МОИСЕЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
САМУИЛ МИНЬКИН
Часть первая.
ВСТУПЛЕНИЕ.
В 1978 году в Местечке Стодолище Смоленской области умер дядя моего отца Мота Минькин. За год до его смерти умерла его жена Эстер. Эта пара прожила долгую и дружную жизнь в любви и заботах друг о друге. Своих детей у них не было. Вначале они воспитывали племянницу Фаню, сестры Моты Фрейды, умершей в 1927 году, а затем двух её сыновей, которые получили высшее образовании. Один из них был руводителем и жил в Ленинграде, другой был офицером и служил на Северном флоте. Моту хоронили племянники. В Рославле на еврейском кладбище рядом с могилой Эстер похоронили Моту. За прошедший год к могиле Эстер никто не подходил. Могила провалилась, столбик с номером сгнил и валялся рядом. Мы подправили могилу Эстер, сделав два аккуратных холмика со столбиками с номерами, зная, что к этим могилам больше никто никогда не подойдет. Воспитанники Эстер и Моты, хотя и были оповещены, но не приехали, ни на одни, ни на другие похороны. Больше всего, старики переживали, что воспитанники, покинув родные места, полностью забыли их.
Мы вернулись в Стодолище в пустой, теперь уже бесхозный дом Моты. За день, намотавшись и наголодавшись, помянули Моту, поговорили, чтобы Фаня унаследовала и продала полуразвалившийся дом, а так, как было уже поздно, остались ночевать. Утром собирались уезжать - Мейшка в Ленинград, я с отцом - в Брянск, как в дверь постучали. На пороге стояла деревенская пожилая женщина, прихрамывающая, за спиной пустой вещмешок. Она попросила, чтобы ей отдали еврейские книги, которых было довольно много, и они аккуратно стояли в книжном шкафу.
Женщина объяснила, что Моисей болеет, не мог прийти и попросил её забрать книги.
- Всё равно их все выбросят в мусор. Моисей - давнишний друг Моты, религиозный, переживает за книги. Я истинно православная христианка, но уважаю вашу религию и Моисея, с которым живу - сказала женщина.
Мы собрали все книги в вещмешок. Они все не вошли, оставшиеся завязали в простыню, оказался узел килограммов на десять. Как выясни- лось, живет Моисей в деревне - километрах в десяти от Стодолища. Я был на машине и взялся отвезти женщину с книгами к ней домой.
Так я познакомился с Моисеем. Ему было тогда примерно лет семьдесят пять. Разговорившись, он рассказал мне историю своей жизни. Я провёл там весь день и выслушал всю историю, которая оказалась необычайно интересной. Вернувшись поздно вечером, я застал встревоженными отца и Фаню, они уже не знали, что думать, куда я девался.
«Я – Господь, Бог твой, который вывел тебя из
земли Египетской, из дома рабства. Да не
будет у тебя других богов перед лицом Моим».
Библия. Первая заповедь. Исход, глава 20
НАСТАВЛЕНИЕ ДЕТЯМ: НЕ ЗАБЫВАТЬ ГОСПОДА!
Бог через Моисея поведал народу:
- Смотрите, поступайте так, как я повелел вам.
Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево. Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получили во владение.
Слушай, Израиль:
- Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими.
Моисей велел израильтянам рассказывать своим потомкам о всех великих знамениях и чудесах, которые Господь явил им в Египте и во время перехода по пустыне. Также он велел учить детей твёрдо хранить и стараться исполнять заповеди, уставы и постановления Божьи и не искушать Господа, как они искушали Его в пустыне. Моисей сказал им:
-.....берегись, чтобы не забыл ты Господа, Бога твоего, бойся, Ему одному служи.... Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего..... Твёрдо храни заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе. И делай справедливое, доброе перед очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошёл и овладел доброю землёю, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим.
Библия. 5-я книга Моисеева. Второзаконие. Глава 6.
