О любви

Геннадий Лагутин
       


Как же мы мало знаем! Самое страшное, что порой и не стремимся узнать о том, что находится рядом, под боком… Нас все время куда-то несет, несет без оглядки. Многие сейчас лучше ориентируются в кварталах Стамбула или Каира, чем в Москве и даже Петербурге, а то и в родном провинциальном городе! Постепенно нация превращается в «нацию родства не помнящую». Не помнящую, не знающую и не желающую знать.
После того, как я написал свой шутливый рассказ «Как мы ловили НЛО», действие которого происходит в Тверской области, произошел случай, повергнувший меня в шок. Есть у меня один знакомый молодой человек, студент одного из самых престижных российских ВУЗов. Так вот. Я дал ему почитать этот рассказ. Этот молодой человек, прочитав рассказ, сказал, что я все наврал. Оказалось, что главное мое вранье заключалось в том, что на «автомашине за такое короткое время от Москвы до Урала не доехать!»
Когда я вышел из состояния столбняка и осторожно стал его расспрашивать, я выяснил, что его знания о России, подобны тому, которыми обладал Митрофанушка в «Недоросле» Фонвизина. И надеется он на то, что «заплати и извозчик довезет куда надо!» Вот такая, понимаешь, арифметика!
Впрочем, я отвлекся. Значит о любви…
Так бывает в жизни, что одно событие рождает воспоминание о другом.
По делу мне понадобилось поехать в Петербург. И бывают же такие совпадения, но позвонил один мой знакомый и, между делом, сказал, что завтра он на своей машине поедет в Питер. Естественно, мы быстро договорились, что он прихватывает меня с собой. Утром раненько мы выехали. Дорога эта знакома мне до неприличия. А приятель, как выяснилось, ехал в этом направлении первый раз, потому мне пришлось взять на себя необременительные обязанности штурмана и гида, заодно. Так, болтая, мы доехали до Твери. И здесь я попросил его проехать не по объездной дороге, не проходящей через город, а заехать в саму Тверь, потому что у меня там маленькое, минут на пять дело. В общем, приятель поехал через город, где по пути я ему кое-что рассказал о достопримечательностях этого красивого старинного города. А на самом выезде из города, я попросил его остановиться у цветочного магазина, где купил букет цветов.
-Это для кого? – подозрительно спросил мой приятель.
-К женщине одной заедем. Это по дороге. Всего минут на десять! – успокоил я его.
Он недоуменно пожал плечами, и мы поехали дальше. Примерно, минут через пятьдесят мы уже подъезжали к Торжку. И тут я попросил его свернуть направо.
-Это недалеко! – сказал я. Всего пять-шесть километров! Ну, сделай милость!
Он послушался, и через короткое время мы приехали туда, куда мне было нужно. Мы въехали в маленькую деревушку и остановились около церкви.
-Ты что же это, в церковь цветы вез? – пошутил приятель.
-Ступай за мной! – сказал ему я.
Через несколько минут, мы стояли перед скромной могилой, где на небольшом обелиске была короткая надпись, прочитав которую, приятель стал хватать ртом воздух.
-Э-э-то…. она? – спросил он недоверчиво, когда я положил цветы к надгробью.
-Да! – сказал я. – Здесь похоронена Анна Петровна Керн, которой Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение, лучше которого еще не написано в мире и, вряд ли будет написано, когда- либо!
И здесь, стоя у могилы, я прочитал стихотворение, которое лежавшая в могиле женщина услышала когда-то впервые: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты…»
Мы ехали дальше. Приятель сосредоточенно крутил «баранку» и о чем-то напряжено думал.
-Какие же мы все-таки … невежды! – сказал он, наконец, грустно. – Я ведь даже не знал про ее могилу!
Я промолчал. Мы ехали дальше. Вдоль дороги шумели леса, потом леса сменялись полями, снова лесами… А мои мысли перекинулись совсем на другое. Я вспомнил историю любви, о которой знают только лишь единицы. Что послужило этому толчком – не ведаю. Может быть Русь пролетающая по сторонам дороги, может что еще… Пойди, узнай, почему вдруг начинаешь думать о чем-то?
А я думал о Дмитрии Донском. О Великом князе Московском.
Вот что мы знаем о нем? Знаем, что он повел свои рати на поле Куликово, что эта битва решила судьбу Руси на многие века вперед? Всё? Более просвещенные знают о его дружбе с Сергием Радонежским, о том, как он проявил свой талант полководца, спрятав от врагов Засадный полк, решивший судьбу битвы? А многие ли помнят о том, что он, Великий князь, переоделся в доспехи простого воина и ушел из под великокняжеского стяга в передовой полк, где вероятность погибнуть была очевидной? Что под стягом, в великокняжеском облачении был его соратник воевода Боброк? Почему Дмитрий это сделал, что толкнуло его вперед? Какой талисман хранил его и сохранил в этой лютой сече? Может быть Любовь?
