2. Заточение тела Пушкина в Монастырь

Анатолий Штаркман
2. Заточение тела Пушкина в монастырь.

(По детективной повести Анатолия Штаркмана «Дневник могилы Пушкина»)

В. А. Жуковский императору Николаю Павловичу: «Вот мысль, которую осмеливаюсь представить на благоусмотрение В. И. В-а. Пушкин всегда говорил, что желал бы быть погребённым в той деревне, где жил, если не ошибаюсь, во младенчестве, где гробы его предков и где недавно похоронили его мать…».* Имение Михайловское в письме Жуковского не упоминается, что касается «жития во младенчестве», то Жуковский действительно ошибался: в младенческие годы Александр Пушкин жил в Немецкой слободе за стеной своеобразного подмосковного гетто; оно перестало существовать только после пожара 1812 года.
Из воспоминаний поэта и критика С. П. Шевырёва (1804-1864) по просьбе биографа Анненкова в 1850-1851 годах о семье поэта: «Пушкины постоянно жили в Москве, но на лето уезжали в деревню Захарьино, верстах в сорока от Москвы…. Деревня эта не имеет церкви, и жители ходят в село Вяземы (кн. Голицына) в двух верстах; здесь положен брат Пушкина, родившийся 1802 года, умерший в 1807».**
В 1851 году журнал «Москвитянин» опубликовал рассказ поэта Н. В. Берга о беседе А. С. Пушкина с дочерью Арины Родионовны Марией, утверждавшей, что Осип Абрамович похоронен в селе Вяземах в ограде церкви.*** Это противоречит «Началу автобиографии» Пушкина, написанной якобы им самим: «Они (пр. авт: Иосифа Абрамовича Ганнибал и его супруга) покоятся
--------------------------
*П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М. 1987. т.1 с.245. Записка Жуковского.
**Пушкин в воспоминаниях современников. Акад. проект. С. П. 1998. С. П. Шевырёв. т.2. с. 44 В середине 19 века, когда писались мемуары Шевырёва, «Немецкая слобода» слилась с Москвой. Однако во времена конца 18, начала 19 века в Немецкой слободе селились семьи согласно разрешению властей, и которым было запрещено жить в Москве по религиозным или национальным признакам.
***Пушкин в воспоминаниях современников. Акад. проект. С. П. 1998.Н. В. Берг. т.1. с. 39

друг подле друга в Святогорском монастыре». Получается, или поэт Берг вводит журнал «Москвитянин» и соответственно читателей в заблуждение, или…. Оказывается, журнал «Сын отечества» в 1840 году опубликовал «Отрывок из записок А. С. Пушкина». Сегодня эти записки принято называть «Началом автобиографии». Отец поэта Сергей Львович в 7-ом номере журнала «Отечественные записки» категорически возразил против неверной публикации от имени сына.* До сегодняшнего дня никто не видел пушкинского оригинала ни «записок…», ни «начала…». Нужно было как-то оправдать решение царя о выборе места захоронения, вот и появились «печатные утки», живущие до сегодняшнего дня.
 
«Мы насилу довели его до смерти Христианской…» - так думал и говорил царь, когда получил извещение о христианском причастии Пушкина перед смертью.** Но когда ему донесли, что жена облачила тело по желанию покойного мужа в чёрную одежду (вспомните «чёрный Кишинёв – религиозная одежда евреев города), царь понял, что Пушкин остался верен себе, ни о каком крещении не могло быть и речи. Приглашённый поп – это всего лишь сделка умирающего поэта с ним, с царём, во имя благополучия
-------------------------
*Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. «Правда». М. 1987 т.1 с.63
**П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М. 1987. т.1 с.189. Записка Жуковского.

семьи, пощёчина ему, царю, и его, царским, устоям. Поэтому царь отменяет отпевание тела в Исаакиевском соборе; под покровом ночи жандармы выносят тело поэта в Конюшённую церковь - название говорит само за себя. Разгневанный царь срочно ищет место для захоронения непослушного поэта и принимает решение спрятать его тело подальше от людских, глаз, вернуть в ссылку навечно, но не в Михайловское, а ещё глубже, в монастырь тело заточить, способ, широко применяемый королями и царями в расправе с неугодными. Россия должна была забыть настоящего Пушкина. По велению царя кабинет поэта опечатывают через три четверти часа после кончины, «крамольное» уничтожается. «Крамольное» - это то, что не подходило царскому двору.
Под строгим секретом готовится операция по перевозке и захоронения тела. Царь назначает Тургенева А. И., известного левыми взглядами и дружбой с Пушкиным, сопровождающим в последний путь тело поэта. Выбор сделан не случайно. Родной брат Тургенева был декабристом, эмигрировал из России в 1824 году и приговорён заочно к смертной казни; оставшийся в России был, хотя и на свободе, но на правах пленника. Тургенев был выбран для внешней пристойности, выражаясь образно, Тургенев – фиговый листок насилия царя. Жуковский сообщает ему о выборе царском, и вместе они, Жуковский и Тургенев, обсуждают «прекрасный поступок Государя в отношении к Пушкину».* Второго февраля Тургенев ещё не знал, куда он едет. В ночь с третьего на четвёртое февраля траурная кавалькада двинулась в сторону Пскова. Впереди - жандармский капитан, за ним - на
------------------------
*П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М. 1987. т.1 с.307-341. Из дневника Тургенева.

