Великое противостояние. На выставке картин

Александр Надеждин-Жданов
«Все в жизни контрапункт, т.е. противуположность»
Михаил Иванович Глинка


Все в мире движется за счет энергий разных противостояний. В электричестве плюс и минус. На Востоке - Инь и Янь. В Англии – виги и тори. На поле боя – свои и чужие. В бухгалтерии – дебет и кредит. В жизненных коллизиях – мужчины и женщины. И т.д., и т.д. Мы же остановимся на нейрофизиологии человека, которое указывает на наличие в каждой из наших голов двух противостояний – левого и правого полушарий мозга. Однако данное противостояние изучено еще мало. Многие вообще отказываются признавать его. Видимо, их вводит в заблуждение то обстоятельство, что в одном противостоящем стане всегда есть скрытые фрагменты и агенты другого. Чтобы создать динамику и напряженность внутри уже каждого отдельного стана. Так в каждом минусе всегда найдется немного плюса. Среди вигов всегда найдется немного скрытых тори. В стане врагов всегда найдется немного законспирировавшихся своих. В стане своих всегда найдется немного притаившихся врагов. И даже среди женщин можно найти немного мужчин, а среди мужчин - немного скрытых женщин. За счет этих более мелких фракций жизнь в каждом лагере не стоит на месте, но всегда кипит. Значит, и в левом полушарии мозга возможны «правые» фрагменты, а в правом – «левые», что и сбивает некоторых исследователей с толку. Но, тем не менее, деление есть, и оно объясняет некоторые забавные свойства нас с вами.

Напомним, что, как говорят товарищи ученые, правое наше полушарие воспринимает жизнь непосредственными образами – красочными картинами, сценами, ощущениями и ассоциациями. Оно подобно мальчишке, выросшему на парном молоке в деревне на берегу речушки, не умеющему читать и писать, но легко сшибающему камнем подброшенную вверх соломенную шляпу деда Васи и громче всех орущему на закате дня у околицы песню «По долинам и по взгорьям…». Левое полушарие, наоборот, никаких таких цветных образов и соблазнительных сцен у околицы не понимает, оно умеет читать и писать, говорить по-русски и по-английски, выводить формулы из аналитической геометрии, и похоже на сильно близорукого отличника, страдающего аллергией от книжной пыли и падающего в обморок от свежего воздуха, когда его раз в год вывозят в пансионат «Светлый путь».

Проявлений великого противостояния левого и правого полушарий множество. Вот одно из них.

Когда идешь по выставке картин, то часто достаточно одного взгляда, чтобы оценить и понять картину. Глянул налево, увидел картину и понимаешь сразу - кто художник, талантлив ли он, в чем идея картины, хорошо ли получилось и многое другое. Все это схватывается мгновенно - так работает правое полушарие нашего мозга. Именно здесь, похоже, оно работает в полную силу. При этом у некоторых людей правое полушарие явно радуется, когда оценивает картину, распознает ее.

Но левое полушарие в описанной ситуации радости не испытывает. Оно картин мгновенно и непосредственно не воспринимает. Ему нужен анализ и, следовательно, время. А еще лучше ему не на картину смотреть, а на что-то вербальное, лучше всего - на текст. Когда правое полушарие обрадуется при восприятии картины, а левое - нет, то левое обижается. Дело усугубляется еще и тем, что у человека левое полушарие, как говорят, стало главным, оно доминирует над правым. Если главное полушарие обиделось - шутки плохи, настроение испортится. Чтобы этого не происходило, к картине добавляют подпись - тем самым кидая кость левому полушарию. Левое полушарие обязательно заставит человека подойти к картине и прочитать подпись. Прочитав подпись, левое полушарие получает свою долю впечатлений, пищу для размышлений, и успокаивается. Оно перестает чувствовать себя обделенным.

При этом практически не важно, что именно подписано под картиной. Подпись типа "Нидерландский мастер. Портрет Анны Бургундской. Ок. 1500", вполне устроит человека, способного получить удовольствие от картины. Достигать своей миротворческой цели может и совсем простая подпись. Например, под натюрмортом, изображающим подсолнухи, вполне сгодится подпись "Подсолнухи". Человек прочтет и останется вполне доволен: "Действительно, будет думать, вот это подсолнухи, как мне и показалось. А не что-нибудь иное". А, попробуй, не подпиши картину - уйдет глубоко обиженным.

Человек, способный получить удовольствие от картины самой по себе, по-видимому, относится к правополушарным людям (и дельфинам). Но и на него сильно давит хамоватое левое полушарие.

Если же человек относится к категории левополушарных, то сами по себе картины его могут и вообще радовать мало. Тогда основное удовольствие этот человек будет получать именно от подписей. От вербальной информации. Он будет думать и обсуждать перипетии жизни неизвестного нидерландского мастера и его модели. Он может участвовать в дискуссии на эту тему и даже посещать лекции на искусствоведческие темы. Тексты и слова могут его радовать больше, чем картины. Обладая картиной, он будет получать удовольствие только в случае, если это картина известного художника. Более того, он даже способен заплатить тридцать миллионов долларов за картину, если она соответствующим образом «раскручена», практически вне зависимости от ее формы и содержания. При этом хорошая картина неизвестного автора его радовать не будет.

В процессе эволюции человека умение работать с вербальной информацией явилось очень ценным приобретением. Умение говорить, распознавать речь, читать, писать, и этим передавать другим какие-то сведения - все это, конечно, важно. Вербальный смысл для нас теперь часто кажется более важным, чем непосредственное восприятие. Когда мы что-то видим, мы часто стараемся задать вопрос: "а что это значит?". Т.е., просто своим впечатлениям мы не верим. Многих из нас радует искусственный вид города, где все полно смысла и ассоциаций: вот реклама SONY, вот McDonalds (даже Windows знает, как правильно писать:), вот пункт обмена валют, все полно смысла... И для многих из нас просто вид природы кажется уже скучным. Поэтому и текст кажется более важным, чем изображение. Говорят "Не верь глазам своим". Если под изображением белой лошади написано "черная корова", мы верим, скорее, подписи.

Октябрь 2006