала: «Ты меня за дуру держишь? Хоть я и пьяная была, но видела, как она тебе минет на кухне делала! Подлец!». А он стоит на своём: «Какая же это измена? Ну, пьяный был, ну минет… Но я же с ней не спал! Какая же это измена?! Я же с ней не спал!». Не помню точно, чем дело кончилось, по-моему она согласилась…
— Мальчишку не Биллом звали? У него с женой, наверное, такая же сцена была. И не только с женой — со всем народом! — весело сказал Папа. Оба рассмеялись. Папа опять нахмурился. — Знаешь, Вить, я периодически общаюсь с этими… Хайдарами, Рыжпейсами… Но даже и представить себе не мог: с виду — люди, как люди, болтают всё время что-то… Ладно, придёт время, и с ними разберёмся. Господь управит! Так вот. Надо всё подробно выяснить, разузнать, войти в доверие, и … — он опять задумался, — Там будет видно: может кто-то ещё, помимо нас, в окопах сидит; может, будет какой-то удобный случай палку им в колесо вставить; Ты говоришь противно?! Конечно, противно это даже слушать, но что делать — надо терпеть. Тем более противно, что всё это чистое враньё и наветы. В последнее время я много читал, думал… Не только про православие, историей тоже увлекался, хотя у нас это почти одно и то же… Они неразрывны. Ещё он так говорит безапелляционно — «Аксиома Шулера»! Если можно было бы поспорить, я бы доказал, кто настоящие оккупанты-захватчики, а кто нет. Но он же не даёт слова сказать.
— Ты что, Миш? Когда это они спорили? Они спорят только ракетами и танками. Если кто с ними не согласен, сначала бомбардировка оппонента, потом уже спор.
— И что самое интересное, обвиняют нас в своих грехах. Отличительная черта нашего народа: мы никого не захватываем и не оккупируем. Ведь нет ни одного примера. И все наши войны были или освободительные, когда мы оборонялись от захватчиков, претендующих на нашу территорию, или для того, чтобы нейтрализовать внешнюю угрозу. И уж если война освободительная, борьба за свою родную землю: берегитесь! Тогда нас никак не одолеть. Никаким оружием! А за землю нашу, похоже, придётся ещё побороться. Не может русский человек без земли!
— Без земли, Миш, никакой человек не может, никакой народ!
— Почему? Сколько лет евреи были без земли, без государства — сохранились же! Тут дело совсем в другом. Ты обращал внимание, что только русский человек называется именем прилагательным? Только! Остальные все, существительным: француз, немец, финн, швед… Знаешь что это обозначает? Принадлежность человека к земле, русской земле! Чей? Русский! Это не национальность — это принадлежность! Тем более, что русская земля объединила множество различных народностей, этносов… И в результате появился русский народ — русские. Русским может быть и мордвин, и татарин, и русский.
— Пардонтий! С мордвином, допустим, я согласен. Но татары — они же мусульмане! Как же они могут быть русскими?
— Ты кто, русский?
— Русский.
— Какой же ты русский, если в тебе половина хохляцкой крови течёт?
— Ладно тебе, Миш, хохлы что, не славяне, что ли? Работали у меня два прораба: Хохлов и Москаленко. Ничего, не ругались… У тебя самого есть хохляцкая кровь.
— Есть. Я и не спорю. У меня и татарская кровь есть, мало, но есть. Вот я и говорю, что нет чистокровных русских, тем более, что не очень понятно, кто они такие. До объединения Руси было очень много разрозненных славянских племён и не только славянских: и мирных, и не очень, развитых в культурном отношении, и менее развитых… Вятичи, древляне, поляне, дреговичи, кривичи, северяне, радмичи… Были и россы, были и русы. Потом усилиями князей все объединились и стали русскими. Так мы могли бы стать не русскими, а полянскими, или вятскими, или марийскими… Ещё Бердяев писал: «У нас мистика земли!». Русского человека родовые и этнические вопросы волнуют меньше… И мусульмане у нас русские! Веками мы жили вместе на этой земле без вражды и ненависти и никому не мешали ни православные храмы, ни мусульманские мечети… Всех объединила русская земля, все мы на ней русские! И очень похожи, несмотря на разные этнические корни и вероисповедание: и традициями, и укладом жизни, и поведением… «Мать сыра земля-хлебородица!» — у всех нас одна! Это идёт ещё из язычества… И не даром на Руси так почитают Богородицу! Надеются на Неё: на Её милость, на Её заступничество, на Её покровительство! И не зря надеются: не раз спасала Она Русь! В каждом доме, в каждом храме Её икона! — Папа задумался, — В чём я полностью согласен с Шулером, так это в том, что если отнять у нас землю-хлебородицу, точно пропадём: и славяне, и не славяне, и христиане, и мусульмане. Это он правильно говорит. И коммунисты очень сильно подорвали наши православные устои — мусульмане их лучше сохранили… Ничего, Бог даст, всё образуется…
— Налить тебе ещё чайку?
