Штормовое предупреждение

Светлана Лазебная
Кроме официальной версии, объясняющей природу недавних «ставропольских событий», существует и другая – «народная». Имеет ли она под собой почву?

По версии властей, громкие события конца мая – начала июня в Ставрополе – это «не связанные между собой криминальные эпизоды на почве бытовых разногласий». Началось с массовой драки между славянскими и кавказскими парнями, в которой погиб чеченский студент. Через девять дней – убийство двух русских студентов, воспринятое общественностью как месть за погибшего в драке. Многосотенный «антикавказский» митинг в день похорон Павла Чадина и Димы Блахина... Все это лишь «эпизоды».
Чиновники объяснили людям: их обманули провокаторы, убийца русских студентов – славянин, митинг был ошибкой. Такая версия вызывает много вопросов. Но не будем спорить. Давайте лучше попробуем разобраться: а почему, собственно, одна часть горожан с такой легкостью поверила в готовность другой резать и убивать?

Крамола
Самолет рейса «Москва – Ставрополь» благополучно совершил посадку в аэропорту назначения. На часах 22.00, но общественный транспорт «уже не ходит», пришлось воспользоваться услугами таксиста-частника. Полчаса спустя въехали в город, похожий на голливудскую декорацию, специально выстроенную для съемок крутого триллера: темнота, изредка подсвечивающаяся мертвым неоном витрин, и пустота. Две-три дворняги встретились по дороге, да столько же автомобилей.
А утром взошло солнце, и Ставрополь стал похож на обычный город. Спешат прохожие, дребезжат троллейбусы... Жду маршрутку, но вместо нее к остановке «причаливает» странная дама в шляпке-»канапе».
– Это только начало! – голосит она. – Апокалипсис близок! Реки крови прольются! Страшный суд грядет!
Вечером в одной из местных газет появилась заметка с цитатой «крамольной речи». Воззвания городской сумасшедшей оценивались как... «экстремистские» и «нагнетающие обстановку». Читателям при встрече с оной женщиной рекомендовалось бежать в милицию. Мол, из-за таких, как эта дамочка, все и происходит. Разжигают, провоцируют, а народ заводится... Непрозрачный намек на недавние события?
По факту «антикавказского митинга» Ленинский районный суд Ставрополя возбудил уголовные дела «о разжигании межнациональной розни» в отношении двух местных лидеров Русского общенационального союза – они распространяли листовки «экстремистского содержания», призывающие граждан на сход 5 июня. Попала под раздачу и местная журналистка, опубликовавшая 4 июня новость об убийстве русских студентов. В сообщении указывалось, будто у обоих перерезано горло (намек, что убийцами были кавказцы). Однако, по информации прокуратуры, студенты скончались от «колото-резаных ранений в области спины, шеи». Таким образом, по оценке властей, сообщение журналистки стало «одной из основных причин, по которой убийство... приобрело не свойственный обычному бытовому преступлению общественный резонанс».
Ай да «разжигатели», весь город взбудоражили втроем! Но, может, власти утрируют, и все гораздо сложнее?

Нелюбовь
На самом деле, как выяснилось, июньская вспышка межэтнической агрессии в Ставрополе была предсказана еще в декабре 2006 года. Виктор Авксентьев, известный в регионе ученый-конфликтолог, провел с группой коллег исследования на Ставрополье, в Карачаево-Черкесии, Дагестане и Краснодарском крае. Ученые хотели выяснить, какие проблемы, по мнению людей, угрожают стабильности и безопасности региона. Ставропольчане на первое место вынесли проблему напряженности в межэтнических отношениях. В крае проживают представители более чем 80 национальностей, однако, по признанию жителей, братской любви между народами не получается. Что же мешает если не любви, то хотя бы дружбе?
– Мы переехали в другой микрорайон города, но я была вынуждена забрать дочку из новой школы, – рассказывает Любовь Швец. – У одного нерусского мальчика в классе самое ласковое обращение к русским девочкам – «паскуда». Дочь возмутилась, он бросился ее душить... еле отбили. На улицах горячие джигиты девочек за руки хватают, лапают. Моя дочь однажды сказала страшную фразу: «Когда-нибудь я не дойду домой. Они оскорбляют, а я должна смолчать и пройти мимо. Почему?!»
Местные милиционеры подтверждают: приезжие часто ведут себя «нагло». В вузах Ставрополя солидное количество студентов из кавказских республик. Не учащейся молодежи тоже хватает. Молодые, «джигиты» и «славяне», конфликтуют постоянно и не только из-за девушек. Дерутся именно по национальному признаку, существует даже традиционное место разборок – парк Победы. Часто драки заканчиваются поножовщиной, тяжкими телесными повреждениями (в милицейских сводках все это предстает как «бытовуха»). Однако «забавы молодых» – это, конечно, не единственная причина «нелюбви».
Цены в городе московские, а средняя зарплата – 5000 рублей. В этой связи многих раздражают успехи кавказских предпринимателей. Игорный бизнес «держат» чеченцы, зерновой – дагестанцы, крупный городской рынок – вотчина азербайджанцев... Активно скупаются недвижимость и земля, представителями кавказских диаспор заселены целые районы города. Все это несмотря на то что некоторые общины (например, армянская) живут в Ставрополе уже порядка 50-60 лет, вызывает колоссальное недовольство.
Заметим: «нерусские» занимают свое место под солнцем вполне легально, а их стремление пустить здесь корни легко понять – на родине, в аулах, масштаб не тот, да и перспектив никаких. Тем более земляки всегда помогут с работой и обустройством. Вот и приезжают, устраиваются, рожают детей.
Но вот парадокс: если кавказцы в край приезжают, то коренное славянское население – наоборот, уезжает. За два последних года, утверждает статистика, край покинули более 20 тысяч коренных жителей – хватило бы, чтоб заселить крупную станицу или поселок городского типа. Особенно ярко эта тенденция, говорят, прослеживается в восточных районах Ставрополья.

