Продолжение 5 Моисей. Германия

Самуил Минькин
 


                ГЕРМАНИЯ.
      5 августа 1917 года поезд Гамбург – Берлин прибыл на железнодорожный вокзал в Берлине. Три дня Моисей плыл на пароходе из  Хельсинки в Гамбург. Морская поездка ему очень понравилась. Теперь ещё нужно было добраться до Франкфурта.  Поместье,  где  жил  Карл  с  семьёй, находилось в верховьях реки Майн. Часов около  восьми  утра  извозчик подвез Моисея к серому двухэтажному дому, огороженному  металлической оградой.
     После того как он побывал дома и  разговора  с  родителями,  Моисей стал сомневаться, правильно ли он сделал, что приехал в Германию.  Но он дал твёрдое слово, что приедет, и знал, что Мария его  ждёт.  Моисей соскучился по Марии, вспоминал её ласки и поцелуи и горел  огромным желанием её увидеть и быть рядом с ней. Он ради Марии готов был пре- одолеть любые преграды. Тревожило только, как сложатся отношения  с своими родителями, которые были ему очень дороги. Но при любых обстоятельствах ему нужно  получить  хорошее  образование,  и  он  верил  обещаниям Карла, что такую возможность не у  каждого  имеется  получить, да еще в такой развитой стране, как Германия.   
   Моисей постучал в дверь, к которой долго никто  не  подходил.  Дверь открыл Карл, долго смотрел на Моисея, думая:               
- Вот тебе на - притащился сюда.
Затем сказал:
- А, Моисей, заходи.
Моисей сразу почувствовал холодок, с  каким  обратился  к  нему  Карл. Он Моисея провёл в столовую, в это время домочадцы  завтракали.  Мария, увидев Моисея, выскочила из-за стола и бросилась к нему  на  шею. Моисею предложили сесть за стол позавтракать. Кроме семьи  Карла,  за столом сидело ещё двое пожилых людей, мужчина и женщина.
     После завтрака Моисею определили комнату с маленьким окошком в дальнем углу дома. Пока он устраивался,  Карл  и  Дуняша  решали,  что делать. Они не предполагали, что Моисей приедет. Можно  сказать,  они из-за него уехали, и вот он снова здесь. Они позвали Марию и начали её ругать - зачем писала письма, чтобы он приехал.
- Где твоя голова, что ты думаешь? Ты рассчитываешь выйти за него замуж? А как вы думаешь жить? У этого бедного еврея ни кола, ни  двора! И вообще, на кой черт тебе нужен этот еврей? Он ребёнок, без образования, никакой профессии, вы будете жить на моём иждивении?  Тебе  нужно выйти замуж так, чтобы  ты  была  обеспечена  на  всю  жизнь. Твой дядя введёт тебя в высшее общество, где собираются обеспеченные  люди. Ты, молода и красива, у тебя открывается великолепная перспектива попасть в высшее общество, там сможешь создать приличную партию, а ты таскаться с этим евреем, – раздражённо говорил Карл.
- Мне никто не нужен, я люблю Моисея. Ты, сам говорил,  что  здесь  он будет всем обеспечен, и будет учиться, - разревелась Мария.
- Говорил - говорил... Какая же ты дура! Как ты не понимаешь, что  этот человек не нашего круга, кроме того - он никогда не пойдёт на то, чтобы стать католиком, отречься от своей  веры.  Согласишься  ли  ты  принять  гиюр (35), стать еврейкой? Иначе совместная жизнь несовместима – разная ментальность, разные взгляды на жизнь, - убеждал Карл.
    После долгих обсуждений Карл и Дуняша  решили - пускай  остаётся, осенью много работы в поместье,  меньших  детей  с  началом  учебного года нужно каждый день возить в Франкфурт в школу.               
   Три дня Моисей и Мария гуляли в парке по берегу реки. Кругом  была идеальная чистота, аккуратность, В парке как  по линейке были посыпаны песочком дорожки. Строго по часам - в восемь утра  завтрак,  обед  в два, и в шесть вечера, ужин. На четвёртый день после завтрака Карл  попросил Моисея задержаться и сказал:
- Смотри, Моисей, сейчас трудное время, идёт война,  в  стране  тяжёлое экономическое положение. Свои обещания я выполнить не могу, мы  сами живём от доходов поместья моего брата, в связи с войной платим большие налоги. Тебе нужно или найти работу, или работать здесь в поместье. Содержать тебя я не имею возможности.
    Моисей и сам видел, что пожилые мужчина и женщина были батраки, которые работали в поле, на огороде, на скотном дворе, где было четыре коровы, свиньи, куры и гуси. Дуняша занималась хозяйством в доме, сама готовила пищу на кухне. Карл утром после завтрака  отвозил  молоко в бидонах, приезжая, занимался хозяйством.
       Теперь Моисей понял, что допустил большую ошибку,  но  деваться было некуда, пришлось согласиться. Моисей никогда  не  занимался  сельскими работами, хотя дома у них был  большой  огород,  но  мама  его близко не подпускала к работам на огороде, его место было сидеть  при синагоге в ешиве, над Талмудом. Теперь ему приходилось готовить корма, кормить коров и свиней, на огороде дергать свеклу, морковь, копать картошку. Вместе с батраком все это чистить, мыть,  таскать  в  погреба, аккуратно укладывать в закрома, а Карл тщательно проверял,  заставлял переделывать. Первые дни Моисей ужасно уставал, ужинал и ели  доби- рался до кровати.
