Первые послевоенные годы

Фаина Канашева
Первые послевоенные годы.

       Хочу рассказать случай из моей жизни.
Кончилась война, отгремела Победа. Я из совхоза ушла на другое место работы.
       Но, жилось все равно трудно. Зарплаты хватало лишь на еду. А одежда и обувь совершенно обносилась, и купить не было возможности.
       Я в 1949г была принята на работу в школьный интернат, только что открывшийся. Был он в Чеховке.
Приезжали дети, родители которых работали в то время за границей, их селили в новые корпуса. Были привезены дети из мест, где экология была не для детского организма. Их тоже поселили в корпуса. Приезжали воспитатели и учителя.
       Я тогда была на должности секретаря-машинистки и исполняла обязанности кадровика.
       Одета я была, стыдно вспомнить, плохо. Сшила себе платье сатиновое, кремовое из наматрасника, связала крючком из белых катушечных ниток воротничок и пришила его к платью.
       Обуви не было никакой. Моя сестра сшила мне тапочки из толстого сукна, вот и вся обувь. Пиджачок себе сшила из старья.
       И в такой одежде и обуви ходила на работу, пешком по шоссе, от дома у монастыря до Чеховки, несколько километров.
       А тут и осень подошла. Стало холодно и вдруг крутой посыпал снег. Дрожа от холода, почти бегом, бегала на работу и обратно.
Машин по шоссе ходило мало, автобусов еще не было.
       Сижу, работаю в своем кабинете, раздается телефонный звонок. Я поднимаю трубку.
-Зайдите ко мне, -пригласил меня директор.
       Первым директором был Василий Денисович Бунчук, майор.
Я вошла к нему, держа в руках блокнот и ручку. И встала перед ним.
       Он смотрит на меня внимательно, оглядел с ног до головы. Я в смущении, не пойму, в чем дело.
-У Вас другая одежда и обувь есть?- спросил он меня. Мне доложили, что Вы в такую холодную погоду ходите в тапочках и платьице.
Я ответила:
- У меня больше ничего нет. Фашисты сожгли вместе с домом все имущество. А купить не на что.
       Василий Денисович усадил меня на стул, а сам по телефону вызвал старшую сестру-хозяйку. Вскоре пришла Федосья Петровна, поздоровалась с нами, мне улыбнулась и сказала:
-Слушаю Вас, Василий Денисович.
-Вы оформили приходные документы на товар, что прибыл к нам из-за границы?- спросил директор.
-Заканчиваю,-ответила сестра-хозяйка.
-А список Вам передали, кому будете выдавать подарки?- спросил он.
-Да.
-А секретарь в списке есть?
-Есть,- ответила Федосья Петровна.
-Мы наметили выдачу подарков к Новому году, кажется?- опять спросил директор.
Сестра-хозяйка утвердительно кивнула головой.
-Нельзя-ли, Федосья Петровна, секретарю нашему выдать подарок сейчас, а не к Новому году? Понимаете, ей сейчас не в чем ходить.
-Можно, только дайте мне писменное разрешение,- попросила сестра-хозяйка.
       Тут же Василий Денисович написал ей записку:"Оденьте и обуйте нашего секретаря".
Федосья Петровна повела в кладовое помещение. Она сама подбирала и вручала мне: туфли осенние коричневые, туфли модельные на высоком каблуке, лак с замшей. Далее подала отрез черной материи в рубчик со словами:
-Это сошьешь себе костюм,- а другой отрез, темно-синий драп, вручила со словами,-А это на пальто.- И последний сверток с белым шелком дала, как она сказала, на блузку.
       Я расписалась в получении.
-А деньги за все заплатишь в бухгалтерии, это очень дешево. За все не более 50 рублей.
       Я, счастливая, взяла свертки и пошла в свой кабинет. Потом вошла снова в кабинет директора, поблагодарила его с радостными слезами. Он улыбнулся и сказал:
-Я рад, что Ваши глаза счастливы.-
Вскоре я все пошила и на работе выглядела модной.
       В школьном интернате зарплата была тоже мизерная, но там меня кормили в столовой за небольшую плату.
И жизнь моя кое-как стала улучшаться. За хорошую работу местком в 1950г выделил бесплатно путевку в санаторий.
       Вскоре нашего полковника перевели в воинскую часть, а вместо него появился новый директор Степан Николаевич Рыжов.
Вспыльчивый был человек, но быстро отходчив. Он меня не обижал. Иногда выдавал к праздникам премии.
       В семидесятые годы я с членами литобъединения"Истринские зори" выехала на выступление перед отдыхающими санатория Истра (Я в 1964г из санатория перешла во ФВНИИЭМ) со своими произведениями.
       Когда после прочтения своего рассказа и трех стихотворений, я сошла в зал, ко мне тут же подошел и обнял за плечи Василий Денисович Бунчук.
Я его, конечно, сразу узнала и он, усадив рядом с собой стал расспрашивать меня о моей жизни, семье.
Кое-что рассказал и о себе.
       Он вышел в отставку и приехал в санаторий на отдых. Признался, что тоже пишет стихи.
       Я взяла его за руку, познакомила с Екатериной Холиной, нашей руководительницей Истринской поэтессой.
       И она Бунчука тоже попросила выступить со своими произведениями.
       Василий Денисович прочитал со сцены два своих стихотворения, одно про войну другое о труженниках тыла. Со сцены его провожали громкими аплодисментами.
       Так неожиданно случилась моя встреча с первым директором майором Василием Денисовичем Бунчуком, которого я помню до сих пор и благодарна за его отзывчивость и помощь.
       Мне кажется, что в своей жизни я встречала больше хороших, чем плохих людей. Видимо везло.