Утонуть в океане информации

Вадим Фомченко
Однажды во время Второй Мировой войны , Винер зашел в кабинет Чомски (они оба работали в разведке, отдел дешифровки) и сказал: «энтропия- это информация!»
Так родилась теория информации, пожалуй, самое великое достижение ХХ века. Высказывание Винера звучало парадоксально, что-то вроде «хаос- это наивысший порядок» и так далее. Фактически это было признанием того, что в нашей Вселенной вообще нет хаоса в его «классическом понимании», а то, что мы называем хаос, «белый шум»- на самом деле универсальное хранилище всей информации, которая вообще возможна в этом мире.
Вся информация достаточно равномерно распределена по всей Вселенной, поэтому для выделения нужной информации достаточно исследовать небольшой участок. Физической иллюстрацией может являться работа наших радиоприемников, мобильников и тому подобных устройств. Из гигантского хаоса электромагнитных колебаний они безошибочно выделяют нужную информацию.
Я вспоминаю, как мои друзья, «кухонные политики» советских времен , вздыхали: «Ах, если бы мы имели доступ к информации!» На самом деле, даже в условиях «железного занавеса»информации было достаточно, надо было только уметь ее обработать.
Приведу один пример. В начале 1960гг я находился в лагере, в Мордовии. Казалось бы, самая надежная изоляция от информации. Но в лагерь довольно легко прошел мюнхенский журнал «Квик». Было смешно, что все гзеты и журналы, поступающие из-за рубежа , подвергались тщательной проверке, кроме тех, что шли в посылках в лагеря и тюрьмы. Пограничники и почтальоны резонно полагали, что их должным образом проверят в этих местах. В свою очередь, начальники и надзиратели были уверены, что раз это пропущено пограничниками, то можно смело передавать все это заключенным!
Ни те, ни другие немецкого языка не знали, а реклама типа сигарет Мальборо или гигиенических прокладок не наводили на мысли о политике. В журнале были весьма интересные статьи о «берлинской стене» (тогда еще просто забор), о бомбардировке Гамбурга во время войны, но наиболее сильное впечатление произвел снимок, озаглавленный «командующий воздушным флотом Великобритании выслушивает доклад летчика, вернувшегося из разведывательного полета». Представьте себе летчика, свободно и расслабленно сидящего, даже не на стуле, а на письменном столе. Перед ним стоят высшие чины авиации, также в свободных позах, но офицерская выправка чувствуется. В наших условиях это выглядело бы так- Гагарин отдыхал бы в кресле-качалке, а Брежнев с Хрущевым шли к нему, чтобы узнать о деталях полета!
Позднее я узнал, что в британской армии есть «дедовщина», да еще какая!- со столетними традициями, да еще где!- в самых престижных военных училищах, что «интриги» и «подставы» встречаются там с угрожающей частотой.
И все-таки, с самого начала у меня была точная и неопровержимая информация , что выше всего этого стоит уважение к человеку, рисковавшему своей жизнью, выполнившему смертельно опасное задание,
Армия, в которой мне хотелось бы служить!