     В то время, когда в поместье все трудились, Мария  занималась  сама собой, следила за своими  ногтями,  волосами,  играла  на  рояле,  читала романы. Она сердилась на Моисея, что  он  ей  мало  уделяет  внимания, требовала, чтобы он  серьёзно занимался немецким  языком. Требование родителей порвать с Моисеем, стали сказываться на их отношениях. 
    Работая, Моисей стал задавать себе вопрос, а что дальше – чтобы учиться, нужно платить за учёбу и нужно на что-то жить. Жениться  на  Марии? Её родители вряд ли согласятся  выдать  замуж  за  батрака. Теперь он понял, как прав был его отец, что здесь, в Германии, у него  нет, и  ни  будет  никаких перспектив.
      Мария выросла в тепличных условиях, родители не разрешали ей заниматься никакими работами, считая, что в высшем свете женщина должна быть выхолена, должна иметь  аристократические  манеры  и  багаж знаний,  который  необходим,  для  светского  общества.  Когда  Моисей спросил Марию, почему в поместье все работают,  а  она - молодая  здоровая, сидит дома и ничего не делает, Мария ответила, что  ей  запрещено заниматься черной работой, и только  такой  мужлан,  как  он,  может задавать такие вопросы. Ответ Марии его обидел, и Моисей  стал  стараться   реже встречаться с ней.
    Что это за жена, которая целый день сидит и чистит ногти, разве можно её сравнить с мамой, которая весь день вертится, как волчок? Как это я раньше не замечал, что она весь день не имеет никаких дел? Мария начала обижаться на Моисея, считая, что он к ней охладел и не уделяет такого внимания, как раньше. Если Моисей говорил:               
- Мария, я устал, дай я немного отдохну.
Мария с обидой говорила:
- Я весь день тебя жду, а когда ты приходишь, находишь  причину,  чтобы не быть со  мной.      
    Проработав два месяца и видя, что отношения с Марией испортились, для учёбы нет никаких перспектив, придя усталый и злой с работы,  Моисей сказал Марии, что решил вернуться домой. Мария ответила, что он может уезжать, что она ошиблась в нем, считала его настоящим  мужчиной, а он так - мальчишка, еле справляется с простой работой.
     На следующий день Моисей сказал Карлу, что  решил  вернуться  домой, и пусть он даст ему денег на дорогу.
- Хорошо, вечером посчитаем, что, Ты, заработал, – сказал Карл.
В это время Карлу было очень невыгодно отпускать дармового работника, был разгар осенних работ. Карл видел, что у Моисея и Марией  отношения испортились. Вечером Карл с немецкой точностью сделал расчёт, вычтя за питание и содержание, и вышло, что Моисею получать  нечего. Тогда Карл сказал:
- Поработай до нового года, я с тобой рассчитаюсь, и  поедешь  домой  с хорошими подарками.
      Но Моисей уже не верил Карлу, ни одному его слову и не  желал  работать, ни одного дня. Через день в пятницу утром он взял свой  чемодан и отправился во Франкфурт. Там он решил отыскать центральную  синагогу. Он знал, что в любой стране его народ в беде его не оставит. Везде есть раввины, и евреи, на каком бы языке в стране ни  говорили, будь-то Китай или Южная Америка, а особенно купцы, разъезжающие по  всему миру, могут общаться на иврите (древнееврейском языке). Не зря Гётте, который ни какого отношения не имел к иудаизму, изучив  досконально иврит, сказал:
- Святой язык, святого народа.
      Когда Моисей отыскал синагогу, утренняя молитва уже закончилась. Шамес (36) запирал дверь. Не уверенный  в  своём  немецком  языке,  он поздоровался с ним на иврите и на иврите спросил, где  бы  он  мог  увидеть рава. Шамес, увидев высокого светловолосого красивого  молодого человека,  разговаривающего  на  хорошем  иврите,  который  он  сам  не очень хорошо знал, понял, что это приезжий, не знающий  немецкого,  и спросил:
- Идиш иода? (идиш знаешь?).
Моисей кивнул. Оказалось, что немецкие евреи разговаривают точно  на таком же идише, как в России, только с немецким акцентом  и  немецкими словами.
   Моисей рассказал о своем положении, что хочет обратиться к общине, чтобы помогли ему вернуться домой в Россию. Служащий синагоги, видя, что молодой еврей стоит с чемоданом, предложил пойти  к  нему  домой, сказав, что вечером на субботней молитве соберётся весь приход, и там решат, как помочь.
     Шамес занимал две комнаты на первом этаже недалеко  от  синагоги, где он жил вместе со своей женой. Жена ждала прихода мужа из синагоги, и на столе уже стоял завтрак. Совершив омовения рук (37), они  сели за стол, хозяин прочитал молитву, благодарность  Всевышнему  за  хлеб соль, и все приступили к еде.
