Подлинная история путешествия...

Геннадий Лагутин
"Подлинная история путешествия сэра Арчибальда Денди, эсквайра"


«Чем больше узнаю людей,
Тем больше нравятся собаки».
(Автор неизвестен)


Здравствуйте! Меня зовут Арчи. Вообще-то мое полное имя такое – Сэр Арчибальд Денди. Иногда, когда Хозяин в хорошем настроении, он добавляет к этому имени еще одно слово - «эсквайр». Что оно обозначает, я не знаю, но запомнил его. Значит, это будет выглядеть так – Сэр Арчибальд Денди, эсквайр.
Это я Вам говорю на всякий случай, чтобы не было путаницы. А для краткости, меня зовут Арчи. Не забудете? Вот и хорошо. Потом мы еще поговорим, а теперь слово берет Хозяин.

Хозяин.
Последний ребенок в семье или, как иногда называют, «поскребыш», обычно самый любимый. Но этот ребенок может быть и тираном, потому что ему-то ни в чем отказа нет. Вот так и в моей многодетной семье, таким тираном была Светланка, Свечка. Нет, не подумайте ничего плохого. Она была нормальным ребенком и не устраивала истерик по поводу немедленной покупки ей модной шубки, джинсов или другой какой тряпки. Но… Если Свечка брала себе что-то в голову, переубеждать ее было пустым занятием. В таких случаях надо соглашаться, и будь что будет. Так произошло, когда Свечка увлеклась лошадями. Мы с женой схватились за сердце, узнав, что она записалась в конную секцию, и уже занимается. А было ей всего десять лет. Она приходила домой в синяках, а я исправно платил деньги в эту секцию, за то, что она там зарабатывает синяки. Так получилось и с собакой. Увидела она на улице, как какая-то девочка, примерно ее возраста, гуляет с собакой-овчаркой и…. Словом, мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы найти щенка, потому что никакие уговоры на Свечку не действовали. Я только вздохнул обреченно и стал думать, где же мне взять щенка овчарки. Покупать на рынке я не решался - обманут, тем более в собаках я не смыслил совсем ничего. Я физик, а не кинолог. Не имей сто рублей, а имей сто друзей – эта поговорка оправдала себя. Я позвонил одному знакомому чину милиции, объяснил ему угрожающую обстановку и попросил помощи. Может там у них в питомнике служебных собак, найдется выбракованный щенок, не годный для суровой милицейской службы, а нам бы в самый раз? Чин обещал разузнать. Сказал, что сам позвонит. Однако не позвонил, а через два дня приехал вечером сам и сунул мне в руки свою милицейскую фуражку. В фуражке копошился щенок. Сколько было визгу и писку в семье – не описать. Вот так в нашей жизни появился Арчи. Это имя ему дала Свечка. Ну, дала и дала! Арчи, так Арчи.
Я опущу все смешные и несмешные истории, связанные с тем, когда в доме появляется щенок. Многие из вас через это прошли и пройдут, а истории, практически, повторяются у всех одинаково.
Надо отдать должное Свечке. Собакой она занималась серьезно. Читала специальную литературу, а когда Арчи подрос, записалась с ним в секцию и ходила его тренировать. Но…вот тут и начинается самое интересное. Арчи вырос в хорошо слаженного пса, не подозревая о том, что его когда-то забраковали. И постепенно стал проявляться его характер. Я не знаю, откуда это у него взялось, но это была собака-джентльмен. Вот тогда я, все больше и больше удивляясь его характеру, дал ему имя - Сэр Арчибальд Денди, эсквайр.
Примечание. Эсквайр, сквайр (англ. esquire, от лат. scutarius — щитоносец), почетный титул в Великобритании (в раннем средневековье - оруженосец рыцаря); термин «эсквайр», часто употребляется как равнозначный термину «джентльмен». ( «Википедия»)

