Моисей. Часть первая. Вступление

Самуил Минькин
                МОИСЕЙ
                ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН


САМУИЛ   МИНЬКИН

Часть первая.

                ВСТУПЛЕНИЕ.
      В 1978 году в Местечке Стодолище Смоленской  области  умер  дядя моего отца Мота Минькин. За год до его смерти умерла его жена  Эстер. Эта пара прожила долгую и дружную жизнь в  любви  и  заботах  друг  о  друге. Своих детей у них не было. Вначале они воспитывали  племянницу Фаню, сестры Моты  Фрейды,  умершей в 1927  году, а затем двух  её сыновей, которые получили высшее образовании. Один из  них  был  руводителем и жил в Ленинграде, другой был офицером и  служил  на  Северном флоте.  Моту хоронили племянники.  В  Рославле  на  еврейском кладбище рядом с могилой Эстер похоронили Моту.  За прошедший год к могиле Эстер никто не подходил. Могила провалилась, столбик  с  номером сгнил и валялся рядом. Мы подправили могилу Эстер, сделав два аккуратных холмика со столбиками с номерами, зная, что  к  этим  могилам больше никто никогда не подойдет.  Воспитанники  Эстер  и  Моты, хотя и были оповещены, но не приехали, ни на одни, ни на другие похороны.  Больше  всего,  старики  переживали, что  воспитанники, покинув родные места, полностью забыли их.
     Мы вернулись в Стодолище в пустой, теперь уже бесхозный дом Моты. За день, намотавшись и наголодавшись, помянули  Моту,  поговорили, чтобы Фаня унаследовала и продала полуразвалившийся  дом, а  так, как было уже поздно,  остались  ночевать.  Утром  собирались  уезжать - Мейшка в Ленинград, я с отцом - в Брянск,  как  в  дверь  постучали.  На пороге стояла деревенская пожилая женщина, прихрамывающая, за спиной пустой вещмешок. Она попросила, чтобы ей отдали  еврейские  книги, которых было довольно много, и они  аккуратно  стояли  в  книжном шкафу.
   Женщина объяснила, что Моисей болеет, не мог прийти и попросил её забрать книги.
- Всё равно их все выбросят в мусор.  Моисей - давнишний  друг  Моты, религиозный, переживает за книги. Я истинно православная христианка, но уважаю вашу религию и Моисея, с которым живу - сказала женщина.
      Мы собрали все книги в вещмешок. Они  все  не  вошли, оставшиеся завязали в простыню, оказался узел килограммов на десять. Как выясни-  лось, живет Моисей в  деревне - километрах в  десяти  от  Стодолища. Я был на машине и взялся отвезти женщину с книгами к ней домой.
    Так я познакомился с Моисеем. Ему было тогда примерно лет семьдесят пять.  Разговорившись,  он  рассказал  мне  историю  своей  жизни. Я провёл там весь день и выслушал всю историю,  которая  оказалась  необычайно интересной. Вернувшись поздно вечером, я застал встревоженными отца и Фаню, они уже не знали, что думать, куда я девался.
      
         «Я – Господь, Бог твой, который вывел тебя из
       земли Египетской, из дома рабства. Да не
       будет у тебя других богов перед лицом Моим».
       Библия. Первая заповедь. Исход, глава 20

       НАСТАВЛЕНИЕ ДЕТЯМ: НЕ ЗАБЫВАТЬ ГОСПОДА!
       Бог через Моисея поведал народу:
- Смотрите, поступайте так, как  я повелел вам.
       Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни   направо, ни налево. Ходите  по тому пути,  по которому повелел вам Господь, Бог  ваш,  дабы  вы  были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени  на  той  земле, которую получили во владение.
      Слушай, Израиль:
- Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога Твоего всем сердцем твоим, и  всею  душою  твоею,  и  всеми силами твоими.   
      Моисей велел израильтянам рассказывать своим потомкам о всех великих знамениях и чудесах, которые Господь явил им в Египте и во время перехода по  пустыне. Также он велел учить детей твёрдо  хранить  и стараться исполнять заповеди, уставы и постановления Божьи  и  не  искушать Господа, как они искушали Его в пустыне. Моисей сказал им: 
-.....берегись, чтобы не забыл ты  Господа, Бога твоего, бойся, Ему одному служи.... Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые  будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего..... Твёрдо храни заповеди  Господа, Бога вашего, и уставы Его и  постановления,  которые  Он  заповедал тебе. И делай справедливое, доброе перед очами Господа, дабы  хорошо тебе было, и дабы ты вошёл и овладел доброю землёю, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим.
       Библия. 5-я книга Моисеева. Второзаконие. Глава 6.

