Продолжение 2 Моисей. Диалог

Самуил Минькин
 
                ДИАЛОГ  РАВА  ИСРОЕЛА  С  МОИСЕЕМ.
      Моисей перестал посещать ешибот и передал, что больше  он  учиться там не будет, а поедет учиться в Киев в  гимназию. Рав  Исроел, узнав эту новость, очень расстроился и отправился в дом Сеела. Он  стал  стыдить и ругать Сеела и Геню - как это они допустили, что сын Моисей  бросил ешибот - самый лучший ученик, имевший такую перспективу.
- А что мы можем сделать, если ребёнок хочет изучать современные  науки и получить светское образование? Он уже не маленький, имеет  право сам решать свою судьбу, – заявил Сеел. - Иди, рав Исроел, в  комнату к нему и разговаривай с ним сам. Нас он уже  не слушает.
      Рав Исроел застал Моисея за чтением  революционных  брошюр.  Он взял лежавшую на столе книгу, повертел, прочитал  заголовок,  положил её и сказал:
- Теперь всё ясно. Вы, дети наши, творите, сами не ведая что? Во что вы  хотите  ввязаться? Моисей, сын мой, растолкуй  мне - старику, что  тебя толкает в бунтари. Почему ты отрёкся от слова Господнего  и  стал  слушать глас дьявола? Вы хотите разрушить и без того  наш  неустойчивый хлипкий мир, который держится на послушании и молитвах.
      Наслушавшись и начитавшись революционных идей, Моисей сказал:
- Что дают ваше послушание и  молитвы,  если  кругом  обездоленные  и угнетённые. Унизительные законы для евреев,  погромы.  И  сколько  ни молись, жизнь не улучшается. Не молитвами  нужно  улучшать  жизнь, а правильным распределением материальных ценностей, правильными законами. Объясни мне, ребе, почему тому, кто тяжело работает, бьется за кусок хлеба, двери везде закрыты? А тот, кто эксплуатирует,  панствует, швыряется деньгами, сидит в ресторанах, занимает  высокие должности, имеет возможность учиться в университетах? Мой народ,  который  всю душу отдаёт Всевышнему, пунктуально выполняет все заповеди и  законы Божьи, страдает больше всех - беспрерывныё  погромы, оскорбления и унижения. Если богатые не хотят делиться своим богатством, то  нужно взять его у них силой. Мы построим новое общество,  где  будет  сво- бода, братство и равенство. Мои новые друзья и я считаем, что это справедливо. Теперь наступили новые  времена,  теперь  на  переднем  плане выступает наука. Сколько ни молись, больше хлеба не будет, если  заболел, то бежишь к учёному врачу, а с помощью молитвы паровоз не  пос- троишь. Я, ребе, не желаю и не хочу всю жизнь сидеть в ешиботе  и  молитвами делать людей счастливыми, потому что не вижу в этом никакого смысла и толка.
- Послушай, сын мой Моисей, что  скажет  тебе  старый  потомственный раввин из поколения Левитов (26). Вы, молодые люди,  поверили декларациям и решили отойти от нашей веры, от веры в Всевышнего Господа Бога нашего. Вы накличете на  себя  гнев  Господний  и  соответственно большую беду. Господь Бог, это не отец родной. Отец утром может разгневаться, а к вечеру смилостивиться.  Господь  Бог  наш  милостив,  но гнев его ужасен - он может стерёть с лица земли города  и  народы - как Он уничтожил города Садом и Гоморру.

       20  И сказал Господь: вопль Содомский  и  Гоморрский,  велик он, и грех их тяжёл он весьма.
       21  Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков  вопль  на них, восходящий ко  Мне,  или нет; узнаю.
       22  И обратились мужи оттуда, и пошли  в  Содом;  Авраам  же  еще стоял перед  лицем  Господа.
       23 И подошёл Авраам, и сказал: Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?
      24 Может быть, в этом городе есть пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нём?
       25 Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы  ты  погубил  праведного с нечестивым,  чтобы то же самое  было  с  праведником,  что  с нечестивым; не может быть от Тебя!   Судия  всей  земли  поступают  ли неправосудно?
       26 Господь сказал: если я найду в городе Содоме  пятьдесят  праведников, то Я ради них  пощажу все место сие.
       32 Авраам сказал: да не прогневайся Владыка, что я  скажу  еще  однажды: может быть  там найдется десять? Он сказал: не  истреблю  ради десяти.
       Библия. Бытие. Глава 18.