У этой собаки было жутко развито чувство собственного достоинства. Я не смогу полностью объяснить, что это значит, но это было именно так. Например, он никогда не брал пищу из рук, или, если ее ему бросали, как бы голоден он не был. Бросишь ему кусочек колбасы на пол, так она и будет лежать у него под носом, а он и не притронется. Но…если встать, подойти к нему и положить кружочек колбасы около него, а то и добавить: «Ешь, пожалуйста!», только тогда он аккуратно съедал то, что ему дали. И ходил он как то величаво… Нет, не могу я объяснить полностью – это надо было видеть каждый день, только тогда становилось ясным, что это не простой пес. Иногда мне казалось, что он понимает человеческую речь. И у него были очень умные глаза. Кстати, полное имя он быстро усвоил. Бывали случаи, когда он за что-то на нас обижался. Тогда звать его было бесполезно. Он мог сидеть и смотреть в одну точку, а ты хоть расшибись. И зов: «Арчи, Арчи!» просто игнорировал. Но…если позвать его полным именем, то есть обратиться с титулом «Сэр Арчибальд Денди, эсквайр! Подойдите, пожалуйста!», он поворачивался и спокойно подходил. Интересно другое. Его воспитанием занималась Свечка, она возилась с ним, гуляла и так далее. Но во мне он сразу признал Хозяина. Как-то в одной статье, что попалась мне под руки, я прочитал: «СОБАКА - это единственное животное, которое может быть настолько верным и преданным человеку. Ни голод, ни смерть человека не способны заставить собаку покинуть хозяина. Это обусловлено тремя моментами. Во-первых, биологические виды собаки и человека формировались фактически вместе, они многое вкладывали друг в друга в процессе развития и сегодня фактически взаимозависимы. Во-вторых, собака — стайное животное. И человеческое общество она расценивает как стаю, поэтому живет по стайным законам. Однажды признав человека вожаком этой стаи, она до смерти не отступится от него. И, в-третьих, важную роль играет то, что собака с щенячьего возраста растет у людей — это еще сильнее закрепляет «стайную» верность. Примеров подобной преданности мы не встречали среди других животных, а для собаки это абсолютно нормальная ситуация» Вот такой это был пес.

