Любовью к творчеству Высоцкого не удивить?

Галина Гаевская
Сегодня, в день 70-летия Поэта, по-весеннему тепло и солнечно. Я отваживаюсь одна выйти из дому. Снега нет, но моя инвалидная коляска все равно зимой плохо поддается управлению. Приводить ее в движение приходится с невероятными усилиями, но я не могу не пойти на выставку, посвященную творчеству Высоцкого, приуроченную к его юбилею.
       * * *
В нашем городе два памятника Владимиру Высоцкому. По дороге в Центральную библиотеку останавливаюсь у одного из них. Свежие цветы у пьедестала. Здесь же какой-то незнакомый бард, присев на корточки, надрывно что-то исполняет перед воображаемой публикой. Рядом раскрытый футляр от гитары. На этом бойком месте много прохожих. Кое-кто, не останавливаясь, бросает монету.

Прицеливаюсь фотоаппаратом. Певец выпрямляется и поворачивается к объективу. Просит прислать фотографию, оставляя мне свои координаты. Будучи в полном неведении о сегодняшних городских мероприятиях, он по-своему решил отметить день рождения кумира.

Ловлю на себе любопытные взгляды молодых людей, задержавшихся на входе в расположенный рядом ресторан-клуб «Место встречи…». Интересно, вспомнят ли сегодня в этом уютном заведении о знаменательной дате? Разделяет ли нынешнее поколение творческие пристрастия своих отцов и дедов?

В просторном фойе библиотеки не протолкнуться. Впервые здесь выставляются уникальные образцы нетленной праведной любви обычных мариупольцев к великому народному Поэту.

Кроме книг, журналов, известных фотографий, газетных публикаций, пластинок из фондов библиотеки и частных собраний, привлекает внимание множество необычных экспонатов. После торжественной церемонии открытия выставки, выступают владельцы, предоставившие их.

Никогда бы не подумала, что строгий и неприступный заместитель главврача одной из клиник – не просто ценитель, а исследователь творчества В.Высоцкого. В его коллекции 300 художественных произведений, в которых, так или иначе, упоминается имя Высоцкого. В его фонотеке более 600 записей, не считая новых дисков. Любовно выполнен внушительных размеров альбом с редчайшими публикациями прежних лет. Он показал книгу, которую еще в 1973 году контрабандой ввезли в страну из США. Тайно перепечатали на машинке, опустив нелицеприятные комментарии, и зачитывали до дыр. Он рассказал историю представленного здесь из собственной коллекции портрета В.Высоцкого, выполненного местным художником…

Другое, не менее удивительное издание, предоставил бывший 1-й помощник капитана, когда-то чуть не поплатившийся за него своей должностью, теперь это известный в городе человек. В одном из зарубежных портов в его руки ненадолго попала книга В.Высоцкого «Нерв». Из доступных средств копирования была только пишущая машинка. Но не было бумаги, и тогда в ход пошли лоции, какие-то партийные документы… Шел примерно 1980-й год. «Компромат» удалось сохранить, позже был сделан добротный переплет, нарисована обложка.

Свои стихи читал Евгений Шендрик, ровесник Высоцкого, или как он говорит, его современник. Он признался, что до сих пор физически ощущает ничем невосполнимую утрату. Е.Шендрик жил тогда в Питере и, как ценную реликвию, оставшуюся в память о тех временах, показал небольшую бронзовую плакетку с изображением Владимира Высоцкого, выполненную и подаренную ему Геннадием Мироновым.

Но ни с чем не сравнимо собрание Валентины Николаевны Григорьевой! Для обозрения выставлена только небольшая его часть. Передав в феврале 2006 года тридцать общих тетрадей и папок с газетными вырезками, репродукциями и фотографиями, записями стихов, 82-летняя женщина обронила: «Теперь и умирать не страшно». Валентина Николаевна истинная поклонница творчества Владимира Высоцкого. Как только начали появляться первые магнитофонные записи его песен, она скрупулезно расшифровывала их. Тексты дополнялись разными вариантами, сверялись по разным, появившимся позже печатным источникам.

Она фиксировала все, что попадало в поле ее зрения: статьи, интервью, радиопередачи, случайное упоминание заезжих актеров. Она обладала невероятной способностью не только находить, но и анализировать добытые материалы, отсеивая вымыслы и приписываемое Высоцкому авторство. Однажды, узнав о существовании каталога, насчитывающего порядка 900 произведений В.Высоцкого, она не успокоилась, пока не обзавелась его копией. Со многими вещами, указанными в нем она не соглашалась, но этот каталог стал ориентиром в создаваемой ею на протяжении многих лет рукописной поэтической антологии, насчитывающей более четырехсот произведений.
 
Своими изысканиями она щедро делилась с друзьями, для двоих – вручную дублировала записи в их тетради. Обнаруживалась новая строка, новый текст песни или новое высказывание, - просила принести одну из тетрадей, чтобы сделать вклейку. Мелким убористым почерком исписано сотни страниц, все аккуратно пронумеровано, составлены оглавления и ссылки, уточнялись даты написания стихов…

       * * *
Местное издательство к 70-летию В.Высоцкого выпустило календарь с автографом, оставленным мариупольцам 16 марта 1973 года, правда, тогда город носил другое имя. На здании Дворца культуры, где выступал Владимир Высоцкий, уже много лет в честь этого события установлена мемориальная доска.

       * * *
В репертуаре нашего драматического театра, недавно получившего звание академического, независимо от юбилейных дат, уже много сезонов подряд есть спектакль «Роман о девочках», поставленный по мотивам произведения В.Высоцкого.

       * * *
…В этот день я побывала и у другого памятника В.Высоцкому. Здесь тоже у подножия лежат цветы. С площади фонтанов, где он расположен, вернее, это мое название, официально – площадь Ленинского комсомола, открывается обширная панорама города, но впечатление, что стоит он одиноко и неприкаянно на семи ветрах… Вместо гордости и благодарности меня пронзило чувство горечи и вины…

На самом деле, это первоначальный памятник, установленный мариупольцами в центре города. На его торжественное открытие приезжали именитые гости. Над его созданием работал известнейший мариупольский автор… Но потом не заладилось что-то у властей. Памятник демонтировали и восстановили только под напором общественности… в новом месте.

 Прежнее место занял Глеб Жиглов в обличье В.Высоцкого, с наганом в руке. И все бы ничего, да кто-то с неизменным постоянством разоружает памятник. Несколько раз его восстанавливали, но история повторялась снова. В конце концов, решили ограничиться ремонтом пальца. Стоит теперь Жиглов в плаще и шляпе, с широко расставленными ногами, с оттопыренным указательным пальцем, всем своим видом источая фальшь…

Но вдруг скользнет луч солнца по смолисто черной фигуре и красноречивый жест, кажется, говорит: «Зри в корень!». Может, и правда мы еще не до конца осознаем все сказанное Владимиром Высоцким…

       * * *
На вечере, посвященном памяти Владимира Высоцкого, в самом большом Дворце культуры города яблоку негде было упасть! Среди зрителей было много молодежи! Исполнителями песен Высоцкого или собственных посвящений Поэту были и признанные и начинающие барды, самодеятельные и профессиональные авторы. Около четырех часов длилось задушевное творческое единение нескольких поколений! Вот и ответ на вопрос: Владимира Высоцкого знают, любят и чтят!

       * * *
Ночь опускалась над городом. Повалил густой снег. Заканчивалась пятница, 25 января, но День рождения В.Высоцкого не заканчивался. Стало известно, что 2008 год решено объявить в Мариуполе Годом Высоцкого…