— И по поводу оккупантов — это же полный бред! — продолжил Папа свои размышления, не слушая Карпыча, — Вот, например, из древности… Завоевали Крымское ханство! Завоевали, кстати, почти мирно. Но, сколько десятков лет крымские татары грабили и разоряли своими набегами нашу землю? Не мы их, а они нас жгли, грабили, тысячами уводили русских людей и продавали в рабство. Они по-другому и не могли — жили только грабежом и набегами на соседей! Вот тогда и встал весь народ, не только государь-батюшка, а весь народ! Настоящее земское дело — дело всей России! Соорудили по всей границе, откуда были набеги крымских татар, засечную черту: частоколы, рвы, укрепления… А это не одна сотня километров. И выгнали крымских татар, не дали им больше безнаказанно грабить нашу землю. А потом и завоевали. Нейтрализовали. И что? Как поступали в таких случаях цивилизованные европейцы? Хотя их так никто никогда не грабил — мы мешали — стояли на пути кочевников и Золотой Орды, и её осколков, типа крымского хана. Хоть бы за это спасибо сказали… Европейцы бы пошли знакомым им демократическим методом: казни, расстрелы, снятие скальпов и полное уничтожение противника. А что сделали мы, «оккупанты и захватчики»? Как обычно: пальцем их не тронули! Ни одна мечеть не была, ни то что уничтожена, закрыта не была! Сохранился язык, культура, обычаи… И это происходило несколько сотен лет назад. А крымские татары до сих пор существуют, как нация, и совсем неплохо себя чувствуют. Сидят в Ханском дворце и всем фиги крутят. И землю свою обратно требуют! Это что, оккупация? Завоевание?
— Правильно, Миш… А возьми наших татар, волжских. Разве могут они обижаться на нас? Воевали много, конечно. Поубивали с обеих сторон не меряно… Но когда мы окончательно взяли Казань и одержали полную победу, разве мы навязывали свои порядки? Разрушали мечети? Обращали всех в христианство? Были бы англичане на нашем месте?! Тоже ведь с виду христиане… В Волге до сих пор была бы красная вода!
— Если судить по тому, как они себя вели в Индии, то ты прав! А наши татары процветают: изумительная культура, национальные традиции, прекрасные люди… Сколько татар на руководящих государственных должностях, в искусстве, науке… Что бы была Россия без наших татар?! И как любят они её, сколько крови за неё пролили… Смотри дальше. Демократы эти очень завидуют нашим огромным просторам — Урал им нужен, Сибирь! А где они раньше-то были, когда эти территории практически пустовали?! Бери — не хочу! При царе Иване Васильевиче Грозном про эту восточную окраину, Урал, толком-то и не знали ничего. Не говоря уже про Сибирь. Знали, что за Уральской грядой есть земли… Но что там? Вот поэтому промышленники Строгановы запросто получили грамоту от царя на полное управление Уралом: эта земля никого не интересовала и никому не была тогда нужна — глухомань! И когда Строгановы там обжились, обустроились, они отправили Ермака, казака, охранявшего их владения на Урале, через горный хребет, в Сибирь. Не завоёвывать, нет: с экспедицией по поводу пушнины. Пошли они по рекам на казацких стругах. Всего пятьсот человек: с такими силами в оккупационные завоевания не ходят! Это было тяжелейшее испытание, но они добрались… Причём, царь, Иван Васильевич, прознав, что Строгановы готовят экспедицию во главе с казаком Ермаком, считавшимся разбойником, прислал гневное письмо с требованием не пускать Ермака в Сибирь. Но экспедиция уже ушла, и вернуть её никак было нельзя. Приди это письмо чуть раньше — не приросла бы Россия Сибирью! И что увидел Ермак, дойдя до центра Сибири?
— Татар!
— Ни татар, а маленький городок Кашлык, в котором обосновался потомок Ченгиз Хана — Кучум. Собственно, и ханства-то никакого не было: просто Кучум обложил данью, как это было принято в Орде, местных князьков малочисленных сибирских народов ханты и манси. Ермаку не составило труда выгнать Кучума из городка, даже малыми силами измотанных длительным переходом казаков. По логике вещей, Ермак должен был ограбить городок и уплыть обратно. Но он этого не сделал: остался со своими казаками и стал осваивать эту землю, огромные пустынные пространства. Это что, оккупация? Агрессия? Кстати, местные народности не только не исчезли с лица земли, но увеличили свою численность, сохранили обычаи, язык… Русские всегда так поступали при освоении новых земель — не только не уничтожали, а помогали развиваться местному населению. Вот тебе и Урал, вот тебе и Сибирь!
