1. Погост Вороничи

Анатолий Штаркман
       1. Погост Вороничи

       (По детективной повести Анатолия Штаркмана «Дневник могилы Пушкина»)

Князь П. А. Вяземский – А. И. Тургеневу, 8 апр. 1836 г. «У Пушкина умерла мать его, он всё время был в печальных заботах, а сегодня отправился в псковскую деревню, где будет погребена мать».*
«Весной 1836 г. вместе с Пушкиным Осипова хоронила его мать».**
А. С. Пушкин. Письма.
Письмо Погодину 14 апреля 1836 г. Из Михайловского в Москву: «Пишу к Вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств».
Н. М. Языкову. 14 апреля 1836 г. Из Голубова в Языково. «Отгадайте откуда пишу к Вам, мой любезный Николай Михайлович? Из той стороны

       - где вольные живали etc.

Где ровно тому десять лет пировали мы втроём – Вы, Вульф и я; где звучали Ваши стихи и бокалы с Ёмкой, где теперь вспоминаем мы Вас – и старину. Поклон Вам от холмов Михайловского, от сеней Тригорского, от волн голубой Сороти, от Евпраксии Николаевны, некогда полувоздушной девы, а ныне дебелой жены, в пятый раз уже брюхатой, и у которой я в гостях. Поклон Вам ото всего и ото всех преданных сердцем и памятью! Алексей Вульф здесь же, отставной студент и гусар, усатый агроном, тверский ловелас – по-прежнему милый, но уже перешагнувший за тридцатый год»….
В августе 1836 года на Каменном острове в Петербурге эхом отзываются апрельские похороны матери: «Когда за городом, задумчив я брожу»:

 « … Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мёртвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью тёмною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых жёлтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрёпанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя…».

В письмах А. С. Пушкин с любовью пишет о деревне, Михайловском, Тригорском, реке Сыроть. В стихотворении он конкретен и указывает, что «родовое кладбище» именно в деревне, а не в Святогорском монастыре, и не монах проходит мимо могил, а «селянин». Единственное деревенское
---------------------------
*Викентий Вересаев. Пушкин в жизни. М. 2001. т.2 с.251-2
**Друзья Пушкина. Биографические очерки и примечания В. В. Кунина. М.1984. т.2.с160. Семья Осиповых-Вульф.

кладбище между Тригорским и Михайловским находилось в Ворониче. Кладбище расположено на высоком холме, с которого отрывается широкий и красивый вид на реку Сороть, леса, заливные луга. Паустовский в 1936 году посетил эти места: «В погосте Вороничи, где я жил, стояла деревянная ветхая церковь. Все её звали церквушкой. Иначе и нельзя было назвать эту нахохленную, заросшую по крышу жёлтыми лишаями церковь, едва заметную сквозь гущу бузины. В этой церкви Пушкин служил панихиду по Георгу Байрону». Со всех сторон церковь, называлась она Егорьевская, окружали могилы. На кладбище хоронили как по еврейскому обычаю – камень, или плита без креста, так и по христианскому с крестом деревянным или каменным над могилой.
В одной из могил под «вековым» многогранным камнем, заросшим зеленовато-жёлтым мохом, лежит дед, основатель Тригорского - Александр Максимович Вындомский, дата рождения не указана, умер 12 февраля 1813 года. При Пушкине эта могила уже существовала, возможно, именно этот камень поэт имел в виду. Позже к деду «подселили» внука Вульфа Алексея Николаевича, 17 декабря 1805 г. – 17 апреля 1881., вытесали окошечко для имён и воткнули, другого слова не подберёшь, крест из двух перекрещивающихся цилиндрических болванок современного проката.
Иван Сафонович Осипов, 1773 – 5 февраля 1824, лежит под относительно свежей светлого цвета мраморной доской без креста. Отца Ивана (Ионатана) Осипова звали Саф - ;;; на иврите, очень редкое еврейское имя в честь названия долины близ Иерусалима. Есть и другие объяснения, не имеющие ничего общего с русскими именами, например: ;; – саф - порог, чаша. Такая же могила без креста у его жены, хозяйки Тригорского, с краткой надписью: «Осипова Прасковья Александровна, род. 28 сентября 1781 г., сконч. 8 апреля 1859 года», она же Вульф по первому мужу и по девичьей фамилии Вындомская – из небольшого городка Домбе, в котором разрешалось проживание евреев. Под мраморными плитами проступают тёмные от времени фундаменты. В современном путеводителе «Ле Пти Фюте» место это обозначено «Некрополь Осиповых-Вульф». Вындомские, Вульфы, Осиповы, Ганнибалы, Пушкины дружили семьями и породнились: Лиза, старшая сестра Прасковьи, вышла замуж за Якова Исааковича Ганнибала, одного из сыновей Исаака Абрамовича, брата отца Надежды Иосифовны. Это и дало повод Пушкину назвать кладбище в Ворониче родовым. Задолго до смерти, в 1825 году Александр Сергеевич вписал в альбом Прасковье Александровне посвящение, заканчивающееся словами