       После еды, прочитав молитву, шамес  стал  расспрашивать  Моисея, как российские евреи относятся к религии, ходят  ли  в  синагогу.  Затем стал жаловаться, что немецкие евреи перестают ходить в  синагогу, особенно молодёжь - по будним дням даже не собирается миньен (38).  Молодые люди стали изучать Гаскола (39) и других  отступников  веры,  не желают изучать Тору, и «Поучение отцов» (40), женятся на немках, у ко- торых отсутствует мораль и поощряется распутство. А  раввин  большой знаток Торы (3) и Талмуда (16), говорит, что всё это добром  не  кончится, а кончится страшным гневом Всевышнего.

                РАХИЛЬ.
      Вечером синагога была почти заполнена, в основном пожилыми  людьми, многие уже знали, что появился очень красивый молодой  человек из России, и с интересом разглядывали Моисея.  Он  подошёл  к  шкафу, заполненному религиозными книгами, отыскал нужный молитвенник,  и стал в унисон молиться со всеми. Он чувствовал, как  за  ним  одобрительно наблюдают десятки глаз. Это ему как раз и нужно было, чтобы  видели его религиозность, и оказали помощь.
      Когда Моисей взглянул на балкон, где размещались молящиеся женщины, он увидел, как на него пристально смотрит молоденькая девушка в религиозной шапочке. После субботней вечерней службы раввин и несколько знатных пожилых евреев собрались за столом в  подсобном  помещении и пригласили Моисея. В большом  стеклянном  буфете  стояли бутылки красивой формы с вином.
Один из тучных мужчин по имени Герцл сказал на идиш:
- Гайнт додерт фран наер менцн, ун  гайнт  из  аголденер  шабес,  мидаф немен акап (Сегодня у нас здесь новый  человек,  и  сегодня  золотая  суббота, нужно взять по капле).
     Шамес, достал из буфета начатую бутылку коньяка, маленькие серебряные стаканчики и пирог с маком. Выпили  по  рюмочке,  Моисей  стал рассказывать, как его обманул немец - его бывший  хозяин,  обещавший устроить его в университет, а он оказался в батраках. В это время в подсобку вошла девушка с балкона и обратилась к Герцлю:
- Тате, вен мир форн агейм? (Папа, скоро мы поедем домой?)
- Варт авайлычке, Рахиль (Подожди немного, Рахиль), – сказал Герцл.
Рахиль села рядом на стул ожидать отца.
     Раввин, обращаясь к Гецлю, стал говорить, что у него большие торговые связи с Польшей, Россией, и он может дать дельный  совет,  как  молодому человеку добраться домой.
- Сейчас в Америку легче попасть, чем в Россию, идёт война. Но  я  попробую, у меня в Берлине живёт родственник,  он  виноторговец.  У  него связи с Варшавой, а там до Киева рукой подать, – рассуждал Гегцль.
- А где остановился этот молодой человек, как  его... Моисей? - и  узнав, что он пока у служки, спросил, обращаясь к Рахиль:
- Что, доченька, может быть, возьмём его  пожить  к  себе  на  несколько дней, пока не выяснится обстановка?
Рахиль кивнула отцу в знак согласия.
     В фаэтоне Моисей сел рядом с кучером, сзади на мягкое  сидение  сели Герцль и Рахиль. Заехали к служке, забрали  чемодан  Моисея.  Проехав совсем немного, подъехали к красивому особняку. Моисея поселили в гостевой комнате, где стояла широкая  кровать,  застеленная  красивой накидкой. Резная мебель из красного  дерева,  расставленные  статуэтки, часы с боем, всё говорило о достатке в этом доме. Не  успев  расположиться, Моисея пригласили на ужин и предупредили, чтобы надел кипу.
     За длинным столом, где сидело шесть человек. Герцль сидел в кресле в торце стола, и указал Моисею место куда сесть. Комната была хорошо освещена двумя большими лампами с зелёными  стеклянными  абажурами, висевшими над столом. По многим признакам в  доме  и  по  одежде домочадцев видно было, что семья религиозная. Герцль, прочитал предтрапезную молитву Кидеш (41) и  кивнул  всем   за  столом,  что  можно приступать к ужину.
       После ужина Моисей рассказывал домочадцам, кто он и откуда,  что шесть лет был ешиботником, а затем взгляды поменялись. Он решил получить светское образование,  и  теперь  он  сторонник  левых  взглядов. Ему близка философия современных просветителей и революционеров - Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В Германию он попал,  желая  учиться, он поверил немцу, что он будет его учить в лучших университетах, и как он обманул Моисея.
       Герцль одобрительно кивал головой и делал  замечания,  что  можно быть глубоко религиозным человеком и одновременно в  университетах изучать  современные светские науки. Вот именно такой и должна  быть современная молодёжь, устремлённая к науке,  к  самостоятельной  жизни. Но как это он мог поверить паршивому немцу, что тот будет  его  еврея – содержать, учить, и предложил поехать  в  другую  страну.  Напро- тив сидела Рахиль, рядом с отцом и не сводила глаз с Моисея.
