Часть 5-я

Валентин Грудев
Мы рассчитываем перехитрить Судьбу, и при этом умеем считать самое большее ходов на двадцать-тридцать, это лучшие из нас, — большинство же хитрецов и на два-три хода вперёд не видят. А Господь Бог знает, как закончится наша партия.

* * *

Русские, похоже, становятся самым невоинственным народом Европы. Наподобие итальянцев, отдалённых потомков некогда воинственных римлян.

* * *

Холодный расчёт и пылкая страсть одинаково ведут к катастрофе. Холодный расчёт — верный просчёт, пылкая страсть — что за напасть! Разумное сердце, сердечный разум — дай Бог такое сочетание каждому.

* * *

Будущего не было у наших отцов и дедов, не было его у нас и наших детей. Его нет у нас и теперь, но оно забрезжило уже для наших детей и есть у наших внуков, а поэтому и у России появилось будущее.

* * *

Засилье немцев в «дореволюционной» России косвенно и анекдотично проявилось в том, что и английские Генри и французские Анри оказались перековерканы на привычный для немецкого слуха лад — Генрих.

* * *

Нация, как и личность, начинается с самоуважения.

* * *

Для гражданина долг первичен. У человека толпы, охломона — на первом месте себялюбие: своя рубашка ближе к телу; моя хата с краю, знать ничего не знаю; после меня потоп; умри ты сегодня, а я завтра, — вот афоризмы его житейской мудрости.

* * *

Интернационал-социализм (сиречь большевизм), делавший ставку на разделение нации и стравливание в гражданской войне одной её части с другой, именно в борьбе против наций и проиграл, т.к. нации оказались иммунны к принципу разделяй и властвуй. А бациллу интернационализма в себе или переварили и обезвредили, или уничтожили. Национализм оказался сильнее, одолел интернационализм. А в России большевизм взял верх, потому что в России не было и до сих пор нет нации.

* * *

Американская религиозная терпимость сродни дому терпимости. Терпимость эта — от безразличия, равнодушия, т.к. она экономически выгодна. Страна «золотого тельца», где богатство — мерило избранности и ума, где материальный успех и процветание — синонимы блаженства и спасения. Богатые и богатство угодны Богу — что может быть противнее учению Христа? Бог, мол, любит Америку. Бог ли?

* * *

Почему большевицкая практика заложничества была эффективной, а против них её нельзя было применить? Невозможно, и не по моральным соображениям, а в силу практической неисполнимости, в силу ничтожности, мизерности, мизерабельности самих носителей большевизма, их неразличимости с толпой. Бить по толпе совсем не то, что по выдающимся фигурам, по возвышающимся над толпою головам, неповторимым и памятным лицам и личностям — их всегда немного, можно достать, пересчитать и проредить, а то и вовсе под корень свести.

* * *

Советский соцреализм и американский дримреализм — одно назначение, одна цель, одна задача: пропаганда вместо искусства.

* * *

Свобода воли — это свобода нравственного выбора, на какую сторону, добра или зла, стать. А так судьба каждого человека жёстко задана: временем, местом, обстоятельствами рождения, характером, наследственностью, интеллектом, темпераментом, совестливостью (нравственными качествами), стартовыми возможностями, социальными, культурными и историческими условиями; иными словами, в бытии человека ещё до момента его появления на свет Божий столько однозначно заданных и объективно обусловленных параметров, что он с рождения и до самой смерти прочно привязан к траектории (порой весьма замысловатой) своей жизни, с которой ему ни за что не свернуть. Свободен же он только в душе, об этом всегда нужно помнить. Но траектория жизни будет проходить или по сторону добра, или по сторону зла. И в этом выборе мы свободны.

* * *

Гоняющейся за зайцем лисе некогда оторвать морду от следа, а орёл видит и зайца, и лису, и землю под собою и вдали, и облака, и солнце, и весь Мир Божий в первозданной его красе.

* * *

Стране, Родине плохо — и я неотлучно при ней. А хорошо ей стало, могу и отлучиться ненадолго — се патриотизм.

* * *

Не знаю и знать не желаю, но уверен, что чушь собачья, — вот обычная реакция большинства, когда предлагают познакомиться с чем-то новым, особенно если это новое опрокидывает привычные представления.

* * *

То, что не удалось Юлиану Отступнику, попытались осуществить большевики, введя атеистическое язычество и примиряя разведшие по разным углам человечество основные религии самым простым и надёжным способом — отменой их. Правда, с тем же успехом.

* * *

Ранняя взрослость прежних веков — в чисто физических навыках и умениях. И ещё в готовности рано умереть, настроенности на высокую вероятность ранней, преждевременной смерти. Это сейчас умудряются писать, соболезнуя, — на девяносто девятом году, в расцвете творческих сил, безвременно ушёл из жизни... Затянувшееся детство нынешних поколений — в длительности подготовки к душевной зрелости.