Москва белокаменная! Знаешь ли ты, что в тот момент, когда передовой полк с Великим князем принимал первый удар врага, начатый знаменитой генуэзской пехотой, принимал открытой грудью, за ним, за Дмитрием, незримой тенью стояла прекрасная и верная отроковица «Овдотья от земли суждальскыя»?
Ведь вот как написано о них в «Слове о жизни Великого князя Дмитрия Ивановича»: «Когда же исполнилось ему шестнадцать лет, привели ему в невесты княгиню Авдотью из земли Суздальской, дочь Великого князя Дмитрия Константиновича и великой княгини Анны. И обрадовалась вся земля совершению их брака. И после брака жили они целомудренно, словно златогрудый голубь и сладкоголосая ласточка»
Княжеская женитьба в те времена, да и позднее, была не таким уж и личным делом. Это было дело государственное, то был цвет и нравственное знамя перед лицом всего народа, в котором народ принимал, как бы, родственное участие. Ведь тогда о князе своем, о жене его, да и о детях в народе знали все или, по крайней мере, многое. Почти ничего из жизни великокняжеской семьи не скрывалось, да и скрыть было невозможно.
А вот что пишется о них далее: «И прожил он со своей княгиней двадцать два года в целомудрии, и имел сыновей и дочерей, и воспитал их в благочестии».
«А княжение великое держал, отчину свою, двадцать девять лет и шесть месяцев, и многие славные деяния совершал, и победы одержал, как никто другой, и всех лет жизни его было тридцать восемь и пять месяцев. А потом разболелся он и мучился сильно. Но после полегчало ему, и возрадовалась великая княгиня радостью великой и сыновья его, и вельможи царства его. И снова впал он в еще больший недуг, и стоны вошли в сердце его, так что разрывалось нутро его, и уже приблизилась к смерти душа его»
Это изумительное произведение русского гения совершенно не знают в наше время на пределах России, да и за ее пределами.
Какая тончайшая поэзия, полная глубокого истинного трагизма и величия в плаче княгини Авдотьи по своему преставившемуся мужу. Я бы очень хотел, чтобы эти прекрасные слова женского русского сердца с молоком матери впитывались в юные, в нежные сердца наших девочек, такие от рождения восприимчивые. Вы только вчитайтесь в это: « И преставился великий воин земли русской, и озарилось лицо его ангельским светом. Княгиня же, увидав его мертвым на постели лежащего, зарыдала во весь голос… как ласточка на заре щебетунья, словно свирель сладкоголосая, причитала: «Как же ты умер, жизнь моя бесценная… Померк свет в очах моих! Куда ушел ты, сокровище жизни моей, почему не промолвишь ко мне, сердце мое, к жене своей? Цветок прекрасный, что так рано увядаешь? Сад многоплодный, уже не даруешь плода сердцу моему и радость душе моей!… Почему, господин мой милый, не взглянешь на меня, почему не промолвишь мне, не обернешься ко мне на одре своем?…
Где взять силы и крепости сердца, чтобы слушать эти прекрасные, эти возвышенные обращения и не зарыдать самому?!
«Солнце мое, - рано заходишь, месяц мой светлый, - скоро меркнешь, звезда восточная, почему к западу отходишь? Царь мой милый, как встречу тебя и как обниму тебя или как послужу тебе?
Свет мой светлый, почему ты померк? Гора высокая, как ты рушишься!…Вместе с тобой и умру нынче, юность не оставила нас и старость еще не настигла.
Зачем родилась и, родившись прежде тебя, почему не умерла – не видела бы тогда смерти своей, а своей погибели!…Крепко, господин мой дорогой уснул, не могу разбудить тебя! С какой битвы пришел ты, истомившись так? Звери земные в норы свои идут, а птицы небесные к гнездам своим летят, ты же господин мой, от своего дома без радости отходишь, кому уподоблюсь и как себя нареку? Вдовой ли себя назову? Не знаю сама. Женой ли себя назову? Лишилась я царя! Старые вдовы, утешьте меня, а молодые вдовы, со мной поплачьте: вдовье горе тяжелее всех у людей…»
Знаю, кто-то, начав читать, не дойдет и до половины. Конечно, интереснее читать детективы или про заграничные отели и пляжи с золотым песком, по которому, стадами ходят загорелые красавицы и мускулистые красавцы.
Знаю.
Но не могу не рассказать об этой любви, потому что только любовь могла родить такие прекрасные слова.
Княгиня Евдокия, воспитав пятерых сыновей, постриглась в монахини под именем Ефросиньи и позднее была причислена к лику святых и всегда высоко почиталась в земле Суздальской, да и по всей Руси.
После смерти мужа, она под пышными княжескими одеждами носила вериги.
Вот такая история любви.
Пусть у каждого из вас будет ТАКАЯ любовь!