                БАРМИЦВА (1)
      Завтра у Моисея Бармицва (1). В доме переполох. Мама Геня и бабушка  сбились  с  ног.  Такой  праздник!  Наконец, дожили – Моисей, наш первенец, будет стоять в синагоге у аналоя (2),  ему  достанут  из  шкафа свиток Торы (3), что является большой честью, и доверят её читать.  Сеел - его  отец,  хозяин  бакалейного  магазина,  светловолосый  красавец-мужчина - отменил все дела и  даже  экстренную  поездку  за  товаром  и послал своего приказчика вместо себя.
     Он вспоминал свою Бармицву, когда в доме не было куска хлеба. Сеел закончил тогда только талмуд-тору (4), но как отец и мать его радовались, что у них уже взрослый сын. Родственники и соседи помогли  сделать праздник, а он в синагоге читал со свитка, и все повторяли и  молились вместе с ним. Теперь, слава Богу, он  обеспеченный  человек  и для своего любимого Моисея ничего не пожалеет.
      Геня бегает с длинным списком приглашенных, дописывая и  вычёркивая тех, кто не сможет прийти. Она настаивала пригласить из Москвы старшего брата Села, Пиню - теперь он  Пётр  Леонидович (отца  Сеела, ушедшего к праотцам, звали Лейба - Лёня), но Сеел заявил:
- Нет, нет, и ещё раз нет!
Пиня сейчас очень большой человек. После того как он крестился, получил разрешение жить в Москве,  родственники  от  него  отреклись. Сейчас он знаменитый адвокат. Он купил в Москве особняк, в котором у него адвокатская контора и жилые комнаты, имеет свой выезд с ямщиком.
       Пиня решил креститься после того, как окончил юридические курсы в Киеве, и, хотя он окончил их с отличием, как еврей нигде не мог найти подходящую работу, сидел  на  мелких  подработках,  пока  не  встретил своего земляка соседа Хаима. Хаим был рекрутом, отслужил  в  царской армии двадцать пять лет. Последние пять лет служил в Москве и, когда служба закончилась, он стал просить остаться в Москве. Ему сказали:
 - Хочешь остаться в Москве, крестись.
     Хаим вспомнил своё местечко, свою  многодетную  семью,  голодное детство, своих земляков, которые бьются за копейку. Там  кроме убогой синагоги и жителей местечка в их традиционной одежде,  соответствую- щей религиозным законам, кроме голода и нищеты, ничего нет.
       Хаим отправился к рекомендованному ему батюшке. Получив и  документ, что он православный с новым именем Харитон, он получил раз- решение поселиться в Москве. Хаим открыл контору по продаже недвижимости, где очень быстро преуспел.  Встретив  своего  соседа  земляка Пиню и узнав, что тот юрист (ему как раз нужен был адвокат для  офор- мления документов), уговорил его  креститься,  поселиться в  Москве  и работать в его конторе.
      Сколько Пиня ни доказывал своей многочисленной семье, что у него было безвыходное положение, что теперь он может жить в большом  городе, работать по специальности, хорошо зарабатывать и жить по-человечески, помогать им, родня была неумолима. Теперь для него не существовало «черты оседлости» (5),     но  местечко  всё  бурлило,  считая  его предателем. Больше всех переживал отец, который сказал ему:
- Ты образованный человек, сделал свой выбор и уезжай отсюда, и больше никогда здесь не появляйся - не позорь  мои  седины.  И  с  этого  дня стал справлять траур (6)
       Поселившись в Москве, Пиня стал хорошо зарабатывать и посылать деньги отцу. Но отец категорически запретил  брать  деньги  и  приказал возвращать их Пине. Двоюродная сестра Гени Малка была в Москве, останавливалась у Пини. Пиня передал ей большую сумму денег  для  Сеела и Гени с условием, чтобы Сеел не знал, что это деньги от него.
       Когда Геня сообщила Сеелу, что её родной дядя (которого у  неё  не было) прислал большую сумму денег из Америки, красавец  Сеел  долго консультировался, куда вложить  деньги,  переехал  в  уездный  город  и удачно купил бакалейный магазин вместе с клиентурой.  Обладая  скрытым коммерческим чутьём, он быстро вошёл в курс дела, и пошли дела на лад.