* * *

Греки усыновили христианство, которое, как ребёнка вместе с водой, выплеснули в языческий мир иудеи. И в этом их величайшая историческая
заслуга.

* * *

Главное, понять, почему так происходит, а не искать виноватых и не размышлять глубокомысленно, что делать. Познать самого себя. Найти своё дело и заняться наконец им. Понять, что мы ничего не знаем, и не мудрствовать лукаво. Жить по мере сил по Божьим заповедям и надеяться на лучшее. Может, тогда оно и наступит, это лучшее будущее.

* * *

Александр Зиновьев. Может быть, не самый глубокий ум России, но зато один из самых острых.

* * *

Зачем искать иголку в стогу сена? Проще пойти и купить новую.

* * *

Интернационалисты — любят чужое, холят, лелеют его, а своего чураются, своё держат в чёрном теле, презирают. (Пропадай Расея, даёшь Мировую Революцию, Коммунию, Сообщество цивилизованных народов, государств!) Чужое ли? Своего ли?

* * *

Классовый мир лучше классовой ссоры. (Зачем Марксу нужна была гражданская война? Чтобы пришла к власти «третья сила» и «володела»?)

* * *

Мы согласны и способны заметить достоинства ближнего только после того, как их громогласно признают другие. Да и то с оговорками.

* * *

Для нас Европа была светом в окошке, а мы для неё отхожим местом.

* * *

Пока мы пытались приспособить Запад под свои нужды, он приспособил нас под нужник.

* * *

Когда мы попробовали занять своё место в Европе, нам отвели его у параши.

* * *

Все наши хождения на Запад закончились для нас у разбитого корыта.

* * *

— Что, может, народ поменять? — А как же. Произвести обратный отбор — умных, добрых, богобоязненных, порядочных, совестливых, красивых, независимых, с чувством собственного достоинства — всех, кого большевики ненавидели и истребляли.

* * *

Прочитал: «Самый частый вопрос. Он звучит так: не понимаю, как труд мог создать человека. Не переживайте, этого не дано понимать никому, да и понимать тут нечего. Человека создал естественный отбор».
 
Вот так, ещё лучше: на место одной ахинеи громоздится другая. Старая песня непрошибаемого лапласовца. Человека создала какая-то необъяснимая и непонятная хреновина — всё что угодно, только не Бог!

* * *

Если это касается человека, то агрессивен слабак, а сильный отличается миролюбием и незлобивостью. Что зачастую вводит в заблуждение.

* * *

Учиться, учиться, учиться... Невежеству, невежеству, невежеству. Это и была истинная формула коммунистического «народного» образования.

* * *

Казачество было естественной демократической формой самоорганизации русского народа, а нам всё твердят о нашем «тысячелетнем рабстве».

* * *

Казаки, по словам Толстого, построили Россию. Но они же, позволив себе роскошь разделиться и передраться между собой, и проворонили её. Эти христиане забыли Христа, предвещавшего судьбу Дома, разделённого надвое. Но, возродившись сами, они могли бы помочь и возрождению России, тем самым как бы искупив историческую вину своих предков.

* * *

Сатирик-побирушка. Побирается по зрителям, которым льстит, чтобы оправдать их затраты на билеты.

Сатирик, который льстит, — постсоветская генерация сатириков. А чего тогда зритель ржёт в залах набитых; будь перед ним зеркало, завыл бы, небось, заскрежетал бы зубами.

* * *

Не стоит никого считать глупее себя, пока не убедишься в обратном.

* * *

Хлеб писателя — его несчастливо прожитая жизнь. Это та ткань, из которой он дёргает нити для своих холстов, ковров и узоров.

* * *

Все не могут переехать в Москву, смыться в Европу, отчалить в Америку. Значит, надо плюнуть на Москву, послать к чёрту Европу и к чёртовой бабушке Америку — и начинать со своего дома и своего сада: где родился, там и пригодился. И больше ты нигде не нужен, никто тебя нигде не ждёт и добра тебе особенно не желает.

* * *

Чтобы сохранить отношения с некоторыми людьми, нужно опуститься на четвереньки.

* * *

Кто выше, тот и пригибается; кто умнее, тот и подлаживается. А иначе не будет равенства в отношениях и самой их возможности. Кто сильнее, тот и уступает, чтобы уравнять силы, чтобы избежать конфликтов и выяснения отношений. Кто добрее, тот прощает. А мудрый тот, кто это понимает и поступает соответственно.

* * *

Ну и народ пошёл — всё пьют и всё отмечают. Пасху и Первомай, Новый год и Восьмое марта («международный женский день»), Седьмое ноября (годовщину «октябрьской революции») и Рождество, а также День торговли и Советской Армии (почему не Русской?), День города и День победы, родины, крестины, именины и вообще всё, что под руку подвернётся. Лишь бы наливали, лишь бы в глотку лилось.

