Продолжение 24 моисей. уход полины. заключение,

Самуил Минькин
 

                УХОД ПОЛИНЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В начале восьмидесятых годов неожиданно в  квартиру  Жени  ввалился Беня (или Вениамин Соломонович). Ему его мамочка сказала, что Женя развелась с мужем и уже много лет живёт одна с дочкой. Беню  было  не узнать - за эти годы  он  защитил  докторскую,  в  области  онкологии  и, живя в Москве и вращаясь в научной среде, выглядел очень прилично и респектабельно. Он серьёзно занялся своей внешностью, стал регулярно посещать  комплексные  занятия  физкультуры,  похудел,  занялся  большим теннисом, по одежде, и благородным  манерам  принял  столичный вид. Общение в научной среде, также оказало влияние на его поведение.
      Беня, пришёл не с пустыми руками, принёс цветы, вино  и  московские деликатесы. Бене было уже под сорок, он так и не женился, весь ушёл  в науку. Он был однолюб и, кроме Жени, не мог  никого  любить. Случайные встречи с женщинами ему не приносили удовлетворения. Его мамочка ужасно переживала, перезнакомила его со многими  еврейскими  девушками, но стоило Бене вспомнить Женю, как у него пропадала  всякая охота жениться. Его мамочка считала, что её сын никогда уже не женится и останется старым холостяком. Она много лет знала, но  умалчивала, что Женя развелась, так как не хотела, чтобы Беня пошёл  встречаться  с этой идиоткой.
      Женя обрадовалась появлению Бени, они не виделись больше пятнадцати лет. Интеллектуальный уровень  его  значительно  вырос,  во  всех отношениях он стал интересным, содержательным и относительно привлекательным молодым человеком, причём свой,  надёжный  человек,  на которого можно положиться. Они целую неделю, все  вечера  проводили вместе. Если и были у него некоторые отклонения во внешности  то по уровню образованности,  воспитанию,  поведению все эти отклонения, просто не имели значения.  Народная  мудрость гласит: «Если мужчина  чуть-чуть  красивее  обезьяны – он уже красавец». 
      Для семейной жизни  незначительные  физические  отклонения  от идеального мужчины, не  имеют особо никакого значения. Женя теперь это отлично понимала, её красота, привлекательность, образованность и прочие, как она считала достоинства, оказались никому не нужными. Жить без надёжного мужчины, одной, не иметь нормальную семью, это значит жить, не полноценной жизнью. Неудачный брак с Алексеем, затем развод, вселили в её душу неуверенность в мужчинах, а годы шли, и нужно было, что-то предпринимать, а приличнее мужики все уже захвачены. Она уже было потеряла всякую надежду иметь свою нормальную семью. Появление Бени, вселила надежду создать семью.
      По их отношениям  чувствовалось,  что  Беня  должен  сделать  Жене предложение. И теперь Женя ожидала этого предложения и боялась, что он напуганный в молодости побоится решиться. Женя решила, что  надо брать это дело в свои руки, Мне уже скоро сорок,  нужно  определиться.
- Молодец Беня, зря эти годы не терял, защитил докторскую. Конечно, у него была хорошая база его папочка. Как я влипла со  своим, пьянь  беспросветная. Как я в  своё  время  не  разглядела поддонка, а ведь мой папочка предупреждал, – искала  «принца»,  и  нашла, -  рассуждала Женя.

 В последний вечер, назавтра Бене нужно  было  уезжать, он, пригласил Женю в ресторан отметить встречу. За столиком Женя спросила:
- Слушай, Беник, ты ставишь меня в неловкое положение, мои родители меня спрашивают, Ты, серьёзный человек, или московский франт?
- Я уже всю неделю хочу тебе сказать, чтобы выходила за меня замуж, и боюсь, что ты мне откажешь,- волнуясь, весь красный выдавил из себя  Беня, - тогда и эти наши встречи станут не возможными. И так дорогая Женечка, всё понял и делаю тебе официальное предложение. Даже продумал условие: не будем спешить, возьмём месяц на размышление. И если ты даёшь свое согласие, я приезжаю с путёвками в санаторий, где проведём там медовый месяц.
- Беник, я уже согласна.
