Прочуханная страна

Валерий Бакуткин
Первое впечатление было еще в социалистические времена. Помню, что первое тогда поразило – зимой свежая клубника в привокзальном магазине. Знаменитое финское качество одежды (финский костюм!). Наши граждане волочили за собой большие пластиковые мешки. Множество баночек с продуктами со всего света. Большие и светлые витрины. Сыры и мясо, которые выглядят также как на этикетке. Одни свежие продукты. Пиво длинными рядами. При этом было ощущение добрососедства. Почти свои почти родные. Русских вычисляли с невероятной точностью, не спасал английский язык и соседство настоящих иностранцев.
-Эй, русский-водка есть?
 Это их привокзальные алкаши страдали измученные безалкогольным (какое кощунство!) пивом. Ночной Хельсинки показал себя во всей красе. Рестораны, из которых происходил вынос посетителей с погрузкой в такси. Запах пива и мочи среди сверкающих витрин. Тяжелое наследие или дурное влияние соседа? И эта детская борьба с алкоголизмом. Сходное даже в том, что магазины работали с 11 до 7. Изобилие, которое порождало беспомощность и подавленность. Мы не были привычны к выбору. Купив двое брюк, я получил третьи бесплатно и помнил об этом все время пока их носил. Какая-то исключительная компактность - Хельсинки очень мал от центрального вокзала никуда не денешься. Особенно запомнился официальный прием в правительстве. Он начинался с показа документальных кадров финнов до 17 года очень похожих на зеков -совковые лопаты и шапки ушанки и благодарности В.И Ленину за то что они получили самостоятельность.
Все время преследовала мысль, а что если бы и мы…
Их тихие провинциальные радости и гордости. Церковь в скале. Стеклянные современные двери. Большой, похожий на концертный зал. И купол, сделанный из медной проволоки. Возможно, что это оригинальное решение. Сияющий медью пололок наводит русскую циничную душу на старую поговорку- накрылся медным ….. впрочем и более глубокие-как мысли о боге будут достигать его, если медь экранирует излучение.
Прошло много лет и можно сравнить впечатления. Финляндия -маленький сосед. Даже огромные паромы некое порождение комплекса неполноценности. Гигантомания – люди обживают плавучий город на несколько дней. Город счастья и развлечений. Пьют все, дружно налетая на дешевые товары дьюти фри. Утром другая страна и новые приключения. Дисциплинированные рабочие в чистых и аккуратных униформах. Работай, обогащайся, развлекайся и оздоровляйся в многочисленных аквапарках. Искусственные пальмы и океанские волны -чем-то похоже на выращивание лимонов на подоконнике. Есть какое-то сильное желание приблизить эту загадочную южную природу к суровым условиям. Государственная забота о здоровье. Завидно. И то, как к этому относятся сами финны. Наркоманы и алкоголики, на которых печать предыдущих дефектных поколений. Конечно, они не виноваты. Мало интеллекта, национальные гордости в области музыки и искусства в единичном количестве. Все равно присутствует провинциализм, некоторая узковатость страны в ней чувствуешь себя стесненным. В полночном Хельсинки среди пустынных витрин сидел и самозабвенно играл барабанщик. Множество больших и маленьких барабанов вибрировали под его темпераментным напором – ритм, который никому не нужен - я был единственным слушателем. Молодой негр бил в эти барабаны как в там -тамы войны, но город не услышал. Ему не нужны ритмы. Ему нужен покой.