Астана-Алеппо

Валентина Мелисова
Неприятности начались сразу же за полосой паспортного контроля аэропорта Шереметьево – 2. Примерно через 15 минут после размещения в креслах приятный женский голос в динамике объявил о задержке рейса №442 «Москва-Дамаск» на 3 часа. И что делать эти 3 часа? Оптимизм мне всегда сопутствует, он-то и повел меня в магазинчики, киоски, бутики в зоне беспошлинной торговли. Интересно, сколько бы все здесь стоило, если бы еще платить пошлину? Бутерброд, состоящий из 100 гр. кусочка хлеба и тоненькой пластинки сыра, сквозь которую можно разглядеть продавца, стоит 180 рублей, расписная 3х местная матрешка 1100р, брючный ремень 712р, обычный головной, женский платочек 60*60 – 980р. Остановилась в изумлении – может примерить, может какая благость опустится на голову (за такую-то цену!). Боюсь поддаться искушению, отхожу. Да, явно цены здесь не рассчитаны на мой пенсионерский кошелек. Но все равно хожу, рассматриваю.
- Внимание! Приземлился борт №442 «Дамаск-Москва». Наконец-то! Пока не объявили посадку, присматриваюсь к пассажирам. Русских мало, рассматриваю их очень внимательно. Ну, понятно, я-то еду по делу, внуков навестить, а они зачем? Оказывается – есть зачем: 2ое мужчин и 3 женщины едут в археологическую экспедицию под Пальмиру; группа молодых парней-гидрологов едет на разведку водных ресурсов. Азартно спорят о чем-то, страшно довольны, что им, вчерашним выпускникам вуза доверена такая ответственная работа, что получат зарплату и в своем НИИ и от Сирийской Арабской Республики. 2 молоденькие мамы с детьми арабского происхождения. Ясно, что были в гостях у родителей и возвращаются к своим арабским мужьям. 3 девицы в «боевой» раскраске с множеством блестящих украшений едут на «заработки» в ночные клубы. Богу, как известно, - богово, кесарю-кесарево. Каждому свое. Остальные пассажиры – арабы; выделяется группа студентов, едущих домой на каникулы; коммерсанты, зарабатывающие в России для устройства благополучия своих семей в Сирии.
Все сидим на своих местах. Заработали моторы, самолет быстренько разбежался и … остановился. Через время к нему подъехала аварийная служебная машина. Снова самолет разбежался и … Таких пробежек было 5.
- Господи, да ведь это никак не устраняет какую-то поломку. И опоздал по той же причине. Все сидят, я тоже сижу. А душа давно уже в пятках. Молюсь. Наконец, в 7 часов взлетели. Как закрыла глаза, так и не открывала, все боялась, как бы самолет не рухнул в море. Можно подумать, что если в горы, или на равнину, то будет легче. Кто-то, один из Ганди произнес фразу: - В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца. Уж, не знаю, как я молилась, но в 10 вечера самолет благополучно сел в Дамаске. Быстро нашла свои чемоданы, (более 40 кг веса – везу внукам московские конфеты и много книг на русском языке, детям – стихи сказки, дочери – учебную литературу, романы), сложила на тележку и двинулась прямо на сердитого таможенника. Где ключи от чемоданов вспомнить не могу, да и открывать их – для меня головная боль, тем более знаю, что никакой Крамолы не привезла. Качу тележку прямо и громко говорю: - Наркотики мафи (нету), валюта мафи, оружие мафи, - объехала и к выходу. Что-то громко сердито говорит, а я уже за ограждением, уже вижу родную смуглую румяную Диану, уже обнимаемся, целую любимую девочку, зятя. Долетела! И пока едем в Алеппо 3 долгих часа, все расспрашиваю, а моя 6-летняя умница так обстоятельно все рассказывает о маме, о братике. Зять только посмеивается, не успевает даже словечка вставить.
- Как же ты учишься, радость моя? Я, бабуля, “беру” только 10 (высший балл в арабской школе) и мне дают мархи (наградные листочки за успехи)
- Здравствуй, доченька, - обнимаемся, долго не выпускаем друг друга (не виделись 1,5 года) у обеих глаза на мокром месте. Наконец, вещи распакованы, подарки вручены. Спать легли в 4 утра, а в 9 меня будет внучок, 3хлетний Башурка. Примостился под боком, и гладит, и пытается глаза открыть, и шепчет: - Бабиська, я уже наспался, вставай. Котенок, такой красивый, ласковый, любопытный. В свои 3 года очень самостоятельный, хорошо эмоционально говорит. Сердце пропускает 1 стук. Спасибо судьбе, что подарила еще одну встречу, спасибо мужу, что профинансировал эту поездку, спасибо, Господи!