Закат Европы
Нефтекумский район на карте края самый «окраинный», граничит сразу с тремя республиками: Дагестаном, Чечней и Калмыкией. Названия населенных пунктов здесь тоже нерусские: Махмуд-Мектеб, Ачикулак, Кара-Сула... Райцентр – город Нефтекумск, вырос посреди ногайской степи, когда там в конце 50-х нашли нефть. Когда-то на нефтяном производстве держалась вся местная инфраструктура, а богатый райцентр носил почетный статус города-донора. Денежных и человеческих ресурсов на «поднятие степи» потрачено немерено. Отчего же русские стали уезжать?
Сегодняшний Нефтекумск грандиозного впечатления не производит. Обычный пыльный провинциальный городок. Главная достопримечательность – архитектурно-скульптурный ансамбль «Европа – Азия» – через город проходит граница между двумя частями света. Как шутят местные жители: «Живу в Азии, дачу имею в Европе». Примет принадлежности к европейской культуре я, впрочем, не увидела. Скорее Азия себя заявляет открыто: нестерпимой жарой (летом до +50° в тени) и скудными заработками (приличной считается зарплата в 3000 рублей, но работу еще надо найти). Дома местных «богачей» вычисляются с одного взгляда – на крышах красуются телевизионные «тарелки». Городская телевышка работает на оборудовании 70-х годов, сигнал слабенький. Поэтому остальные смотрят передачи всего двух каналов: ОРТ и РТР.
Большинство промышленных предприятий района развалились. Колхозы и совхозы едва сводят концы с концами. Достал кризис и градообразующее предприятие. Завод «Ставропольнефтегаз» в состоянии перманентного реформирования. Нефтедобыча упала, сократились рабочие места.
– А у русского менталитет: дайте работу, или я найду другое место, – поясняет Олег Матюшенко, казачий атаман городского отдела терского войска. – Человек с мозгами и руками нищенствовать не станет... Еще пару лет назад в Нефтекумском и соседнем Левокумском районах было 1800 казаков. Сегодня нас осталось 300...
Нефтяники – высококвалифицированные мастера и бурильщики – уезжают на Север. Специалисты сельского и промышленного производства переселяются в центральную Россию, Питер и Москву. Но свято место пусто не бывает, в села вернулись «свои», даргинцы. В 1953-м по приглашению ЦК партии они приехали из Дагестана на помощь местным ногайцам «поднимать» овцеводство. Многие десятилетия жили в кошарах (овчарнях), дети учились в Нефтекумском интернате. Когда цены на шерсть и мясо обвалились, а интернат закрылся, пришлось перебираться к людям. Живут бывшие пастухи, в основном, на детские пособия, да за счет подсобного хозяйства. Немало в районе сегодня и «чужих» – мигрантов из соседних кавказских республик. По оценкам местных наблюдателей, среди них много людей состоятельных. Деньги приезжие зарабатывают в торговле и игорном бизнесе. Говорят, в Нефтекумске около 90 игровых залов! А магазины, торговые палатки, принадлежащие кавказцам, раскиданы по всему городу. Продавщиц хозяева стараются нанимать помоложе и покрасивее. И хотя работа эта без трудовой книжки и с зарплатой полторы-две тысячи рублей (прожиточный минимум в России в 2007 году составляет 3713 руб. – Авт.), русские девочки соглашаются на нее охотно. Объяснение простое: за последние пять лет, в целом по району, без работы осталось 15 тысяч человек.
Перспективы рисуются мрачные...
– Допустим, нефти хватит еще лет на тридцать, – рассуждает Матюшенко, – потом нефтезавод закроется, и инфраструктура развалится. Кто к тому времени останется из русских – от старости помрет, а других не будет...

