Мы рассчитываем перехитрить Судьбу, и при этом умеем считать самое большее ходов на двадцать-тридцать, это лучшие из нас, — большинство же хитрецов и на два-три хода вперёд не видят. А Господь Бог знает, как закончится наша партия.
* * *
Русские, похоже, становятся самым невоинственным народом Европы. Наподобие итальянцев, отдалённых потомков некогда воинственных римлян.
* * *
Холодный расчёт и пылкая страсть одинаково ведут к катастрофе. Холодный расчёт — верный просчёт, пылкая страсть — что за напасть! Разумное сердце, сердечный разум — дай Бог такое сочетание каждому.
* * *
Будущего не было у наших отцов и дедов, не было его у нас и наших детей. Его нет у нас и теперь, но оно забрезжило уже для наших детей и есть у наших внуков, а поэтому и у России появилось будущее.
* * *
Засилье немцев в «дореволюционной» России косвенно и анекдотично проявилось в том, что и английские Генри и французские Анри оказались перековерканы на привычный для немецкого слуха лад — Генрих.
* * *
Нация, как и личность, начинается с самоуважения.
* * *
Для гражданина долг первичен. У человека толпы, охломона — на первом месте себялюбие: своя рубашка ближе к телу; моя хата с краю, знать ничего не знаю; после меня потоп; умри ты сегодня, а я завтра, — вот афоризмы его житейской мудрости.
* * *
Интернационал-социализм (сиречь большевизм), делавший ставку на разделение нации и стравливание в гражданской войне одной её части с другой, именно в борьбе против наций и проиграл, т.к. нации оказались иммунны к принципу разделяй и властвуй. А бациллу интернационализма в себе или переварили и обезвредили, или уничтожили. Национализм оказался сильнее, одолел интернационализм. А в России большевизм взял верх, потому что в России не было и до сих пор нет нации.
* * *
Американская религиозная терпимость сродни дому терпимости. Терпимость эта — от безразличия, равнодушия, т.к. она экономически выгодна. Страна «золотого тельца», где богатство — мерило избранности и ума, где материальный успех и процветание — синонимы блаженства и спасения. Богатые и богатство угодны Богу — что может быть противнее учению Христа? Бог, мол, любит Америку. Бог ли?
* * *
Почему большевицкая практика заложничества была эффективной, а против них её нельзя было применить? Невозможно, и не по моральным соображениям, а в силу практической неисполнимости, в силу ничтожности, мизерности, мизерабельности самих носителей большевизма, их неразличимости с толпой. Бить по толпе совсем не то, что по выдающимся фигурам, по возвышающимся над толпою головам, неповторимым и памятным лицам и личностям — их всегда немного, можно достать, пересчитать и проредить, а то и вовсе под корень свести.
* * *
Советский соцреализм и американский дримреализм — одно назначение, одна цель, одна задача: пропаганда вместо искусства.
* * *
Свобода воли — это свобода нравственного выбора, на какую сторону, добра или зла, стать. А так судьба каждого человека жёстко задана: временем, местом, обстоятельствами рождения, характером, наследственностью, интеллектом, темпераментом, совестливостью (нравственными качествами), стартовыми возможностями, социальными, культурными и историческими условиями; иными словами, в бытии человека ещё до момента его появления на свет Божий столько однозначно заданных и объективно обусловленных параметров, что он с рождения и до самой смерти прочно привязан к траектории (порой весьма замысловатой) своей жизни, с которой ему ни за что не свернуть. Свободен же он только в душе, об этом всегда нужно помнить. Но траектория жизни будет проходить или по сторону добра, или по сторону зла. И в этом выборе мы свободны.
* * *
Гоняющейся за зайцем лисе некогда оторвать морду от следа, а орёл видит и зайца, и лису, и землю под собою и вдали, и облака, и солнце, и весь Мир Божий в первозданной его красе.
* * *
Стране, Родине плохо — и я неотлучно при ней. А хорошо ей стало, могу и отлучиться ненадолго — се патриотизм.
* * *
Не знаю и знать не желаю, но уверен, что чушь собачья, — вот обычная реакция большинства, когда предлагают познакомиться с чем-то новым, особенно если это новое опрокидывает привычные представления.
* * *
То, что не удалось Юлиану Отступнику, попытались осуществить большевики, введя атеистическое язычество и примиряя разведшие по разным углам человечество основные религии самым простым и надёжным способом — отменой их. Правда, с тем же успехом.
* * *
Ранняя взрослость прежних веков — в чисто физических навыках и умениях. И ещё в готовности рано умереть, настроенности на высокую вероятность ранней, преждевременной смерти. Это сейчас умудряются писать, соболезнуя, — на девяносто девятом году, в расцвете творческих сил, безвременно ушёл из жизни... Затянувшееся детство нынешних поколений — в длительности подготовки к душевной зрелости.