       «Десяти праведников не нашлось, и города Содом и  Гоморра  и ещё два города, были стёрты с лица земли. Господь  Бог  избрал  один  народ на земле, чтобы тот сохранял веру в Него, истинного Бога, и жил  бы  по заповедям Его. И выбрал Он нас сынов Израилевых».
       3 Моисей пошел к Богу на гору, и воззвал  к  нему  Господь  с  горы, говоря: так скажи  дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
       4 Вы видели, что Я сделал с Египтянами, и как Я  носил  вас  как  бы на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе.
       5 Итак, если вы будите слушаться  гласа  Моего  и  соблюдать  завет Мой, то будите Мои уделом из всех народов: ибо Моя вся земля;
       6 А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
       7 И пришёл Моисей и созвал старейшин народа, и предложил им все сии слова, которые  заповедал ему Господь.
       8 И весь народ отвечал ему единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И  донёс Моисей слова народа Господу.
       Библия. Исход. Глава 19.

       4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано по утру  взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали  каменные.
       5 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
       6 И прошел Господь перед лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.
       7 Сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступления и грех, но не  оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до  третьего и четвёртого рода.
       8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу,
       9 И сказал: если я приобрёл благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка  посреди нас; ибо народ сей жестоковыен. Прости беззакония наши и грехи наши   сделай нас наследием Твоим.
       10 И сказал Господь: Вот, Я заключаю завет: перед всем народом твоим сделаю чудеса   каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди   которого  ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя.
       11 Сохрани то, что повелеваю тебе ныне.
       Библия. Исход. Глава 34.

