Из прошлого столетия

Зинаида Александровна Стамблер
Октябрь 1992

Снегопад примиряет меня с настоящим -
Невзыскательной осени редкий каприз.
За один этот снег, тихо с неба сходящий,
Я согласна на боль, ну а, значит, на жизнь.


Это нежное снежное проникновенье
В тайны звонкого света, летящих теней,
Притяжения тел - наших душ притяженья
В ослепительном звездном скрещеньи путей
Нам дарует надежду: спасенье возможно.
И мы все обретем долгожданный покой
Без того, чтобы мучиться выбором ложным,
Без того, чтобы жертвовал кто-то собой.

И мгновенья закружатся под небесами,
И пробудимся мы в белоснежном пуху.
И окажется мир снеговыми часами
С бесконечным запасом любви наверху.



* * *

Нам предначертан новый круг
Весенним обретеньем жизни.
Движеньем чувств. Смятеньем рук.
И трепетом сердечной мысли.

Еще морозная печать
Лежит на солнечной отваге,
Земля не впитывает влаги
И птицам тягостно молчать.

Еще деревья без одежд.
Но путь становится все уже.
И скользкие сверкают лужи,
Как вспышки редкостных надежд.

Но ясно, просто и легко,
Терпеньем омывая душу,
Летать. И говорить. И слушать.
Быть здесь. И где-то далеко.

И нет начала. Нет конца.
Преображенье бесконечно.
Неразделимые сердца.
И радость каждой новой встречи.



* * *

Бытие

Память. Лет дорогой переплет,
Потемневшие в правках страницы,
На которых чуть слышно живет
Наше Прошлое: мысли и лица,
Запах радости, привкус потерь,
Ожиданий мучительных точки...
Стук колес, приоткрытая дверь
И желаний набухшие почки.
Одиночества злая печать
Частый гость в этой Книге бесценной.
Как мы долго учились прощать,
Как же больно учились терпенью.
На страницах пока что пустых -
Там, где блещет надежда лучами,
Будет зачат единственный стих
От союза любви и печали.



***

Когда возникнет за окном
Виденье ночи утомленной,
Предугадаю тайну в нем
Любви и жизни разделенной.

И нет нужды ни торопить,
Ни ожидать, ни кликать чудо.
Любовь придет и озарит -
И это непременно будет.

Всему на свете вопреки,
Согласно только воле божьей
Движенье любящей руки
Меня разбудит осторожно.

И вспыхнет новая звезда,
И в изумленьи дрогнет время.
И вечность сроком навсегда
Своё величие проверит.



* * *

21

И выбран Путь. И цель уже ясна.
И спутники обещаны в дорогу.
Но жаркая бесстыжая весна
Рождает искушенье и тревогу,
Но от всего, что есть вокруг меня,
Я каждый миг имею пораженье.
И эта неизбежная война
Не плод и не игра воображенья!

Меня лишает мужества сирень,
Жемчужные каштановые свечи.
И упоительный прозрачный день,
И ярким светом побежденный вечер,
И тайнами мерцающая ночь -
Короткий свежий вдох перед рассветом.
Я знаю, кто-то должен мне помочь.
Пусть не сейчас, но следующим летом.

Отважные, но хрупкие мечты,
Как хорошо, что вы со мной покуда!
Одно спасенье есть от пустоты -
Предчувствие назначенного чуда.

Так ожиданий желтые цветы
Окажутся внезапно предо мною.
И прошлого сожженные листы
Нас вознесут к желанному Покою.



* * *

Я на тебя смотрю - я вижу свет небесный!
Едины каждый вдох и каждый взмах ресниц.
И всё вокруг любовь, и мы в кругу чудесном,
Мы - запах, цвет и звук. Меж нами нет границ!

На смену всем словам сияет наша нежность
И кружатся улыбок наших лепестки.
Мы стали навсегда исполненной надеждой,
Для суеты времен прозрачны и легки.



* * *

Там, где кончается суша,
Влажный податлив песок,
Возле забытых игрушек
Легкий звенит голосок.

Воздух прохладный и нежный
Душу умоет мою.
Брызгами робкой надежды
Жажду любви утолю.

Мысли как пена растают
В вечности, словно, в воде.
С чайками я улетаю
К самой большой высоте.