БАРМИЦВА (1)
Завтра у Моисея Бармицва (1). В доме переполох. Мама Геня и бабушка сбились с ног. Такой праздник! Наконец, дожили – Моисей, наш первенец, будет стоять в синагоге у аналоя (2), ему достанут из шкафа свиток Торы (3), что является большой честью, и доверят её читать. Сеел - его отец, хозяин бакалейного магазина, светловолосый красавец-мужчина - отменил все дела и даже экстренную поездку за товаром и послал своего приказчика вместо себя.
Он вспоминал свою Бармицву, когда в доме не было куска хлеба. Сеел закончил тогда только талмуд-тору (4), но как отец и мать его радовались, что у них уже взрослый сын. Родственники и соседи помогли сделать праздник, а он в синагоге читал со свитка, и все повторяли и молились вместе с ним. Теперь, слава Богу, он обеспеченный человек и для своего любимого Моисея ничего не пожалеет.
Геня бегает с длинным списком приглашенных, дописывая и вычёркивая тех, кто не сможет прийти. Она настаивала пригласить из Москвы старшего брата Села, Пиню - теперь он Пётр Леонидович (отца Сеела, ушедшего к праотцам, звали Лейба - Лёня), но Сеел заявил:
- Нет, нет, и ещё раз нет!
Пиня сейчас очень большой человек. После того как он крестился, получил разрешение жить в Москве, родственники от него отреклись. Сейчас он знаменитый адвокат. Он купил в Москве особняк, в котором у него адвокатская контора и жилые комнаты, имеет свой выезд с ямщиком.
Пиня решил креститься после того, как окончил юридические курсы в Киеве, и, хотя он окончил их с отличием, как еврей нигде не мог найти подходящую работу, сидел на мелких подработках, пока не встретил своего земляка соседа Хаима. Хаим был рекрутом, отслужил в царской армии двадцать пять лет. Последние пять лет служил в Москве и, когда служба закончилась, он стал просить остаться в Москве. Ему сказали:
- Хочешь остаться в Москве, крестись.
Хаим вспомнил своё местечко, свою многодетную семью, голодное детство, своих земляков, которые бьются за копейку. Там кроме убогой синагоги и жителей местечка в их традиционной одежде, соответствую- щей религиозным законам, кроме голода и нищеты, ничего нет.
Хаим отправился к рекомендованному ему батюшке. Получив и документ, что он православный с новым именем Харитон, он получил раз- решение поселиться в Москве. Хаим открыл контору по продаже недвижимости, где очень быстро преуспел. Встретив своего соседа земляка Пиню и узнав, что тот юрист (ему как раз нужен был адвокат для офор- мления документов), уговорил его креститься, поселиться в Москве и работать в его конторе.
Сколько Пиня ни доказывал своей многочисленной семье, что у него было безвыходное положение, что теперь он может жить в большом городе, работать по специальности, хорошо зарабатывать и жить по-человечески, помогать им, родня была неумолима. Теперь для него не существовало «черты оседлости» (5), но местечко всё бурлило, считая его предателем. Больше всех переживал отец, который сказал ему:
- Ты образованный человек, сделал свой выбор и уезжай отсюда, и больше никогда здесь не появляйся - не позорь мои седины. И с этого дня стал справлять траур (6)
Поселившись в Москве, Пиня стал хорошо зарабатывать и посылать деньги отцу. Но отец категорически запретил брать деньги и приказал возвращать их Пине. Двоюродная сестра Гени Малка была в Москве, останавливалась у Пини. Пиня передал ей большую сумму денег для Сеела и Гени с условием, чтобы Сеел не знал, что это деньги от него.
Когда Геня сообщила Сеелу, что её родной дядя (которого у неё не было) прислал большую сумму денег из Америки, красавец Сеел долго консультировался, куда вложить деньги, переехал в уездный город и удачно купил бакалейный магазин вместе с клиентурой. Обладая скрытым коммерческим чутьём, он быстро вошёл в курс дела, и пошли дела на лад.
Когда умер реб Лейба - ещё совсем молодым - все кругом стали говорить, что это его доконал старший сын Пиня. Сеел был того же мнения, и когда Геня начинала говорить о приглашении Пини, Сеел не хотел даже слушать. Геня не знала, как ей поступить - рассказать Сеелу всю правду - он же теперь не откажется от магазина, который стал его жизнью и благодаря которому у них теперь совершенно другой уровень жизни. Но сегодня уже говорить поздно, всё равно Пиня приехать не успеет. Может, когда-нибудь наступят более благополучные времена...
