10. Конец проекта Единорог

Александр Баженов
       Мне иногда кажется, будто часы, те самые, что отсчитывают мгновения самого Времени, сломались; что-то испортилось в их непостижимом для понимания механизме, отчего все пошло не так, как обычно. Привычное течение времени превратилось в безумный круговорот, перемешивая оторванные от последовательной цепи событий фрагменты в многочисленные вихри, в которых царит только хаос. Будущее перестало быть таковым; его призрачные видения вторглись в память, поселившись среди воспоминаний, наравне с уже свершившимися событиями. Даже настоящее представляло собой сплошную череду дежа вю, заставляя обращаться в дальние уголки памяти к событиям, которых не могло быть по сути. Возможно, это и есть истинная природа времени, в котором человеку уготовано следовать по заранее определенному пути, понятному его ограниченному разуму. Жизнь - его поводырь на вселенском пути времени, уверенно ведет его прямой дорогой от рождения к смерти, не обременяя тем, что ему все равно не познать. А мне, быть может, не посчастливилось остаться в общей массе сравнительно беззаботных слепцов, верящих в то, что прошлое уходит безвозвратно, а настоящее неотвратимо ведет в грядущее, объясняя последовательность причинно - следственных связей. Мое же наказание - блуждание в одиночестве по бесконечному лабиринту времени, лишенное всякого смысла и определенной цели, так как постоянное пересечение уже пройденного пути и того, которому не суждено стать будущим, превратилось в бесконечную гонку по дороге в никуда. Лишь осознание того, что рано или поздно этой гонке настанет конец, вносит некоторую ясность в общий беспорядок, в который оказалась ввергнута моя жизнь.




       Машину тряхнуло, и перо авторучки прочертило на бумаге зловещую кривую. Ксения закрыла увесистый ежедневник и посмотрела на Александра. Они остановились у светофора, и Александр переключил внимание на свою спутницу.
 - Ты часто пишешь в не самых удобных условиях?
 - Это мой дневник. Я пишу всегда, когда меня посещают мысли, которые достойны стать частью его содержания.
       Александр улыбнулся.
 - Когда-то я тоже вел дневник. Мне казалось, что он будет хранить вехи моей жизни надежнее памяти. Но потом я понял, что далеко не все в ней заслуживает того, чтобы о нем когда-нибудь вспоминать. И я сжег свой дневник.
 - Я знаю, потому и сказала тебе. Я иногда чувствую то же самое, но потом всегда приходу к заключению, что он помогает мне поддерживать хоть какой-то порядок в мыслях и действиях.
 - Твои видения… они все такие же болезненные?
 - Знаешь, я хотела тебе сказать, что за последний год, с тех пор, как я стала частью Проекта, мои кошмары стали реже, и я чувствую уверенную тенденцию…
 - Это просто прекрасно. Я безумно рад об этом слышать, Ксюшенька. Если бы в этом была моя заслуга - я бы посчитал ее за самый большой мой успех.
       Ксения испытующе посмотрела в глаза Александра.
 - Но ведь это значит, что если все пойдет так и дальше - от меня уже не будет никакого проку в рамках Проекта. Даже если ты считаешь иначе - наш Сфинкс попросит меня уйти.
 - Думаю, ты права.
 - Не поняла!? Что это значит?
 - Для тебя это означает одно - тебе больше не нужен Проект, а не наоборот. Кроме того, я считаю, что участие в подобном предприятии опасно как для тебя, так и для меня. Возможно, мы напрасно дали согласие тогда, в гостинице. Захватывающая прогулка оказалась смертельным сафари, и я думаю, пришло время остановиться и сойти с этого поезда. Лично для себя я уже все решил, и буду настаивать, чтобы и ты последовала моему примеру. Пусть меня считают малодушным, непоследовательным и безответственным, я знаю только одно - цена вопроса чересчур высока, чтобы ее себе позволить. Я уже лишился близкого мне человека и не смогу простить себе еще одну потерю.
 - Я с тобой полностью согласна, но может благодаря работе в Проекте, я встала на путь исцеления от моего проклятья.
 - Все кончено, Ксюша. Поверь, мы должны прекратить нашу деятельность на этом поприще. Но это ни в коей мере не помешает нам встречаться и дальше. Что касается меня - я хочу признаться, что нашел в твоем лице своего близкого друга, что в моем возрасте, согласись не так легко. И я благодарен тебе, что ты сделала это возможным.
 - И ты собрался уйти, чтобы защитить меня?
 - Чтобы защитить нас обоих. Тебе ведь это самой должно быть известно гораздо лучше меня.
