Ритмы и циклы

Болеслав Вольтер
 «Преданiе гласитъ, что соответствiе времен бiенiй пульса съ колебанiями ерковной лампады внушило Галилею первые мысли о законахъ маятника и действiя тяжести на тела: а оттуда, как всъ мы знаем,начались: новое направленiе въ возрожденiи наукъ и расцветъ опытнаго естествознанiия...»
     Д. М е н д е л ъ е в ъ. Из доклада на Х Съезде
     Русских Естествоиспытателей в Киеве, 1898г.

ПОД ГОВОР ВОЛН
   Думается, для каждого, живущего далеко от моря, редкие встречи с ним всегда событие, незабываемое зрелище. Вот это сказочное синее чудо! Радостным озарением наполняется душа, когда видишь, как оно лениво плещется у твоих ног, или буйствует ретиво средь прибрежных валунов. Морской прибой - очарование. Волна спешит ко мне, вздымая вал, приближаясь, закипает, пенится, урчит, гудит и, с размаха ударяясь о камни, приземляется, затихает и покорно возвращается обратно. А ей навстречу спешит другая волна, и все повторяется снова и снова. И нельзя оторвать взор от ритмической стихии, от вечного движения. Под "говор волн", размышляю, вспоминаю:
               Дума за думой, волна за волной -
               Два проявленья стихии одной:
               В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
               Здесь - в заключении, там - на просторе, -
               Тот же все вечный прибой и отбой,
               Тот же все призрак тревожно - пустой.
                 Ф е д о р  Т ю т ч е в, "Волна и дума".
 
  Жизнь - тоже море, тоже волны. Все живое живет ритмами. Сам человек - клубок биоритмов. Дыхание, пищеварение, кровообращение и даже мыслительная деятельность, все основано на ритмических принципах, на "волнах жизни". Музыка, поэзия и даже живопись исповедуют ритмические идеалы. Французский художник Робер Делоне, основатель школы орфизма, говорил: "Единственное, во что я верю, так это в ритм. Ритм - это движение". РИТМ образует лексический ряд с категориями СИММЕТРИЯ, ГАРМОНИЯ, ПРЕКРАСНОЕ.
+ + +
       Техногенная цивилизация ХХ века - это царство колебаний и волн, механических, гидравлических, акустических, электрических, химических, экономических, социальных и т.д., и т.п. Все течет, все повторяется, все возвращается... Или почти все. Технические устройства и сооружения, от простейших старинных ходиков до сложнейших современных машин, процессов, производств буквально нашпигованы ритмами и циклами. Остановите колебания и волны и ваш телевизор погаснет, телефон замолчит, даже холодильник разморозится.

       Процессы в обществе тоже волнообразны и коловратны. Экономические циклы - объективная реальность. Многие экономисты изучали такие явления. Классикой стали "Кондратьевские циклы" в экономической науке. Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1944), сын костромского крестьянина, эсер по убеждения, он был в составе Временного правительства, потом директорствовал в советском научном институте, преподавал. Его жизнь оборвалась в 46 лет в застенках Гулага. Великие озарения и такие же заблуждения посещали его в то время, когда, казалось, нужно было думать только о самом насущном - о жизни. Это он на основе теории "больших циклов" предсказал "великую депрессию" 1929г., и не смог предвидеть великую деспотию административной системы большевиков. Из теоретических посылок Кондратьев делает весьма важный вывод: "...социальные потрясения включаются в ритмический процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой их проявления."  Таким образом, циклы Кондратьева, политические маятники и социальные катаклизмы объединяются в сложнейшую систему взаимосвязанных явлений.

