Радужное небо глава 14

Анатолий Половинкин
ГЛАВА XIV
О КНИГАХ
       Ранним утром, еще до начала трудового дня, Мария и Вера стояли около пустых прилавков своих лотков. Двое крепких грузчиков разгружали товар, раскладывая ящики за прилавками.
       Стоя в ожидании, Мария случайно бросила взгляд в раскрытую сумку Веры. В ней торчал корешок какой-то книги. Марии стало любопытно, она никогда не думала, что подобная женщина может увлекаться литературой.
       - Ты что, читаешь книги? – заинтересованно спросила Мария.
       Вера, курившая сигарету, с недоумением посмотрела на Марию.
       - Читаю, а что в этом такого? – В голосе Веры просквозила неприязнь.
       - Да нет, ничего. А что это за книга?
       Вера нагнулась, достала из сумки книгу, и протянула Марии. Это был какой-то детектив.
       - А-а, - разочарованно протянула Мария. – Ты любишь детективы?
       - Детективы, любовные романы и фэнтэзи, - равнодушным тоном произнесла Вера.
       - Фэнтэзи? Что это за жанр?
       - Ну, это что-то вроде смеси фантастики и сказки. Другие миры, драконы, колдуны и волшебники, супермены и красотки, спасающие мир от зла.
       - А-а, и тебе нравятся такие книги?
       - Нравятся, почему же нет. Ведь нужно же как-то отвлекаться от нашей жизни. Должен же человек каким-то образом снимать стресс.
       - Но ведь это же все вымысел. Совершенно неправдоподобные истории.
       - Так что же с того, что вымысел? О реальной жизни и читать неинтересно, достаточно вокруг поглядеть. В том-то и прелесть фэнтэзи, он погружает человека в мир, о котором человек может только мечтать, мир, где возможна справедливость, где побеждает добро и существует надежда.
       - А в реальной жизни ты не веришь в справедливость? – спросила Мария.
       - Разумеется, нет. В нашем мире справедливости нет. Поэтому мир фэнтэзи так привлекателен, а скоро он вытеснит и все остальные жанры. Ты ничего не читала в этом жанре? Почитай сама как-нибудь, и тогда поймешь, что я имею в виду?
       - Да, - согласилась Мария. – Мир иллюзии всегда привлекал людей. Но, как я поняла, все эти книги основываются в основном на магии?
       - Ну да, магические миры. Добрые и злые волшебники.
       - Но волшебники не могут быть добрыми. Любое волшебство исходит из одного источника, от дьявола.
       - А откуда ты это знаешь? – скептически спросила Вера.
       - Об этом говорится в Библии.
       - В Библии? – воскликнула Вера. – А что такое Библия? Библия – это та же фэнтэзи, только написанная в древние времена. Разве можно на нее ссылаться как на надежный источник?
       - А почему же нельзя? Библия очень достоверно написана. Многое из нее подтверждено современными историками.
       - Ну и что? В каждой религии есть свои священные книги, которые опровергают книги остальных религий. Я не верю ни во что сверхъестественное, ни в Бога, ни в дьявола. Если ты не веришь в волшебство, то почему любишь книги о нем?
       - Глупый вопрос. Почему дети любят сказки? Потому что они дают им надежду на лучшую жизнь, так же и взрослые хотят помечтать о лучшей жизни. Ведь и религия – это всего лишь сказка для взрослых.
       - А если бы тебе сказали, что волшебство существует на самом деле? – спросила Мария. – Ты бы обратилась к волшебнику?
       Вера пожала плечами.
       - А почему бы и нет? Если это поможет улучшить мою жизнь, почему бы не попробовать. Но волшебников нет.
       - И ты бы не задумалась о том, откуда исходит эта сила? О том, кто является ее источником?
       - А какая, собственно, разница? Если человеку это принесет пользу, то какая разница, откуда источник этой силы? К тому же, магия бывает разная, черная и белая. Белая магия – это магия добра.
       Мария отрицательно покачала головой.
       - Ничего подобного. Источник обеих этих магий один – сатана. И белая магия – это лишь маска добра, прикрывающая всю ту же магию зла.
       - Ну, какая разница, Бог или дьявол? Ведь это не имеет значения. Кто сотворит добро, к тому и обращайся.
       - Дьявол не способен приносить людям добро! Он вообще не способен на добро, иначе бы он не был дьяволом. Любая его помощь лишь временна, а потом последует расплата, и, порой, очень страшная расплата. Дьявол способен творить видимость добра, для того, чтобы завлечь его в свои сети, обольстить человека, но потом он его погубит. Единственный, кто может оказать настоящую помощь – это Бог. К нему, и только к нему, можно и нужно обращаться за помощью.
       - По большому счету, между дьяволом и Богом нет никакой разницы, - возразила Вера, выпуская изо рта дым. – И тот, и другой заставят расплачиваться за свои услуги, и весьма высокой ценой.
       - Мы просто не можем своим человеческим умом понять промысел Божий.
       Вера цинично усмехнулась.
       - Да его никто не может понять. Все эти толкователи священных книг, утверждающие, что им дано понять их, лишь хвастуны, желающие прославиться. А на самом-то деле, достаточно посмотреть вокруг, чтобы понять, что к чему. Бог помогает только тем, у кого есть деньги. Тот, кто имеет деньги, тот от всего откупится, для него не существует преград. Он даст денег на храм, так ему все грехи простятся, до конца его жизни. И все дела-то. А заповеди даны лишь для тех, кому нечем откупиться. Так что, о какой справедливости тут можно толковать?