       Александр стал взял вправо, намереваясь остановить автомобиль. Ксения увидела сотрудника ГИБДД, направляющегося к ним, и внезапно почувствовала легкий холодок внутри, будто внутри внезапно зашевелилось чувство вины за совершение чего-то очень плохого. Постовой подошел к водительскому окну и, исполнив формальность с прикладыванием руки к козырьку, попросил у Александра документы. Изучая их, он некоторое время беззвучно шевелил губами, будто что-то вспоминая, затем измерил Александра взглядом и направился к постовой машине. С минуту он говорил со своим напарником, искоса погладывая на машину Александра. Ксению вновь посетило странное волнение и, когда дверь постовой машины раскрылась, и из нее показался другой милиционер с коротким автоматом, а первый потянулся к кобуре на поясе, она буквально впилась в куру Александра с воплем "Поехали, быстрей!". Ошарашенный, Александр рванул машину с места так стремительно, что она накренилась и взревела всей мощью своего мотора.
       Александр тоже почувствовал незримую угрозу, поэтому вопль Ксении сработала подобно спусковому крючку, заставив действовать решительно и не задумываясь о последствиях.
       В нарастающем гуле двигателя сзади раздались хлопки выстрелов, заднее стекло лопнуло и рассыпалось, а две или три пули на излете глухо ударились в сидения и, пробив обивку, застряли в вязкой мякоти поролона.
 - Набери Юлия, - сказал Александр, немного придя в себя. Он протянул мобильный телефон, не отрывая взгляда от дороги. Ксения набрала номер и вернула трубку.
 - Это я, - взволнованно произнес Александр, когда на другом конце ответили. - В меня только что стреляли на посту милиции.
 - Я все знаю, - послышался раздраженный голос Юлия. - Сегодня утром тебя включили в оперативную сводку в связи с подозрением на участие в убийстве одного важного чиновника.
 - Что за чушь!?
 - Успокойся. Тебя просто подставили - это ясно, как божий день. И подставили крепко. Меня тоже, кстати. Я отстранен от дел, так как имел с тобой контакт.
 - Ты, говоришь, успокойся!? Со мной Ксения. Ее могли застрелить вместе со мной! Я хочу знать, что, черт возьми, происходит.
 - Я буду возле бывшей "Искры" через пятнадцать минут. Если ты мне доверяешь - подъезжай туда, я вас вывезу из города. Тебе нужно исчезнуть на время, а нам всем основательно подумать, как быть дальше. Ты все понял?
 - Да.
 - Хорошо, бывай. Буду ждать тебя и Ксюшу. И, пожалуйста, будьте осторожны.

       Треснуло последнее целое полено в камине, разразившись фейерверком оранжевых искр. Александр молча смотрел на угасающий огонь, видя в его агонии гибель своих собственных ожиданий и надежд. Раньше ему казалось, то он видел выход из тупика, в который его привела жизнь, но на деле, шаг навстречу новому свету обернулся шагом в бездонную бездну непредсказуемости и страха. И теперь, когда возврат к прежней жизни был уже невозможен, а цель - по-прежнему недосягаемой, Александр осознал, что пути настал конец. Потеряв сначала уверенность в себе, затем одного из близких людей и поставив под угрозу другого, а вместе с ним и самого себя, и в довершение всего, оказавшись вне закона, он уже был полностью готов сдаться, приняв любые условия, чтобы избежать еще более страшных последствий.
       Юлий появился с кружками, из которых тянулся дымящийся аромат свежесваренного кофе.
 - Здесь мы в относительной безопасности, - сказал он, протягивая горячую кружку Александру. - Кроме того, я только что разговаривал со Сфинксом. Он очень встревожен последними событиями и принял решение встретиться с тобой завтрашним утром. У него есть нечто важное, что он хочет тебе передать, и от чего зависит решение многих наших проблем.
 - Какая честь, - с горькой иронией произнес Александр.
 - Ты не хочешь понять, Алекс - мы все в опасности, и ты, и Ксюша, и я. А Сфинкс - уже многие годы, считай, одной ногой в могиле. Он несет ответственность за всех нас и рискует несравнимо больше нашего. Без его помощи мы бы и шага сделать не смогли. Потому что он не человек, который всегда в стороне, как это может показаться на первый взгляд. Он всегда на передовой, каждую минуту своей жизни, и поэтому он обречен постоянно находиться в тени, скрывая свое лицо и имя даже от тех, кто борется вместе с ним, чтобы уберечь последних от смертельной опасности, которая преследует в первую очередь его самого.
 - С чего, вдруг, такое рвение. Или это тоже большой секрет от нас.
