Ивушка

Евгений Гусев
       

       Ивушка, ракитушка, талинушка! Какие только названия не придумали мы для этого дерева. И, наверное, все из-за того, что чем-то похоже оно на людей в своем поведении. И жмется оно к людям, к жилью их, в хозяйство втискивается, в обиход домашний. Корзины, короба, мебель плетеная из прута ивы испокон веку служили людям исправно и с пользой, жалоб на них никто никогда не возводил ни по случаю, ни напрасно, а вот доброе словцо всегда для ивушки припасено было. Да и не за что на это милое растение человеку обижаться. Чем бы ни старалось оно на себя внимание наше привлечь, все было только хорошее.
       Самой ранней весной приходит к нам верба с пушистыми ласковыми барашками на красноватой, оживающей после суровой зимы тонкой веточке. И, кажется, нет ничего их милее на свете в это время, нет чище и трогательнее. Хочется жалеть эти маленькие серенькие комочки, греть их, дышать на них, прижимать их к щеке. Еще вся земля в сугробах, а по утрам трещат такие морозы, что о весне почему-то даже забывается, в взглянешь на опушенную вербочку, и вспомнишь, что весна-то пришла, вот она уже рядом, даже дерево его чувствует.
       Любит это дерево воду. По всем берегам озер, прудов, рек склоняются кудрявые кроны огромных ив над водной поверхностью, купают в теплых струях длинные плети ветвей своих и как будто о чем-то думают, грустят, или переживают. Не шумят, не шепчутся они между собой, не ропщут, как осины вечно недовольные, а тихо и смиренно скрывают от других свои сокровенные думы, лишь изредка вздыхая и в зеркало вод, глядя на свое отражение. В чем грусть ее? В чем страдания? Может быть, век ее слишком короток? Пусть это так, но ведь как она к жизни проворна. Как побеги ее стремительны в росте, за одно лето могут другое многолетнее деревце перерасти и многократно. Неприхотливо оно в посадке – ткнул в землю обрезок талового прутика просто так, а он глянь и листик выкинул, потом укоренился и бросился к свету всеми силами и с таким желанием, что всех опередить готов. Как-то по-детски даже, озорно, по ребячески. А с возрастом задумывается, смирнеет, успокаивается.
       Хорошо сидеть под большой ветвистой ивой на берегу тихой спокойной реки и смотреть на воду. Отдельные веточки мирного дерева по волнам изредка задевают, порою узенький желтый листик с дерева на водную гладь упадет и маленьким игрушечным корабликом под ветерком в длинное путешествие отправится. Изредка страдающе всхлипнет дерево, что-то уж очень тяжелое вспомнив, и нет-нет да в сухую теплую погоду откуда-то из недр густой кроны его выпадет редкая капелька ивовой слезки. Она канет в речной омуток, а мы будем искать на небе тучки, что вроде бы дождь на землю посылают. Но нет тучек, ясно все вокруг. Это просто ивушка отчего-то плачет.