- Отлично, тогда мы разопьем бутылочку шаманского в виде помолвки.
     В течение месяца, они несколько раз созванивались. В  разлуке  обострилась любовь. Женя сообщила, что скучает, ждёт его приезда. Полина   сразу заметила, что Женька изменилась, её стало не  узнать,  стала  весёлой, энергичной, по-видимому, она  договорилась с этим квозимодой.   
      Беня, приехал с путёвками на Кавказ. До отъезда оставалось три дня. С новостью о решении  пожениться,  надо  было  оповестить  родителей. Когда они неожиданно вечером, прихватив с собой  шампанское  и  прочее, появились в квартире и объявили о своём решении, Михаил Сергееевич был от души рад. Беня ему и раньше нравился,  и  не  сомневался  в правильном решении, главное - свой, будет хорошим семьянином, и  теперь Женька будет, как за каменной стеной,  жить  с  надёжным  человеком. Это ни какой-то  там  свистун, а  толковый,  надёжный,  грамотный трудолюбивый, человек.
       Полина при внешней доброжелательности сразу  поняла, что  теперь всё - жизнь Жени будет идти в еврейской среде, и её мечта  привлечь  её когда-нибудь к православию  окончательно  улетучилась.  И  зачем  этот квозимода  припёрся - какая Женька дурра,  что  идёт  за  него?  Столько было у Жени предложений уже после Алексея,  и  все  ей  не  нравились. Но когда Беня рассказал о своих успехах и о том, что они  будут  жить  в Москве, что его родители помогут купить квартиру в Москве,  мнение  у Полины изменилось. Теперь хоть дочь будет обеспечена и станет жить в Москве. Будет общаться среди учёных людей.
       Распрощавшись, по дороге Беня сказал Жене:
- Мне не нравится твоя мама - она очень худая, и в лице  у  неё  какая-то желтизна. Как её здоровье?
- Да вроде на здоровье не  жалуется,  она  последнее  время  ударилась  в религию, бегает в церковь. Мне уже несколько  раз  предлагала  сходить покаяться, постоянно раздражённая и недовольная - все и всё, не так,  по её мнению, делают не так - из-за каждой мелочи ужасно расстраивается, – ответила Женя.
- Как приедем, обязательно  тщательно  обследуй  её.  Возьми  под  свой контроль.
   Вернувшись из санатория, Женя продолжала жить и работать в Смоленске ожидая когда Беня решит  проблему  с  квартирой.  Ежедневно  они перезванивались, Беня  сообщил,  что  четырёхкомнатная  квартира  уже куплена, но он хочет там сделать капитальный ремонт.
      Результаты обследования выявили признаки  онкологического  заболевания, все другие проблемы отошли на задний план. Женя связалась с Беней и просила  срочно  Полину  устроить  в  онкологический  центр  в             Москве. Михаил Сергеевич с Полиной срочно  выехали  в  Москву. Беня положил Полину в клинику, где он  работал.  Михаил  Сергеевич  постоянно находился в Больнице около Полины. После дополнительных  обследований, Беня сообщил,  необходима  срочная  операция. Он  заверил, что по его просьбе операцию будет делать сам  профессор,  заведующий отделением, а он лично будет ассистировать.
       Операция длилась около двух часов.  Михаил  Сергеевич  сидел  всё время со сжатыми кулаками и просил Всевышнего о благополучном  исходе. Когда Беня вышел весь красный и потный, угрюмый  и  расстроенный, Михаил всё понял. От расстройства его начало знобить, он даже не стал  ничего  спрашивать.  Видя  состояние  Михаила  Сергеевича,  Беня попросил сестру дать ему что-нибудь успокоительное, сел рядом и  произнёс два роковых слова - поздно, метастазы.
    Полина прожила еще с полгода. Умирала она тяжело, у неё были ужасные боли. Последний месяц она не поднималась  с  постели. Чтобы  облегчить её состояние, приходила сестра и делала ей наркотические  уколы. После уколов она находилась в забытьи. Михаил  Сергеевич  постоянно был рядом. В последние дни она пришла в себя  и  попросила  позвать батюшку. С приходом батюшки она попросила оставить  их  одних.
