К юбилею Высоцкого

Генрих Блажеев
Высоцкий

Я хочу описать не самого Высоцкого, я его видел один раз, и то это было давно в спектакле Добрый человек из Сезуана, но это было так давно, да и место было очень неудобным, что я ничего не запомнил. Ощущение его присутствия в моей жизни началось много позже. Вначале, конечно, был Булат Окуджава, с его мальчиками из Арбата. Удивительно задушевный голос бывшего фронтовика, и его внешность, увиденная мною в фильме Последний троллейбус, привлекало, нас молодежь к нему. Мы собирали его песни на кассету магнитофона и слушали часами. Потом появился Галич А.А., его смешные песни под простые мелодии веселили нас, и мы частенько повторяли его слова. Она по проволоке ходила, качала белою рукой. Истопник сказал, что “Столичная” очень хороша от стронция. А из зала мне кричат, давай подробности, и так далее, и тому подобное.
Неожиданно на наши магнитофоны ворвался неистовый хриплый голос незнакомого барда. Вначале это были в основном блатные песни, но даже они задевали за живое, потом появились его песни с различным содержанием, нас пленяли его песни о войне, его шуточные песни, например “Мой сосед объездил весь Союз, что-то ищет, а чего не видно”. Когда мы выпивали, а деньги достать было невозможно, мы тут же вспоминали эту песню. Так как мы не знали кто он такой, то слухи ходили различные, он бывший уголовник, военный, алкаш, что он сидел в лагерях, как политический. У каждого, у кого был магнитофон, обязательно была кассета с его песнями. Мы менялись его записями друг с другом. Его песни становились все профессиональнее, и лиричнее, достать билеты на его концерты было невозможно. Да тут еще вмешалась пресса. Я даже помню одну статью в Комсомольской правде, у Высоцкого была одна песня о подводной лодке, и там лирический герой мечтал лечь на дно. В этой разгромной статье о песенном творчестве Высоцкого, была какая-то непонятная нам ненависть, и хрипит он, и большинство песен о пьяницах, и. наконец, что значит лечь на дно в нашей Советской действительности.
Наконец, мы увидели Высоцкого вначале в небольших ролях в нескольких кинофильмах, а потом в фильме “Вертикаль” с его изумительными песнями, мы, наконец, увидели самого актера, поющего их на гитаре, и полюбили его. В то же время, в прессе открылась травля на поэта, самая настоящая охота на волков, и, один волк, поступив не по правилам, перепрыгнул красные флажки, это он о себе. Он не стал кумиром нас простых его слушателей, он стал нашим проводником что ли, в другую Россию, свободную и трудную, но счастливую. Его жизнь и его песни точно показывали нам путь к этой новой жизни, и, наконец, его роль Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя”, неожиданно раскрыло нам и другую сторону его дарования, это растрата своих душевных сил без меры и сожаления.
Конечно, мы как простые обыватели не понимали этого душевного, как сейчас говорят, стриптиза. Мы считали, что так жить нельзя, отдавать всю свою душевную силу, всю свою нервную энергию, за один раз в какой-нибудь роли в кино или театре, и особенно в песне.
Мы гордились им, когда он женился на француженке Марине Владе, колдунье, как нам казалось, не только в кино, но и в жизни. Она околдовала нашего любимого барда и актера, и никто этому не удивился, она же колдунья. И только теперь, когда она сама рассказала о любви ее к Высоцкому, о ее терпение, и ее страданиях, когда она видела гибель своего любимого, о попытке знаменитой женщине помочь своему мужу, я понял, что она истинная Русская женщина, с Русской душой Марина Владимирова. Высоцкий не мог, так растрачивая свои силы не пить алкоголь, который, как ему казалось, снимал его нервное напряжение. Я не знаю возможно ли было спасти его от пагубной страсти, которой он отдавался, как и во всем, не жалея себя. По моему мнению, это возможно было только, если не давать ему не слышать, не видеть, не играть и не любить.
Время от времени к нам на землю приходят такие личности, как он, что бы пробуждать в нас совесть, и не давать нам жалеть себя, если мы живем. Я, как обыватель могу сказать о нем словами Пушкина о другом великом композиторе и человеке Моцарте,

       Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

Интересно вы согласны с поэтом?

Б.Г.