Православие и духовность - три вопроса священнику

Андрей Сигутин
(На вопросы отвечает игумен Игнатий (Душеин), благочинный VII округа Калужской Епархии)
       
- Как человеку в нашем суетном мире приобрести "мир и духовную тишину в
сердце" (священник Андрей Постернак пожелал, «чтобы радость Христова Рождества, мир и духовная тишина были в сердце у каждого человека»)?

 - «Я победил мир» - сказал Господь. Эти слова относятся именно к миру греха. Теперь насилие греха, его власть над человеком не незыблема.
В другом месте Евангелия читаем: «Мир Мой оставляю Вам». Теперь каждый человек может стать сопричастником этого дара – мира душевного.
Апостол Павел говорит, что нет ничего, способного отлучить человека от Любви Божией. То есть никакие внешние причины: соблазны, суета, природные катаклизмы, социальные потрясения, дефолты и выборы-перевыборы – не могут помешать нашему духовно-нравственному самоопределению. Только наше собственное поведение может нас или приблизить, или отдалить от Бога. И заповеди можно исполнять везде.
Собственно, многой суеты мы можем сами избежать. Ну, например: кто нас заставляет смотреть телевизор, слушать радио? Ведь мы знаем, что абсолютно ничего в духовном плане полезного там не найти, а грязи нахвататься – легко и просто. Но, тем не менее, очень редко даже среди православных найдется человек, который бы хотя бы постом отказался от этого…
Я своим прихожанам прямо говорю: отказаться от телевизора постом – выше, чем не пить молока и не есть мяса, так как Бог смотрит в сердце, а не в желудок.
Так что многое зависит от нас самих. Мы ведь сами впускаем в себя маленькие причины больших проблем духа – не храним себя, своих чувств и мыслей.
Что касается того, что мы отринуть не в силах… Я уверен, что тому, кто добровольно отметает всякую грязь, сознательно не принимает ее в себя, Господь поможет не испач-каться в ней и невольно.

- Что такое в Вашем понимании православная духовность?
- Это – обязательно – причастность Духу Святому. Это – не культура и даже не нравственность, не образованность и не эрудированность. Все перечисленное может быть в какой угодно религии и даже без нее. Духовность в православном понимании – сопричастность Богу, сознательное движение к Нему, близость Его, Причастие Ему.

- Каким должен быть человек, чтобы можно было назвать его духовным?
- Настоящий православный человек и есть духовный человек! Так как все Православие нацелено, по слову преподобного Серафима, на «стяжание Духа Святаго». Другое дело, что не всякий декларирующий себя православным к этому Духу имеет отношение. Мы не можем увидеть степень приобщенности человека к Духу Божию, однако есть критерии, по которым можно кое-какие суждения об этом иметь.
«Древо познается по плодам» - сказал Господь, а святой апостол Павел перечислил эти плоды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…»
Часто мы видим в окружающих такие плоды? Очень не часто. Так что все мы сейчас еще не духовные люди, мы, в лучшем случае – войны духовной брани, в худшем – ее инвалиды. Нам бы смирение элементарное…
Вспомним заключительные слова Великого Покаянного Канона преподобного Андрея Критского: «Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу яко приятную жертву, Едине Спасе».