Когда батюшка ушёл, зашла Женя, Полина попросила:
- Позови Моисея, - и слабым, еле слышным голосом  сказала,- я  исповедалась, и теперь мне стало значительно легче. Доченька прости мне, что я не разглядела твоего мужа, и из-за меня тебе пришлось  страдать, я  хотела, как лучше.
-  Мамочка, ну, что ты  говоришь? Я самая  теперь  счастливая  женщина на свете, всё так хорошо складывается, главное теперь твоё здоровье.
- Ладно, ладно позови отца, и оставь нас вдвоём.
    Зашёл Михаил, он за последние полгода осунулся, похудел, в  связи  с переживаниями, связанные с болезнью Полины. Она смотрела на Михаила, пытаясь что-то сказать, затем глазами  показала  ему  сесть  на  кровать. Тихим, ели слышным голосом стала говорить:
- Я счастливый человек, что прожила свою жизнь,  сколько Бог мне  дал, с таим замечательным человеком, как ты, Моисей. Есть на мне  грех  перед тобой, мне негоже было за твоей спиной вести  тайные  разговоры  с детьми и внуками. Прости меня, Моисей - коль я согласилась прожить с тобой, любимый, всю жизнь, то нужно было быть мне да конца верной и преданной тебе. Сядь рядом и дай мне твою руку.
     Моисей старался не плакать, стараясь ее утешить,  а слёзы сами градом катились из глаз. Полина продолжала:
- Не плачь, Моисей, не переживай и не убивайся, это раньше или  позже, но когда-нибудь должно случиться с каждым. Ты у  меня  сейчас  самый дорогой и близкий мне человек, и таким ты  был  для  меня,  всю  жизнь. Давай вспомним, какие мы  изначально  были  счастливые.  Мне  нисколько не страшно, я ухожу в другой мир, где  встречусь  со  своими  близкими, они уже приходили ко мне во   сне. Я  уже их  видела:  мать,  отца, любимую бабушку, которую и ты любил. А ты верни  себе  свое  родное имя Моисей, я знаю, что оно тебе было, всегда дорого. Я то знаю, тебя с детства все тебя любили; и твоя мама и отец, и моя бабушка, и  все  гордились твоим именем знаменитого пророка Моисея. Грех на мне, за  то, что хотела тебя переделать,  под  свои  интересы,  если  бы  я  и  чего-то добилась, всё равно ты не был бы счастливым.
       Полина замолчала. Видно было, что она устала от разговора. Отдохнув немного, она с трудом продолжила:
- Прости мне Моисей за  мои  прихоти,  я  знаю,  что  осуждать  меня  не будешь. Ты всегда был добрым и мудрым. Прошу выполнить мой  завет, с батюшкой я  договорилась.  Похороните  меня  по  всем  крестьянским правилам. Я родилась православной крестьянкой, ею хочу умереть. Простите мне Христа ради все мои близкие. Я очень устала, посиди Моисей рядом со мною.  Поцелуй меня, не убирай руку, я немного посплю.
     Она сразу впала в забытьё, а Моисей сидел и смотрел на эту  мужественную женщину, изнемогающую от слабости, которая в полном  сознании говорила без стона, без жалоб, не уронив  ни  слезинки. А старалась утешить его. Он стал вспоминать, какая Полина была интересная  и красивая женщина - когда она шла, все на неё глядели и  оборачивались, он восхищался её мудростью,  достоинством,  трудолюбием.  Из  всех  женщин он по-настоящему любил только её.
      
      После похорон Моисей осунулся, постарел, всё забросил, ежедневно ходил на кладбище, где сидел в тиши деревьев, разговаривая с Полиной и с Господом Богом. Женя волновалась и переживала за отца. Она понимала, что ему нужно изменить обстановку, иначе он долго  не  протянет. Она готовилась переезжать в Москву и не могла просто так его бросить.
   Валентина передавала с сыном, чтобы Моисей приехал, пожил и отдохнул у неё. Иван работал хирургом в районной больнице. Женя  договорилась со своим сводным братом  привезти  отца  в  деревню,  чтобы  он пожил у Валентины и немного развеялся.
     Но Моисей отказался ехать, сказав, что не пришло ещё время и морально он не готов бросить здесь Полину  одну,  просил,  чтобы  о  нём  не беспокоились, и каждый бы занимался своим делом.