* * *
Греки усыновили христианство, которое, как ребёнка вместе с водой, выплеснули в языческий мир иудеи. И в этом их величайшая историческая
заслуга.
* * *
Главное, понять, почему так происходит, а не искать виноватых и не размышлять глубокомысленно, что делать. Познать самого себя. Найти своё дело и заняться наконец им. Понять, что мы ничего не знаем, и не мудрствовать лукаво. Жить по мере сил по Божьим заповедям и надеяться на лучшее. Может, тогда оно и наступит, это лучшее будущее.
* * *
Александр Зиновьев. Может быть, не самый глубокий ум России, но зато один из самых острых.
* * *
Зачем искать иголку в стогу сена? Проще пойти и купить новую.
* * *
Интернационалисты — любят чужое, холят, лелеют его, а своего чураются, своё держат в чёрном теле, презирают. (Пропадай Расея, даёшь Мировую Революцию, Коммунию, Сообщество цивилизованных народов, государств!) Чужое ли? Своего ли?
* * *
Классовый мир лучше классовой ссоры. (Зачем Марксу нужна была гражданская война? Чтобы пришла к власти «третья сила» и «володела»?)
* * *
Мы согласны и способны заметить достоинства ближнего только после того, как их громогласно признают другие. Да и то с оговорками.
* * *
Для нас Европа была светом в окошке, а мы для неё отхожим местом.
* * *
Пока мы пытались приспособить Запад под свои нужды, он приспособил нас под нужник.
* * *
Когда мы попробовали занять своё место в Европе, нам отвели его у параши.
* * *
Все наши хождения на Запад закончились для нас у разбитого корыта.
* * *
— Что, может, народ поменять? — А как же. Произвести обратный отбор — умных, добрых, богобоязненных, порядочных, совестливых, красивых, независимых, с чувством собственного достоинства — всех, кого большевики ненавидели и истребляли.
* * *
Прочитал: «Самый частый вопрос. Он звучит так: не понимаю, как труд мог создать человека. Не переживайте, этого не дано понимать никому, да и понимать тут нечего. Человека создал естественный отбор».
Вот так, ещё лучше: на место одной ахинеи громоздится другая. Старая песня непрошибаемого лапласовца. Человека создала какая-то необъяснимая и непонятная хреновина — всё что угодно, только не Бог!
* * *
Если это касается человека, то агрессивен слабак, а сильный отличается миролюбием и незлобивостью. Что зачастую вводит в заблуждение.
* * *
Учиться, учиться, учиться... Невежеству, невежеству, невежеству. Это и была истинная формула коммунистического «народного» образования.
* * *
Казачество было естественной демократической формой самоорганизации русского народа, а нам всё твердят о нашем «тысячелетнем рабстве».
* * *
Казаки, по словам Толстого, построили Россию. Но они же, позволив себе роскошь разделиться и передраться между собой, и проворонили её. Эти христиане забыли Христа, предвещавшего судьбу Дома, разделённого надвое. Но, возродившись сами, они могли бы помочь и возрождению России, тем самым как бы искупив историческую вину своих предков.
* * *
Сатирик-побирушка. Побирается по зрителям, которым льстит, чтобы оправдать их затраты на билеты.
Сатирик, который льстит, — постсоветская генерация сатириков. А чего тогда зритель ржёт в залах набитых; будь перед ним зеркало, завыл бы, небось, заскрежетал бы зубами.
* * *
Не стоит никого считать глупее себя, пока не убедишься в обратном.
* * *
Хлеб писателя — его несчастливо прожитая жизнь. Это та ткань, из которой он дёргает нити для своих холстов, ковров и узоров.
* * *
Все не могут переехать в Москву, смыться в Европу, отчалить в Америку. Значит, надо плюнуть на Москву, послать к чёрту Европу и к чёртовой бабушке Америку — и начинать со своего дома и своего сада: где родился, там и пригодился. И больше ты нигде не нужен, никто тебя нигде не ждёт и добра тебе особенно не желает.
* * *
Чтобы сохранить отношения с некоторыми людьми, нужно опуститься на четвереньки.
* * *
Кто выше, тот и пригибается; кто умнее, тот и подлаживается. А иначе не будет равенства в отношениях и самой их возможности. Кто сильнее, тот и уступает, чтобы уравнять силы, чтобы избежать конфликтов и выяснения отношений. Кто добрее, тот прощает. А мудрый тот, кто это понимает и поступает соответственно.
* * *
Ну и народ пошёл — всё пьют и всё отмечают. Пасху и Первомай, Новый год и Восьмое марта («международный женский день»), Седьмое ноября (годовщину «октябрьской революции») и Рождество, а также День торговли и Советской Армии (почему не Русской?), День города и День победы, родины, крестины, именины и вообще всё, что под руку подвернётся. Лишь бы наливали, лишь бы в глотку лилось.