Бармицва была назначена на десять часов. Самый близкий друг Авраам с самого утра околачивался в доме Моисея. Моисей надел только что сшитый новый костюм ешиботника (2), талессконт (7), белоснежную рубашку, безрукавку, и в свои тринадцать лет выглядел взрослым мужчиной. Светлые волосы и пейсы (9) выступали из-под новой вязаной кипы (10), в лице просматривались черты красавца-мужчины, покорителя женских сердец. Моисей уже давно стал замечать, как многие девицы хихикали и старались его задеть.
Но Моисею нравилась Полина, племянница Марьи, которая, сколько помнит Моисей, была прислугой в их доме. Марья, жившая всю жизнь среди евреев, разговаривала на идиш так, что никто (если бы её не выдавала деревенская одежда) не сказал бы, что она агойка (11). Её брат Иван, живший в деревне, обеспечивал дом Села, дровами, зерном для кур, сеном для коровы, и пр. Иногда вместе с Иваном приезжала дочь его Полина. Полине было приблизительно столько же лет, что Моисею, и с детства, когда Полина приезжала, они вместе играли.
Несколько раз Моисей был с отцом в деревне, куда он ездил по делам. Пока отец занят был делами, дети бегали и играли. Мать Полины угощала Моисея деревенскими пирогами, молоком и мёдом. Теперь, когда они повзрослели, стали стесняться друг друга. Полина перестала приезжать с отцом. Моисей недавно видел Полину - шла после занятий с подружками из женской гимназии, куда её определили родители, имевшие крепкое хозяйство. Полина стала барышней очень красивой.
Авраам держал бархатный мешочек с новым талесом (12) и филактериями (13), подаренные Моисею к дню Бармицвы и торопил Моисея идти в синагогу, так как родители давно уже туда ушли. Когда они зашли в синагогу, многие молящиеся оторвались от молитвенников, разглядывая Моисея. Свободное место было рядом с отцом, который с недовольным видом стал делать замечания за то, что он задержался. Только Моисей, успел накинуть талес и накрутить ремешки тефилн (10), как его вызвали на аналой (8) читать главы из Торы (52).
Моисей помнит, что от волнения со свитка Торы читал каким-то не своим голосом и слышал, как все присутствующие в синагоге повторяли за ним слова молитвы. Потом начались поздравления, все подходили со словами «мазл тов» (14), пожимали руку как взрослому мужчине. К вечеру собрались вся мишпоха (15), хорошие знакомые, соседи и отмечали событие до поздней ночи.
Моисей вот уже три года как учился в ешиботе (8) и был одним из лучших учеников. Ему с особой лёгкостью давалось учёба, изучение Торы (3), Талмуда (16) и комментарии к ним, еврейская история и про- чие науки. То, над чем ешиботники сидели годами, Моисей усваивал без особого труда. Он был любимым учеником у своего учителя раввина Исроела, который пророчил ему быть мудрым раввином, и может быть - одним из выдающихся знатоков Торы или выдающимся кантором (17). Во время песнопений голос Моисея выделялся приятным баритоном.
Рав Исроел - каббалист (18) и философ, знаток Торы и Талмуда (16). Жил один в старом доме, где всё время читал книги, все стенки его дома были уставлены полками с книгами. Зарплату, которую получал в ешиботе, он тратил на книги, получая их по почте. Видя особые способности Моисея, рав Исроел решил приглашать к себе домой Моисея, чтобы проводить с ним дополнительные занятия.
Рав Исроел знал, что очень редко попадаются такие способные ученики. Моисей может быть одним из праведников, в которых так нужда- ется наш неустойчивый мир. Он думал:
- Господь Бог наш творит чудеса. Может быть, в лице Моисея мы увидим пришествие к нам на землю Мессии (19). (Имеется ввиду легенда о приходе небесного избавителя. Обещанного богом Яхве – Иегова еврейскому народу. Ортодоксальный иудаизм всерьёз верит в пришествие). Ведь не зря ему дали имя Моисей, и сбудутся пророчества пророков, по- сланных нам Всевышним - Господом Богом нашим.