ПУЛЬС ВСЕЛЕННОЙ
       Циклы и ритмы распространены и за пределами нашей планеты. Солнце, обеспечивающее нас теплом и светом, проявляет циклическую активность. Среди звезд, населяющих небо, есть пульсирующие светила, - цефеиды, для которых характерно ритмическое изменение их блеска. Черные дыры и те пульсируют. И это ВСЕ еще не ВСЕ. Даже там, где нет ничего, есть ритмы. В пустоте, в вакууме обитают так называемые "вторичные колебания" - пульсации электромагнитного поля и поля тяготения. Александр Чижевский,- "Леонардо двадцатого века", осознав всеобщую ритмичность бытия, не удержался и воскликнул:
       - Вокруг трепещет пульс вселенной!
+ + +
    Вселенские ритмы изучал академик А.Д.Сахаров в горьковской ссылке. Его интриговал теоретический парадокс. С одной стороны, решения уравнений расширяющейся Вселенной, допускают периодичность сжатия и расширения Мира, а с другой, второй закон термодинамики запрещает это в изолированной системе, каковой является наша матушка Вселенная. В 1980 году Андрей Дмитриевич предлагает разрешение парадокса путем "поворота стрелы времени". Если сначала Вселенная расширяется в обычном нашем времени, то потом, время меняет знак, и ее бытие протекает в обратном направлении, происходит сжатие Вселенной. "Поворот стрелы времени, - писал Сахаров, - снимает парадокс обратимости - в картине мира в целом восстанавливается равноправие двух направлений времени, присущее уравнениям движения".
     Оставим космические проблемы и вернемся на нашу грешную Землю.

"МИР-МАЯТНИК"
  Так назвал свою книгу Д.М.Панин (1911-1987). Впервые она вышла в свет в 1974 году на французском языке в Монте-Карло. Первая глава этой книги имеет такое название: "Люди доброй воли могут не дать остановиться миру-маятнику". Эта добрая, интересная, но трудная книга выстрадана автором, прошедшим испытание Гулагом, шестнадцатью годами тюрем, лагерей, ссылки. Помните "В круге первом" А.И.Солженицына? Помните Сологдина? Так его прообразом был Дмитрий Панин. Вместе с Солженицыным и Копелевым он отбывал срок в шарашке.
+ + +
       Мне Панин близок не только тем, что он прошел страшными дорогами и моего отца. Такой участи я избежал, но мой творческий путь все же пересекся с его. По образованию Д.М. был инженером моего профиля. Он закончил МИХМ (Московский институт химического машиностроения) и в 1940 году собирался защищать кандидатскую диссертацию. Я читал его аспирантские труды 30-х годов и удивлялся насколько они современны. Арест по навету прервал его научную работу. Двадцать лет спустя в этом же институте я защитился и как раз по той специальности, по которой работал Панин. Я защитился, а он нет, ему не дали такой возможности.
       Дмитрий Михайлович Панин уехав в заграничье, стал писателем, философом, мыслителем большого масштаба. Его пример, еще раз подтверждает мой тезис - стать знаменитым в России можно только за рубежом.

ДОКТРИНА ЦИКЛОВ
       В циклических процессах присутствует некая общая концепция. Аргентинский поэт, писатель и мыслитель Хорхе Борхес назвал ее "Доктриной циклов", в основу которой положил рожденную в Древней Греции идею Вечного возвращения, усыновленную Фридрихом Ницше и воспетую устами Заратустры. Все, что повторяется, мы считаем, ходит по кругу, поэтому обязательно возвращается в исходное положение. Библейскую мудрость "Все возвращается на круги своя" два тысячелетия твердит весь мир.
       Говорят, Книга Природы написана языком математики. В циклических процессах математическая подоплека чувствуется особенно внятно. С тех пор, как Галилей заметил совпадение биений пульса с колебаниями церковной лампады, а Ньютон и Лейбниц открыли дифференциальное исчисление, наука многое прочитала в Книге природы.
 
       Великий француз - математик, физик, мыслитель, Анри Пуанкаре в конце 19-го века показал, что периодические решения дифференциальных уравнений имеют геометрический эквивалент в виде замкнутой изолированной кривой, названной ПРЕДЕЛЬНЫМ ЦИКЛОМ. Молодой русский ученый, аспирант МГУ Александр Андронов в 1928г. увидел в циклах Пуанкаре реальные самовозникающие и самовоспроизводящиеся колебания, названные АВТОКОЛЕБАНИЯМИ. Вместе с коллегами Андронов создал теорию колебаний, которую вполне можно считать современной доктриной циклов. "Круги своя" получили строгое математическое обоснование. В познании ритмичности бытия наступил новый математический этап.

СИМФОНИЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ МИР
Во всем ритмическом есть "двойная мысль": математически красивая повторяемость и поэтически-романтическая загадочность. Колебания и волны по своим внешним проявлениям кажутся очень простыми. Но их математическое изучение показывает, что внешняя простота есть следствие сложных взаимодействий различных составляющих функционирующей системы - "нет ничего сложнее простоты". Только система способна генерировать ритмы, колебания и волны. Механический маятник своей массой взаимодействует с притяжением Земли. Его инерция и вес вместе с гравитацией образуют систему, обеспечивающую колебания. Волна включает в свою систему, кроме ветра и силы тяжести, гравитацию Луны, Солнца и прибрежный рельеф морского дна. Все это должно учитывать в математической модели.
+ + +
       В математике все строго, все от ума, но, увы, не от души. Поэт серебряного века Дмитрий Садовников (мало известный автор хорошо известной песни о Стеньки Разине) не любил математику за ее бессердечность. Я ее люблю. Со школьной скамьи и до нынешних седин трепетно, благоговейно отношусь к Царице наук и пытаюсь применять аргументы ее абстрактного мышления в своей научной работе, но ... я согласен с Садовниковым, что математика строга и формально красива, но бессердечна. Поэтому она не может быть единственным языком описания бытия. Многое в природе можно объяснить только поэтически.
            "Поэзия - это тонкое прекрасное объяснение мира...
             Эта симфония, объединяющая мир, который нас окружает,
             С миром, который нас посещает".
                П о л ь  В а л е р и
 
      Вторая часть "двойной мысли" - романтическая загадочность ритмических явлений, их магическая притягательность, "духовная гравитация". Объяснить ее не может ни внешняя простота, ни внутренняя сложность, ни математическая строгость. Человеческую душу завораживает некая поэтическая трансцендентность - "гармонии таинственную власть". Всеобщая ритмичность бытия. Сопричастность к циклам мироздания. МИРОСЛУШАНИЕ.
          "Раскрыв глаза гляжу на яркий свет,
           И слышу сердца ровное биенье,
           И слышу строк размеренное пенье,
           И мыслимую музыку планет.
           Все ритм и бег. Бесцельное стремление!
           Но страшен миг, когда стремленья нет".
                  И в а н  Б у н и н, "Ритм".

ХИМИЧЕСКИЕ МАЯТНИКИ
Наше эссе будет неполным, если "пройти молчанием" мимо химических ритмов. Энтузиасты химики почти две сотни лет изучали химические реакции, которые проявляли склонность к ритмическому ходу превращения, а ученые тугодумы в академических мантиях твердили: "Нет! Не может этого быть! Потому что это противоречит законам природы". Заявить, что законы всемирного тяготения открыты советскими учеными раньше Ньютона – это, пожалуйста, а вот признать открытие своего коллеги - это НИ-НИ. Но вот вопреки такому мнению появилась реакция Белоусова, которая превратила химическую колбу в многоцветный мерцающий маяк. На этот раз ученый мир проснулся и, вроде бы, прозрел. Химические колебания получили легитимность. Все закричали "ЭВРИКА!" и напрочь забыли все, что было до того, до Белоусова. "Да погибнут те, кто раньше нас сказал, что говорим мы". Все это было, было! Подробнее о такой драме ХХ века можно прочитать в нашей статье (см.Знание- Сила, N4, 1988 или в Интернете www.cniica.ru/nauka4.html),

ЗНАНИЯ И СКОРБЬ
Слова великого русского химика, взятые нами в качестве эпиграфа, были произнесены сто десять лет назад. Читая сегодня его доклад "Колебания весов", я испытываю двойное чувство: досады и восхищения. Ну, почему Д.И.Менделеев, всемирно известный химик, делал доклад, посвященный механическим весам? Ему бы взяться за химические маятники, ведь в его время они уже были известны, но мало изучены, а он с чисто экспериментально-химическим подходом терзает примитивные механические весы. Досадно, но что поделаешь. Истина всегда единственна, но у каждого своя. На Руси давно появилась привычка иногда заниматься не своим делом. А по форме доклад выполнен блестяще. И заканчивается он такими словами: "Колебания весов, как и маятников, производятся тяжестью и инерцией. Да принесет близкий уже новый век новое расширение познаний о таинстве этих первообразов вечных сил природы..."
 
       "Близкий новый век" (ХХ век) уже свершился и можно подводить его итоги. Увы, на память приходит невеселая мысль: "УМНОЖАЯ ЗНАНИЯ, УВЕЛИЧИВАЕШЬ СКОРБЬ" (Екклезиаст). Трудную задачу - связать воедино Знания, Мудрость и Нравственность - наука ХХ века так и не решила. Что ж, поверим, это будет сделано в ХХ1 веке.