       Герцлю ещё днём сообщили, что появился очень красивый  молодой человек из России и вечером будет в синагоге. И хотя от дома Герцла до синагоги было два квартала, и обычно он ходил пешком, сегодня он  решил заложить фаэтон и поехать, взяв свою любимицу Рахиль. В  синагоге он наблюдал за Моисеем, а также видел, как Рахиль больше  смотрела на Моисея, чем в книгу. Он  видел,  что  Моисей  понравился  многим, и Рахиль он тоже приглянулся, и решил своей деловой хваткой разобраться с  этим молодым красавцем.
    Это будет достойный муж его единственной дочери Рахиль - он получил серьёзное религиозное образование, теперь стремится  к  светскому. Ему можно будет передать и свое дело, и хотя он  сейчас гол, как  сокол, но у него есть стремление учиться, и имеется  большая  перспектива  получить образование. Неважно, что у него левые взгляды - когда к нему в руки попадёт капитал, взгляды изменятся. Это  может  быть  лучше, чем иметь дело с избалованными сыночками богатеев.
      Моисей отправился на ночлег около полуночи. Эту ночь он спал  как барон - на широкой кровати с пружинным матрасом, под толстым шерстяным одеялом с пододеяльником, на подушке в  наволочке  с  прошвой. Спать в такой постели - одно удовольствие, когда температура в  комнате не больше пятнадцати градусов.
    Разбудила его Рахиль, сказав:
- Пора вставать, иначе пропустишь завтрак.
Комната была залита солнечным светом. Рахиль сбросила свою религиозную форму и была одета в платье, сшитом по последней моде. Рахиль только недавно закончила женскую, религиозную школу,  ей  было  семнадцать с половиной. Когда она увидела Моисея в синагоге, она  влюбилась в него с первого взгляда. Она плохо спала всю ночь, ей снился  Моисей, и к утру, она подумала, что в своей религиозной  одежде  не  может понравиться ему, одетому в светский европейский костюм. Хотя до  этого времени ей нравился ешиботник, долговязый один из лучших  учеников в роговых очках, постоянно пальцем поправлявший их на переносице. Моисею он в подмётки не годился.
       Она с самого утра караулила Моисея, чтобы показаться ему на глаза в новом платье и убрать в его комнате,  хотя  раньше она  этого  никогда не делала - на то есть прислуга. Герцль за завтраком спросил Рахиль:
- Доченька, что это ты так вырядилась? Что, не знаешь, как  должна  одеваться еврейская девушка?
Он старался показать Моисею, что его дочь воспитывается  в  строгости, согласно Галахе (42).
- Папа, ты современный человек, сейчас двадцатый век, смотри, как  молодёжь одевается модно и  красиво!  Я  же  в  этой  религиозной  одежде  выгляжу как старуха в девяносто лет, а мне всего семнадцать, и  мне  то- же хочется быть модной и красивой, – и, обращаясь  к  Моисею,  Рахиль спросила:
- Ты, согласен со мной? Ещё не хватало, чтобы меня после хупы (43) постригли и надели на меня парик(44)!
- На сто процентов! – ответил Моисей.
- Ладно, ладно, сейчас уже  другие  времена, – и,  обращаясь  к  Моисею, Герцль спросил:
- Ты же не знаешь наш город? Вот пойдите с Рахилей и погуляйте по городу.
Герцль подумал: 
- Пускай молодые подольше будут вместе, - хотя он знал, как  правоверный еврей, что, согласно ортодоксальных еврейским  традициям,  жених не должен видеть свою невесту до хупы (43). А когда девушка становится женой, её стригут наголо, срезая прекрасные молодые волосы, и  одевают парик.
       Была прекрасная осенняя погода.  Дома  преимущественно  построены в готическом  стиле,  город  чистенький,  улицы  вымощены  камнем. Моисей и Рахиль побывали в прекрасном парке, посидели на берегу  реки. Рахиль рассказывала, как она училась в религиозной женской школе, как там для девочек вся светская жизнь была запрещена, что она терпеть не может свою религиозную одежду, а отец требует, чтобы  в  доме  был строгий религиозный порядок. Всё в доме решает отец,  никто  не  имеет право ему перечить или принимать какие-либо решения, что  она  с  ним постоянно воюет.
    Моисей сидел рядом с хорошенькой еврейской девчонкой, образованной и неглупой. Он ещё вчера понял, что он ей  нравится. Отец её - один из богатейших людей в городе, готовый на всё для любимой дочки.        - Вот видели бы меня сейчас мои мама и отец, как бы они за  меня  радовались! Это то, что они от меня хотят: еврейская  девочка,  богатая,  красивая, получила серьёзное религиозное образование,  любит  меня,- рассуждал Моисей.
     Моисей, слушая болтовню Рахиль, поддакивал, а сам думал о Марии.
- Почему она вдруг так к нему изменилась, с ней было так легко и  радостно - послушная, безотказная, как  прияты  были  её  ласки,  поцелуи, и  какая гладкая и бархатная кожа у неё. Этот проклятый  немец  сумел  её переубедить, заставить от меня отвернуться. Моисей не стал её упрашивать и уговаривать, не хочешь, не надо - взял чемодан и ушёл. Он думал, что теперь, наверное, Мария  сожалеет,  что он ушёл. Ели бы она  сейчас позвала, не задумываясь, вернулся бы.