Из всех подарков моему любимцу более всего понравился медвежонок, рассказывающий сказки. До того малыш верит, что “визенок” настоящий, слушает внимательно, обнимает, шепчет что-то, на ухо. На радость, на счастье солнышку!
В Алеппо я приехала в 4ый раз. И если предыдущие встречи были по случаю рождения внуков, покупки детьми квартиры, то теперь я приехала отдохнуть, понежиться на солнышке, благо погода была замечательная, солнечная, + 18-200.
Алеппо (Халеб) расположен на северо-западе Сирии, в 200 км от Средиземноморских портов Латакии и Тартуса, на высоте 370 м над уровнем моря, в 60 км от турецкой границы, в 3х часах езды от столицы Дамаска, в 5ти часах езды от знаменитых развалин Пальмиры. И кто бы ни приезжал в Алеппо, обязательно посещают крепость, торговые ряды, парки, разбитые французами, т.к. Сирия с 1914 по 1945 годы колония Франции.
В 64г до н.э. Алеппо начинался со сторожевой крепости и маленьких домишек вокруг нее. Именовался он тогда Верхней Сирией и был завоеван римлянами. Во времена греческой империи именовался “Бирия”, позднее “Бирой”. В 625 году до основания был сожжен персами, осталась лишь неприступной сторожевая крепость, вокруг которой империя Хамдания постепенно восстановила город. В 1260 году Халеб был захвачен предводителем татаро-монгольских племен Халаком, в 1516г был под гнетом Османской империи. И во все времена с высоты 67 метров с высокого холма смотрит на мир Халебская сторожевая крепость. Стою перед ней и ясно вижу вооруженных всадников, слышу звон клинков, чувствую запах пожарищ. Даже мороз по коже. Сколько за 22 века видела эта крепость? Сколько тайн хранят каменные стены, зиндан (тюрьма), бани, королевские покои? Сколько девушек прошло через королевский гарем, кто слушал их стенания и плач? Сколько узников погибло в зиндане, где один только вид колец в стенах и ржавых кандалов приводит в ужас. Сколько трагедий разыграно перед этими амбразурами и башнями? Нет ответа, но я молча склонила голову перед этой древней хранительницей человеческой истории.
- Мама, входим. Встряхиваю головой, прогоняю чары древности и наша группа из 9 человек поднимается по мощной дорожке в крепость. Это уникальное строение расположено на вершине холма, в периметре составляет 900 м; начинается крепость со стен с башнями и амбразурами; между стенами и самой крепостью огромный ров, шириной 27 м и глубиной 9. Поднимаемся все время в гору, поэтому идем медленно, не спеша все рассматриваем. В первом ярусе башня амбразуры на расстоянии 3-4 метров, вниз ведут 70 ступеней, видим зиндан, склады, предназначавшиеся для хранения припасов, воды во время осад. Надо быстрее подниматься, очень неприятно себя ощущать в этом гулком помещении. Наши экскурсоводы – мой зять Валид и его товарищ Ади; они истинные патриоты своего города, крепость знают, как свои 5 пальцев, уверенно ведут нас из помещения в помещение, интересно рассказывают. Даже дети как-то примолкли, слушают. Думаю, что проникаются серьезностью момента.
Во 2 ярусе находился Военный штаб, основанный в 834 г н.э. Здесь же расположены бани «Нур-аль-дин-Занки». Здесь же поражают воображение Малая, основанная в 1167г, и Большая в 1215г мечети, причем Большая мечеть действует до сих пор, ровно в 1 дня мы услышали характерное пение полуденной молитвы. Перед входом в мечети располагались жилища для воинов. Постояли у одной такой ниши, у другой; как-то неуютно стало при одной только мысли – как они спали на полу? Вповалку?
В 3м ярусе помещения выложены из белых и черных камней, мощные ворота закрывают вход в королевский, а позже в султанский дворец. Со скрипом открываем ворота. Входим. Камнем мощный двор, могучие стволы ливанских кедров, под ними свободная площадка, над ней танцевали рабыни для своих господ. Прямо расположены круглые ниши – в них располагался гарем №4. Здесь же баня, все службы.
И условный 4 уровень, вершина холма. Сюда поднимается минарет Большой мечети, 4 смотровых площадки для туристов, а раньше, наверное, для сторожевых дозоров. Очень хорошо выглядит отреставрированный амфитеатр. Смотрю на его ступени и никак не могу уяснить себе – для чего он служил – для собраний, для смотра войск, или для кровавых боев на потеху султанам? На этот вопрос может когда-то ответят историки.
Отсюда, сверху хорошо видны защитные части крепости: ров, теперь поросший травой, крепостная стена с 3 башнями: восточной, южной и северной. Они различны по высоте, в каждой есть проходы для войск; восточная соединяется с крепостью подъемным деревянным мостом. В каждой башне несколько этажей, внутренних двориков, отверстия для наблюдений и стрельбы. У каждой башни сложны круглые белые камни – их сбрасывали на головы врагам.