А пули свистят...
По словам чиновника районной администрации, убедительно просившего не упоминать его имени, по данным на 1 января 2007 года, в районе официально зарегистрировано 67 тысяч жителей. Из них 4 тысячи (в основном, прибывших из соседних республик) имеют статус беженцев. Однако следует учитывать, что статистика сообщает только об официально зарегистрированных гражданах, а количество их сватьев, братьев и прочих земляков, приехавших следом и поселившихся без всяких регистраций, можно определить только навскидку (умножив число «официальных» беженцев на пять). Выехавших из района за последние два года – 1359 человек, и 922 из них – коренные жители.
– К сожалению, законодательные акты, регулирующие процесс миграции, отсутствуют, – говорит чиновник. – В результате идет медленная, но уверенная экспансия. Приезжие начинают давить на коренное население, ведут себя агрессивно...
Примеров неоправданно агрессивного поведения слишком много. Причина, наверное, в том, что до чеченской границы от Нефтекумска всего-то километров 60-70. Час на машине, и ищи-свищи... Нефтекумские «хулиганы» позволяют себе уже нечто большее, нежели банальное приставание к девочкам...
В 2003 году погиб молодой казак, веселый русский парень по имени Женя. В тот вечер он был на вечеринке в гостях у друга. В квартиру постучали. На пороге стояли незнакомые кавказцы. Спросили: «Где Магомед?» Никакого Магомеда в компании не было, но кавказцы не верили. После короткого разговора на повышенных тонах хозяин квартиры захлопнул дверь. Кавказцы дверь взломали... Евгения убили ударом ножа в сердце, двое его маленьких детей остались сиротами. Трое других участников вечеринки попали в реанимацию...
В начале 90-х, когда в Россию хлынул поток беженцев, ситуация с «регулированием процесса миграции» и вовсе была аховая, кавказцы селились практически бесконтрольно. Некие приезжие из Чечни агитировали местных мусульман помочь «сражающимся патриотам». В результате сотня ногайцев из нефтекумских аулов (и сотни две мусульман из соседних районов) отправились в Чечню. Пройдя подготовку в лагерях Хаттаба, они вошли в состав так называемого «ногайского батальона», основанного ваххабитами из Шелковского района Чечни. Некоторые боевики погибли в боях с федералами, но большая часть перешла на нелегальное положение, растворившись в песках Нефтекумья. В 2000 году по району прокатилась волна убийств руководителей милицейских подразделений... Счет кровавым «подвигам» был открыт на несколько лет вперед.
– 8 августа 2005-го убили моего близкого друга, Вячеслава Холшевникова, и его жену Надежду, – рассказывает казачий атаман и депутат гордумы Александр Толокольников. – Вячеслав 24 года директором школы в Кара-Суле проработал, Надежда биологию преподавала. Однажды к ним домой заявились ногайцы с автоматами, заставляли платить оброк. Слава их послал к... матери... Тогда они второй раз пришли... и убили.
Только в 2005 – 2006 годах на территории родного района бандиты из «ногайского батальона» убили пятерых мирных жителей. Многих ограбили, обложили данью или «поставили на счетчик». Краевые спецслужбы каждый год проводят по несколько контртеррористических операций. В феврале 2006-го была, пожалуй, самая крупная операция. Отряд «батальона» блокировали в ауле Тукуй-Мектеб. Боевики отстреливались из автоматов и гранатометов, семеро сотрудников милиции погибли, шестеро получили ранения... Бой длился почти два дня. Восемь бандитов в результате уничтожены, остальным удалось выскользнуть из оцепления и скрыться. В марте 2007-го в Нефтекумске был убит местный житель, оказавшийся боевиком «ногайского батальона». В ходе перестрелки бандит ранил одного милиционера и убил другого.
Сейчас боевики отсиживаются в подполье, ситуация законсервирована, но надолго ли?