      Чем больше Моисей отмалчивался и не уделял Рахиль  особого  внимания, тем больше она старалась угождать Моисею. Она  приходила  утром будить, убирала в его комнате, предупредив прислугу, что эту  комнату она будет убирать сама, занималась с ним немецким языком,  отыскивала и приносила книги на иврите и идиш. Жизнь  её  изменилась, она только, думала всё время, как бы ещё угодить и еще что-нибудь  сделать для Моисея. Когда они гуляли по городу, встречая родственников и знакомых, все интересовались, кто такой этот  красивый  молодой  человек. А знакомая художница, встретив их вместе, решила, что  Рахиль  вышла замуж, и стала поздравлять на всю улицу:
- Рахилечка, как я  за  тебя  рада,  какой  у  тебя  интересный  муж, "мазл тов"(14), как, интересно, что твой отец согласился на  то,  что  твой  муж  ходит без шапки (45)?
     Прошло уже две недели, Моисей каждый день  спрашивал  у  Герцля, когда можно будет отправиться в дорогу,  ведь  ему  неудобно  жтить,  и быть у  него нахлебником. Герцль отвечал, что не так всё просто, он  отправил своему родственнику в Берлин депешу и ещё  не  получил  ответ, хотя ответ уже давно прибыл. Все в доме уже знали, что Рахиль  влюбилась и потеряла голову. Однажды ночью Моисей спал в  своей  широкой кровати, как вдруг он почувствовал - кто-то юркнул к нему  под  одеяло.
       Рахиль была одета, и стала говорить:
- Моисей, прости меня ради Бога. Я ничтожество, я совершила  ужасный грех, Бог мне это никогда не простит. Если отец узнает,  он  меня  убьёт. Я тебя очень люблю, не могу без тебя жить. Скажи мне, что ты тоже ме- ня любишь.
Она вся дрожала, и говорила не своим голосом. Моисею стало её жалко, он обнял её, поцеловал, и спросил:
- Почему ты в одежде?
- Моисей, это ужасный грех,  этого  нельзя  делать – только  после  хупы (43), я и так уже согрешила, что тайком пришла  сюда, это  безнаказанно  мне не пройдёт.
Рахиль поцеловала Моисея, выскочила и убежала. Моисей стал  вспоминать - Мария была проще, она охотно отдавалась  без  всяких  переживаний, не предъявляя никаких претензий, стараясь удовлетворить его прихоти и желания.
     Мать Рахиль Хая - тихая незаметная женщина – беспрекословно подчинялась Герцлю, ни во что не вмешивалась, её епархией была  кухня  и поддерживание порядка в доме. Благодаря своему характеру, она уживалась с властолюбивым  Герцлем.  Рахиль  тоже  была  с  характером,  без шума, тихо и настойчиво добивалась того, чего хотела.  Хая,  выполняла все её прихоти. С отцом Рахиль никогда не спорила, была послушна, откровенна и выполняла все его требования. А он в  свою  очередь  выполнял все её желания и просьбы.
       Герцль видел, что с появлением в доме Моисея  Рахиль  изменилась, что она влюбилась, и решил поговорить с ней.
- Доченька, что-то ты в последнее время изменилась.  Не  влюбилась  ли ты? Тебе что - нравится Моисей?
     Сердце у Рахиль замерло, она решила, что за ней проследили, что но- чью бегала в комнату Моисея, и доложили Герцлю.  Она  стояла  провинившаяся, ожидая грандиозного скандала. Герцль продолжал:
- Вижу, вижу, что влюбилась, он мне и  самому  нравится.  Может  быть, вас под хупу (43)? Тебе вот уже через три недели, слава Богу,  будет  восемнадцать.
      Услышав эти слова, у Рахиль гора с плеч свалилась, она  не  ожидала такого оборота и стала откровенничать:
- Да, папочка, он мне очень нравится - готова пойти за ним куда  угодно, но вот мне кажется, что я ему не очень нравлюсь.
- С чего ты взяла? – возмутился Герцль, а про себя подумал:
- Не нравится, местечковый  голоштанник!  Другие  женихи  на  коленях тут бы ползали!
- Он только о своей учёбе и больше ни о чём не думает. Больше  молчит, совсем соглашается, не идёт на откровенный  разговор,  каждое  слово  я должна из него вытягивать,– жаловалась Рахиль.
- Ты говоришь, не нравишься... Не волнуйся, доченька, мы его  заставим любить - будешь нравиться, как только я с ним поговорю, он будет  тебя любить больше всех на свете.
     В конце октября 1917 года в России произошла социалистическая революция. Моисей, узнав об этих событиях, с удвоенным желанием  стал рваться домой. Он пламенно стал говорить Рахиль:
- В России произошла революция, власть перешла в руки народа, теперь там свобода, братство и равенство. Ты  представляешь,  что  такое  революция? Мы теперь построим новую страну, где  не  будет  эксплуатации человека человеком, все люди будут свободны, равны. Для евреев не будет никаких ограничений, не будет "черты  оседлости" (5) - где  хочешь, там живи, где хочешь - учись, где хочешь - работай. Попроси  отца, чтобы он меня быстрей отправил или одолжил денег - я обязательно  верну, чтобы я мог уехать в Россию. Или поехали со мной, будешь  там,  в  свободной стране, жить со мной, будем вместе строить новую жизнь.
