Феномен Нелегалки

Таня Белова
       Люди… Они достойны того, чтобы иметь самое лучшее в этой жизни! Видеть лучшие произведения искусств, лучшие фильмы, лучшие спектакли; слышать лучшую музыку, лучшее исполнение песен и стихов…
       Если раньше симферопольцы старались не пропускать театральных премьер, то теперь жизнь сделала свои коррективы. И поэтому, мне хочется, чтобы люди не пропускали хотя бы самого лучшего, созданного для них. Я учусь в Киеве. Там билеты на спектакли бывают и по 800 гривен… А наши театры держат цены, доступные для любого зрителя: от 5-7 гривен до 15-25. Так почему даже на лучших спектаклях бывают пустые места в зрительном зале? Почему?!!
       Я писала эту статью 21 января 2007 года, после того, как посмотрела два спектакля в наших театрах. Днём – «Нелегалку», а вечером «Примадонны», и поняла, что зрители не всегда выбирают лучшее… А ведь такого не должно быть!
Когда-то давно знаменитый английский режиссёр Питер Брук привёз свой театр на гастроли во Францию, но на его спектакли почти никто не приходил, и в конце гастролей директор театра Франсуаза Спира объявила о том, что вход в театр будет бесплатным. Зрители при битковых аншлагах с восторгом посмотрели заключительные спектакли, и директор спросила у них: «Вам понравилось?» И все ответили, что очень! «Так, почему же вы не приходили в театр до этого объявления?» «В газетах были плохие рецензии». «Вы верите газетам?» И все ответили, что нет! «Так почему же?» И они сказали, что у них слишком мало времени, чтобы смотреть всё подряд, они боятся ошибиться. У них по всем вопросам существуют специальные эксперты, мнения которых они придерживаются. Эксперты же – как всегда - ошибались…
Наша статистика говорит, что ежегодно миллион украинцев выезжает за границу на заработки. Страшно, что Украина превращается в поставщика дешёвой рабочей силы и девочек для развлечения. Анатолий Крым написал пьесу о судьбе одной такой «нелегалки», побывавшей в Италии. Настоящую, великолепную пьесу, а Борис Мартынов поставил её в Украинском театре. Я помню единственную напечатанную рецензию на «Нелегалку». Она была ужасной, буквально разгромной. Сергей Пальчиковский неистово ненавидел и презирал Нину, и писал, что так ей и надо: и что квартиру у неё отобрали, и что мать умерла, и что дочь стала наркоманкой…
Во время выборов мой сын ездил наблюдателем в маленький городок на западе Украины, где в каждой семье кто-то в то время был за границей на заработках. Потому, что заработать на жизнь в своей стране им негде, там, где они живут, нет ни промышленности, ни возможности заниматься сельским хозяйством. Обвинить и пожелать всем этим людям горя, всему миллиону обездоленных украинцев, вынужденных скитаться по чужбине – это очень смело. Но Пальчиковский – не побоялся, не постеснялся… Тогда я пыталась спорить с нашим местным мэтром, но мои рецензии не печатались. 3 года пресса загадочно молчала о лучшем спектакле в городе. И даже люди искусства не пытались вступиться ни за оскорблённую женщину-героиню, женщину-актрису; ни за униженного автора пьесы; ни за растоптанного режиссёра… Сначала мне всё это казалось странным, но теперь я понимаю, что, чтобы понять спектакли Новикова, - нужно опуститься до его уровня, а чтобы понять Мартыновские – нужно дорасти. Пока что публика растёт с неохотой… А хорошие театры возможны только при хорошей публике. Теперь же сама премьер министр Украины берётся снимать фильм об этой проблеме! Значит не так уж она пуста и незначительна, как писал критик…
Когда-то много лет назад Анатолий Новиков пригласил Бориса Мартынова в Симферополь. Тогда в театре имени М. Горького появилась знаменитая Малая сцена и первые в СССР спектакли на Малой сцене. Появился «Гамлет»! (Сейчас спектаклем такого уровня не может похвастаться даже столица). Появились «Мой бедный Марат», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Человек со звезды», «5 углов», «Царская охота», поднявшие Русский театр на определённую ступень театрального мастерства!
 Потом много лет Мартынова не было в городе, и вот снова: «Турецкая голубая шаль», «Женитьба», «Нелегалка», «Девичник», «Моя прекрасная леди»…
Большинство тех, кто посмотрели «Нелегалку», считают её лучшим спектаклем в нашем городе за последние 10 лет. А то, что в ней главную мужскую роль играет Геннадий Легута – вице-чемпион мира и чемпион Евразии по тайскому боксу, дизайнер, художник и актёр, – говорит о том, что спектакль действительно заслуживает внимания, и то, что такого не увидишь даже в столице, даже за 800 гривен и даже за тысячу восемьсот…
Но главное то, что здесь чувствуется особая атмосфера, создающаяся на спектаклях Мартынова, когда артисты играют в своё удовольствие. Не за деньги, отбывая время на сцене, а, получая наслаждение от общения: друг с другом, с залом - со зрителями; от осознания ответственности перед людьми, для которых они играют, которых посвящают в тайны чьей-то жизни, чьей-то души и своего мастерства.