     Когда умер реб Лейба - ещё совсем молодым - все кругом стали говорить, что это его доконал старший сын Пиня. Сеел был того же  мнения, и когда Геня начинала говорить о приглашении Пини, Сеел не хотел  даже слушать. Геня не знала, как ей поступить - рассказать Сеелу всю правду - он же теперь не откажется от магазина, который стал его жизнью и благодаря которому у них теперь совершенно другой уровень жизни. Но сегодня уже говорить поздно, всё равно Пиня  приехать  не  успеет.  Может, когда-нибудь наступят более благополучные времена...
    Бармицва была назначена на десять часов. Самый близкий друг Авраам с самого утра околачивался в доме Моисея. Моисей надел только что сшитый   новый  костюм  ешиботника  (2), талессконт  (7), белоснежную рубашку, безрукавку, и в свои тринадцать лет выглядел  взрослым  мужчиной. Светлые волосы и пейсы (9) выступали из-под новой вязаной кипы (10), в лице просматривались черты  красавца-мужчины,  покорителя женских сердец. Моисей уже давно  стал  замечать,  как  многие  девицы хихикали и старались его задеть.
      Но Моисею нравилась Полина, племянница Марьи, которая, сколько помнит Моисей, была прислугой в их доме. Марья,  жившая  всю  жизнь среди евреев, разговаривала на идиш так, что никто (если бы её не выдавала деревенская одежда) не  сказал  бы,  что  она  агойка (11).  Её  брат Иван, живший в деревне, обеспечивал  дом  Села,  дровами,  зерном  для кур, сеном для коровы, и пр. Иногда  вместе  с  Иваном  приезжала  дочь его Полина. Полине было приблизительно столько же лет, что  Моисею, и с детства, когда Полина приезжала, они вместе играли.
   Несколько раз Моисей был с отцом в деревне, куда он ездил  по делам. Пока отец занят был делами, дети бегали и  играли.  Мать  Полины  угощала Моисея деревенскими пирогами, молоком и  мёдом. Теперь,  когда они повзрослели, стали стесняться друг друга. Полина перестала  приезжать с отцом. Моисей недавно видел Полину - шла после занятий с подружками из женской гимназии, куда её определили  родители,  имевшие крепкое хозяйство. Полина стала барышней очень красивой.
     Авраам держал бархатный мешочек с новым талесом (12) и  филактериями (13), подаренные Моисею к дню Бармицвы и торопил Моисея идти в синагогу, так как родители давно уже туда ушли. Когда  они  зашли в синагогу, многие молящиеся оторвались от молитвенников,  разглядывая Моисея. Свободное место было рядом с отцом, который с  недовольным видом стал делать замечания за то, что он задержался. Только Моисей, успел накинуть талес  и  накрутить  ремешки  тефилн  (10),  как  его вызвали на аналой (8) читать главы из Торы (52).
       Моисей помнит, что от волнения со свитка Торы читал  каким-то  не своим голосом и слышал, как все присутствующие в синагоге повторяли за ним слова молитвы. Потом начались поздравления, все подходили  со словами «мазл  тов» (14), пожимали руку как взрослому  мужчине.  К вечеру собрались вся мишпоха (15), хорошие знакомые, соседи  и  отмечали событие до поздней ночи.
             Моисей вот уже три года как учился в ешиботе (8) и  был  одним из лучших учеников. Ему с особой лёгкостью давалось  учёба,  изучение Торы (3), Талмуда (16) и комментарии к ним, еврейская история  и  про- чие науки. То, над чем ешиботники сидели годами, Моисей усваивал без особого труда. Он был  любимым  учеником  у  своего  учителя  раввина Исроела, который пророчил ему быть мудрым раввином, и может быть - одним из выдающихся знатоков Торы или  выдающимся  кантором (17). Во время песнопений голос Моисея выделялся приятным баритоном.
       Рав Исроел - каббалист (18) и философ, знаток Торы и Талмуда (16). Жил один в старом доме, где всё время читал книги, все стенки его дома были уставлены полками с книгами. Зарплату, которую получал  в  ешиботе, он тратил на книги, получая их по почте. Видя  особые  способности Моисея, рав Исроел решил приглашать к себе  домой  Моисея,  чтобы проводить с ним дополнительные занятия.
       Рав Исроел знал, что очень редко попадаются такие способные  ученики. Моисей может быть одним из праведников, в которых так  нужда- ется наш неустойчивый мир. Он думал:
- Господь Бог наш творит чудеса. Может быть, в лице  Моисея  мы  увидим пришествие к нам на землю Мессии (19). (Имеется ввиду легенда о приходе небесного избавителя. Обещанного богом Яхве – Иегова еврейскому народу. Ортодоксальный иудаизм  всерьёз  верит  в  пришествие). Ведь не зря ему дали имя Моисей, и сбудутся пророчества пророков, по- сланных нам Всевышним - Господом Богом нашим.
       Через три дня после Бармицвы Моисей пришёл к ребе (20) Исроелу и удивился количеству книг. Он спросил:
- Что, эти все книги нужно перечитать?
У раввина было отличное настроение - он  только  что  получил  последних два тома (из восемнадцати) еврейской энциклопедии, и  сказал, держа в руках две увесистые новые книги:
- Это может быть тысячная доля того, что нужно перечитать и освоить.
     Теперь один-два дня в неделю Моисей  бывал  в  доме  рава  Исроела, где дополнительно слушал комментарии знаменитых философов  и  знатоков Торы, брал книги. Так продолжалось два года. За это  время  Моисей достиг невиданных успехов - он опередил своих соучеников, которые сидели в ешиботе по десять - пятнадцать лет. Все преподаватели, не мог ли им нахвалиться, а родители были наверху блаженства, радуясь своим  первенцем.  Все кругом говорили:
- Такие способности - это от Бога.
И предрекали, что Моисей будет великим  человеком.  В  свои  шестнадцать лет он был выше среднего роста,  крепко  сложенным,  с  открытым добрым лицом, уже покрывшимся пушком
№-- № сноски
1-- 37 Бармицва – Обряд  вступления  мальчика  в  число  полноправных членов иудейской  общины  (тринадцать лет). Сопровождается религии- озным и бытовым весельем.
2-- 8 Аналой – кафедра  в  синагоге  обращённая  в  сторону  шкафа,  где хранятся свитки торы.
3-- 52 Тора-Танах - Библия– Пятикнижие – учение пять книг Ветхого завета. Бытиё, Исход, Левит, Числа,  Второзаконие.  Авторство  этих  книг традиция приписывает Моисею.
4-- 29 Талмудтора – начальная  еврейская,  религиозная  школа,  которая содержалась на средства общины, где имели возможность учиться мальчики беднейших слоёв.
5-- З4 Черта   оседлости – согласно  царскому  указу,  западные   районы России, где  разрешалось  селиться евреям. Вне двадцати пяти  губерний евреям было запрещено жить.
6-- 25 ...справлять траур. – Согласно иудейской религии,  перешедший  в другую веру, считается ушедши из жизни, и по нему справляется траур.
7-- 11 Талескотн – четырёхугольное   полотнище  с  круглым  вырезом  в центре и шерстяными кистями (цицес) по углам. Религиозные евреи  носят его под верхней одеждой.
8-- 20 Ешибот - духовное училище, готовящее раввинов  и  других   служителей культа.
9-- 47 Пейсы – волоса на висках скрученные в завитки.
10-- 55 Кипа – покрытие головы, шапочка  диаметром  до  десяти  сантиметров. Религиозные евреи обязаны быть с покрытой головой.
11-- 48 Агойка - не иудейской веры.
12-- 9 Талес – молитвенное облачение.
13-- 10 Филактерии (тефили) – коробочки, к которым прикреплены ремни. В  коробочках  помещены  написанные  на  пергаменте  религиозные тексты. Во время утренней молитвы в будние дни верующие одевают их на лоб и на левую руку.
14-- 49 Мазл тов – будь счастлив.
15-- 50 Мишпаха – родня – родственники.
16-- 1 Талмуд - сборник  еврейских  догматических,  религиозно – фило- софских, правовых, моральных и бытовых предписаний: сложился в  течении многих веков (4в. д.н.э.– 4в.н.э.).
17-- 7 Кантор – священнослужитель,  читающий  на  распев   молитвы  у аналоя во время синагогального богослужения.
18-- 51 Кабала – религиозно - мистическое учение, возникшее среди  евреев в 18 веке. Суть учения, на основание,  торы,  предназначение  человека на земле, устройство мироздания. В  настоящее  время  завоёвывает популярность среди современных философов и мыслящих людей,  интересующих учение кабалы на сложнейшие вопросы современности.
19-- 24 "...мессия пришёл!..."- догмат еврейской религии  о  наступлении лучших времён и надежда на избавление от невзгод, при помощи божьего помазанника, небесного, мистического посланца Мешиеха.
20-- 5 Ребе – учитель хедера.

1 Продолжение   http://www.proza.ru/2008/01/30/183