Автор.
По лесу бежала собака. Она бежала стремительно, не отклоняясь от какого-то, только ей известного курса. Это не было похоже на то, когда собака идет по следу. Слегка наклонив лобастую голову, собака шла наметом, не обращая внимания по сторонам, только вперед, в каком-то целеустремленном порыве. Если на пути встречался бурелом или другое препятствие, которое собака не могла преодолеть, ее поведение изменялось. Она легкой пробежкой обегала слева или справа это препятствие, потом осторожно шла, как будто искала ту невидимую стрелку, что указывала ей направление, а, найдя ее, снова срывалась в намет и мчалась как по пунктиру. Редкие «ягодники» со своими туесочками и баночками с удивлением провожали собаку взглядом. Одному пришлось шарахнуться в сторону, так как собака мчалась прямо на него. Мужчина оступился и упал, но успел заметить на собаке необычный ошейник. Это был широкий кожаный ремень, на котором вкруговую были приделаны золотом блестевшие кружочки, с изображением голов римских воинов в шлемах.
Собака летела сквозь сосновый бор. Лес шумел великим океанским гулом, и вершины сосен гнулись вслед пролетающим облакам.
Леса Новгородчины. Лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, пески, можжевельник, вереск… Цветущие луга, сосновые боры… Это здесь отсиживалась Древняя Русь от татарских набегов.
Собака стала уставать. Ее бег уже не был так стремителен, она уже шла, опадая боками. Ее мучила жажда. Ее мучил голод. Ее мучил страх потерять направление… Но она шла вперед повинуясь внутреннему приказу.
Ветерок принес запах воды, и собака снова побежала, поскольку запах был впереди, в том направлении, куда она стремилась.
На бережке небольшой речушки обедали трое рыболовов. Лески их удочек были заброшены в воду, но поплавки не шевелились – видимо клев уже прошел, и рыбаки решили закусить. И вдруг они увидели собаку. Это была овчарка, в роскошном ошейнике. Как она подошла, рыбаки не заметили. Собака стояла и пристально смотрела на людей. Она смотрела так несколько минут, затем прошла мимо них к воде и стала жадно лакать. Утолив жажду, собака повернулась мордой к людям и легла на траву вытянув вперед лапы и положив на них голову.
-Эй, псина! Ты откуда здесь? – спросил один из них.
-Это не нашенская… Ошейник у нее какой! Видишь?
-Может, кто отдыхать или рыбалить приехал?
-Да, нет здесь никого. И дороги сюда нет, ты же знаешь. Но не нашенская, точно. В округе таких собак ни у кого нет. Наверняка знаю!
Рыбаки были несколько разомлевшие от выпитой водки и вкусной снеди, потому появление собаки их заинтересовало.
-Эй, псина! Держи! – один из них бросил собаке куриную косточку.
Кость упала рядом с собакой, но она даже не пошевелилась, не изменила своего положения. Лежала и пристально смотрела.
-Интересно! – сказал один из рыбаков. - Брезгует, что ли?
-Подожди! - сказал другой. – Что ты ей кость суешь? Вот котлета осталась!
Он взял в руки котлету и пошел к собаке. Она не изменила позы, но в горле у нее возникло упреждающее негромкое рычание.
-Вась, отойди! Это же овчарка! Зверь серьезный! Не дай бог, цапнет!
-Не мешайте! – досадливо сказал рыбак. Он остановился метрах в двух от собаки и протягивая ей руку с котлетой, стал говорить разные хорошие слова.
-Ай, какая собака! Умная собака! Красивая собака! На, вот, съешь!
Медленно он продвигался к собаке. Вот он уже рядом с ней…
-Ешь! – он присел и протянул ей котлету. Собака не пошевелилась.
Тогда рыбак положил котлету на траву около ее лап. Собака смотрела ему прямо в глаза. Несколько секунд они смотрели друг другу в глаза. Рыбак даже поежился, встал и двинулся обратно. В этот момент его товарищи засмеялись. Рыбак обернулся. Котлеты на траве не было.
-Ну, дела! – сказал рыбак. – Из рук не берет! А положил – съела!
Он повернулся, подобрал брошенную ранее косточку и протянул собаке. Реакции никакой. Он положил косточку на то же место, у ее лап. Мгновение, он даже не успел это заметить, и кость хрустнула на зубах. Рыбак задумчиво смотрел на собаку.
-А ведь ты жутко голодная! – вынес он свой вердикт. – Голодная, но гордая! Петро! Принеси-ка наш улов сюда! Все равно, поймали мало. Не домой же нести мелочь эту. И хлеб там остался. Пусть пес отобедает!
Из ведерка он достал несколько рыбешек и положил их собаке. Уже не опасаясь, она стала осторожно есть. Рыбак вернулся к товарищам. Они курили и смотрели на собаку. Собака съела все. А затем произошло неожиданное. Она встала и подошла к людям. Она посмотрела на одного, будто запоминая в лицо, на другого, на третьего. И вдруг, резко развернувшись, бросилась в воду и поплыла через речку! Рыбаки вскочили.
Собака переплыла речушку и снова наметом, вмах, помчалась дальше. Она давно скрылась из глаз в лесу на том берегу речки, а рыбаки все обсуждали странное происшествие.
-Ты знаешь, а ведь она попрощалась с нами! Я только теперь это понял!
Рыбаки замолчали, задумавшись…

Хозяин.
Я очень коротко. Мы поехали погостить к сестре моей жены на Новгородчину. Сами мы из Подмосковья, живем в Зеленограде, а они живут в Питере. Так вот мой свояк решил провести отдых на природе. Арендовал в деревне в Новгородской области домишко и пригласил нас приехать погостить. Мы поехали и, естественно, взяли с собой Арчи. Его не с кем было оставить. Первое время я не отпускал его от себя, гулял с ним. Однажды он ушел, где-то болтался полдня, однако вернулся. Мои опасения, что собака выросшая в городских условиях, может в природных растеряться, оказались напрасными. Арчи прекрасно чувствовал себя в деревенской среде, подолгу пропадал в лесу, но всегда возвращался. И тут, в один из дней, раздался звонок из дома. Матери моей жены стало вдруг очень плохо. Требовался наш немедленный выезд домой. Мы быстро собрали вещи и тут схватились, что Арчи нет. Ждать когда он явится, мы не могли, и под рыдания Свечки, вынуждены были уехать. Я наказал свояку, чтобы он держал Арчи у себя, а я постараюсь приехать за ним в ближайшие дни, как только позволит обстановка. А на следующее утро позвонил свояк и сообщил следующее: вечером Арчи явился домой, но сразу забеспокоился и все скулил. Есть не стал. А ночью, вдруг вымахнул в окно, свалив горшок с цветами, и исчез в неизвестном направлении. Вот так все случилось.