— Казаки вообще много сделали для освоения новых земель, — сказал Карпыч.
— Ты прав — именно освоения. Не колонизации, как это было со всеми демократами, которые, в лучшем случае, высасывали из колоний все соки, и не завоевание, как это было в Америке. Простые русские люди всегда бежали на новые неосвоенные пока территории от власти, от чиновников-самодуров в поисках хорошей, лучшей жизни. Проще было уйти, чем терпеть. И не свободу они искали, которую нам пытаются навязать демократы. Не нужна русскому человеку такая свобода — они искали волю! Воля — это не свобода!
— А как потом осваивали Сибирь… — сказал Карпыч, — вспомни Столыпинские реформы, когда туда переезжали крестьяне целыми деревнями! А как потом строили БАМ всей страной?! А нефтепроводы, газопроводы, линии электропередач… Теперь-то, конечно, на всё готовое кто не захочет?! Слетелись демократы на наше богатство, как мухи на мёд!
— Столыпин очень мудро поступил. Жалко, что теперь нет людей такого масштаба. Крестьяне ехали в Сибирь с охотой в поисках лучшей доли, земли и воли! И очень хорошо там устраивались. Или возьми Казахстан: малочисленные кочевые племена на огромных территориях, которые постоянно воевали и истребляли друг друга. Даже письменности у них не было! Какая Алма-Ата?! Это казачья станица Верная! Опять казаки! Надавали, конечно, по рукам всяким националистам и борцам за независимость кочевников. Присоединили их, и всё успокоилось… А как князья Русь собирали, вятичей и кривичей? Не на партсобраниях — так же и собирали — силой! И про какое уничтожение казахского народа сейчас говорят? Увеличилась численность, сохранилась культура, язык, традиции. Казахи получили от русских собственную казахскую письменность: появились казахские писатели, учёные, врачи… Опера казахская появилась! Развили им промышленность, освоили целину, космодром построили… Или Кавказ! И там мы оказались оккупантами?! Если бы не Россия, не русский царь, которому они все в ножки бухались: «Спаси нас, царь-батюшка, от турков, вырежут они нас!», точно бы вырезали всех! Они это хорошо умеют делать! Кто не верит, может у армян узнать. Или, учитывая любовь к соседям, горцы друг друга бы давно вырезали!
— Ну а Кавказская война? Долго же воевали…
— Воевали. Конечно! Понимаешь, в чём дело: у горцев абсолютно другой менталитет, уклад и шкала ценностей — Шулер прав! Я не говорю, что это плохо и не имеет права на существование, ни в коем случае. Я не «демократ», и свою волю другим не навязываю. Каждый народ имеет право жить, как он привык, как ему нравится. Если горцы считают, что кровная месть в порядке вещей — пусть режут друг друга сколько влезет. Только не надо это навязывать нам! Мы, жители равнинные, у нас своё мировоззрение. Его, кстати, русский царь никогда не навязывал горцам. Был генерал-губернатор, который следил, чтобы не было междоусобиц и резни между отдельными горскими народами, а во внутренние дела он и не лез — всем управляли местные князья! У них свои законы, и по нашим они никогда жить не будут, как бы этого не хотелось!
— Это точно! Со мной в институте учился один горец… Причём, он и на горца-то не был похож: тихий, скромный, в очках, учился отлично… После института ему, как отличнику, предложили остаться в аспирантуре, но он отказался и захотел поехать на БАМ. Когда мы его стали по-дружески отговаривать, он рассказал, в чём дело: дома в горах убили старшего из его рода! Теперь он остался старшим, и охотиться будут за ним. Как-то так… Кровная месть, Миш, в эпоху развитого социализма! «В Москве они меня найдут и зарежут! — сказал он, — А на БАМе я смогу спрятаться!». Мы ему не поверили и пошли к другим горцам узнать, может ли такое вообще быть в советское время?! Знаешь, что они нам ответили? «Паслющи! Иму нэ прятатся нада, нада кинджал хароши пакупат! Какой разница гдэ зарэжт, БАМ, или эспирантура? Всё равно зарэжт!».