       - От Бога нельзя откупиться деньгами, - возразила Мария. – Ну, подумай сама, что такое для Бога деньги. Зачем они ему нужны, если он живет в иной реальности, где царствуют совсем иные физические законы. Что он может на них купить?
       - Почему же, в таком случае, церковь стоит на цыпочках перед теми, у кого есть деньги? – спросила Вера. – Ведь если разобраться, то получается, что церковь служит лишь деньгам и власть имущим. Она никогда не пойдет против власти, потому что у власти сила, а против силы церковь никогда не выступала. Вздумай она заартачиться, то ей сразу повторят семнадцатый год, вновь закроют все храмы, а попов сошлют в Сибирь. Попы тоже люди, они за свою жизнь беспокоятся.
       - Это то верно, - с тяжелым сердцем признала Мария. – Но ведь суд-то над людьми будут вести не священники, а Бог. За ним будет последнее слово. И Бог будет судить людей за их дела, а не за количество денег. В Библии так и сказано: «Кто больше имеет, с тех больше и спросится».
       Вера раздраженно махнула рукой.
       - Не знаю я, о чем говорится в Библии, я никогда ее не читала.
       - А русскую классику ты читала?
       - Какую русскую классику?
       - Ну, например, Достоевского или Лескова. У них можно получить ответы на многие вопросы.
       Вера поморщилась.
       - Ну, Достоевского читала когда-то в школе. Это было давно.
       - И какое впечатление он произвел на тебя?
       - А какое там, может быть, впечатление? Ведь все о дореволюционном времени говорится, да и писалось оно до революции. Что о том говорить?
       - Ну и что с того, что до революции? Этим-то и поучительно, ознакомление с мышлением людей, живших в дореволюционное время.
       - Да что там поучительного? Тогда совсем другие времена были, другие люди. Ну, кому сейчас интересно читать о каких-то князьях, и помещиках, об их беспутной жизни. Ну, что в этом интересного? И чем заканчивали герои Достоевского, либо тюрьмой, либо с ума сходили, как этот, князь Мышкин. Ну, кому об этом читать интересно? Людям нужны книги о современной жизни, о современных проблемах, которые бы напрямую касались их самих, да надежду какую-нибудь подавали. А кому интересны проблемы всяких графинь, да князей, купающихся в роскоши, и не знающие как провести свое время.
       Мария призадумалась.
       - Но ведь и Евангелие было написано две тысячи лет назад, а ведь не устарело же.
       - Глупости говоришь, - воскликнула Вера. Евангелие давным-давно устарело. По нему жить-то совершенно невозможно, особенно в наши-то времена.
       - Евангелие писалось на все времена. Если бы по нему жить было бы нельзя, Иисус Христос никогда бы не оставлял нам бы своего учения.
       - Да ты покажи мне хотя бы одного человека, который бы жил по этому самому Евангелию!
       - Ну, показать я не могу, но такие люди должны быть. Без этого бы просто жизнь на земле прекратилась.
       - Ты не увиливай, а покажи мне, конкретно, человека, который бы жил по Евангелию, - продолжала настаивать Вера. – Ты можешь это сделать?
       - Нет, - созналась Мария.
       - Вот то-то и оно! В таком случае, незачем и разговор вести на эту тему.
       - Ну, а как можно узнать такого человека? Он же не будет себя афишировать. Он будет жить тихой, незаметной жизнью, и о нем даже рядом живущие знать не будут. И потом, откуда ты знаешь, живут ли люди по Евангелию или нет, если ты никогда его не читала?
       - Очень просто, если вокруг нет порядочных и честных людей, значит, по Евангелию никто и не живет.
       - Резонный ответ, - призналась Мария. – Но я тебе все же советую прочесть Евангелие самой, благо сейчас его можно приобрести в любом церковном магазине. Кто знает, может быть, ты призадумаешься.
       - Да незачем мне его читать, - возразила Вера. – Я же все равно там ничего не пойму. Эта книга слишком сложная и запутанная, к тому же в ней речь идет о временах двухтысячелетней давности. С тех пор много воды утекло. Ведь ни в одной современной книге не говорится о том, чтобы в наши дни кто-нибудь жил так, как заповедовал Христос.
       - В современных книгах, - произнесла Мария.
       - Ты можешь дать мне какую-нибудь книгу о том, чтобы кто-нибудь, в наше время, жил по Евангелию. Я имею в виду художественную книгу, а не церковную. Книгу, написанную правдиво и легко доступным языком, которую легко можно было бы понять, и в которой бы говорилось о наших повседневных проблемах.
       - Я не знаю, - растерянно проговорила Мария. – Но я поищу.
       - Ну, а раз таких книг нет, то и не о чем толковать. Да и незачем людям жить по-христиански, себе дороже будет.
       - То есть как это? – опешила Мария.
       - А вот так! Как закончил свою жизнь Христос?
       - Его распяли.
       - Вот именно! Он кончил мученической смертью. Так для чего же ты мне предлагаешь жить так, как жил он? Для того чтобы и я закончила свою жизнь таким способом? Ты этого желаешь всему человечеству? Ну, спасибо тебе за твое человеколюбие!
       И Вера со злостью затушила свой окурок, косо, и с неприязнью поглядывая на Марию.