Сэр Арчибальд Денди, эсквайр.
Так все и было. Я вернулся после прогулки в лесу и сразу понял, что что-то произошло. Хозяина не было. Не было никого. Были только друзья Хозяина. Они мне что-то объясняли, но я ничего не понимал. Было очень больно в голове. Когда все легли спать, я не мог уснуть. Я ходил по комнате и не знал, что мне делать. И в этот момент, что-то произошло. Как будто раздался резкий крик: «Арчи, сюда!» и в моей голове вспыхнула ослепительная точка. Точка была только в одном направлении. Когда я поворачивался от этого направления, она исчезала. Я поворачивался снова… и она появлялась! И самое главное – она звала меня к себе! Звала не переставая! И я побежал к ней, не в силах сопротивляться, потому что чувствовал – она приведет меня к Хозяину. Это был его зов. Я не знаю, сколько времени я бежал. Иногда я очень уставал и ложился на землю. Но точка в голове звала меня. И снова я бежал, шел туда, куда меня звала точка. Я бежал через лес и луга, переплывал речки и речушки, двигался вперед. И вот так я вышел на большую дорогу, по которой непрерывно шли автомашины. Я вспомнил эту дорогу. Хозяин вез нас по ней. Но мои силы были на исходе. Я был очень голоден. Те, хорошие люди, которые кормили меня рыбой, остались где-то далеко и давно. Теперь я уже не боялся, что точка в моей голове исчезнет. Нет, она приведет меня куда нужно. Я устроился под кустом и слегка задремал, не смотря на то, что рядом ревели машины. Мне очень требовался отдых. Вдруг рядом на обочине остановилась автомашина. Из нее вышел человек и побежал в кусты. Я подошел сзади к машине и понял, что ехать ей туда же, где светит моя путеводная точка. Не раздумывая, я запрыгнул в кузов машины. Человек прибежал, хлопнула дверь, и мы поехали. В кузове пахло машиной, этим противным бензином, в углу кузова лежало какое-то тряпье, но в нем я уловил запах хлеба. Это был засохший, крепкий, как камень хлеб, почти полбуханки. И я съел его. Весь. И заснул. Крепко заснул.
Проснулся я оттого, что хлопнула дверь машины. Мы не ехали, стояли. И тут я с ужасом почувствовал, что путеводной точки нет. Я вскочил и закрутился на месте. И вдруг, меня как ожгло! Точка была сзади меня и была ослепительной. Я, одним прыжком, выскочил из кузова и, не обращая внимания на крики людей у машины, помчался дальше… к своему Хозяину! Он был уже где-то совсем рядом.

Хозяин.
В доме царило похоронное настроение. Шли уже четвертые сутки, как с нами не было Арчи. К беспокойству за здоровье тещи, которая, слава богу, пошла на улучшение, прибавлялось отчаяние по поводу судьбы Арчи. Где он? Куда убежал от наших друзей? Свечка ревела белугой. Даже кошка Феня, которая недолюбливала Арчи и часто делала ему мелкие пакости, притихла и сидела, забившись в уголок. Главное, мы не знали что делать! Подать объявление о розыске Арчи в газету? В какую? Три области между нами! Сплошные леса, реки и болота.
Жена попросила сходить меня в булочную за хлебом. Свечка наотрез отказывалась выйти на улицу, потому что от слез ее лицо опухло, и ее обязанность мне пришлось взять на себя.
Купив хлеб, я положил его в сумку и медленно пошел домой. Мне не хотелось быть в доме, где все было так, как будто кто-то умер. Я медленно шел по тротуару и вдруг почувствовал, что сумку берут у меня из рук. Я дернулся, выпустил ручку сумки из рук и … остолбенел! Я не могу подобрать другое сравнение, чтобы передать то, что я испытал. Держа зубами ручки сумки, как это он делал раньше, рядом со мной стояло привидение в виде собаки.
-Арчи! – прошептал я и осел на землю, потому что ноги меня не держали. Конечно, трудно было узнать в этой отощавшей, грязной собаке, недавно еще холеного Арчи. Но…ошейник! И эти глаза! Он не вилял хвостом, не прыгал. Он просто стоял и смотрел мне в глаза. Я притянул его руками к себе. Он положил мне голову на плечо и замер. Так мы и сидели на тротуаре. А вокруг шли люди, смотрели на нас, но никто не понимал, что сейчас происходит между нами.
Вот, собственно и вся история.