Где находится Аллах-Кала?
– В драке 24 мая слышались крики «Русские, валите за Дон, это наша земля», – рассказывает руководитель «Союза славянских общественных организаций Ставрополья» Владимир Нестеров. – С «кавказской» стороны в драке участвовали представители разных народностей: чеченцы, карачаево-черкесы, дагестанцы. Что или кто их объединяет? Надо бы разобраться...
А давайте на миг предположим, что Нестеров прав: кто-то действительно «промывает мозги» молодым кавказцам и целенаправленно создает взрывоопасную обстановку. Абсурд? Может быть, но некоторые кавказцы это косвенно подтверждают.
– Существуют определенные силы, заинтересованные в вытеснении России с территории Северного Кавказа, – говорит полномочный представитель Республики Дагестан в Ставрополье Абдула Омаров. – В Ставрополье довольно часто совершаются преступления из экстремистских побуждений, но в лучшем случае уголовные дела возбуждаются по статье «Хулиганство»...
Добавлю, что в свободном доступе в Интернете гуляют ссылки на некое «учебно-воспитательное пособие» под названием «Наша борьба, или Путь Имама». В частности, в нем говорится: «...должно сложиться новое независимое государство – Кавказская Исламская Конфедерация, включающая в себя все нынешние кавказские республики, Ставропольский, Краснодарский края и Ростовскую область до Таганрога...» Уже определена и столица – город Аллах-Кала (Крепость Аллаха). Не знаете такого? А это российский Ставрополь, ни много ни мало...
Так, может, и впрямь среди «беженцев» и «мигрантов», наводнивших Ставрополье, есть те, кто пришел на эту землю, чтобы выполнять определенные планы? Утверждать такое, конечно, нельзя. Но поводов задуматься немало. Если не об экспансии и экстремизме, то хотя бы о причинах межэтнической напряженности, которые, собственно, и привели к «ставропольским дням ненависти». Но краевая власть словно розовые очки надела – в принципе отказывается признавать этнический компонент в местных конфликтах.
По мнению профессора Авксентьева, причина данного явления простая: если конфликт бытовой или криминальный – это снимает с власти ответственность. Ответственны за то, что с ними происходит – сами граждане. Задача власти – наказать виновных в случае, если они совершают какие-либо противоправные действия, не более. И совсем другое дело, если признается этнический характер конфликта. Это уже социально значимое явление и свидетельство того, что власть где-то недоработала.
Но, возможно, есть и другая причина, заставляющая чиновников избегать скользкую тему...

Цена вопроса
В последний вечер перед возвращением в Москву местные коллеги пригласили меня на экскурсию по Ставрополю. Посетили мы и площадку «с буденновцем» – памятником павшим воинам на Комсомольской горе. Слева от «буденновца» загс. Образуя общий дворик, к загсу примыкает нехилый особнячок: отдельный подъездной путь, камеры слежения, шлагбаум. Для свадебного кортежа места в принципе не остается... Как выяснилось, особняк выстроил местный олигарх Арушуков (руководитель ОАО «Ставропольрегионгаз». – Авт.), – говорят, на площади перед «буденновцем» он иногда приземляется на вертолете... Подчеркиваю, особняк построен в центре города, на Комсомольской горе, являющейся одной из достопримечательностей краевого центра и любимым местом отдыха горожан...
Тем же вечером мы поехали за город, к Волчьим воротам – это такой естественный проем в Ставропольской горе (700 метров над уровнем моря). Уникальное место, памятник природы. Со смотровой площадки открывается потрясающая панорама... Но насладиться зрелищем не удалось – площадка оказалась занята... кафе, недавно выстроенным одним кавказским бизнесменом... Вспомнились слова нефтекумского жителя:
– Районное начальство, небезвозмездно помогавшее обустроиться мигрантам «первой волны», в Нефтекумье давно не живет. Перевезли семьи в Ставрополь, Геленджик, Краснодар... Там у них особняки, бизнес, дети пристроены и внуки обеспечены. Скажите, как уважать такую власть?!