     Вскоре произошёл случай. Вернувшись домой и зайдя в квартиру, он услышал из кухни громкий разговор. Катенька  повышенным  тоном  говорила Сергею:
- Ты скажи ему, что ты стесняешься. Мы  ютимся  втроём  в  двенадцати метрах, а он один занимает восемнадцать. Нет,  у  твоего  отца  совести - уже полгода, как умерла  мама – мог бы  давно  предложить  поменяться комнатами. Вот мои бы  родители с  первого  дня,  как  мы  поженились,  отдали бы нам большую комнату.
- Катя, успокойся, хочешь скандала, будет скандал. Сколько тебя можно просить: не трогай моих родителей! Если тебе мало места,  возвращайся в общежитие. У моего отца и так была тяжёлая жизнь, пусть  живет,  как он хочет. Тебе здесь мало места? Ты полная хозяйка. Отец тебе мешает? У тебя ещё есть зал,  кухня,  давай  кровать  Валерки  поставим  в  зал, – спокойно говорил  Сергей. 
Катенька начала плакать, причитая сквозь слёзы. Что Сергей  её  не  любит. О чем бы она его  ни  просила,  он  ничего  не  хочет  делать.  А  она хочет сделать, как лучше, а он её не понимает.
    Моисей зашел в кухню. Он еще не отошёл от потрясения после  смерти Полины, а его уже гонят.
- Так, начинается - сейчас выгоните вы меня в  маленькую  спальню, потом вам понадобится маленькая спальня для  Валерки,  куда  меня  тогда переселите? Я уже старый, от меня воняет, в  зал  нельзя - могут  прийти друзья, родственники. А не лучше ли  меня  сразу  отправить  к  Полине, чтоб не мешал? – расстроенный, он повернулся и вышел на улицу.
       Он пошёл в садик, сел на лавочку и стал рассуждать:
- Всё закономерно, всегда дети не хотят жить с родителями,  хотят  жить самостоятельно, не желают слушать наставления.  Но  это  всё  не  имеет большого значения. Главное, моё сознание не даёт мне покоя, в молодости, по глупости, не слушая мудрые советы, не слушал своих родителей, совершил серьёзную ошибку. Я женился по любви, чтобы иметь личную радость и удовлетворение в жизни, из-за своих эмоциональных и  эгоистических побуждений, а в конечном итоге потерял  смысл  жизни,  который должен продолжаться, как у  всех  нормальных  людей  в  наследниках. Потомство потеряно.
       Даже двенадцатилетняя внучка не хочет с матерью переезжать жить в Москву, потому что мать  вышла  замуж  за  еврея,  и  теперь  её  будут считать еврейкой. Теперь всё моё потомство будет стараться умалчивать и стесняться говорить, что предок у них был еврей, таким  образом,  моё потомство обречено на полную ассимиляцию.
       А я люблю свой народ - народ, который дал народам Тору (81), веру в единого Господа Бога нашего. Многие народы взяли эту веру за  основу, и православные, и  мусульмане, и - что за  парадокс - теперь  ненавидят мой народ.  Постоянные  гонения  и  уничтожения. Может  даже  так случиться, что из-за моего непродуманного в молодости решения кто-то из моих будущих потомков  может  стать  ярым  антисемитом  и  врагом моего народа. Прошло столько лет, ни война, ни более высокий уровень сознания людей не изменил отношение к моему народу.  Только  я  остаюсь при своем мнении, как прежде, что написанное в Торе  выражение - евреи избранный народ,   что  не дают покоя духовным  лидерам  других вероисповеданий, имеет историческое значение:
      «Господь Бог избрал один народ на земле, чтобы тот сохранял веру в Него, истинного Бога, и жил бы по заповедям Его. И  выбрал  Он  сынов Израилевых».
       5 Итак, если вы будете слушаться  гласа  Моего  и  соблюдать  завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля;
       6 А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Библия. Исход. Глава 19.