Сейчас в крепости ведутся реставрационные работы; приезжают многочисленные группы туристов из Франции, Италии, Испании. При нас была – педантичных немцев из Редница. Они фотографировались, буквально, у каждого камня, снимали на пленку, держались кучно, ни один не рискнул отойти далеко от группы – есть возможность заблудиться.
Вокруг крепости старый город, с узкими улочками, с такими лабиринтами, что, действительно, страшно отстать хоть на шаг. В старом городе много мастерских: здесь и оружейники, и жестянщики, ювелиры и гончары, портные и ковроделы.
Новый город развивается в западном направлении – это красивые здания, широкие улицы, парки и скверы. Очень много фонтанов и фонтанчиков. Но приезжие, бегло осмотрев город, стремятся попасть в торговые ряды. Километрами тянутся супермаркеты, магазины, лавочки по улицам Теляль, Азизия, Сальмания, на крытом старом рынке Мдина. Все первые этажи домов на этих улочках заняты магазинами. Впечатляют супермаркеты - здесь прохладно, нет очередей, нет толчеи, продавцы предусмотрительно разложат перед вами товары, пригласят отдохнуть. Здесь можно купить все: обувь, одежду, продукты, мебель, сувениры. Очень много «золотых» магазинчиков. Их витрины прямо-таки притягивают взгляд своим блеском, сиянием, роскошью. (прил. №7). Причем, вам, например, понравилась цепочка, но длинна, вам здесь же, при вас, ее укоротят; хотите серьги и не проколоты уши – пожалуйста, выбирайте серьги, тут же прострелят ухо, вденут серьги – носите на здоровье. 1 грамм золота стоит 8 долларов, оно лучше, качественнее по составу, нежели турецкое.
И я покупаю: трикотаж себе и мужу; красивое бордовое платье с шитьем на груди, длинное, называется галабия, внучке сережки, дочери браслет, потому что не купить невозможно, азарт захватывает. Тем более, что перед праздником «аид адха» по Указу президента Башара Асада товары уценяются на 30, 40, 50%, чтобы каждый мог купить обновки – обязательно детям и, по возможности, себе.
Во время таких распродаж часто слышится русская речь. Из всех постсоветских южных республик приезжают коммерсанты, закупают оптом ковры, трикотаж, мужскую и детскую одежду, золото, посуду. Эти же товары экспортируются в Италию, Грецию, Францию, Германию.
Расспрашиваю родственников, зять переводит. Очень много интересного рассказывают о религии, населении, арабской кухне. Оказывается, в Алеппо тихо-мирно живут около 3 млн. человек: арабы, армяне, курды, евреи, турки; рядом можно увидеть мусульманскую мечеть, католический костел, христианскую церковь. Но это не православные церкви с золотыми маковками, звоном колоколов. Обычный готический стиль, внутри нет никакого убранства, характерного для православных храмов, стоят скамьи.
В город приезжает много туристов и он гостеприимно готов принять всех в свои не 5ти и 4х звездочные отели (их мало), но маленькие, уютные, чистые гостиницы готовы представить всем желающим свои номера.
А кухня? Интересная, своеобразная, вкусная, - в ресторанах, кафе, в лавочках прямо на улице вам предложат экзотические блюда:
«Мамун» – сладкие пирожки, облитые медом.
Фатастер – пирожки с сыром.
Шаурму – сэндвичи с рубленым куриным мясом и приправами (тают во рту).
Шахилыки из 3х сортов мяса – пряные, острые, ароматные.
Кэббе – пирожки из просяной муки с фаршем и орешками.
И много других аппетитных вкусных блюд, а если добавить еще и первоклассные фрукты (а они здесь сравнительно дешевые) то вам и уезжать не захочется.
В этот свой приезд я много гуляла по городу, иногда с внуками, иногда всей семьей, а то и просто сама ходила, смотрела. Рассмотрела мэрию, расположенную в большом 4х этажном здании, здесь же, оказывается, работает городская дума. Долго стояла в раздумье у ратуши Бэб эль Фарач – красивая, высокая башня с большими часами, а метрах в 10 лобное место. Да, да, в Сирии сохранена смертная казнь! – Не стой здесь, - воскликнула дочь, именно на этом месте в прошлом году повесили казнокрада. Да уж, выбрала местечко! Молча постояла у памятника борцам против колониального ига. Расположен он в сквере на большой площади. В пятницу здесь очень людно – резвятся дети, отдыхают старики, гуляют молодожены. У каждого народа свои святыни, свои герои и память их чтится тоже по-своему.