     Рахиль готова была поехать с Моисеем куда угодно. В том,  что  отец её никуда не отпустит, она была уверена - не стоило даже начинать  разговор. После разговора с отцом она боялась ночью тайком бегать  к  Моисею. Отец узнает, будут трагические  события,  стоит  подождать,  отец всё устроит. Тогда Рахиль пошла к отцу и заявила ему:
- Папа, Моисей рвётся уезжать, сделай что-нибудь - я  без  него  не  могу жить, если ничего не сможешь сделать, я уеду с ним.
Герцль, был уверен в своём богатстве, что за деньги можно сделать всё - если за небольшие деньги нельзя договориться, то можно договоришься за большие. Надо, что-то решать с Моисеем, кажется, любовь Рахиль зашла слишком далеко, что она готова бросить родителей и бежать с  ним.
      Как только Моисей в очередной раз пришёл узнать, когда он  сможет уехать, Герцль завел разговор:
- Куда ты спешишь? Там у вас революция, может быть гражданская война, разруха, послушай лучше, что я тебе скажу. Оставайся здесь,  Рахиль тебя любит, она хорошая девчонка, нам ты тоже всем нравишься.  Давай составим тноим (46) без шадхена (30), сами сядем, составим, и под  хупу (43) обвенчаем, будешь жить у меня с молодой женой,  будешь  учиться, станешь моим компаньоном. У меня дела идут хорошо, недавно была встреча с самим Ротшильдом (47). Есть проект совместного дела.
       Моисей сидел и молчал. Жениться ему не хотелось, если сейчас  обвенчается, то пропала его молодая жизнь в  семнадцать  лет.  Предложение было заманчиво, именно то, что ему надо,  только  бы  не  жениться. Вдруг у него блеснула мысль, как у сына торговца:
- Меня покупают, можно поторговаться,  мне  предлагают - значит, я  им нужен, Можно выставить свои условия.
- Что же ты молчишь, может быть, думаешь  отказаться?  Ты  родился  в счастливой рубашке - не каждый день человек, имеющий приличное состояние,  будет  предлагать  не  имеющему  ничего  свою  единственную дочь. Счастье твоё, что Рахиль тебя любит, – сказал Герцль, не понимая, как можно не соглашаться.
- Предложение очень заманчивое, и вы меня с ним  захватили  врасплох, дайте мне время разобраться, – сказал Моисей.
- Правильно, разбирайся-разбирайся, но смотри, не ошибись.
Выйдя от Герцля, он наткнулся на Рахиль, которая поджидала его.
- Ну, что - спросила она. 
Моисей подошёл, сказал, что она отличная девчонка, поцеловал её и пошёл к себе, в комнату, оставив Рахиль в недоумении.
     Несколько дней назад ему попалась книга  на  идиш «Еврейская  женщина в семейной жизни», где описывалось, как приблизительно складывается семейная жизнь с жёнами у разных социальных сословий:
- Будущая жена, получившая серьёзное  религиозное  образование,  дает клятву перед Богом во время венчания, что она не изменит  мужу,  будет верна ему до смерти. В семье будет детей столько, сколько даст Бог. 
   Не будет делать аборты - это противоречит религиозным законам. Сексуальные занятия строго по религиозным законам (48). В доме будет строжайший кошрут (49). Запрещено смешивать мясную и  молочную  пищу. Отдельно мясная и молочная посуда, иначе нужно будет «выбросить горшки» (50), рыба только с чешуёй, скот и птица на мясо, должна  быть зарезана резником (51) по соответствующим ритуалам,  говядина – только задняя часть, обязательно «просолить мясо» (52).  На Иом- кипур (31) капорес (53) и ничего трефного (54). На пасху кошерная посуда (посуда специально для пасхи), и не дай Бог хомец (55) в доме.
   Мужа, ее родители требуют брать из религиозной среды,  и  если  он  к религии до женитьбы относился не очень серьёзно, то будет  относиться серьёзно. Женщина после десятого ребёнка остаётся изящна и привлека- тельна. Первый ребёнок (34)  является  первым  наследником  и  первым кормильцем.  Всё  внимание - строгому  религиозному  образу  жизни  и выполнению всех заповедей и ритуалов:  утренние  и  вечерне  молитвы, регулярное посещение синагоги, отречение от светской жизни.
     Суббота и религиозные праздники проводятся в течение  всего  дня  в покаянии и молитвах. Принцип  воспитания  детей – религиозный.  Дети предоставлены сами  себе,  старшие  воспитывают  младших.  Главное – своевременные молитвы. Одежда религиозная с трёх лет и раньше.          
 - Наше дело создать тело, а мозги вставит им Бог,– считают родители.
Семьи большие, многодетные, дружные, дети послушные,  с  уважением относятся к родителям и окружающим их людям.
