Кулона могло не быть

Виктор Бабинцев
       «Многие сложные науки начинаются с ошибок
       на обложках своих учебников» (Старая истина)


«Известно, что заряженные шарики на крутильных весах в знаменитых опытах Кулона то притягивались, то отталкивались. Причем сам Кулон всегда совершенно точно знал, как поведут себя шарики. Вопрос: как удавалось Кулону прикосновением одного и того же относительно большого наэлектризованного шарика делать два разноименных точечных заряда?»

Этот вопрос «завис» в тишине на оживленном форуме физиков в Интернете. Молчим, значит – думаем. Возможно, некоторые уже поняли, что никаких зарядов – ни положительных, ни отрицательных – в опытах Кулона просто не было. Вот в том-то все и дело.

Кулон был серьезнейшим физиком-инженером, который, по мнению некоторых других, занимался сущей ерундой – «изучал магнитики». На что Кулон всегда отвечал, что он изучает не магниты, а молекулы. Кулон догадался, что особые свойства намагниченных или наэлектризованных трением тел обусловлены синхронным движением всех их молекул, в результате которого происходит сложение или умножение всех их свойств. Поэтому два магнитика в руках Кулона – это были две молекулы. Так он их и называет в формулировках своих законов. Эти законы одинаковы и для постоянных магнитов, и для наэлектризованных , и для обычных тел. Таким образом, Великое объединение, философский посыл к которому был дан еще Ньютоном в размышлениях о единой картине мироздания, и о котором в последние годы жизни много думал Эйнштейн, в части объединения гравитационных и электромагнитных взаимодействий свершилось еще в опытах и законах Кулона.

Разноименные заряды получить очень просто. Нарежьте маленькие кусочки бумаги. Наэлектризуйте трением о шерстяную ткань пластмассовую линейку или корпус от шариковой ручки и поднесите к бумажкам. Все бумажки примагнитятся и повиснут на них. Наука говорит, что заряд у всех этих бумажек отрицательный. А теперь стряхните эти бумажки на стол с некоторой высоты и снова попытайтесь их собрать на наэлектризованное тело. Уверяю вас, что соберете вы ровно 50% этих бумажек, а остальные 50% будут отталкиваться или прижиматься к столу. Это при бесконечно большом числе проб. То есть заряженные, как мы говорим, бумажки ведут себя в этом опыте точно так же, как постоянные магниты. С такими неметаллическими и относительно постоянными магнитами Кулон и ставил свои опыты. Он, судя по всему, догадывался, с чем имеет дело. Однако, спустя ровно сто лет после его опытов, его именем была названа единица электрического заряда…