Старый дом - 3. Путник

Александр Некрасов
* * *
Однажды в старый дом постучался уставший путник. Он был одет в грязные лохмотья, в руках его был посох, хотя на вид ему было всего лет сорок. Жители старого дома засуетились. Они не привыкли к гостям. К то му же их беспокоила недавняя история с Изергиль. Так что, гости в старом доме не очень-то приветствовались. Особенно незванные. А званных там и не было никогда.

Открыла Изергиль. За ней стояли Алиф, Святой, Пахомыч и Ося.
- Да...
- Приветствую вас, добрые люди,- заговорил путник. Его голос был твёрд и уверен в себе.
- Чем обязаны?
- Меня зовут Иван. Я путник. Путешествую по миру пешком, ем и сплю у добрых людей. А за кров и харчи воздаю им молитвы.
- Очень приятно. Изергиль,- она была рада встретить симпатичного и ещё не старого человека. Изергиль протянула ему руку. Путник поцеловал её и улыбнулся.
- Я вижу, нашёл людей, понимающих меня.
- Несомненно. Только должна предупредить...
- О чём?- Спросил Иван, заметив четырёх мужчин позади.- Ах, кажется я догадался...
- Нет, нет! Я не о них. Дело в том, что это не очень обычный дом. Точнее, очень необычный...
- О, мадам, я не верю в дома с привидениями.
- А я и не говорила, что в доме привидения. Просто это, так называемый, "старый дом". Жители этого дома дают клятву. Причём, одним из пунктов клятвы является пребывание здесь навеки.
- Интересные правила... Но я путник. Я не могу остаться где-нибудь навсегда. Мне нужно лишь поужинать, переночевать, позавтракать и двигаться дальше.
- Интересное "лишь",- заметил Пахомыч.
- Дело в том, что мы вряд ли можем вам помочь,- с сожалением заметила Изергиль.- Понимаете, поесть у нас самих не всегда бывает чего. Жители старого дома не работают и не могут позволить себе всех кормить. А чтобы переночевать, нужно дать клятву. Увы, это правило, и вряд ли его кто-нибудь захочет нарушить.
- Понимаю. Что ж, простите за беспокойство. Мне лучше найти другое жилище.

Дверь закрылась.

* * *
Спустя несколько минут, Изергиль бежала по улице в направлении, куда ушёл путник. Она бежала самозабвенно и задыхаясь. Ноги заплетались и тряслись от напряжения, но она и не думала отступать.
- Иван!- Кричала она.

Спустя пару минут навстречу ей вышел Иван. Изергиль вздохнула с облегчением. Очевидно, он так и не нашёл себе кров.
- Иван! Постойте! В виде исключения вы можете остановиться в старом доме. Я уговорила ребят. Они не против. На первом этаже есть свободная комната. Вы можете в ней остановиться. Поесть тоже найдётся. Так что... заходите.
- О... это так любезно с вашей стороны. Но я не хочу доставлять вам неприятностей.
- Ну что вы! Мне будет очень приятно, если вы выберите именно наш дом для ночлега.
- Благодарю. Тогда отправимся же немедленно!

В это время в старом доме.

- Ося, Пахомыч! Мы же сегодня собирались смотреть у меня футбол! Зачем вы разрешили?
- А ты зачем разрешил?- Вопросом на вопрос ответил Ося.
- Я остался в меньшинстве. К тому же, не могу видеть слёзы женщины.
- Во-во. И я о том же. Мы купились на дешёвую истерику.
- А знаете, что всё это означает?- Спросил Алиф.
- Что?- Откликнулись остальные.
- Это значит, что ей нас не хватает. Мы её, видите ли, не удовлетворяем. И она ищет кого-то ещё. А тут прямо в дом просятся.
- У нас есть два пути,- заявил Пахомыч.- Первый. Мы заставляем Ивана произнести клятву, и он становится одним из нас. Таким образом, наш коллектив начинает её устраивать.
- А второй?
- Потерпеть здесь этого Ивана, выгнать его взашей, а потом уже уделять Изергиль столько внимания, чтобы ей больше ничего от этой жизни не хотелось.
- Я за второй вариант,- поспешил заметить Алиф.
- А я за первый,- сказал Ося. Святой его поддержал. Новый человек им был интересен.