отдельных санях заколоченный в просмоленный ящик гроб с телом, с сопровождающим дядькой Никитой, последним – Тургенев в кибитке. Царь не доверял ни жандармскому капитану, ни Тургеневу и послал впереди них Действительного Статского Советника Яхонтова с письмом и указаниями. В сопроводительных документах Тургенева Святогорский монастырь не упоминался. Только проехав Псков Тургенев получил от архиерея предписание архимандриту в Святогорском монастыре.

«Опочецкого уезда Святогорского монастыря архимадриту Геннадию.
Ордер
Его сиятельство г-н Синодальный Обер-Прокурор Николай Александрович Протасов сообщает мне, что по просьбе вдовы скончавшегося в С.-Петербурге, 29 минувшего генваря в звании камер-юнкера двора Его Императорского Величества Александра Сергеевича Пушкина, разрешено перевезти тело его Псковской губернии Опочецкого уезда в монастырь Святой Горы для предания там земле, согласно желанию покойного.
С сим вместе г-н гражданский губернатор извещает меня о сем предмете присовокупляя Высочайшую Государя Императора волю, чтобы при сем случае не было никакого особенного изъявления, никакой встречи, словом никакой церемонии кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворян. Также его превосходительство уведомляет меня, что отпевание тела совершено уже в С.-Петербурге. Предание тела покойного г-на Пушкина в Святогорском монастыре предписываю исполнить согласно воле Его Императорского Величества Государя Императора.
Подлинный подписал Нафанаил архиепископ Псковский».*

В ордере нет ни слова о семейном кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

Религиозное руководство монастыря помнило Александра Сергеевича ещё со ссыльных времён, знало, что он носит ермолку, что не жалует церковь и смеётся над её служителями, не забыло, как он заказывал в монастыре панихиду по «боярине Георгии» (Байрон) – инокам «и в ум не приходило, что они молятся за упокой души человека, не особенно-то их долюбливавшего».*
Монастырь существовал со времён Ивана Грозного (с 1569 года). Хотя он и имел монастырское кладбище, но на его территории, согласно переписи, оно не значилось.* Поэтому место было выбрано бросовое со стороны чёрной двери Успенского собора, место сливное из водосточных труб: добраться туда по обрыву трудновато, и нога человеческая бывает по крайней необходимости. Чего греха таить, иногда и отбросы выбрасывали через эту дверь.
Из дневника Тургенева. «Осипова послала, по моей просьбе, мужиков рыть могилу; вскоре и мы туда поехали с жандармом; зашли к архимандриту; он дал мне описание монастыря; рыли могилу; между тем я осмотрел, хотя и ночью, церковь, ограду, здания. Условились приехать на другой день и возвратились в Тригорское».
-------------------------
*Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь псковской епархии. «Одигитрия» 2003. с. 80,140, 148

«Пушкина хоронили ранним утром 6 февраля, когда ещё не рассвело, «часу в 7-м утра». Зима стояла суровая, «земля вся промёрзла, - ломом пробивали лёд, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом», - вспоминает дочь Осиповой Мария Ивановна, в 1837 году ей было 16 лет.

Не упоминает Тургенев в дневнике, который вёл очень скрупулёзно, родовое кладбище Ганнибалов-Пушкиных на территории монастыря, как и не упоминает его Мария Ивановна, сопровождающая Тургенева в Михайловское, не упоминают потому, что кладбища такого там не было.

Рапорт Островского исправника Бородина Псковскому губернатору 9 февраля 1837 г. за №3.
       Секретно
«Во исполнения предписания Вашего превосходительства от 4 сего февраля за №557 донести чести имею, что тело умершего в С.-Петербурге камер-юнкера Александра Пушкина через сей уезд 5 числа и 6-го по утру, весьма рано командированным мною состоящим при занятии делами в земском суде, поручиком Филиповичем препровождено в Опочецкий уезд, в находившийся близ имения отца покойного Пушкина Святогорский монастырь и предано по обряду христианскому земле.
Подписал: земский исправник Бородин».