 - Некоторое время назад тот, кого мы знаем, как Сфинкса, сам состоял в рядах организации, которая была создана еще в советские времена несколькими высокими партийными функционерами. То были времена, когда государство казалось непотопляемым авианосцем, способным решать любые проблемы и противостоять любым врагам. И поэтому, несмотря на весьма достоверные данные разведслужб о том, что за океаном ведутся исследования в области паранормальных явлений и перспективные разработки на их базе новейших технологий и, в первую очередь, военных, твердолобая номенклатура из ЦК отказывалась принимать эту информацию всерьез. Надеяться на создание специальных структур, подобно тем, какие имелись в США, понятно, не приходилось, и несколько чиновников высшего ранга приняли инициативу на себя, так как были всерьез озабочены вероятной угрозой и считали, что последующие поколения будут им благодарные, если они вовремя примут соответствующие меры. Они объединились в некое подобие масонской ложи, полагаясь только на собственные силы и уйдя в глубокое подполье из-за опасений репрессий со стороны государства в случае раскрытия их нелегального альянса. Но благодаря могущественному положению и обширным связям участников альянса, их тайная организация стала мощным механизмом с собственным финансированием и влиянием, как в институтах партийной власти, так и в силовых ведомствах, включая КГБ и Минобороны. По сути, было создано полноценное параллельное правительство, вполне способное, в случае необходимости, принять управление государством на себя. Его главной задачей было заполнение бреши в технологическом и оборонном уровнях, допущенную государством и восстановить уже порядком расшатавшееся к тому времени равновесие между мощью СССР и странами Запада. Возможно, во многом благодаря Организации долгие годы Советскому Союзу удавалось держать в узде агрессивно настроенные западные государства.
       Сфинкс занимал в Организации одну из ключевых ролей, так как дислоцировался в регионе с ярко выраженным оборонным производством. После распада СССР, многое изменилось и в Организации. Многие ее участники состарились и отошли от дел, передав бразды правления своим более молодым и хватким приемникам, утраченное финансирование было восстановлено за счет привлечение крупного частного капитала, владельцам которого было выгодно обладание сверхтехнологиями и, соответственно, сверхприбылями, которыми не было необходимости делиться с государством. Да и само государство стало иным, приобретя новые приоритеты и курс, так что сочувствующих из числа нового чиновничьего аппарата было если не больше, то столько же, сколь и раньше. Поэтому Организации не только удалось сохранить реальное могущество, но и значительно его упрочить, благодаря новым веяниям в обществе. Неизменным осталось лишь одно - официальная власть по-прежнему оставалась в неведении относительно существования и деятельности столь серьезной Организации буквально под самым носом.
 - Что же произошло, раз Сфинкс так кардинально изменил свои взгляды на работу Организации?
 - По правде сказать - не он один. В Организации произошел серьезный раскол после того, как коммерческие интересы стали превалировать над истинными целями альянса. Исследовательская активность ученых и инвесторов стала неуправляема, и уже никто не знал, как далеко могут зайти их неуемные амбиции. Похоже, их уже не заботила безопасность страны и людей, которые сами все чаще становились агнцами на заклание. Вся Организация с многочисленными исследовательскими центрами и производственной базой стала напоминать бомбу ужасающей мощности, и ее детонатором никто не управлял. Почувствовав угрозу изнутри, те, кому было небезразлично будущее своих и чужих детей, пришли к единогласному мнению, что Организации настала пора положить конец, как вышедшей из-под контроля и потенциально опасной. В очередной раз сплотившись, они вступили в борьбу со своей бывшей вотчиной, прекрасно понимая, с какой силой они имеют дело и какими призрачными шансами на успех располагают.
       Сфинкс был в числе тех, кто объявил Организации крестовый поход, и как многие, заплатил за свою борьбу высокую цену. Он занимал высокое положение во власти, и это спасло его, но он не смог уберечь своего сына, который был убит невероятно жестоким способом. Сфинкс был вынужден отказаться от своей войны, когда ему пригрозили вслед за сыном истребить всю семью. Он открыто признал свое поражение, но в душе не мог мириться с произволом Организации, и продолжил свою борьбу скрытно. Рискуя жизнью своих близких, он собрал вокруг себя сторонников, чтобы незаметно сражаться с последствиями преступной деятельности организации и прочей опасности, от которой не могут оградить неповинных людей никакие правоохранительные и специальные службы.
 - Проект?
 - Да, и теперь, когда мы случайно наступили на ногу Организации, поставив себя в смертельно опасное положение, Сфинкс разработал план по решению нашей проблемы. Поверьте, он заботится о нашей безопасности, сильно рискуя при этом собственной.