Через три дня после Бармицвы Моисей пришёл к ребе (20) Исроелу и удивился количеству книг. Он спросил:
- Что, эти все книги нужно перечитать?
У раввина было отличное настроение - он только что получил последних два тома (из восемнадцати) еврейской энциклопедии, и сказал, держа в руках две увесистые новые книги:
- Это может быть тысячная доля того, что нужно перечитать и освоить.
Теперь один-два дня в неделю Моисей бывал в доме рава Исроела, где дополнительно слушал комментарии знаменитых философов и знатоков Торы, брал книги. Так продолжалось два года. За это время Моисей достиг невиданных успехов - он опередил своих соучеников, которые сидели в ешиботе по десять - пятнадцать лет. Все преподаватели, не мог ли им нахвалиться, а родители были наверху блаженства, радуясь своим первенцем. Все кругом говорили:
- Такие способности - это от Бога.
И предрекали, что Моисей будет великим человеком. В свои шестнадцать лет он был выше среднего роста, крепко сложенным, с открытым добрым лицом, уже покрывшимся пушком
№-- № сноски
1-- 37 Бармицва – Обряд вступления мальчика в число полноправных членов иудейской общины (тринадцать лет). Сопровождается религии- озным и бытовым весельем.
2-- 8 Аналой – кафедра в синагоге обращённая в сторону шкафа, где хранятся свитки торы.
3-- 52 Тора-Танах - Библия– Пятикнижие – учение пять книг Ветхого завета. Бытиё, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Авторство этих книг традиция приписывает Моисею.
4-- 29 Талмудтора – начальная еврейская, религиозная школа, которая содержалась на средства общины, где имели возможность учиться мальчики беднейших слоёв.
5-- З4 Черта оседлости – согласно царскому указу, западные районы России, где разрешалось селиться евреям. Вне двадцати пяти губерний евреям было запрещено жить.
6-- 25 ...справлять траур. – Согласно иудейской религии, перешедший в другую веру, считается ушедши из жизни, и по нему справляется траур.
7-- 11 Талескотн – четырёхугольное полотнище с круглым вырезом в центре и шерстяными кистями (цицес) по углам. Религиозные евреи носят его под верхней одеждой.
8-- 20 Ешибот - духовное училище, готовящее раввинов и других служителей культа.
9-- 47 Пейсы – волоса на висках скрученные в завитки.
10-- 55 Кипа – покрытие головы, шапочка диаметром до десяти сантиметров. Религиозные евреи обязаны быть с покрытой головой.
11-- 48 Агойка - не иудейской веры.
12-- 9 Талес – молитвенное облачение.
13-- 10 Филактерии (тефили) – коробочки, к которым прикреплены ремни. В коробочках помещены написанные на пергаменте религиозные тексты. Во время утренней молитвы в будние дни верующие одевают их на лоб и на левую руку.
14-- 49 Мазл тов – будь счастлив.
15-- 50 Мишпаха – родня – родственники.
16-- 1 Талмуд - сборник еврейских догматических, религиозно – фило- софских, правовых, моральных и бытовых предписаний: сложился в течении многих веков (4в. д.н.э.– 4в.н.э.).
17-- 7 Кантор – священнослужитель, читающий на распев молитвы у аналоя во время синагогального богослужения.
18-- 51 Кабала – религиозно - мистическое учение, возникшее среди евреев в 18 веке. Суть учения, на основание, торы, предназначение человека на земле, устройство мироздания. В настоящее время завоёвывает популярность среди современных философов и мыслящих людей, интересующих учение кабалы на сложнейшие вопросы современности.
19-- 24 "...мессия пришёл!..."- догмат еврейской религии о наступлении лучших времён и надежда на избавление от невзгод, при помощи божьего помазанника, небесного, мистического посланца Мешиеха.
20-- 5 Ребе – учитель хедера.
1 Продолжение http://www.proza.ru/2008/01/30/183