Я помню спектакль, когда актёр с поломанной ключицей играл свою роль, досконально выполнив все трюки, и только поднимая героиню на руки, взял её с другой руки, чтобы опиралась не на больное плечо…
 «Нелегалка». Спектакль, который по своей социальной значимости на много опередил постановки театра имени Горького и большинство гастрольных и столичных спектаклей. А уровень его до сих пор остался недосягаем для своего театра… Ибо уже третий год Украинский театр не может поставить ничего подобного…
Русский же театр из всей современной драматургии поставил «У них всё схвачено», но звучит этот спектакль, как гимн безысходности, безвозвратности прошлого. Беспомощности простого человека, которого может теперь купить любой толстосум.
Поставил он и «Примадонн». Я читаю хвалебную аннотацию А. Новикова к своему спектаклю: «Вам обязательно понравится!» Я смотрю спектакль и думаю: «У режиссёра явно поехала крыша!» И понимаю, что у всех, кому нравится этот спектакль – тоже поехала крыша… И мне становится страшно, ведь таких – очень много в нашем городе. Люди перестали понимать: что – хорошо, а что – плохо…
Два молодых человека решают обмануть девушку, чтобы выманить у неё наследство. Они добиваются своего, и зал рукоплещет их находчивости, и зрители завидуют ворам, стремясь стать такими же удачливыми… Время воров и обманщиков, беспросветное для честных людей – наше время...
Театр пошёл на поводу у зрителей, у властей: веселя и воспевая убожество, не заставляя решать проблемы, а, уводя от них, отвлекая, приучая жить: не решая проблем, а закрывая на них глаза. С каждым днём, с каждым спектаклем измельчая, принижая образ Героя. Всё чаще выводя в герои – подонков. И люди верят театру, верят в то, что он учит их: светлому, чистому и разумному…
В «Нелегалке» же светится надежда на человеческий разум; на человеческие чувства, не дающие людям опуститься; на человеческую гордость, не дающую никому права «опустить» Человека…
Что это? Чудо, рождённое в театре, от которого давно уже не ждут чудес?
Да, некоторые зрители ругают и «Нелегалку». Одним не нравится сюжет, который взят из жизни. Это те, кто ищет в театре только развлечения, они ищут отдохновения, отвлечения от своих вечных забот. Другим – не нравится текст, в котором звучит пара таких привычных для нас, не очень культурных слов, но слова-то из песни не выкинешь. И если ставится спектакль о жизни, то он не должен уводить зрителей от реальностей этой жизни! Третьим – не нравится неуютность зрительного зала. Четвёртым - холод в нём. Пятым - отсутствие стационарного буфета, и во всём этом – виновата, как обычно, мартыновская «Нелегалка», а не мэрия, министерства и власти…
Ну, как же? Люди в кои веки пришли в театр, а там – нет блеска оперетты; нет платьев с множеством оборок; нет музыки «Бумбокса», цыган и медведя; нет юмора «Камеди-клаб»; нет прелестей стрип-бара; нет того, чтобы все до единого героя стали вдруг счастливы, как в сказке, а есть просто наша земная любовь, есть бомж, есть месть, есть долг, есть Люди и нелюди… В нём всё так, как в жизни… А многие устали от жизни… Устали от постоянных бед, от минутного рублёвого счастья, за которым следуют недели нищеты… Но ведь в «Нелегалке» не только зарисовки из жизни, она делает выводы, она указывает на путь, с которого нельзя сворачивать, она предупреждает, предостерегает, оберегает! А ещё в ней живёт надежда и вера в Человека, в его разум, в то, что человек всё способен преодолеть! В этом ценность, в этом изюминка этого спектакля! В том, что разум должен победить!
       Я вспоминаю девочку, которая наотрез отказалась смотреть «Нелегалку», прочитав рецензию Пальчиковского. Она уже никогда не будет жить своим умом… Я вспоминаю Питера Брука, и думаю, что человек должен верить только себе. И чтобы иметь представление о спектакле, - его нужно обязательно посмотреть, а не прочитать о нём в газетах! Газеты должны лишь побудить зрителей: посмотреть! Заинтересовать!
 И вообще спектакли Мартынова нельзя пропускать, они всегда – о главном! О самом главном: Как среди всей этой грязи остаться Человеком?!!