Большая порка
В то же время, по мнению профессора Авксентьева, ответственные за происходящее в регионе – это не только власть, но и институты гражданского общества. В крае масса этнокультурных организаций. Их предназначение – помощь учащейся кавказской молодежи и мигрантам в адаптации к жизни в новых условиях. Они и помогают...
– Воспитание молодежи – это наша неустанная забота, – говорит руководитель культурного центра чеченцев и ингушей «НИИСО» («Справедливость») в Ставропольском крае Ваха Гучигов. – Есть христиане и мусульмане, и если не знать культуру друг друга, ссоры и драки неминуемы. Каждую неделю мы собираем 8-10 молодых кавказцев, советуем: «Ты славянину, с которым работаешь, отдыхаешь, сто граммов принимаешь, объясни: у нас другая культура, с Николаем материться можно, а со мной нельзя. Нельзя наших девочек за руку трогать, у нас это не принято...» Вот, рассказами о таких наших традициях мы пытаемся избежать ссор и драк...
А славянских девочек, выходит, трогать можно. И не только за руку... Обступить толпой и лапать. Ставропольцы рассказывают, это не редкость. А милиция разве что пальчиком погрозит – явного криминала-то нет. Перевоспитывать горячих джигитов пытаются казаки. В Нефтекумье, например, на вооружение принята старинная дедовская методика. Криминальная по сути, но действенная.
– В Затеречном даргинец русскую девочку обидел, – рассказывает казачий атаман Александр Толокольников. – Казаки ему руки заломили, привели к отцу, так и так... Отец говорит: «Ну, накажите, я не возражаю». Положили парня на лавку и выпороли прилюдно.
Но в глобальном масштабе дедовские методы, конечно, проблемы не решают. Поэтому, по мнению славянского лидера Владимира Нестерова, жители краевого центра и вышли на «антикавказский митинг» – накипело!
– Поймите, мы не ставим себе цель кого-то выгнать. Мы просто хотим, чтобы приезжие принимали тот уклад жизни, который здесь сложился, – говорит Нестеров. – Почему мы, приезжая в ту или иную республику, придерживаемся норм, которые там существуют? Если в шортах не принято ходить, то мы не ходим. А почему нас не уважают?!

А напоследок я скажу...
Ну а теперь, уважаемые читатели, напрягите фантазию и представьте себе великолепный особняк, выстроенный русским бизнесменом в культурном центре Грозного. Представьте компанию русских парней, которые, гогоча, лапают кавказскую девушку где-нибудь в Махачкале. Вообразите, что все русские при этом остались живы и здоровы...
А теперь представьте русского мужчину – в России. Он принимает яд и дает отраву трем своим детишкам – чтобы не мучались на этом свете. Представьте, что он беженец из Чечни, потерявший все. На отчаянный шаг его подтолкнули бытовая неустроенность, безденежье и недоедание. Последняя сцена представляется гораздо живее, не правда ли...
Неудивительно, потому что первые две сценки – вымысел. А самоубийство произошло в Ставрополе на самом деле.
В Грозном начала 90-х был популярен лозунг: «Не покупайте квартиры у Маши – они все равно будут ваши». Русский человек, врач «Скорой помощи», потерял все имущество, но был рад, что остался жив и детей в Россию благополучно вывез. Но на Родине оказалось, что врача с его семейством не ждали.
– В 1992-1994-м беженцам выплачивались возвратные субсидии на приобретение жилья, – рассказывает председатель ставропольской ассоциации вынужденных переселенцев из Чечни Василий Целовальников, – 200 тысяч теми деньгами как сегодня 200 рублей. Можно было купить ворота или пару фундаментных блоков. Некоторые по недомыслию те копейки брали. А взял – значит обустроен, для чиновников больше не существуешь... Знал я людей, которые и в 2005 году были вынуждены жить в коровнике... Жилищные сертификаты вынужденные переселенцы стали получать только в ноябре прошлого года.
В самой Чечне, отметим, компенсации за разрушенное жилье и потерянное имущество (350 тысяч на семью) выплачивались еще при Кадырове. Президент республики добился выплат для чеченцев у Путина. Сотням тысяч русских беженцев, покинувших Чечню, эта компенсация, согласно решению Правительства РФ, была не положена.
У кавказцев немало качеств, которые вызывают уважение. И прежде всего это взаимовыручка: попавшего в беду соплеменника приютят, обогреют, выручат. У русских, как правило, каждый сам за себя, а власть «страшно далека от народа». В этом, по мнению кавказцев, наша главная слабость. А уважать можно только силу.
– У русских много проблем, – говорит дагестанец Абдула Омаров, – и пока нация не выздоровеет духовно, малые народы с их недостатками не смогут вылечиться раньше. Государство – в частности, Ставрополье – будет штормить...
Но представьте на миг, что нашим чиновникам стало вдруг «за державу обидно». Они перестали брать взятки и честно исполняют свои обязанности – каждый на своем месте. Лидеры славянских и кавказских общин, которые пока что встречаются в Ставрополе два раза в год по большим праздникам (День города и День края), сели за стол переговоров. И заработала наконец широко пропиаренная и благополучно забытая программа «Восток» (направленная на возрождение экономики и удержание русского населения в восточных районах края)...
Выходит на самом деле для того, чтобы «государство – в частности Ставрополье», перестало штормить, нужно совсем немного?
Светлана ЛАЗЕБНАЯ, Ставропольский край
ИД "Провинция"
Июль, 2007 год.