— Правильно. Я про это и говорю: они живут по своим законам. И не надо пытаться их изменить и демократизировать, их просто нужно уважать и не лезть со своими советами: всё равно они будут жить по-своему. А Кавказскую войну разжигали англичане, которые на протяжении столетий грабили свои колонии и очень боялись, как бы Россия через Кавказ туда не добралась: помогали горцам деньгами, оружием, всячески их подстрекали и разжигали эту войну… Они и до сих пор не могут понять, что не нужны нам их колонии! Вообще не нужны никакие колонии — нам своей земли хватает! И не в наших правилах вести захватнические войны и грабить другие народы!         
— Я недавно смотрел передачу, там говорили, что финны на нас обижаются… После войны мы оттяпали у них много земель.
— После революции, у нас всю Финляндию оттяпали. Мы же на них не обижаемся! И всю Прибалтику оттяпали! У нас же отняли, нас же и обвиняют. В последнее время я много читал, в том числе и по истории. Дело в том, что русские цари и императоры были православными людьми и, видимо, не были приобщены к настоящим демократическим европейским ценностям. Например, на территории нынешней Европы раньше проживало много всяких народностей… Сейчас о них вообще ничего не известно, может только историкам: их просто нет. Что касается Финляндии, то она входила в состав Российской империи, как Великое княжество. Но это было государство в государстве. У неё был собственный законодательный орган — сейм, государственным языком был шведский, жила она по старым шведским законам, и не подчинялась законам Российской империи! Поскольку раньше входила в состав Швеции, то там всё было шведское. В Финляндии была своя таможня, даже небольшая армия! Вот такая у нас была империя — «тюрьма народов»! И наш царь-батюшка всё это безобразие разрешал! Мало им было — в Финляндии господствовал ярый национализм и антироссийские настроения. Вплоть до того, что был застрелен российский генерал-губернатор! Как бы поступили настоящие европейские демократы, как ты думаешь?
— Известно как. Ввели бы войска, расстреляли из пушек и ринулись снимать скальпы. Потом заселили бы колонистов. И добавили бы перед названием страны приставку «Нью»!   
— Я тоже так думаю. С Прибалтикой всё было намного сложнее… После победы над шведами, царь Пётр, тоже либерал и реформатор, предложил немецким дворянам, хозяевам Остзейского края, очень выгодные условия капитуляции: оставить всё по-старому и ничего не менять. Немцы получили в Российской империи огромные привилегии и льготы. В их Остзейском крае остались немецкие законы, немецкий язык, немецкие порядки, немецкая власть, культура и, наконец, земли с крепостными крестьянами. Причём, крепостными были только коренные народности: латыши и эстонцы. Хозяева, немецкие дворяне, со свойственной им педантичностью практически превратили их в рабов. Если у русского крепостного мужика была хоть какая-то собственность: избёнка, иногда и лошадёнка, корова, то латышам и эстонцам было запрещено хоть что-то иметь: даже одежда им не принадлежала и выдавалась немецким хозяином. Если крепостного секли за какую-нибудь провинность, то даже стоимость розг учитывалась немецким управляющим, и за них приходилось отрабатывать! Можно сказать, что у латышей и эстонцев, как ни странно это сегодня звучит, надежда улучшить своё положение была только на Россию — «тюрьму народов». Просвещённые немцы не отпустили бы их добровольно никогда! Не раз русские цари пытались хоть как-то улучшить положение коренных народов-рабов и постоянно получали от немецкого дворянства отпор. Но всё же удалось отменить крепостное право, причём, даже намного раньше, чем в основной России! После этого начался хоть какой-то национальный подъём… Зарождающейся после повсеместного рабства национальной интеллигенции сильно помогали и всячески поддерживали её русские либералы. Первые газеты на латышском и эстонском языках вышли только в конце 19 века в Питере. Издать их на родине было невозможно: позиции остзейских немцев были ещё очень сильны — они были полноправные хозяева всего! Постепенно немцев стали вытеснять с руководящих постов, особенно, при помощи русского языка: выпустили указ, кто не знает языка — уходи с должности! Представляешь, Виктор, русский язык, который сейчас объявлен там вне закона, помог латышам и эстонцам выжить. И только в начале 20 века первый эстонец занял государственную должность. Потом коммунисты устроили переворот, расстреляли царя… И Лысый стал раздавать русские земли, как и было обещано инвесторам… В том числе и Финляндию, и Эстонию, и Латвию… Немцы сбежали, батраки захватили их собственность: города, земли, дома и дворцы…
— Тоже мне «страна» — плевок на карте мира! Значит, культура, которой они так гордятся, не их?! Соборы, дома, города?!
— Конечно, это всё немецкое. Все они были у остзейских дворян крепостными рабами, их в города-то не пускали… Даже ремесленниками были немцы.