    Рав. Исроел продолжал:
- Господь Бог избрал наш народ и дал нам Тору,  и  доверил  нам  духовную сторону жизни человека (вы будете у Меня  царством  священников и народом святым).
Наш народ избран не для того, чтобы подчинить себе все народы, а  что- бы учить их слову Господнему, делать доброе и справедливое  и  выполнять заповеди Его.
       Он знал, что люди без Божьих заповедей и законов превращаются  в зверей. Они перестают бояться гнева Господнего, грех их становится тяжёл: устанавливается беззаконие, всёдозволенность, беспредел. Господь Бог наш создал мир, где на первом месте для человека,  для  нормальной его жизни и существования должна быть духовность. Отрёкшийся от веры Господа Бога нашего или потерявший  духовность,  уже  не  человек.
       Мой народ по велению Всевышнего  Бога  нашего  в  каждодневных молитвах замаливает грехи всех семидесяти народов,  живущих  на  земле, ибо вся земля принадлежит Богу. А мы являемся наследием Его, должны жить по законам и заповедям Его, воспитывать праведников,  которые любили бы Господа Бога нашего всем сердцем  своим,  всей  душою своей, всеми силами своими. В мире должно  быть  определённое  число праведников, которые своим послушанием и молитвами нашему  Господу Богу сдерживают гнев Божий от разврата, греха и злого духа и поддерживают равновесие на земле.
        Как только число праведников на  земле  уменьшается,  начинаются всевозможные катаклизмы. Господь Бог избрал мой  народ  и  дал  Тору. Наши праотцы  дали  клятву  Господу  Богу  (исполним  Твои  заветы)  и должны клятву держать от отца к сыну. А теперь сыны  наши,  не  ведая, что творят, увлечённые идеей  построения  коммунизма,  отрекаются  от веры Господа Бога нашего, бросают религиозные школы, перестают  посещать храм Божий, чем навлекут на себя страшный гнев  Божий. Пройдёт некоторое время, сократится число  праведников. Особенно  пострадает народ мой, потому что кому многое даётся, многое спрашивается.
     Мой народ около двух тысяч лет находится в галуте (27). Мы не имеем своего места, живём там, где по воле Господней позволили нам жить. Слова, произнесенные Господом «изыди» (28) так обязывают  нас  жить. И мы должны знать своё место в чужой стране, и  благодарить  Всевышнего и царя, что имеем кусок хлеба. Исторически  известно,  что  многие евреи думали и думают, что они умнее Господа  Бога,  рвутся  к  власти, занимаются политикой, хотят перестроить  существующий  строй,  стремятся управлять государством, где  ему  дозволили жить. Еврей, что  бы он ни предпринимал, что бы он о себе ни думал, как высоко  он  себя  ни возвышал, остаётся евреем. Каждому еврею положена своя доля. (29)
    Предначертанная участь евреям Господом Богом нашим должна строго выполняться, иначе гнев  Божий  будет  ужасен (ибо  страшно  будет то, что сделаю Я для тебя). Настоящие хозяева той страны, где  мы  живём, используют еврея, когда им выгодно. Когда  власть  попадает  к  еврею, он начинает проявлять огромное усердие, активность, забывая,  кто он есть такой, думая, что он  теперь  пуп  земли.  Эта  активная  деятельность и самоуверенность, в конечном итоге, приведет к большой беде, к гибели себя и своего народа.
       Декларативный лозунг французской революции  «свобода,  братство и равенство» просто абсурден. Философия взаимоотношений  утверждает, что там, где есть свобода, нет равенства. Там, где  есть  равенство, не может быть свободы. Там, где есть свобода, более сильные, умные,  предприимчивые, за счёт  слабых,  глупых,  бездарных  будут  ещё  сильнее, умнее, богаче. Возьмем для примера приют,  где  все  подстрижены  под одну гребёнку, по команде встают, по команде идут кушать  баланду, по команде ложатся спать – есть равенство, но нет свободы. Свобода и братство также не  совместимы. Там, где есть свобода, есть  свободный  вы- бор. Свободный человек выбирает себе друзей по своим  критериям, все люди ему братьями не могут быть. Только равенство и братство совместимы в армии и тюрьме, но там нет свободы.
     Революционная песня «Марсельеза» также  абсурдна. Там  есть  такие слова:
- Весь мир насилья мы разрушим до основания, а  затем  мы  наш, мы новый мир постоим - кто был ничем, тот станет всем.   
Смотри,  сын мой Моисей. Разрушать мир - дело нехитрое, и  какое  вы  право  имеете разрушать, если вы его не создавали. В священной книге Торе написано, что сотворение мира было по слову Божьему. Кто дал вам  право  создавать новый мир? Своими  деяниями  вы  можете  только  накликать  гнев Божьей. Вы своими глупыми молодыми головами натворите много  бед. Всевышний разрушит и уничтожит и праведника, и нечестивого, и  сможете ли вы сами уцелеть? Как вы будете строить свой новый мир без духовности, знаний, с теми, кто был ничем? Я не могу представить  новый мир из людей без знаний, и опыта, а главное - без духовности.
     Моисей, благодаря своей воспитанности и благородству, слушал  старого раввина, но не слышал этих проникновенных слов, он уже не хотел быть праведником, раввином, посвятить  свою  жизнь  духовной  жизни, не желал слушать  проповеди - новые  революционные  идеи  бродили  в его голове.
     Много лет спустя - после войны - он видел города, разрушенные войной, где кварталы сожженных многоэтажных каменных домов смотрели черными глазницами окон, где в этих городах трудно было найти уцелевший дом. Европа, особенно Германия, где возникла  атеистическая  философия и откуда прибыла революционная идея, была разрушена до  основания. Были погублены миллионы жизней, и  больше  всех  пострадал еврейский народ. Моисей вспоминал слова старого  раввина.  Ему  было над, чем подумать, не зря раввины предупреждали. Теперь  нужно  было переосмыслить свои убеждения по отношению к Богу и жизни.
№-- № сноски
26--64 Левиты – согласно библии колено Левитов является первосвященниками и им  поручена духовная жизнь.
27--54 Галут – евреи живущие в странах рассеяния.
28-- 65 Изыди (по древнееврейски "Лех леко") – глава из библии, в которой повествуется, что Бог приказал патриарху Аврааму: "Изыди из земли твоей, от отца из дома твоего". Эти слова у евреев стали синонимом изгнания из мест, где они должны постоянно проживать
29--3 "Каждому еврею положена своя доля" – то есть каждый еврей, согласно  Талмуду(16),  имеет свой удел в будущем мире.

3   Продолжение   http://www.proza.ru/2008/01/30/190