Продолжение 1 моисей. вихри коммунизма

Самуил Минькин
                ВИХРИ  КОММУНИЗМА  ВЕЮТ  НАД  ЗЕМЛЁЮ.
       Однажды Авраам в ешиботе на перемене рассказал Моисею,  что  из Киева приехал студент - его двоюродный брат. Он со  своими  единомышленниками студентами и рабочими (и среди  них  есть барышни)  говорят о свободе, братстве, равенстве,  отрицают  существование  Бога.  Эта передовая еврейская молодёжь сбросила религиозные  одежды,  ходят  в современных костюмах, барышни красиво одеваются и не прячутся,  как наши, от мужчин, держатся просто  и  достойно.  Авраам  рассказал, что он уже два раза бывал на сходке, и ему понравилось.
- Если хочешь, пойдём сегодня со мной, тебе  там  понравится, - предложил Авраам.   
      Во флигеле большого дома скототорговца Орлова на  входе  во  двор Авраама и Моисея встретил молодой парень. Узнав Авраама, он  приложил палец ко рту (в смысле - тихо, не болтать), провёл в дом. В большой комнате собрались человек восемь, в  основном  еврейская  современная молодёжь. Это были студенты и  рабочие,  одетые  в  современные  европейские костюмы. Они сидели вокруг большого стола, на котором стоял самовар. Хозяйничала дочь Орлова Ривка, с появлением ребят  попросила сидящих сдвинуться, и к столу поставила два стула.
      Среди молодёжи сидели две барышни, разговор шёл на русском языке. Худощавый мужчина, лет тридцати с чёрной бородой и  острым  взглядом приятно улыбаясь, поприветствовал вновь прибывших ешиботников. Говорил в основном он. Моисей сразу понял, что  они попали  к  революционерам, о которых последние годы много говорили.
      Как потом выяснилось, Чёрная Борода, которого звали  Бениямином, был руководителем группы, и зная, что Авраам и  Моисей  плохо  знают русский язык, он перешёл на идиш. Он говорил, что религия - это опиум для народа, что с детства людям забивают голову  всевозможными  библейскими сказками и требуют  беспрекословно  выполнять  религиозные заповеди и законы. Всю жизнь в ешиботе изучают Талмуд, тратится  колоссальная энергия на его изучение, а практически от этого никакой  пользы. Люди, проучившись 5 – 10 – 20 лет, гвоздя забить, не могут. Живут все в ужасной бедности, подвергаются насмешкам и насилию,  не  могут за себя постоять, потому что религия требует выдержки, смирения, и не сопротивления злу.   
      Кому это всё надо? Лучшие умы, которые могли бы принести  реальную помощь обществу, направить ее в нужном направлении, поделиться знаниями,  растрачивают  колоссальные  силы  впустую.  Чёрная  борода продолжал:
- Религия сдерживает прогресс, прошли тысячелетия, с тех пор как была написана Тора, и сейчас совершенно другие условия  жизни.  Современная молодёжь должна, стремится к знаниям,  к  техническому  прогрессу. Никто не создаст нам условия - нам самим нужно строить своё будущее, брать власть в свои руки. Царское правительство издало закон для евреев, установив места оседлости, стремится не допускать в  учебные  заведения.   На  нас  еврейскую  молодёжь - установила  позорный  процент приема, (21) или вообще закрывает нам двери. Мы не можем мириться с таким положением, мы требуем свободу и равенства!
      Царское правительство знало, что готовятся события еще  до  начала Кишинёвского  погрома (2), а   Крушеван (22) продолжает  быть  членом Государственной Думы, где по сей день орудует Пуришкевич (23). Дело Бейлиса (24) и черта оседлости позорит, унижает наш народ  морально и физически, и кому-то хотелось бы вообще его уничтожить. Никто не даёт гарантии, что погромы не могут снова повториться.
     Собрание затянулось до поздней ночи. Моисею здесь очень  понравилось - его живая быстро схватывающая натура тянулась  к  действиям,  а не сидеть днями и годами в ешиботе и переливать с пустого в порожнее. Наслушавшись революционных  идей,  Моисей  сам  стал  задавать  себе вопросы:
- Почему люди, которые тяжело работают - живут в бедности,  а  те,  кто ничего не делают - разъезжают в фаэтонах, богато одеваются, ходят  по  балам.
      Дома никто не спал, все были взволнованы, не знали, что думать, ни- когда такого не было, чтобы Моисей пришёл  за  полночь - всегда  такой предупредительный и послушный. На бесконечные  вопросы  у  него  не было желания отвечать. Сегодняшний вечер перевернул  его  жизнь. Надо разобраться, что к чему. Ему понравилась быть с современной  молодёжью, но если он скажет дома, что не желает больше учиться в  ешиботе, это будет равносильно взрыву бомбы.
- Как мама радуется и счастлива, что учусь и буду учёным. А отец  отречётся от меня, как дед Лейба отрёкся  от  своего  сына  Пини.  Как  будет огорчён рав Исроел, когда узнает, что я бросил  ешибот,  и  рухнули  все его надежды сделать меня раввином.
    После долгих раздумий Моисей спросил у Авраама, где и когда снова соберётся группа. Надо бы узнать, где они берут книги. Почему ешиботникам не разрешают читать художественную литературу и  газеты?  Почему на всё наложен запрет - жить и делать  все  нужно  только  так,  как разрешает раввин? И еще много, много «почему»... Моисей  увлёкся  новыми идеями и стал регулярно посещать дома, где  собирались  революционеры. Моисея предупредили, чтобы он  никому  ничего  не  говорил, мол, за ними следят жандармы, могут арестовать и забрать в участок.
