Первые заводы и фабрики...

Геннадий Никишин
Год 1721-й. Капитан Василий Обухов начал строительство на реке Брынь в Мещовском уезде железоделательного завода. Однако из-за недостатка средств уже через год он вынужден был продать сельцо Толстошеево, сельцо Хотисено и деревню Увёртное с пашенной землёю, сенными покосами и лесами горнозаводчику Н. Н. Демидову.

Чтобы «прозвучать на всю Россию» и ещё больше возвысить свой род, Демидов добивается разрешения от правительства именовать Толстошеево «Брынь-завод». Такое разрешение было получено. В честь такого события заводские мастера отлили номерной знак из бронзы овальной формы, на котором стоял номер работающего и надпись в окантовке: «Брынь-завод. 1726 год».

К 1750 году на Брынском железоделательном заводе имелось десять действующих и пять запасных молотов. Работала полотняная фабрика, кузница, плющильная, лесная биржа, две водяные мельницы, мукомольня на два постава. Только одна полотняная фабрика давала продукции на 17 тысяч рублей. В сельце Хотисено, расположенном на реке Брынь и Любышке, Н.Демидов организовал конный завод, где выращивались рысаки орловской и турецкой породы.

Одновременно с созданием промышленного комплекса в Брыни Алексей Демидов-младший много сил и средств вкладывает в благоустройство усадьбы : строит каменный двухэтажный дом с 26 окнами по фасаду, с въездом через арку в обширный внутренний двор, где к основному зданию примыкали каменные постройки многочисленных служб : каретная, кузница, кладовые и т.д. Торговый лобаз «демидовской башни» подземным переходом соединили с правым крылом господского дома.

Демидовы строят сероводородные ванны, разбивают два фруктовых сада, заводят культурный огород с паровыми грядками в открытом грунте, на которых выращивают никоцианц – южно-американский табак, невиданный здесь доселе – картофель и помидоры. В оранжереях – виноград, дыни, арбузы, финики, абрикосы, персики, мандарины, лимоны, землянику. В барском саду наряду с липами, клёнами, дубами, ясенями можно было увидеть тую или северный кипарис, белую акацию, мимозу стыдливую. Словом – сотни растений, многие из которых были редкостью для здешних мест и попали сюда из Крыма, Турции, Италии, Франции, Японии, Южной Америки, Голландии.

В 1756 году на реке Ясенок был построен ещё один железоделательный завод, который стал называться «Ясенокский». На обоих заводах по ведомости в 1766 году было выработано: на Ясенокском заводе чугуна выплавлено 137354 пуда, на Брынском – полосного и связного железа выковано 55820 пудов. Н. Н. Демидов большую часть своего времени проводил в праздности, проживая в стольном граде. Это не могло не отразиться на делах заводов. Они совершенно расстроились и в конце концов были закрыты. Причины закрытия заводов можно видеть из сенатского дела, присланного в Калужскую архивную комиссию, из которого следует, что Алексей Никитич Демидов в конце своей жизни расстроил свои дела и для поддержания упомянутых заводов принял к себе в товарищи сроком на десять лет Калужского купца Илью Коробова.

Коробов становится полным товарищем по заводу. Но через два года, как сказано в деле, Демидов Коробова от товарищества отстранил и с завода уволил. В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов решил разделить своё имение. С этого времени начинается упадок его мануфактуры. Один из арендаторов демидовского наследия московский купец П. М. Александров добился заметного оживления производства на суконной фабрике. При нём она быстро окрепла и вскоре стала одной из лучших не только в России, но и во всём мире.

Сукно экспортировалось в Китай, годовой оборот фабрики составлял до 1,5 миллиона рублей серебром, на ней было занято 1200-1300 рабочих.

В 1786 году Н. Н. Демидов умер, оставив после себя два завода с 11 тысячами десятин земли и 1000 крестьян, а вместе с тем громадные долги и запутанные дела. Однако заводы ещё продолжали работать. Незначительная часть железа продавалась на месте, остальное доставляли на Гжатскую пристань для отправки его в С. – Петербургский порт. ( По материалам Брынской библиотеки. Памятная книга Калужской губернии за 1861 год, страницы 143-144 ).

С развитием суконной фабрики, которая имела пять корпусов, в село Брынь понаехало много купцов, которые открыли здесь свои торговые лавки. В 1885 году имение Толстошеево купила графиня Толстая. Некоторое время спустя она сдала фабрику купцу Рябинину. На ней в основном ткали военное сукно, которое в большинстве своём отправлялось за границу. В 1896 году на фабрике произошёл пожар, в результате которого она сгорела и уже не была восстановлена.