* * *

Лирический реализм Тургенева, драматический реализм Толстого, органический реализм Пушкина, саркастический реализм Гоголя, психологический — Достоевского, импрессионистический — Чехова, босяцкий — Горького... Русская натура — натура реалиста, далёкого от реальности и пренебрегающего ею. Только в литературе русский человек счастлив и вполне совершенен. Неудавшаяся жизнь — лучший материал для литературы. Это в литературе мы реалисты, а в жизни — идеалисты, фантазёры, прожектёры, мечтатели. Царство Духа — наше царство.

* * *

Вместо Марксовой теории «классовой борьбы» мы имеем в действительности борьбу стран или наций, богатых против бедных, причём даже самые бедные представители богатой нации кровно заинтересованы в победе своей нации, своей страны, т.к. с её победой и они станут богаче (и им перепадёт с общего стола, и им подбросят из общего котла) или хотя бы не обеднеют. «Пролетарской» солидарности, «пролетарского» интернационализма отныне не существует, а есть неприкрытый национальный эгоизм и национальная солидарность богатых наций и национальная разобщённость и жестокая конкурентная грызня за благосклонность богатых — бедных.

* * *

Михаил Булгаков — это наш последний римлянин, как Боэций, последний осколок великой античной русской культуры, занесённый — и в конце концов раздавленный им — в советское средневековье.

* * *

Партию политических уголовников сменила у кормила власти партия уголовного мира.

* * *

Воскресение из мёртвых? — А почему бы и нет? Возник же механизм нашего появления на свет Божий, а почему бы и такому не появиться? Ведь если каждый из нас возникает однажды из ничего, из пустяка, из безделицы, из такого, что и сказать смешно или неприлично, то почему бы снова из чего-то иного или с помощью чего-то иного, более прочного, основательного и солидного нам не возродиться? А?

* * *

У нас время до сих пор ничего не стоит, его не на что с толком потратить, поэтому его и убивают. Вполне средневековое отношение ко времени — его не жалко тратить даже на ведение натурального хозяйства.

 * * *

«Мировая революция», «освободительные походы» Красной Армии — это те же крестовые походы, только в обратном направлении: с Востока на Запад. Воевали священную для марксистов страну — Германию, священный для них город — Берлин.

* * *

После того, как два «революционных» толчка развалили Российскую империю, большевицко-«революционно»-уголовный жаргон задавил-засорил русский язык, обиходный и печатно-площадно-публичный.

После крушения советского строя и с приходом к власти переходного режима ставленников криминальной буржуазии жаргон уголовщины опять звучит повсюду — навязчиво, нагло, неприкрыто — все эти тусовки, разборки, беспределы, наезды, крыши и т.п. — и неопровержимо свидетельствует, кто у нас сейчас правит бал. Язык их, враг их, выдаёт их с головой.

* * *

Оделись в косность, как в броню.

* * *

Начиная с Петра III, этого, по выражению его венценосной тётки, «чертушки», и особенно с Екатерины Великой, политика российских императоров была откровенно сначала пропрусской, а затем прогерманской и, как результат, антирусской, потому что Россия собственными руками, направляемыми немцами-императорами, сотворила злейшего своего врага, клеветника и ненавистника.

* * *

Истина — чтО есть смерть и чтО есть жизнь? Не умерев, не узнаешь, чтО есть жизнь.

* * *

Живя в Москве, ничего путного не напишешь —что толку в столичной суете?

* * *

Одним мягко стелят, а другим жёстко спать.

* * *

Для одних самое важное — получше устроиться в этой жизни, для других — подготовиться к той. Для одних жизнь — ресторан или кабак, для вторых — бедлам, для третьих — каторга, для четвёртых — спальный вагон, для пятых — просто ночлежка, притон или злачное место, для шестых — театр, варьете, оперетта, а для умных — школа, в которой учатся до самой смерти.

* * *

Тот, кто не пытается выйти за пределы своего чувственного опыта, ссылаясь при этом на данные современной науки, подобен древнему человеку, тоже опиравшемуся на свои представления и полагавшему Землю плоской и центром мироздания — ведь Солнце так очевидно перемещалось каждодневно по небосводу, а Земля так очевидно покоилась.

* * *

Видимое — обманчиво, невидимое — возможно. Мир не всегда такой, каким мы его видим. Для полноты и, главное, истинности картины нам всегда не хватает знания о большей его части. Мы обречены видеть только то, что нам показывают.

* * *

Нация вымирает, сокрушаются одни. Нация здоровеет, радуются другие. А на самом деле ни то, ни другое — нация формируется.

* * *

Народ — сброд. Каждый за себя: угольщики за себя, связисты за себя, столица за себя, а что будет с другими — наплевать.

* * *

Вышли мы все из народа — и поэтому хорошо знаем ему цену.