     Одна из барышень, которую звали  Лея,  видя  выделяющегося  среди  всех красивого молодого парня, хотя и намного моложе её, серьёзно  интересующегося  революционной борьбой, стремящегося как  можно  больше узнать, выразила готовность  оказывать  Моисею  любую  помощь. Как выяснилась, она - дочь богатого промышленника, получила  образование, за границей, приехала из Киева погостить у тётки.  Лея  пообещала, что на следующую сходку принесёт  Моисею книги.
       Теперь Моисей зачитывался книгами  Шолом–Алейхема, (89)  Пушкина, Некрасова, Чернышевского. Для  него  открылся  новый  мир.  Лея постоянно старалась вызвать Моисея на откровенную беседу и поселить в его душе сомнения относительно религии,  еврейского  уклада  жизни, приводила в пример знакомых, порвавших с  религией,  которые  теперь стали совершенно другими людьми. По совету Леи, Моисей  принял  рение бросить ешибот и поехать в Киев в гимназию. Чтобы  уговорить  родителей и смягчить их гнев, Лея предложила пойти домой вместе с ним.
     Моисей встретил вечером Леей, которая выглядела очень эффектно и современно, как барышня из Парижа, одетая в модное платье и в туфлях на высоком каблуке. Знакомые, гулявшие по  улице,  разглядывали  ее  и удивлялись, где этот ешиботник  сумел  подцепить  такую  кралю.  Дома тоже не меньше были удивлены, когда Моисей и Леей вошли в дом.  Но, когда Моисей сказал родителям, что это Лея, дочь богатого промышленника из Киева, в доме сразу забеспокоились, и  погнали  Марью  ставить самовар, и тащить всё что есть на стол.
       Геня, не на шутку испугалась, подумав, что Моисей, не дай Бог, привёл невесту в дом. Но когда она узнала, что  это  дочь  знаменитого  промышленника Рабиновича, то она не знала, то ли ей плакать, то  ли  радоваться. На столе появился самовар, варенье, печенье. Лея сказала, чтобы родители не пугались и не волновались, что они  познакомились  в  доме Орлова. Они теперь друзья, что Моисей попросил её прийти с ним поговорить с родителями, чтобы они разрешили уйти Моисею из  ешибота, а с первого сентября поехать учиться в Киев в гимназию. Она  пообещала, позаботится  и (с помощью отца не будет большого труда) устроить Моисея в гимназию и снять ему комнату.  Далее Лея стала говорить:
- Смотрите, какой красавец ваш сын, у него великолепные  способности, а как выглядит несовременно - с пейсами и в этой ужасной  религиозной одежде. И кем он  будет,  сидя  в  ешиботе,  жалким  меламедом (25) или раввином на копеечной зарплате? Он может выучиться, стать  отличным врачом, инженером, адвокатом. Если вы не разрешите ему поехать  учиться, сами потом жалеть будете, что сыну испортили жизнь.
       Сеел и Геня не знали, что сказать - разве они знают, что лучше? Они только знают, что хотят счастье своему сыну. Испокон веков, по  совету раввинов, самым престижным был ешибот - не каждый мог там учиться, только самые одарённыё могли быть там. А теперь  всё  перекрутилось - ешибот - это несовременно! И Сеел спросил:
- А как ты думаешь, сынок? Ты уже у  нас  взрослый,  тебе  шестнадцать лет, решай сам. Моисей ответил:
- Я хочу учиться в гимназии, и постигать современные науки.
Провожая Лею домой, Моисей подумал, что не надеялся так легко переубедить родителей. Конечно, правильно  сделал,  что  послушал  Лею,  и она приходила с ним к родителям.
     Лее Моисей с каждым днём нравился всё больше и больше. Неважно, что на пять лет моложе её, высокий, светловолосый, серьезный, с красивыми правильными чертами лица. Лея представляла, что  у  этого  мальчика будет большая перспектива. Она взяла его под руку, ссылаясь,  что так ей легче идти. Она решила - он будет мой,  главное - нужно  вырвать его из этого захолустного городишки. Моисей, чувствуя, как Лея к нему прижалась, сгорал от стыда. Ему  казалось,  что  все  смотрят  на  него  и осуждают его за распутство.
№-- № Сноски:
21--63 ... проценты и циркуляры – проценты и циркуляры царского  правительства об установлении норм  приёма  евреев  в  средние  и  высшие учебные заведения. Ежегодно циркуляры  то  ужесточали,  то  облегчали приём в пределах 3–5 %
22--35..до Кишинёва – Имеется ввиду кровавый еврейский погром в Кишинёве в 1903 году,  учиненный черносотенными бандами при подстрекательстве царского правительства. И настроение еврейской общественности после погрома.
23--57 – Пуршкевич В.М.– крупный помещик, ярый реакционер– черносотенец, основатель   погромного  общества «Союза русского народа»  и «Палаты Михаила Архангела».
24--58 Дело Бейлиса. – Мендл Бейлис в 1911 году  в  Киеве,  был  ложно обвинён царским правительством в ритуальном  убийстве  русского  мальчика, якобы для добавления крови православного ребенка в  мацу. Дело Бейлиса вызвало возмущение во всём  мире  и  в  прогрессивной  России. На суд прибыли  виднейшие адвокаты  мира  и  доказали  нелепость обвинения. Бейлис был оправдан.
25--4 Меламед – учитель хедера. Четырёхлетней начальной,  еврейской, религиозной школы.

2 продолжение   http://www.proza.ru/2008/01/30/189