Это делается для живых!

Зинаида Маркина
 Академик Розенберг: «Это делается для живых"


       Академиков я представляла чудаковатыми стариками, которые что-то пытливо изучают и далеки от обычной жизни. Или мэтрами: всезнающими, важными и суровыми. В отличие от типажей Валерий Розенберг высокий, представительный, Элегантный с проницательными, мудрыми и веселыми глазами. Хотела поговорить с ним недолго, но наша беседа незаметно перевалила за два часа. С ним было легко и просто беседовать.

Зинаида — Расскажите о ваших последних наградах.

Валерий — Мне вручили 2 награды. Первая — медаль лауреата Нобелевской премии Рентгена, ради нее я трудился 30 лет, забывая порой о личной жизни. Я не жалею о потраченном времени. Меня интересовали проблемы долголетия. Я занимался вопросами сердечной и сосудистой патологии при различных болезнях. Впервые в мире применил рентгенологический метод исследования сердца умершего. Вторая награда-медаль им. Рудольфа Вирхова — гениального патологоанатома.

Зинаида — Работа с умершими морально тяжела. Почему Вы выбрали такой род деятельности для себя?

Валерий — Еще студентом начал работать на кафедре патологической анатомии. В Крыму окончил мединститут и аспирантуру. Но на работу в институт меня не приняли. Обещали принять, когда сделаю и защищу кандидатскую и докторскую диссертации, но пятая графа в те годы была препятствием. А моя жизнь уже была связана с Евпаторией. Работал в центре патологической анатомии, с увлечением изучал новые материалы, там стал профессором и академиком. По своей теме опубликовал более300 научных работ и 10 книг.

Зинаида — Каким образом распространяют эти книги?

Валерий — Конечно, эти книги интересны только специалистам. Они раскупаются библиотеками. Через два месяца в Москве выйдет новая книга «Дилатационная кардиомиопатия». Думаю, что медикам она будет интересна, впрочем, об этом я узнаю после ее выхода в свет.

Зинаида — Каким Вы были руководителем?

Валерий — Наверное, жестким. Над моим столом патологоанатома висел плакат «Это место, где мертвые учат живых». В помещениях, где работают патологоанатомы не должно быть радио, телевизора, отношение к работе нужно самое серьезное. Считаю несовместимым, если доктор, занимаясь работой, будет слушать по радио юмористическую передачу. Думаю, что были и обиды и разговоры об этом, но я знал, что поступал верно.

Зинаида — С какими известными людьми вы встречались?

Валерий — В основном, это люди моей профессии: академики Давыдовский, Стуков, Даль, к сожалению, уже покойные.

Зинаида — Кого вы считаете своим главным учителем?

Валерий — Михаила Константиновича Даля, правнука составителя словаря Владимира Даля, великого ученого.

Зинаида — Расскажите о Дале поподробней.

Валерий – Даль – человек-легенда. Он был небольшого роста, с кустисто-рыжими бровями, лысый, нетерпимый к любому проявлению бескультурья. Даль был настоящий дворянин и гордился, что никогда не состоял в партии и профсоюзе. Это в то время! Прожил Даль 88 лет, наполненной трудом, жизни.

Чтобы привлечь студентов к трудной профессии, говорил: «Надо думать, что еще не было сделано, чтоб человек остался жив. «В его работе был девиз: Через 3 минуты после смерти — это не человек, это материал. «Михаил Константинович, чтобы отвлечься от тяжелых моментов работы, увлекался нумизматикой — собирал монеты, это был его досуг, его хобби. До конца жизни раз в 2 недели Даль аккуратно писал мне письма собственноручно, техники в этом не признавал, а в постскриптуме обязательно задавал самые каверзные вопросы, типа? «На каком балконе в вашем городе выступал Маяковский и что он читал? В каком году это было?» Приходилось всей семьей искать ответы на его постскриптумы, так как неверных ответов мэтр не признавал. До сих пор с трепетом храню его письма.

Зинаида — Насчет его девиза – не слишком ли жестоко?