— А я то думал… — сказал Карпыч.
— Но это ещё не всё. Они сполна отблагодарили Российскую империю за своё освобождение от немецкого ига! А иначе его не назовёшь… Если бы мы, нация оккупантов и захватчиков, во главе со своим царём-тюремщиком, не освободили их от немецких рыцарей, то их сейчас вообще бы могло не существовать! Был такой прибалтийский народ — пруссы. Как у эстонцев и латышей, у пруссов был язык, культура, и жили они рядом. Но, волею судеб, оказались не в Российской империи, а в Германии. Теперь от этого народа осталось только название на карте мира: «Пруссия». — Папа грустно вздохнул.
— Ты, Миш, хотел что-то про благодарность сказать?!
— Хотел… Что ты знаешь про латышских стрелков?
— Не силён я в истории, Миша… Знаю только, что они помогали Лысому делать революцию! Что были карателями, поскольку чужаков проще убивать, чем земляков. Была поговорка: «Не ищи палача, а ищи латыша!».         
— Это было: проводили продразвёрстки, подавляли мятежи, осуществляли карательные операции. Положили они русских людей без счёта… А ты знаешь, сколько их было?
— Не знаю… Может сто? — Карпыч посмотрел на Папу, — Неужели тысяча?
— Восемьдесят тысяч штыков! Молодые, здоровые деревенские парни, прекрасно обученные и имеющие опыт боевых действий в первой мировой войне. Целая Латышская стрелковая дивизия регулярной царской армии после коммунистического переворота сорвала с себя погоны и, нарушив присягу, полностью перешла на сторону Лысого. В полном составе: с офицерами, оружием и боеприпасами. Латышская дивизия в Красной армии была единственным обученным подразделением, имеющим опыт боевых действий! Остальная армия состояла, в основном, из мобилизованных русских крестьян и разношёрстных солдат. Если бы не латыши, не сдобровать коммунистам и на фронте, и в тылу! И неизвестно, как сложились бы события, не будь у коммунистов латышской дивизии: может, и разбили бы коммунистов, освободили Россию! Так они отблагодарили царя за свободу! — Папа посмотрел на Карпыча и сказал:
— Вот такая историческая справка, Виктор. Просто меня всегда возмущают эти беспочвенные обвинения: «Тюрьма народов! Нация оккупантов! Захватчиков!». Про коммунистов я не говорю: потопили они в крови Россию. Но, странно слышать про геноцид какого-то отдельно взятого народа в советское время. Как будто идёт соревнование, и все наперебой, расталкивая других локтями, кричат: «Это против нашего народа был геноцид! Это у нас русские устраивали голод! Наш народ вымирал! Нас расстреливали и высылали!». А пострадал-то как раз в первую очередь русский народ, то есть коренные народности, проживающие в России. Его морили голодом, расстреливали, ссылали в Сибирь, кидали в тюрьмы! А кто были коммунистические вожди? Русские? Чего стоит только один Кобра? Нельзя, никак нельзя давать власть над такой огромной страной горцу! Но всё равно, даже при коммунистах, в это страшное время не был уничтожен ни один народ, ни одна культура, ни один язык. А уж тем более при царизме — этой «тюрьме народов»!   
— Правильно, — сказал Карпыч, — главное обвинить в своих грехах других, смотришь — и сам чище стал! Что сделали с американскими индейцами демократы-европейцы? Вот это и есть настоящий холокост! Ведь физически уничтожили население целого континента! Скальпы на солнышке сушили! Сколько, не помню, они за скальпы платили? Три доллара за скальп взрослого индейца, и два — за скальп ребёнка! Загнали их теперь, кто выжил, в резервации, как зверей в зоопарк, и даже не извинились, не покаялись… А зачем извиняться? Им всё с рук сходит. Я бы сейчас на месте североамериканских индейцев, если ещё, конечно, кто-то остался живой, пошел бы демократическим путём. Провозгласил свободу и независимость индейцев, обличил европейских завоевателей, как оккупантов и нацистов, и отобрал всю собственность, нажитую за годы оккупации: предприятия, банки, промышленность — всё! Все некоренные народности, включая негров, по опыту Латвии объявил бы «не гражданами» и выслал из страны! — Карпыч улыбнулся, — Даже не знаю, почему индейцы до этого сами не догадаются? А ты, Миш, поднаторел в истории! И когда успел?          
— Пока ты тут бизнес делал, я книжки умные читал — работы-то на предприятии давно уж нет… Ладно… Так и порешим: во всё вникать, с Шулером не спорить и виду не показывать! А там посмотрим, кто кого.