Сегодня о тех далёких временах мало что напоминает. О том, что здесь когда-то процветало производство. Из всего ансамбля Брынского промышленного комплекса до наших дней дошли лишь центральные постройки : господский дом, слесарня и корпуса парусно-полотняной фабрики, обширный внутренний двор, соединяющийся некогда с двумя садами, отделявшими центральные здания от посёлка заводских рабочих. Здания небольшие, прямоугольные в плане, с выделенной ризалитом центральной частью. Декор их фасадов очень строгий и решён в едином ключе: гладкие стены ритмично прорезаны окнами с четвертями. Углы обработаны плоскими пилястрами. Однако даже эти здания позволяют говорить о том, что Брынский комплекс представляет собой интереснейший образец промышленной архитектуры первой половины ХУ111 века.

Как показали исследования, это единственный в своём роде комплекс в Центральном промышленном районе страны. Он мог бы стать достойным памятником промышленной архитектуры, но уже сегодня от построек мало что осталось. А в сельце Хотьково помещиком-крепостником И. Ф. Мосаловым и его дочерью Марией в 1733 году был основан третий железоделательный завод, который в 1850 году перешёл во владение госпожи К. А. Кавериной.

Четвёртый чугунолитейный завод был построен в пос. Думиничи в 1883 году товариществом Цыплакова и Лабунского. В Чернышене в имении Скобелевых был построен стекольный завод, который выпускал посуду и оконное стекло. Такой же стекольный завод работал и в деревне Буда Мальцевская. В селе Речица, в рабочем посёлке Марьинский завод, в деревне Марьинка и Палики выпускали продукцию кирпичные заводы. Строительный и огнеупорный кирпич хорошего качества пользовался большим спросом как в районе, так и в других регионах нашей страны.
Во время войны эти предприятия были полностью разрушены. Кирпичный завод в посёлке Марьинский был восстановлен, но тоже просуществовал недолго и в начале 60-х годов прошлого века тоже был закрыт.

В настоящее время продолжает выпускать продукцию лишь Паликский кирпичный завод. Несколько лет просуществовали в Чернышене на реке Жиздре пристань и корабельная верфь, на которой в 1857-1858 годах были построены три железных винтовых парохода по заказу пароходного общества «Меркурий». Следует отметить, что это были первые пароходы, построенные у нас в России. До этого пароходные машины приходилось заказывать в Англии. И теперь такая необходимость отпала.

В 1852 году владелец Людиновских и окрестных заводов Г. Мальцев обратился к правительству с предложением о постройке на своём заводе нескольких паровых машин для русского флота. Заверив, что они будут не хуже заграничных. Тогда ему, в виде эксперимента, было заказано девять паровых машин. Заказ был выполнен в срок и принят правительственной комиссией по высшему качеству. После этого с ним заключили новый контракт, по которому к маю 1856 года надлежало изготовить ещё шесть паровых машин для военных клиперов Каспийской флотилии. А потом решено уже было приступить к строительству и самих винтовых пароходов.

Машины были построены и спущены со стапелей на реку Жиздру 3 мая 1858 года. В это время на реке была большая вода, и все три парохода по Жиздре своим ходом благополучно дошли до реки Оки, а по ней до Нижнего Новгорода. Паровые машины и корабельное листовое железо изготовлялись на Людиновском заводе. Позднее на Чернышенской верфи были построены ещё три парохода для Черноморского флота. Место для постройки было выбрано не случайно. В период половодья река Жиздра была самой удобной из рек для доставки пароходов в реку Оку и далее по назначению.

Бедные земли района не позволяли получать высокие урожаи и местному населению приходилось заниматься самыми разными промыслами и ремеслами. Из конопли и льна получали пеньку, на ручных ткацких станках ткали холсты. Из семян конопли и льна давили масло. В каждом селе были свои умельцы : сапожники, кузнецы, портные, печники, столяры, кожевники. Деревня Ясенок, например, славилась своими мастерами по плотницкому делу.
       Из рассказов отца помню, как ему со старшими братьями и вовсе на длительное время приходилось уезжать из Ясенка : мой дедушка Михаил Иванович Никишин считался хорошим специалистом – жестянщиком, не боялся высоты и часто брал своих сыновей в поездки по разным городам. Где они ремонтировали крыши, красили их, выполняли другие работы.

В 1900 году началось строительство железной дороги Москва – Брянск, часть которой проходила по территории нашего района от ст. Вёртное до ст. Зикеево. Движение поездов по построенной дороге было открыто в 1904 году. После войны, в середине 50-х годов дорога была расширена и на ней уложили второй железнодорожный путь.
 
       На фото: Здесь когда-то размещались промышленные корпуса Брынского завода...