Поражают мечети. Величественные, безмолвные. Таинственные круглые шапки куполов спокойно дремлют под охраной стройных минаретов, которые, как, часовые на посту, строго охраняют тишину вместительных дворов, зданий, нарушаемых 5 раз в день молитвами муэдзинов. Мечетей много, в каждом квартале своя. По вечерам их здания освещены зелеными, голубыми, розовыми подсветками. Это очень красивое зрелище. Ночами под крытыми сводами мечетей находят пристанище и ночлег паломники, нищие и святость.
Ездила я, естественно, к университету. Целый квартал современных зданий из камня, алюминия, стекла. Пальмы, кедры, цветники, газоны с вечнозелеными кустами, травами создают свою атмосферу этому храму науки. В Сирии нет институтов, 2 университета – в Дамаске и здесь, в Халебе. В Халебском 13 факультетов, готовящих не просто преподавателей, (их готовит педагогический факультет) а специалистов различных профессий. Мой зять «доктор Валид» преподаватель на химическом факультете, есть еще медицинский, журналистики, ветеринарный, биологии и т.д. При медицинском университете 4 больницы. Около 60 % преподавателей аспирантское образование получили в России. Расспрашиваю, как ведется прием студентов. Выпускники школ имеют в аттестате заработанные баллы. Так со 120 баллами (примерно) могут поступить на престижные факультеты: медицинский, журналистики, юридический; со 100 баллами на математический, педагогический. Чем ниже баллы аттестата, тем менее престижнее факультеты. Образование бесплатное. А вот школы есть муниципальные и частные, чем престижнее частная школа, тем выше оплата за обучение.
Ежедневно, встретив Диану из школы, с дочерью и внуками, на 1,5 часа идем гулять в сквер. В его центре бассейн, работающий 2 часа по утрам. Каскад струй и брызг из фонтана заполняет бассейн, освежает воздух; у самой воды ожерелье из вечнозеленых кустов – сонное, задумчивое. Вокруг бассейна газон, окаймленный гордыми, стройными пальмами, которые никогда не молчат, разговаривают с соседями – ливанскими кедрами, передают приветы изящным горлинкам, согласно кивают верхушками, услышав пение из мечети. Всю благостную атмосферу освещает и согревает солнышко до +160 - +200 тепла. И это февраль – зимний месяц.
Алеппо расстраивается, расширяется. Президент Башар Асад одной из своих многочисленных задач считает нужным привлечение туристов в страну, поэтому издаются специальные указы по благоустройству, озеленению, реставрации уникальных памятников, зданий. Народ любит президента за ум, волю, решительность: взял да и поувольнял старых ректоров, завкафедрами, которые развели в университетах коррупцию взяточничество. Или такой пример: На праздник Курбан-айт разрешил безвизовый въезд в страну арабам, курдам, туркам для встречи родственников, которые не виделись по 15-20 лет. Была очень трогательная передача по телевидению. Недалеко от границы был сооружен палаточный городок, в котором 4 дня встречались родственники из 2х стран: и те и другие благодарили президента за организованную возможность увидеться, пообщаться, решить какие-то проблемы, даже невест сыновьям сосватать.
Государственный курс доллара в течение последних 10 лет колеблется в пределах 50 лир. На 1 доллар можно купить: 3 кг помидоров, 3 кг апельсинов, 4 кг картофеля.
И если уж рассказывать о Халебе, то обязательно надо упомянуть о том, что с V по X включительно можно в любое время по желанию уехать на 2 дня, 3, на неделю и больше (в зависимости от состояния вашего кошелька) отдохнуть покупаться и позагорать на Средиземном море. В Латакии дешевле, но море грязнее, а вот в Тартусе условия отличные. Небольшой городок из 15-20 отдельных зданий огорожен изгородью с охраной, можете быть уверены – никто не потревожит вашего покоя! 2х – 3х комнатные квартиры с постелью, посудой, холодильником, газовой плитой. Хотите готовить сами, пожалуйста, нет – вполне можно обойтись прибрежными кафе. В 100 метрах вода – сразу у самого берега синяя, чистая; сначала мелководный пляж для детей, для катания на катамаранах, купания, игр с песком. Не хотите жить в таком городке, к вашим услугам прекрасные отели с современным дизайном, обслуживанием. Стоить это будет, конечно дороже. Есть и отдельные домики (шале) у самой воды. Море ласковое, теплое, безопасное. Уже захотели поехать? Счастливо!
Благословенна страна Сирия – бедная, безводная; но приветливая, безопасная. И в ней живут мои дети и внуки. Поэтому и тянется сердце, и болит, и плачет – хочет встреч. А они (встречи) быстро кончаются. Пролетел месяц, не успела оглянуться. Но радуюсь, что и с детьми пообщалась, милой болтовни внучат наслушалась, книг им прочла много, песенок напелась. Солнышки, вселили в бабушку радость и надежду на следующую встречу. Буду ждать их теперь к нам. Добро пожаловать! Митсалями!