Послесловие.
Хозяин.
Мы никогда не узнаем, как все было на самом деле, как смогла собака одолеть сотни километров всего, фактически, за три дня. Пробежать такое расстояние ей не по силам.
Я никогда и никому не рассказывал об этой истории, не писал в газету об этом удивительном случае. Я рассказал только Автору и мы вдвоем сочинили эту историю, которая, как нам казалось, произошла с Арчи. В общем нафантазировали. Ведь даже Марк Твен сказал однажды: «Все это правда! Кое-что я, впрочем, присочинил!» Вот так и мы. Правда в том, что мы потеряли собаку, а она нашла нас за три дня. Как она это сделала – не знаю и не узнаю никогда. Когда мы читали рассказ Арчи, он смотрел на нас, склонив набок голову, что придавало ему ироничный вид. Может он в душе и иронизировал над нами. Я же говорил, что он все понимает. Так что…кто знает? Кто знает?
Меня все же заинтересовало, как же животные находят дорогу домой, возвращаясь иногда из совсем незнакомых мест. И наткнулся на одну статью. В ней, в частности говорилось следущее: «На мой взгляд, хрональное поле – главная составляющая биополя, которое включает еще и световое излучение, и электричество, и магнетизм, и тепло. Я проводил опыты со множеством людей и установил, что именно способность генерировать более мощное хрональное поле отличает тех, кого принято называть экстрасенсами. Они не только излучают сильные потоки хрононов, но и обладают даром чутко воспринимать чужое излучение. Причем, экстрасенсов среди нас не так уж и мало. Но даже и те, кто наделен ординарными способностями, пользуются ими вполне успешно: ведь каждому, например, известно, что такое «почувствовать на себе взгляд». Это не мистика, а самая обыкновенная, но не получившая пока признания, биофизика. Я замерял интенсивность хрононного потока и могу подтвердить, что самое сильное излучение дают глаза.
Известно множество случаев, когда кошки, собаки, голуби находят своих хозяев за сотни километров. Обратите внимание, хозяев, а не дом. И в этом опять же нет ничего странного, если разобраться. Хрональные частицы могут обладать не только большими скоростями, но и поразительной проникающей способностью. Как и нейтрино они в состоянии без помех пройти сквозь земной шар.
Вообще, хрональное излучение – гениальное изобретение природы. . Я считаю, что только с помощью его организм может управлять огромным количеством своих биохимических реакций. За секунду лишь в одной клетке их происходит около миллиона, и ни нервная, ни генетическая, ни гормональная регуляторные системы не в состоянии действовать с такой скоростью. Чтобы вовремя сигнализировать о своем самочувствии и потребностях, хрональным излучением должна обладать каждая клетка.
Это излучение к тому же должно служить и неким универсальным языком природы. Клеткам одного организма так же необходимо хорошо понимать друг друга, как и животным разных видов, растениям, растениям и животным».(А.Й.Вейник)
Так что может в этом все дело? Как же мы еще мало знаем о себе и тех кто рядом!

Сэр Арчибальд Денди, эсквайр.
В этом дело или в чем–то другом, это, на мой взгляд, не так важно.
Главное – не расставайтесь с теми, кого любите.
Ваш Сэр Арчибальд Денди, эсквайр.