Семечки

Калашникова Наталья
       В седьмой комнате барака жила одинокая соседка. Девочке она казалась тогда старой бабушкой, хотя мама Юля говорила, что та была молодой. Часто с виду довольно неопрятная, с седыми космами, выставляющимися из-под платка, низкого роста, но довольно упитанная, она всегда ходила в телогрейке без воротника с накладными петлями для пуговиц. Над верхней губой у нее были черные усики. Жила на проценты, как у Достоевского “Преступление и наказание” бабка - процентниха. Она давала мужикам деньги на водку, а женщинам отказывала.

Причем все знали, что возвращать долг надо только в тех купюрах, что тебе дали. Бабка с любовью вслух пересчитывала, поглаживая и распрямляя деньги, слюнявя корявые пальцы с грязными ногтями и аккуратно складывала их в коробочку и закрывала в сундук, ключ убирала в карман юбки под фартук. Самая крупная купюра была пятьдесят рублей, а чаще в обиходе использовались красная “десятка”, синяя “пятерка”, зеленая “тройка” и желто-рыжий рубль.

Она торговала семечками. Зимой привозила с рынка мешок и на общей кухне перебирала семечки, а потом на больших широких противнях жарила их, смазывая слегка подсолнечным маслом и выбирала оттуда шелушенные беленькие семечки. Бабка складывала их в граненые стаканы и угощала соседских ребятишек, которые при запахе жарящихся семечек сбегались со всего барака.

Летом она на улице на поляне перед бараком, расстелив небольшой полог, сеяла семечки, чтобы ветром относило шелуху. Потом из вырванных от старой книжки листочков, она накручивала большую стопку кулечков разных размеров. Нажаренные еще теплые семечки бабка, одев поверх фуфайки большой серый фартук, носила к магазину на продажу. Поставив на перевернутый пустой деревянный ящик свой небольшой мешок, она набирала в разномастные стаканчики семечки и грубым мужским голосом зазывала покупателей и сама успевала щелкать семечки так, что вокруг губ был постоянный черный грязный круг. После удачной сделки она покупала бутылку водки и потихоньку одна дома пила водку и пела песни.

       Однажды зимой она сломала ногу. Сидя на сундуке и положив загипсованную ногу на табурет, бабка учила ребятишек игре в карты в подкидного дурака. Проигравший должен был сходить в магазин за продуктами, либо вымыть у нее в комнате пол, или же вынести из ведра помои с ее испражнениями, что часто доставалось девочке. Поэтому ребята старались как можно быстрее научиться играть в карты. А потом освоили и легкое шельмование.