       Евреи - народ, живущий по законам Торы - стремятся выполнять заповеди и святые законы, которые вместе с трудами еврейских учёных  и философов направлены на мир, добро, справедливость,  человеколюбие. Евреи - народ книги - не в смысле, что много читают  ради  развлечения, а в смысле, что  книгу  изучают,  приобретают  знания.  Одни  стремятся познать и пополнить мир знаниями. Другие - познать эти знания  и  применить их в жизни. Но вместо уважения за труд в  области  цивилизации – всеобщая ненависть и презрение к моему народу.
    Если посмотреть, исторически, то цивилизация поэтапно  развивается при участии моего народа во всех областях, в науке, искусстве, культуре и т.д. История говорит - евреи являются  примером  духовности  и  прогресса во всём мире. И возможно, все-таки осуществляется слово  Божье, что евреи являются тем избранным народом,  мысль  и  знания  которого осуществляются материально, и человечество  историческими  периодами поднимается выше на ступень развития и цивилизации.
        Избранный народ, не значит, что этот народ лучше других народов, а в смысле, что  на  этом  народе лежит обет,  огромная  Божья духовная ответственность, которую он должен исполнять. Возможно, что за несоблюдение заветов и законов Всевышнего моим  народом,  который  поклялся выполнять, Всевышний жёстко наказывает и карает народ мой.
       8 И весь  народ  отвечал  ему  единогласно,  говоря:  всё,  что  сказал Господь, исполним.
       11 Сохрани то, что повелеваю тебе ныне, ибо страшно будет  то, что Я сделаю для тебя.
       Библия. Исход. Глава 34.
    Наши богословы и философы высказывают мнение, что в тоже время Божья кара – объединяет и сохраняет мой народ, ибо  многие  народы  и цивилизации давно исчезли, в никуда, хотя  обладали  в  своё  историческое время  огромным могуществом.

       Домой не хотелось идти - ему дали понять, что он мешает жить другим, старик не нужен никому. А  куда  же  деваться?  Продолжать  жить, как будто ничего не произошло, уже не получится,  надо  искать  другие пути и освобождать детям квартиру. Представляю, какая  радость  будет у Катеньки, когда  она  станет  полновластной  хозяйкой  трехкомнатной квартире. Да и Сергей чувствовать будет себя солидней. Нужно  поехать к Валентине. Ваня приезжал, говорил, чтобы съездил, погостил у матери - она ждёт, и Женя просила съездить.
       Вернувшись, домой, Моисей сказал, что  завтра  он  уезжает,  чтобы устраивались в квартире  по  своему  усмотрению,  только  его  вещи  не выбрасывали. Сергей пытался уговорить, чтобы он не обижался, и Катенька извинялась, что  это  она  по  своей  глупости  наговорила  и  её  все устраивает. На что Моисей ответил, что все правильно - молодые  семьи должны жить отдельно, а он давно собирался съездить в деревню отдохнуть и развеяться и никакой обиды не держит.

     Валентина по настоящему обрадовалась приезду Моисея. За эти годы она значительно изменилась. Он вспомнил, как он первый раз её  увидел одетую как монашка, теперь же она работала  на  огороде,  была одета  в лёгкое ситцевое платье и имела деревенский вид. За эти годы  она  стала другой. Когда Ване было четырнадцать лет, она  пошла, учиться  заочно на курсы ветеринаров и некоторое время работала в совхозе, заработала пенсию. Она внешне почти не изменилась, такая же шустрая, только постарела лицом, те же ровные красивые зубы и правильные черты лица.
       По её словам, учиться, она пошла, чтобы поднять  свой  интеллектуальный уровень. Она ещё в школе  любила  учиться  и  хорошо  училась. Валентина сказала полушутя:
- Теперь я тебя никуда не отпущу. Все годы я знала, что ты  ко  мне  вернёшься, когда почувствовала, что забрюхатела. Сколько Ваня ни просил меня переехать к нему жить, я вместо  этого  стала  перестраивать  дом - как чувствовала, что придёшь. Поживи в деревне – дом  хороший,  положили асфальт, рядом лес, речка, продукты свои, чистые, держу двух коз, будешь пить козье молоко.
Как же мне тебя величать? Я знаю, что имя твоё Иван было  подставное, чтоб спасти свою жизнь. Сын твой Ванюшка к  тебе  хорошо  относится, хотя ты и не жил с нами. Он говорит, что какой бы ни был отец, всё равно отец - у других и такого нет.