       Юлий поочередно посмотрел на Александра и на молчаливо сидевшую на кресле - качалке возле окна Ксению, ожидая их новых вопросов. Александр промолчал, впервые за последнее время поняв, что ему нечем возразить и нет вопросов, чтобы задать. Внутренний страх и отчаяние внезапно сменились чувством стыда за допущенное малодушие и свой извечный сарказм, которые стали его же врагом, нанеся чувствительный удар по достоинству и самоуважению. Поэтому Александр был абсолютно уверен, что утром все будет совсем иначе, и он будет смотреть в лицо реальности уже совершенно другими глазами.

       Молчаливое ожидание сделало утро нескончаемо долгим. Уже совсем рассвело, а в глубоком карьере по-прежнему царил полумрак, создавая впечатление оторванности от остального мира. Время тяжело отмеряло минуту за минутой, и лишь когда утренние сумерки поползли прочь из огромной каменной ямы, на серпантине появился темный автомобиль. Он несся так быстро, что Александру удалось рассмотреть его, только когда он достиг дна котлована и замер в метрах пятидесяти от их машины. Еще некоторое время ничего не происходило, словно тот, кто находился под прикрытием тонированных стекол, терпеливо что-то выжидал. Затем автомобиль дважды коротко мигнул фарами. Юлий положил ладонь на плечо Александра и молча кивнул.
       Александр вышел из машины, но даже не успел сделать и одного шага навстречу ожидавшему его автомобилю. Он вскрикнул от сильной рези в глазах, когда черный седан изнутри охватила невероятно яркая вспышка. Александру показалось, что она продлилась несколько секунд, после чего он инстинктивно закрыл лицо руками, ожидая ударной волны, которая, вопреки опасениям, не последовала. Автомобиль просто стремительно разгорелся ярким белым пламенем, будто само Пекло раскрылось внутри салона. Было отчетливо видно, как его тонкие языки прожигали лобовое стекло, вырываясь наружу подобно маленьким солнечным протуберанцам. Краска на боках машины быстро обуглилась, превратившись в сажу, почти сразу раздались поочередно четыре хлопка - лопнули баллоны колес. Они были едва слышны в нарастающем вое дикого пламени, поющем свою жуткую песнь.
 - Садись в машину. Живо! - прокричал Юлий, заводя двигатель.
       Машина с ужасным ревом сорвалась с места, и целый шквал гравия вырвался из под дымящихся покрышек.
 - Все кончено. - произнес Юлий уже спокойным голосом, когда машина стремительно выехала на загородное шоссе. Он как будто ответил на немой вопрос Александра и Ксении, которые вжались в свои сидения, пребывая в шоке от недавнего потрясения и безумной езды Юлия.
 - Как такое могла произойти? - негодовала Ксения.
 - Сомневаться нет причины - Уборщик добрался до Сфинкса. Боюсь, и у нас теперь осталось совсем немного времени. План Сфинкса провалился, а ним и последняя надежда на спасение Проекта. Теперь мы, что называется, одни в открытом море в надвигающийся шторм.

       Покружив по городу, они остановились на площади возле автовокзала, и Юлий, не говоря ни слова, покинул машину и скрылся за его дверями. Через несколько минут он вернулся с небольшим пакетом и также молча протянул его Александру.
 - Что это? План Сфинкса?
 - Вернее будет сказать - его запасной вариант. В пакете ты найдешь новый заграничный паспорт с мексиканской визой, билет до Мехико с открытой датой, карту VISA на твое имя с PIN кодом в конверте. На ней небольшая сумма, которой хватит на первое время. Не знаю, как долго тебе придется находиться в Мексике, но на случай если срок визы закончится, ты сможешь без труда ее продлить, следуя инструкциям и легенде, которые изложены в конверте. Жить будешь на личной гасиенде Сфинкса, возле Акапулько. Там ты будешь в полной безопасности.
 - Это все просто сказочно великолепно, но с чего ты решил, что я куда-то поеду?
 - Это на время. Если останешься здесь - тебя убьют. Может быть, до этого успеют осудить за убийство. Такая перспектива тебя устраивает? К тому же, я считаю, тебе стоило бы согласиться хотя бы из элементарных благодарности и уважения к Сфинксу, который отдал свою жизнь во имя спасения твоей. Между прочим, у него осталась семья. Я конечно не твоя совесть, поэтому решать тебе. Но я посоветовал бы делать это побыстрее. У нас совсем мало времени. Ты полетишь из Екатеринбурга. Я отвезу тебя на машине прямо до аэропорта Кольцово. И полетишь прямо сегодня, пока тебя не объявили в федеральный розыск. Это, скорее всего, сделают не сегодня - завтра, и тогда спасаться будет уже поздно.