Когда померкнет ясный день,
Одна из глубины могильной
Так иногда в родную сень
Летит тоскующая тень
На милых бросить взор умильный.

В канун столетия со дня рождения А. С. Пушкина необходимо было закрыть неясные, я бы сказал, скользкие вопросы о его захоронении. Похоронами, как и рождением, ведала церковь, потому ей и поручили. Для этого в 1899 году впервые издаётся «Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской Епархии»: «Издание адресовано не только специалистам: историкам, литературоведам, экскурсоводам, культурологам, краеведам, но всем, кому не безразлично имя гения русской поэзии А. С. Пушкина, могила которого находится в русском православном действующем монастыре».*
Автор «Описания…» игумен Иоанн Мазь**, в мирской жизни носил имя Фёдор и служил в военном ведомстве помощником столоначальника окружного интендантского управления Финляндского военного округа. По указу Александра Третьего он был пожалован званием Кавалера императорского ордена святого Станислава. Вскоре после выхода в отставку Фёдор Мазь отказался от звания и был пострижён с именем
-----------------------------------
*Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Псковской епархии» 2003. Сборник, в котором выделено описание монастыря в 1899 году.
**Е.Э. т.10 с.498. Случайность это или нет, но в это же время в Москве живёт однофамилиц игумена Святогорского монастыря – раввин Мазе Яков Моисеевич.

Иоанн. Вскоре его награждают набедренником – одной из первых церковных наград, возвеличивают в сан игумена и утверждают настоятелем Свято-Успенским Святогорским монастырём. С первых дней служения в монастыре игумен Иоанн занялся работой «по привлечению внимания к нуждам обители и могиле А. С. Пушкина». Игумен понял, что имя Пушкина – золотая жила для монастыря.
Год 1836 год в летописи монастыря описывается довольно подробно, в том числе: «Согласно открытому листу от 31 марта за №1344-м, выданному за подписью министра внутренних дел, и указу Псковской духовной консистории от 8 апреля за № 1211, по просьбе скончавшейся в С.-Петербурге г-жи Пушкиной, дозволено перевести тело её в Святогорский монастырь «для погребения на родовом кладбище»».
Что это за «родовое кладбище», взятое в кавычки, где оно находится, летопись не даёт ответа. Близ Воронича монастырю принадлежали оброчные угодья, перевоз при пригороде на реке Сороти и рыбные ловли; за монастырём числились также ревизские крестьяне из Воронича и ближайших сёл. Георгиевская церковь в Ворониче и кладбище вокруг неё подчинялась Успенскому собору Святогорского монастыря. Следовательно, мать А. С. Пушкина была похоронена действительно на «родовом кладбище» в Ворониче, которое относилось к монастырю. На этом кладбище хоронили селян из окрестных сёл, в том числе и из имения Михайловского, которое принадлежало Надежде Иосифовне, матери поэта.
Хранитель Пушкинского заповедника Семён Степанович Гейченко с женой жили в Михайловском в 20-м веке и похоронены в 90-х года того же века на кладбище в Ворониче. Их могилы находятся за деревянной изгородью, окрашенной в коричневый цвет, под деревянными крестами того же цвета, в таком виде они (могилы) были в 2005 году.

       Михайловских и тригорских селян хоронили в Ворониче.
       (Продолжение следует)