* * *
В холле стоял большой стол, удивительно полный продуктами. Впервые вокруг этого стола сидели шесть человек: Алиф, Ося, Пахомыч, Святой, Изергиль и Иван. Именно в таком порядке. Алиф кусал себе локти, что не сел рядом с Изергиль, а Святой, Пахомыч и Ося обрабатывали несчастного путника.
- Иван, а вы не хотите осесть? Ну, найти где-нибудь жильё и остаться там навсегда?
- Понимаете, ребят, я ничего не умею. Я не знаю, как люди ходят на работу, зарабатывают деньги. Это совсем другой мир. И вне его. Я путник. Я привык скитаться.
- Мы такие же, как ты. Каждый из нас получил пинок от судьбы, поэтому мы и вместе. Никто из нас не имеет постоянных заработков. Кроме Алифа - он пенсионер,- Алиф недовольно нахмурился.
- Да, мы почти ничего не делаем. Мы искатели приключений. Только на одном месте. Ося промышляет антиквариатом, Пахомыч пишет... и читает, Святой торгует билетами в метро в часы пик. Ну и я кой-чем промышляю. Только сейчас я не при деле. Ты бы удачно вписался в наш коллектив.
- Да, возможно. Вы интересные ребята. Я не встречал таких, как вы, раньше. Может быть поэтому и не оседал.
- Так что, ты останешься?
- Ну, надо всё хорошенько обдумать. Менять привычный образ жизни не хочется. С другой стороны, новое приключение...
- Соглашайся, не пожалеешь. Эта комната может остаться твоей.
- А мне ты не предлагала комнату на первом этаже,- тихо возмутился Алиф.
- Альфик, не бурчи. Новый житель - это прекрасно. Если он даст клятву, он по праву станет одним из нас.
- А что за клятва?
- Ну, ты должен кое-что пообещать. Но... можешь это сделать завтра.

* * *
Ночь. В комнату на первом этаже тихо входит Изергиль.
- Иван...

Нет ответа.
- Иван! Проснись!
- А? Что?- Произнёс Иван давно заученную фразу.
- Тебе уютно в новом доме?
- Да, спасибо. Неплохо. Извини... а нельзя было спросить это наутро?
- Ну... я подумала, может быть, ты хочешь, чтобы я осталась с тобой...

Иван осмотрел Изергиль.
- Звучит заманчиво. Но... не сегодня. Я и вправду очень устал. Да и выпил немного. Приходи лучше завтра.
- Конечно, приду. Так ты всё-таки остаёшься?
- Да, остаюсь. Как я могу уйти от такой красоты? Нет! Я остаюсь. А сейчас... можно я посплю?
- Конечно.

Изергиль поцеловала Ивана в лоб и ушла, тихо закрыв за собой дверь. Через пятнадцать минут в дверь постучали.
- Иван, не спишь?- Это был Ося.
- А? Что?- Снова включился Иван.
- Не спишь, говорю? Вижу, что не спишь.
- Да уж поспишь тут...- Пробурчал Иван.
- Слушай, а ты умеешь разговаривать с мёртвыми?
- Нет, а ты что, умеешь?
- Я? Конечно. Лучше, чем с живыми.
- Ну, поговори с кем-нибудь их моих родственников.
- А как я их узнаю?
- А, неважно. Давай спать.
- Это что, приглашение?
- Нет, это просьба. Дай мне поспать. Утром поговорим.
- Конечно. До завтра.
- До утра.

Через пятнадцать минут снова раздался стук.
- Кто ещё?- Разъярился Иван.
- Это я, Пахомыч.
- Что тебе надо, Пахомыч?
- Ты всё-таки решил остаться?
- Да не знаю я! Может быть. Дай мне выспаться!
- Не кричи, соседей разбудишь.
- А они что, спят? ПО-моему, они тут колобродят по дому всю ночь.
- Не, всю ночь только если Ося. Наверное, ты его слышишь, потому что его комната находится в точности над твоей. Ося практически не спит, а когда спит - делает это в гробу. Так что ты вполне его мог слышать.
- Да я не о том. А, ладно. Не бери в голову.
- Слушай, как ты относишься к творчеству? Писучему творчеству?
- Я обязательно тебя почитаю, если ты об этом.
- Нет, нет! Ни за что!
- В чём дело?
- В моих рассказах моя душа. Я из никому не даю читать.
- Ну ладно, как знаешь,- при этих словах Иван отвернулся и дал понять, что диалог окончен.
- Спокойной ночи, Иван.

И вновь через пятнадцать минут открылась дверь. Это был Святой. К великому счастью Ивана, он не стал его будить, а предусмотрительно поставил две бутылки пива ему под кровать. Жаль только одну он со звоном разбил, наполнив комнату ароматом пива. Иван не отреагировал. Святой, пока его не поймали, на цыпочках вышел из комнаты.