 - А Ксения?
 - Вам придется попрощаться здесь и сейчас. Так будет лучше для нее самой. Домой, по понятным тебе причинам, мы тоже не сможем заехать. Бежать придется налегке. По дороге ты перечислишь мне все необходимые вещи, и я вышлю их позже посылкой DHL.
       Александр оглянулся на сидящую позади Ксению. Она улыбнулась и кивнула.
 - Со мной все будет хорошо. Я уже решила уехать к маме - сейчас она нуждается в моем присутствии особенно сильно.
 - Я прослежу за тем, чтобы с Ксюшей ничего не случилось.
 - Надеюсь, что скоро все встанет на свои места, и я смогу вернуться обратно.
       Александр коснулся ладонью теплой щеки Ксении, и та прижала ее своей, одарив трепетным поцелуем.
 - Я буду ждать и скучать без тебя.
 - Я тоже.
       Александр почувствовал смятение от того, что не мог найти нужных слов в момент, когда они были так необходимы. Он лишь мог молча смотреть в ее глаза, надеясь, что она сможет прочесть их прямо в его душе. Их молчаливое прощание могло длиться еще долго, но Юлий прервал его, когда нетерпеливо забарабанил кончиками пальцев по рулю, намекая на то, что отъезд не терпит промедления. Еще долго ее взгляд стоял у него перед глазами, запечатлев в памяти послание, которое ему предстояло прочесть, пережидая бурю в тихом, но чужом краю.
       Напряжение не покидало Александра всю долгую дорогу до аэропорта, и некоторое облегчение настало, лишь когда пограничник за стойкой пожелал счастливого пути и позади скрипнул турникет пункта паспортного контроля, оставляя позади часть проблем вместе, с которыми, к сожалению, оставались и многие его привязанности.
 - Иди вперед, что бы ни случилось, - вспомнил Александр прощальные слова Юлия на пороге таможенного терминала. - Иди к своей цели, и не позволяй никому тебе помешать. Любой ценой. Только так ты сможешь победить.
       Он одним из последних пассажиров покидал здание аэропорта, когда нечто заставило его обернуться. Он увидел в глубине соседней галереи одинокую фигуру Юлия, который, уловив внимание Александра, махнул ему рукой на прощанье. Александр собирался ответить, когда заметил еще одного человека возникшего за спиной детектива. Холод пронизал Александра; незнакомец медленно поднял пистолет, последовала беззвучная вспышка, и Юлий упал лицом в пол. Александр было рванулся назад, чтобы сообщить пограничникам об увиденном, но увидел перед глазами лицо Юлия. Иди вперед, что бы ни случилось, - вспомнил Александр и, сдерживая нахлынувшие эмоции, неровным шагам продолжил свой путь навстречу свету, который засиял в сгустившемся вокруг мраке отчаяния.

       Вечерний багрянец окрасил сонную гладь океана, и легкий бриз шелестел в раскидистых кронах пальм, словно напевая колыбельную песню.
       Александр оставил стакан мескаля нетронутым, лишь согрев его теплом ладоней. Он почти каждый день заказывал в летних кафе выпивку, но всякий раз уходил, оставляя пьянящую жидкость в стакане. Это напоминало ему эпизоды из прошлого, которые по-прежнему переполняли его память, но теперь казались такими далекими, что тревожить ими душу уже не хотелось. Жизнь продолжалась, несмотря на всю абсурдность ее нынешнего протекания, но Александр понимал, что если он будет продолжать жить своим прошлым, позволив ему завладеть всем его разумом, это будет означать только одно - конец для самой жизни из-за потери всякого смысла стремиться к какому бы то ни было будущему.
       Сумерки сгущались так быстро, что он поспешил к своей машине, чтобы успеть в гасиенду до того как побережье погрузится в непроглядную тьму южной ночи. На пороге дома, под самой дверью, его, как всегда, ждала стопка, состоявшая из крикливых рекламных листков, бесполезной местной газетенки и прочего бумажного хлама. Александр всегда небрежно перебирал его, подобно ежедневной прессе, прежде чем отправить в корзину для мусора. Но сегодня его внимание привлек совершенно безликий конверт, на котором не было даже адреса получателя. Такие конверты, обычно доставлялись курьерами, но Александру это было в диковинку.
       Листопад разноцветных бумажных листьев рассыпался по полу, когда из вскрытого конверта Александр извлек небольшую фотографию, кроме которой больше ничего не было. С черно-белого любительского фото с потрепанными краями на него с улыбкой смотрел он сам в обнимку с братом, с поднятой в приветствии рукой.