Через десять дней после похорон на балу во французском посольстве царь демонстративно отблагодарил Тургенева за точное выполнение поручения, пообещал дать разрешение на издание его произведений и разрешил выезд за границу к брату.

Весной 1837 года снег стаял, ящик с гробом Пушкина обнажился, и никому не было до этого дела, кроме владелицы Тригорского Осиповой Прасковьи Александровны, одной из образованнейших женщин России. О дружбе и родственных связях между Прасковьей Александровной и Александром Сергеевичем написаны книги и книги. Пожалуй, не было среди друзей Пушкина более верного и понимающего его человека, чем Осипова. Смерть Пушкина она восприняла, как убийство, а место захоронения, как наказание.

Пушкин Осиповой.
«В Болдинском уединении получил я сразу, сударыня, два ваших письма. Надобно быть совершенно одиноким, как я в настоящее время, чтобы вполне суметь оценить дружеский голос и несколько строк, начертанных кем-либо из тех, кого мы любим».*
«Ваше молчание, дорогая и добрая Прасковья Александровна, начинало меня уже тревожить…. …Я хочу только одного – иметь собственную земельку в вашем соседстве».*
«От всего сердца благодарю вас, дорогая, добрая и уважаемая Прасковья Александровна».*
«Поверьте мне, дорогая madame Осипова: жизнь хотя и «приятная привычка», но имеет в себе горечь, делающую её под конец отвратительною. Свет – это гадкая лужа грязи. Мне мило только Тригорское. Приветствую вас от всего сердца».*
Весной 1837 года Осипова исполнила душевный долг, завещанный ей от Бога и от Пушкина. Внешне она благоустроила могилу, выложила камнем ложе для гроба, но… просмоленный ящик, в котором он, гроб, находился, исчез. Ящик был громоздкий, его нужно было оттянуть от могилы к дороге, деревья мешали, погрузить и куда-то отвезти. Люди, конечно, всё это видели, так родились слухи о перезахоронении Пушкина, что «гроб Пушкина начальство хотело вовсе вытащить и отвезти в Москву».** Только в двадцатом веке, прозрачным намёком в опубликованных случайно сохранившихся мемуарах друзей поэта, стало ясно, что нет дыма без огня. К этому времени все носители тайны захоронения Пушкина ушли в иной мир.
----------------------------
*Любовный быт пушкинской эпохи. М. 1999. М. И. Семевский. Прогулка в Тригорское. с.64.67.73.76
**Семён Гейченко. Пушкиногорье. М. 1981. с. 222

В 1838 году П. А. Плетнев, один из самых близких друзей Пушкина посетил его могилу и описал место погребения: «За церковью перед алтарём представляется площадка шагов в 25 по одному направлению и около десяти по другому. Она похожа на крутой обрыв. Вокруг этого места растут старые липы и другие деревья, закрывая собою вид на окрестности. Перед жертвеником есть небольшая насыпь земли, возвышающаяся над уровнем с четверть аршина. Она укладена дёрном. Посредине водружён чёрный крест, на котором из белых букв складывается имя: Пушкин».* Авторы пушкини- аны А.Д. Гадалин и М. Р. Иванова осторожно относятся к утверждению Плетнёва о наличии надписи «Пушкин» на могиле, применяя слова «вероятно», «не исключено». Выражение «перед алтарём» придаёт месту религиозный оттенок и ассоциируется с образом Христа Спасителя, с сиянием золотым и серебряным. Место могилы Пушкина никакого отношения к церковному алтарю не имеет. 25 шагов – вдоль церковных стен, 10 шагов – по обрыву до забора, за которым сразу же дорога. Так хоронили безыменных бродяг, рядом с дорогой и крестик, и тот на могиле Пушкина под вопросом.

В описании Плетнёва нет ни единого слова о захоронении матери поэта и о семейном кладбище Ганнибалов-Пушкиных возле могилы Пушкина.

В 1936 году К. Паустовский побывал в Святых горах и написал очерк «Михайловские рощи».** «В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. Вокруг монастыря посёлок – Пушкинские Горы.
Посёлок завален сеном. По громадным булыжникам день и ночь грохочут телеги: свозят в Пушкинские Горы сухое сено. От лабазов и лавок несёт рогожами, копчёной рыбой и дешёвым ситцем. Ситец пахнет, как столярный клей.... Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, - это всё. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни».
-----------------------------
*Михайловская пушкиниана. Выпуск 27. М. 2003 с.90. Ссылка на Плетнёва П. А. Современник. 1838 г.
**К. Паустовский. Собрание сочинений. М.1970. «Михайловские рощи» т.8. с.229

       (Продолжение следует)