Следующим был Алиф. Увидев, что гость спит, он пожелал его загипнотизировать. Он сел рядом и начал медленно нашёптывать ему слова:
- Спи... спи... ты спишь...,- бубнил Алиф. Иван едва сдерживался, чтобы не повернуться и не ударить его по затылку.
- Ты не хочешь оставаться в старом доме. Клятва даётся один раз и навсегда. Ты не сможешь покинуть старый дом...,- продолжал Алиф.

* * *
Настало утро. А именно семь утра. Алиф побежал на обычную утреннюю пробежку. Жители старого дома проснулись. Шум на первом этаже не дал Ивану поспать.
- Доброе утро, Иван.
- Доброе утро, жители старого дома.
- Я принёс текст клятвы,- заявил Пахомыч.
- Я не буду давать клятву.
- Почему?
- Я ухожу. Навсегда. Спасибо за хлеб-воду, но я не могу здесь остаться.

Жители старого дома его окружили. Все, кроме Алифа - он был на пробежке. Ивану некуда было отступать.
- Читай,- сказал Пахомыч, протягивая лист бумаги.
- Читай,- хором сказали остальные.
- ...пока смерть, быть может, моя, не разлучит нас всех.

Пахомыч, Святой, Ося и Изергиль расступились. Теперь клиент был схвачен. В дверь вошёл Алиф. Все сразу же на него посмотрели. Напряжение так и висело в воздухе.
- Что произошло?- Спросил Алиф.
- Нас стало больше,- сказал Ося.
- Он прочитал клятву,- сказал Пахомыч.
- Он один из нас,- сказала Изергиль.
- Пошли пить пиво,- завершил Святой.

Алиф неодобрительно посмотрел на окружающих. Но Иван выглядел вполне довольным. Он улыбался. Все пошли к Святому за пивом. Алиф последовал за ними.
- Итак,- сказал Святой,- тебе нужно новое имя. Здесь никого не зовут по-старому.
- Путник,- сказал Иван.
- О! Точно. Ты будешь Путник. Я Святой. Это Пахомыч, Ося, Алиф и Изергиль. Впрочем, это ты уже знаешь.
- Итак, Путник, Ося, Алиф, Святой, Пахомыч и Изергиль - таков новый состав старого дома. И таким он будет, пока один из нас не умрёт, или кто-нибудь ещё к нам не присоединится - в последнем случае нас станет больше, как, например, сегодня,- подытожил Ося.- Притом, мы не имеем приближать момент смерти одного из участников, то есть покушения друг на друга строжайше запрещены.
- Я знаю. Я читал клятву,- откликнулся Путник.
- Прекрасно.

* * *
Вечером, когда все были достаточно пьяны и завалились в комнате святого, Путник спустился на кухню и взял со стола кухонный нож. Затем приблизился к двери. Но, как он и предполагал, с лестницы уже спускались пятеро жителей дома.
- В чём дело?- Спросил Ося.
- Я пошёл дальше.
- Что? Ты дал клятву!
- Нет. Клятву я дал под давлением, так что это не считается. Оревуар, господа.
- О нет! Ты не уйдёшь!
- Да? А как вы меня остановите?- Спросил Путник, доставая нож.

После этих слов он побежал прочь. Изергиль, Пахомыч, Ося и Святой помчались за ним. Постепенно, мужчины отваливались. Осталась одна Изергиль. Она поняла, что в одиночку ничего не сделает, поэтому просто притаилась за кустом и стала ждать, чем всё закончится.

Иван постучал в дверь дома.
- Да...
- Приветствую вас, добрые люди,- заговорил путник. Его голос был твёрд и уверен в себе.
- Чем обязаны?
- Меня зовут Иван. Я путник. Путешествую по миру пешком, ем и сплю у добрых людей. А за кров и харчи воздаю им молитвы.

Дверь открылась и путника впустили в дом. Через некоторое время он вышел и пошёл дальше.

Спусти пару минут из дома выбежала молодая девушка и побежала в сторону, куда ушёл путник. Ещё через две минуты они вернулись в дом, и оттуда больше никто не выходил.

"Интересно, наверное, быть путником. Каждый день новая семья. Приключения. Ведь не каждому доводится удирать от пятерых обезумевших людей с кухонным ножом. Чёрт! Придётся покупать новый нож..."- подумала Изергиль. И вернулась в старый дом.