     Будущая жена из новых буржуа. Денег много,  воспитания  никакого. Всё дозволено. Грубость, проклятья, рукоприкладство. Муж  из  порядочной семьи, имеющий силу воли, через  пять – семь  лет  сбегает.  Когда мужа берут из бедняков, а затем он живёт вместе с родителями жены, то его не считают за человека. Всю  жизнь  над  ним  измываться,  считают, что его осчастливили, вытащили из нищеты, отмыли, отдраили, без  них он сдох бы от голода. Мужчина, который рассчитывал вырваться из  нищеты в богатом доме, попадает в такую зависимость, что  все  грехи  вешаются но него. Постоянные крики и  упрёки:  дармоед,  недоделанный, растяпа, бездарность, скотина. Каждый член семьи может обидеть, оскорбить по праву хозяина, дающего бедняку кусок хлеба, и пр. После  первого ребёнка, особенно мальчика, всё внимание жены уделяется ребёнку и в дальнейшем всё внимание посвящено детям. Жена  начинает  быстро полнеть, теряется  женская  привлекательность,  лицо  принимает  угрюмый, недовольный вид  из-за  постоянной  неудовлетворённости.  Муж - мальчик на побегушках, козел отпущения. Тяжела жизнь  в  доме  жены, при финансовой зависимости мужа.  Прав  никаких - одни  обязанности, всегда он находится на положении бедного родственника. Хочется  куда угодно бежать из этой семьи.  Но  куда?  Снова  в  нищету?  Приходится терпеть. Отправляясь, в гости, жена со своими  родителями  идёт  впереди, затем идут дети, а сзади плетется  бедный  муж - затурканный,  забитый, униженный.
      Будущая жена из бедной многодетной семьи.  Муж  для  такой  жены главный человек в её жизни. Познав, что такое плохо, высоко ценит  хорошее. В борьбе за кусок хлеба и место под солнцем инициативная, энергичная, она стремится, чтобы у неё было  не  хуже,  чем  у  других.  Нет достатка - довольствуется тем, что есть.  Есть  достаток - растут  потребности, чем больше достаток, потребности  беспредельны:  лучшие  наряды, лучшая мебель, дети в лучших учебных заведениях. Муж отутюжен, выхолен, на людях заботливость, преданность, постоянно рядом. После домашней ссоры первая идёт на примирение,  осознавая,  можно «перегнуть палку» - ласковая и заботливая.
     Моисей задумался, к какой социальной группе отнести Рахиль:               
- Строго к религиозным? Рахиль не подходит, не хочет носить  одежду и выглядеть религиозной. К новым буржуа - тоже не подходит,  она  получила образование, всегда жила в достатке, не нужно было  приспосабливаться, строить из себя человека культурного. Здесь, наверное, смесь новых буржуа и религиозных? Тоже не подходит? Она меня любит и готова пойти за меня замуж. Но как  сложится  дальнейшая  семейная  жизнь из-за ее эгоизма, привыкшей с детства всего добиваться и получать  всё, что она хочет? Вспомнилось изречение  царя  Соломона (57). Всё  равно при составлении тноима (46) нужно будет учесть эти  социальные  группы. Хорошо, что мне попалась в руки эта книга.
     Прошла неделя, Герцль никак не мог понять, почему Моисей молчит. По его понятию этот  голоштанник  за  такое  предложение  должен  был ноги ему целовать. Встретив Моисея, Герцль спросил:
- Что решил? Пойдём, поговорим.
- Рахиль хорошая барышня, она мне нравится, – начал разговор Моисей, - но я ещё  не  планировал  жениться - мне  только  восемнадцать  лет.  Я считаю, прежде всего, мне нужно учиться, а не  заводить  семью. Честно хочу сказать - твоё предложение для меня интересно, заманчиво, решает целый ряд моих проблем. Но первым делом я должен съездить  домой, к родителям, которые меня любят, и получить их родительское благословление. Это придаст нашему браку - по религиозным законам - духовную силу. Родители захотят увидеть невесту, я твёрдо знаю, что она им  понравится, так как она на сто процентов соответствует их  взглядам,  я  думаю, что они захотят побывать на  свадьбе.  После  свадьбы  я  желал бы первым делом обеспечить нас жильём, чтобы с первого дня  совместной жизни мы жили самостоятельно. Содержать нас придётся пока не кончу я учёбу, не получу профессию, чтобы самостоятельно мог  обеспечивать свою семью  - и никакого приданного мне больше не нужно. Тноим (46) напишем, когда проеду.
      Герцль выслушал Моисея и про себя отметил:
- Умница, если бы я был на его месте, то, наверное, поступил бы  так же. Благороден. А может быть, строит из  себя  благородного  человека?  Не похоже, очень молод. Не зарится на чужое  богатство,  но  забирает  моё  самое моё дорогое сокровище - мою доченьку. А может быть, это умный ход с «дальним прицелом?» А если это так, то это  ещё  один  плюс  ему! Деваться некуда, её проблему  нужно  решать. Такому  человеку  можно доверить. Куда спешить?  Рахиль, если  любит, подождёт. Если  Моисей вернётся, то подтвердятся его искренние намерения. Герцль сидел некоторое время задумчивый, а затем сказал:
- Добро.
      С этого дня отношения между Моисеем и Рахиль изменились. Моисей стал к ней лучше относиться, считая Рахиль своей будущей  женой. Необходимо отбросить все другие  мысли  и  выбросить  Марию  из головы. Рахиль была согласна с решением отца и Моисея. Теперь прятались они по углам, страстно целовались, Рахиль чпсто твердила, что  совершает большой грех. Что до хупы они не должны  даже  видеться.  Но она готова перенести любые испытания Всевышнего, ради Моисея.