* * *
Лирический реализм Тургенева, драматический реализм Толстого, органический реализм Пушкина, саркастический реализм Гоголя, психологический — Достоевского, импрессионистический — Чехова, босяцкий — Горького... Русская натура — натура реалиста, далёкого от реальности и пренебрегающего ею. Только в литературе русский человек счастлив и вполне совершенен. Неудавшаяся жизнь — лучший материал для литературы. Это в литературе мы реалисты, а в жизни — идеалисты, фантазёры, прожектёры, мечтатели. Царство Духа — наше царство.
* * *
Вместо Марксовой теории «классовой борьбы» мы имеем в действительности борьбу стран или наций, богатых против бедных, причём даже самые бедные представители богатой нации кровно заинтересованы в победе своей нации, своей страны, т.к. с её победой и они станут богаче (и им перепадёт с общего стола, и им подбросят из общего котла) или хотя бы не обеднеют. «Пролетарской» солидарности, «пролетарского» интернационализма отныне не существует, а есть неприкрытый национальный эгоизм и национальная солидарность богатых наций и национальная разобщённость и жестокая конкурентная грызня за благосклонность богатых — бедных.
* * *
Михаил Булгаков — это наш последний римлянин, как Боэций, последний осколок великой античной русской культуры, занесённый — и в конце концов раздавленный им — в советское средневековье.
* * *
Партию политических уголовников сменила у кормила власти партия уголовного мира.
* * *
Воскресение из мёртвых? — А почему бы и нет? Возник же механизм нашего появления на свет Божий, а почему бы и такому не появиться? Ведь если каждый из нас возникает однажды из ничего, из пустяка, из безделицы, из такого, что и сказать смешно или неприлично, то почему бы снова из чего-то иного или с помощью чего-то иного, более прочного, основательного и солидного нам не возродиться? А?
* * *
У нас время до сих пор ничего не стоит, его не на что с толком потратить, поэтому его и убивают. Вполне средневековое отношение ко времени — его не жалко тратить даже на ведение натурального хозяйства.
* * *
«Мировая революция», «освободительные походы» Красной Армии — это те же крестовые походы, только в обратном направлении: с Востока на Запад. Воевали священную для марксистов страну — Германию, священный для них город — Берлин.
* * *
После того, как два «революционных» толчка развалили Российскую империю, большевицко-«революционно»-уголовный жаргон задавил-засорил русский язык, обиходный и печатно-площадно-публичный.
После крушения советского строя и с приходом к власти переходного режима ставленников криминальной буржуазии жаргон уголовщины опять звучит повсюду — навязчиво, нагло, неприкрыто — все эти тусовки, разборки, беспределы, наезды, крыши и т.п. — и неопровержимо свидетельствует, кто у нас сейчас правит бал. Язык их, враг их, выдаёт их с головой.
* * *
Оделись в косность, как в броню.
* * *
Начиная с Петра III, этого, по выражению его венценосной тётки, «чертушки», и особенно с Екатерины Великой, политика российских императоров была откровенно сначала пропрусской, а затем прогерманской и, как результат, антирусской, потому что Россия собственными руками, направляемыми немцами-императорами, сотворила злейшего своего врага, клеветника и ненавистника.
* * *
Истина — чтО есть смерть и чтО есть жизнь? Не умерев, не узнаешь, чтО есть жизнь.
* * *
Живя в Москве, ничего путного не напишешь —что толку в столичной суете?
* * *
Одним мягко стелят, а другим жёстко спать.
* * *
Для одних самое важное — получше устроиться в этой жизни, для других — подготовиться к той. Для одних жизнь — ресторан или кабак, для вторых — бедлам, для третьих — каторга, для четвёртых — спальный вагон, для пятых — просто ночлежка, притон или злачное место, для шестых — театр, варьете, оперетта, а для умных — школа, в которой учатся до самой смерти.
* * *
Тот, кто не пытается выйти за пределы своего чувственного опыта, ссылаясь при этом на данные современной науки, подобен древнему человеку, тоже опиравшемуся на свои представления и полагавшему Землю плоской и центром мироздания — ведь Солнце так очевидно перемещалось каждодневно по небосводу, а Земля так очевидно покоилась.
* * *
Видимое — обманчиво, невидимое — возможно. Мир не всегда такой, каким мы его видим. Для полноты и, главное, истинности картины нам всегда не хватает знания о большей его части. Мы обречены видеть только то, что нам показывают.
* * *
Нация вымирает, сокрушаются одни. Нация здоровеет, радуются другие. А на самом деле ни то, ни другое — нация формируется.
* * *
Народ — сброд. Каждый за себя: угольщики за себя, связисты за себя, столица за себя, а что будет с другими — наплевать.
* * *
Вышли мы все из народа — и поэтому хорошо знаем ему цену.