- Мне пришлось приспосабливаться и жить под чужими именами. Когда умирала Полина - мудрая была женщина - она  мне  сказала,  чтобы  вернулся к своему родному имени, которое дали родители, да и мне самому это имя дорого. В нашей иудейской вере был знаменитый  пророк  Моисей, много добрых дел сделал он для народа, да и в вашей православной вере его почитают. Так и зови  дорогим  мне  именем- Моисей.  Смотри, Валентина, не делай скорых выводов - сможем ли мы с  тобой  ужиться? Я знаю из рассказа Вани, что ты истинно верующая  христианка, каждое воскресенье ходишь в церковь на службу и там ты одна из активисток. Я же старый верующий еврей - каждый день утром и вечером  читаю  свои молитвы. Полина меня любила, но, постарев, вернулась к истокам, стала ходить в церковь  и  даже  стала  настаивать,  чтобы  я  отошёл  от  своей веры, ради своего благополучия и детей. Она готова  была  для  меня  на всё, но под старость оказалось, что её религия оказалась ей дороже. А  я, постарев, уже тоже не могу жить без своей религии, к  которой  приучен с детства, - явно давая понять, что не будет  приспосабливаться,  а  жить будет своей жизнью.
- Давай не будем ставить  друг  другу  условия (народная  мудрость  гласит – там где  начинаются  условия – там  кончается  дружба) - поживем,  увидим. Я  все годы тебя ждала, у нас есть  сын,  он  будет  доволен,  что останешься здесь жить Да куда тебе деваться, неужели тебе жить  лучше будет с невесткой? Я простая деревенская баба, ни в чём тебя  ограничивать не буду, молись себе на здоровье. Я буду в горнице молиться перед образами, а ты в своей комнате будешь читать свой Сиддур (92)".

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
       В 1990 году перед отъездом в Израиль, возвращаясь  из  Белоруссии проезжая недалеко от деревни, где встречался с Моисеем, я  решил  туда заглянуть. Меня встретила Валентина, которая, естественно, меня не уз-нала. Она была совсем старенькая, маленькая сгорбленная старушка, по-прежнему прихрамывающая.  В  конце  концов,  она  меня  вспомнила  и рассказала про Моисея.
        Моисей умер около двух лет  тому  назад.  Перед  смертью  просил, чтобы его похоронили у него на родине рядом с отцом и матерью:
замуж  и  остается жить в московской квартире. В Смоленске  в  Жениной  квартире  живёт Алексей с женой и ребёнком.
       Моисей прожил в деревне больше  пятнадцати  лет.  Он  помогал  на огороде, ходили с ним в лес за ягодами и грибами, он на свежем воздухе и на домашних харчах поправил своё  здоровье.  Но  основное  время  он проводил в чтении книг, а также в покаянии и молитвах. Иногда ездил в Стодолище, пока жил Мота,  с  которым  в  гражданскую  войну  были  в   госпитале. Ездил в  Москву  за  книгами  к  другу,  пока  тот  не  уехал  в Израиль и  не  увёз  книги,  а  часть  отдал  Моисею.  Вся  комната  была забита книгами, по его просьбе Валентина их передала еврейскому фонду. Они приехали и все книги забрали.
       Ванюшка договорился с больницей, и на скорой помощи  мы  отвезли Моисея к нему на родину. На похороны приезжали Женя  с  мужем  и Сергей, дали денег на памятник. Там заплатили местной общине,  и  они похоронили Моисея по их правилам рядом с отцом  и  матерью. Установили мраморный памятник. Внизу на памятнике, ниже основной  надписи на иврите  написано: 
       «Родился евреем, и умер евреем». (;;;; ;;;;;  ;;; ;;;;;).   

№---№ сноски
92--96 Сиддур, Махзор – древние книги молитв, изданные более  двух  с половиной  тысяч  лет  назад.  Принятая  и  освящённая  в  среде  народа Исраэля. Мужи Великого Собрания, определили содержание, порядок и воплощение молитвы. С тех пор еврейская молитва не протерпела изменений. Так молились наши отцы в своей стране, и в изгнании.