       В конце Февраля Моисей поехал в Берлин, где знакомый Герцлю по деловым контактам еврей должен был переправить Моисея в Варшаву к польскому еврею, а оттуда тайно через польско-российскую границу  на Украину. На перроне Рахиль стояла с красными глазами, постоянно  вытирала нос носовым платком, как бы предчувствуя, что видит  Моисея  в последний раз.
      Во время второй мировой войны Моисей в Германии встретил чудом спасшегося еврея из Франкфурта, который  знал  Герцля.  Он  рассказал, что он был, умный, и очень богатый человек,  когда  можно  было  покинуть Германию, считал, что за деньги он всегда  сможет  откупиться. По-видимому,  Герцель боялся потерять свои капиталы, и пока не стало  поздно. Вся семья была, наверно, отправлена в концлагерь.
№--№ сноски
35--68 ..дер эрштер кинд – первенец – по иудейской религии, первый ребёнок от молодых  здоровых   родителей получает самую высокую энергетику и наследственность.  Считается, что первенец должен заботиться о престарелых, немощных родителях, и младших братьях и сестрах.
36--72 Шамес – прислуживает в синагоге.
37--73 ..омовение рук – в иудейской религии всякий  раз,  когда  садятся за стол кушать, необходимо  помыть руки.
38--46. Молитвенный  десяток (миньян) – необходимый  кворум  (десять мужчин в возрасте старше  тринадцати лет) для совершения иудейского обряда или синагоганального  богослужения.
39--74 Гаскола – Просветительское движение среди еврейской  интелли- генции в Германии.
40--75 Поучение отцов – один из трактатов талмуда, в котором  сформу- лированы моральные принципы иудаизма.
41--78 Кидеш – молитва над вином во время  субботней  и  праздничной трапезой.
42--53 По Галахе – родители евреи, или мать еврейка. Чтобы стать  евреем, нужно перейти  на  еврейский  уклад  жизни,  изучить  необходимый свод религиозных законов и запретов, пройти Гиюр, тогда  может  называться еврей по Галахе. Переход в  иудаизм  на  основании  внутреннего  убеждения, и собственного умозаключения. Претендентов  обучают теории и практике еврейской жизни.
43--76 Хупа – по иудейской  религии  на  четырёх  стойках  натягивается белый материал, где происходит религиозноё венчание  раввином.  Считается, что религиозное венчание устанавливает связь вновь  образованной семьи с Всевышним, и семья ответственна перед  Ним  за  свои  деяния.  Выдаётся брачное свидетельство.
44--77 ... одели парик – по  еврейской, религиозной  традиции, замужние женщины обязаны стричься  наголо и покрывать голову париком.
45--23 ".ходит без шапки" – признак свободомыслия. Иудейская религия запрещает верующим  евреям, где бы то ни было находиться  без  головного убора.
46--80 Тноим – брачный контракт, который составляется перед  помолвкой, где оговариваются  условия контракта.
47--28 Ротшильд – магнат финансового капитала,  владелец  банкирских домов.
48--81 Сексуальные  законы – в  иудейской  религии  женщины  должны строго соблюдать сексуальную  чистоту женщины. В талмуде  подробно описано, по каким дням можно  заниматься  любовью,  как  должна  соблюдаться гигиена  женщины,  посещение  миквы (56) длительные  сроки воздержания, чтобы повторялись медовые моменты, и  мужчины  лучше любили своих  жён. Чтобы сохранялась здоровье, и на более длительные сроки сексуальная жизнь.
49--59 Кашерный - противоположность понятию "трефной" – пища  разрешенная к употреблению по законам иудейской религии.
50--67 Выбрасывать горшки – если  случайно  молочная  пища  попала в посуду для мяса, или мясная пища попала в  молочную  посуду – посуда выбрасывается.
51--66 Шейхед – резник – имеет специальное, религиозное  образование, перед убоем птицы и рогатого  скота – произносит  молитву.  Специальный, острый нож, как бритва, чтобы жертвы не ощущали боли, истекали кровью, для снятия стресса.
52---41 ...просолить мясо – иудейская  религия  обязывает  верующих  за час до употребления вымачивать и просаливать мясо, до его варки,  чтобы удалить из него кровь и стресс. Иначе  запрещает к употреблению.
53--60 Капорес – (искупление) иудейский, религиозный  ритуал,  состоящий в том, что в канун Судногодня (31) мужчина берёт петуха а женщина курицу, и читая соответствующую молитву, вертят птицей вокруг головы и произносят: 
- Да будет это моей заменой ... моим искуплением. Эта птица  пойдёт  на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь!
Птица идёт в  пищу.
54--61 Трефное - пища запрещенная иудейской верой в употребление.
55--40 Хомец – мучные изделия из квашеного теста: иудейская религия запрещает употреблять хомец в пасхальные дни.
56--39 Миква – бассейн в бане для ритуальных  омовений,  для  женской гигиены.
57--38 "И нахожу я, что горше смерти женщина, так как она есть, сердце её невод, а руки  её оковы". – Книга Еккалезиаста. Приписывают это изречение царю  Соломону

6  Продолжение   http://www.proza.ru/2008/01/30/200