Валерий — Наоборот. Он считал, что патологоанатом обязан изучать умерших так, чтоб в дальнейшем, можно было предотвратить смерть. Иногда студенты, придя в морг, говорили, что тут дурно пахнет, на что Даль отвечал: «Вам надо работать на парфюмерной фабрике, там пахнет хорошо. О Дале могу говорить бесконечно.

Зинаида — Каким образом Вы стали дружны с Далем? Как произошло знакомство?

Валерий — Я, уже будучи врачом, приехал к нему, Киев на курсы. Мы много беседовали, он очаровал меня своей влюбленностью в работу. Я должен был по окончании курсов сдать экзамен комиссии, в которую входили Даль, его ассистент Эстрин и министр здравоохранения Шупик. Я вытащил билет, но Даль сказал: «То, что билету вы расскажите потом, а сейчас расскажите, что Вы знаете о Баренцевом море? «Мои познания о нем были, увы, невелики, я стушевался. Тогда Даль сказал, что в жизни, кроме патологической анатомии, надо знать многое. Наградой мне стала ,поставленная им пятерка. С этого все и началось: наша переписка, обмен мнениями и задачи-постскриптумы.

Зинаида — Коротко о вашей доврачебной жизни?

Валерий — Я родом из Биробиджана, во время войны наша семья была эвакуирована в Самарканд. После войны приехали в Кировоград на Украине, затем медтехникум и институт.

Зинаида — Какая у Вас семья?

Валерий — Жена Эмма и дочь Татьяна — врачи. Подрастает любимый внук Димочка. Пока увлекается бальными танцами.

Зинаида — Были ли у Вас предложения работать в Европе, Америке?

Валерий — Да, но я отказался. Я — не любитель менять место жительства.

Зинаида — Но Вы же приехали в Израиль?

Валерий — Сначала уехала дочь с внуком, потом мы с женой решили, что наше место рядом с ними.

Зинаида — Слышала, что Вы теперь без работы?

Валерий — К сожалению, это так. Год я проработал в больнице Ихилов. Там сейчас нет профессора. Занимался своей любимой темой. Получил ришайон, языковых проблем не было. Получал стипендию Шапиро, но рад был и этому. Через год меня уволили: контракт продлен не был из-за отсутствия средств.

Очень обидно, потому что за год работы в больнице в Нью-Йорке вышли 10 научных трудов. Все схемы и рисунки тоже сделал сам. Хотелось продолжать…но…увы…

Зинаида — Любите ли вы искусство?

Валерий — Патологоанатом-профессия особая. Чтоб отвлечься от основной деятельности разработал цикл из 36 лекций «Искусство и медицина» на тему, как зависит творчество великих от их здоровья. Преподавал в Крымском гуманитарном колледже на отделении «Культура».

Зинаида — Как учащиеся восприняли Ваши лекции?

Валерий — Удивительно, но с большим интересом.

Зинаида — Вернемся к Вашим наградам. Кто их учредитель? Кто вручал награды?

Валерий -В Германии, в Ганновере есть академия, члены которой учреждает эти профессиональные награды. Вручал мне эти награды академик из Новосибирска, известный ученый, директор института региональной патологии академик Непомнящих Лев Моисеевич.

Зинаида — Это Ваши первые награды, врученные на новой Родине?

Валерий — Нет. В 2002 году я получил награду Американской ассоциации Золотую медаль »За честь и достоинство в науке.

Зинаида — И последний вопрос. Какая страна мира является первой в области патологической анатомии?

Валерий — Германия. В этой стране особое отношение к этой науке. Это делается для живых.

Беседа закончена. Услышала столько интересного, а на душе — грусть. Разве это не расточительство, когда ученый с мировым именем выброшен из науки, которой он отдал сердце, душу и силы? Сколько он бы мог еще сделать не только для страны, а для человечества?!

Самые большие ценности у человека-здоровье и жизнь. Это то над чем обязан работать академик Розенберг. Поймут ли это те, кто так жестоко расправился с мастером особой профессии? Так хочется, чтобы они поняли, и, поклонившись ему ,уговорили еще долго работать в патологоанатомических центрах нашей страны. Во благо человеческой жизни! Все координаты академика в редакции сайта. Надеемся, что будут востребованы.