Плещется синяя тайна,
Дышит соленым огнем.
Море всегда неслучайно,
Небо купается в нем.

Стану молитвенно слушать,
Что мне нашепчет волна.
Там, где кончается суша,
Жизнь беспредельна моя.



* * *

Декабрь. Тайное рожденье.
Звезды далекой тихий свет.
Волнующее совпаденье.
Родства ближайшего завет.

И в глубине морозной ночи,
И в лабиринте долгих снов
Критерий жизни прост и точен.
Критерий истины - Любовь.

Будь то Деяние иль Слово,
Мелодия или Судьба.
Все - только ожиданье Зова.
Любви молитва и мольба.

На мир нисходит Откровенье,
Сияет в Небе дивный Свет.
Декабрь. Тайное Рожденье.
Родства ближайшего Завет.




* * *

Ты из города N
Едешь в город NN.
Я с тобою в NN,
Но осталась я в N...

Километры, секунды, года и шаги
Несчастливые люди придумать смогли!
Они много придумали разных вещей...
Будет лучше об этом забыть поскорей!..

Только Воздух, Огонь и Земля, и Вода!
Только Свет и Любовь! Это будет всегда!
Не боясь ничего, надо радостно сметь
Не придумывать боль, не придумывать смерть!




* * *

Из старой записной книжки

Таллинское кафе

Заунывное сиянье
Близоруких желтых ламп,
Дисгармония слиянья -
Неизбежной жизни штамп:
Черный кофе, белый сахар
И блестящие глаза.
Голубые струйки страха,
Шторы, словно, образа.
Речи жалкая привычка
Заземлять свои мечты
И негаснущая спичка -
Вещий знак из темноты,
Колокольный звон посуды,
Бесконечная тоска.
Что-то было. Что-то будет
С нами всеми. А пока
Заунывное сиянье
Близоруких желтых ламп,
Невозможность пониманья,
Дыма судорожный залп,
Торопливый поиск счастья
И желанье все забыть,
И случайное участье,
И потребность говорить.



* * *

Когда у меня будут деньги
Я куплю множество белых цветов -
Роскошные гвоздики и чопорные розы,
Бескорыстные ромашки и медовые левкои
А еще невообразимое количество шоколада с орехами
И кофе! И сладчайшие ослепительные апельсины
Но большое зелёное яблоко, тревожно и терпко пахнущее любовью,
Я хочу получить прямо сейчас.



* * *

Предчувствия похожи на детей,
На маленьких счастливых нахалят.
У приоткрытых временем дверей
Они с надеждой радостной стоят.

Не всё, быть может, ясно им пока
В туманной и расплывчатой дали,
Но белые большие облака
Они спешат принять за корабли.

Как трудно побороть извечный страх
Перед бездонной пропастью потерь -
И вылететь на детских кораблях
В грядущего распахнутую дверь.


* * *

Он слышал музыку. И он ее не слышал.
Рыдал в бессилии, когда в ночную мглу
Листы и звуки ветром мчались к крыше.
И птицей раненой метались на полу.
И пальцы исступленно прижимали
К холодным клавишам Души могучей крик.
И кудри непокорные мешали,
И жизнь была короткая, как миг.



* * *

Декабрь 1979-го

Неслышно подступает вечер,
Таясь за зеркалом окна.
Я зажигаю люстру. Свечи,
Увы, вас нету у меня!

Есть только коробок без спичек!
Есть блюдце с золотой каймой
Есть множество дурных привычек,
И попугайчик заводной.

Мечтами украшая ёлку,
Я поджидаю звездолёт!
Пусть канут в темноту иголки
Моих обид, моих невзгод!



* * *

За окном серебрится осколками снег,
Запах хвои пьяняще тревожен.
Замигают гирлянды, погасится свет
И хрусталь зазвенит осторожно.

И на цыпочках в комнату чудо войдет
И свернется калачиком в кресле.
А за стенкою будут встречать Новый год,
Будут петь Новогодние песни.

Как томительно, сладко и горестно быть
В эту ночь на пленительной грани.
Всё на свете понять, всё на свете забыть,
Распускаясь снежинкой желаний.



***

Балерине

Забытый снег. Косые взгляды окон.
Надломанная ветвь и чистый звон.
А в зеркале - станок и змейкой локон,
Точёный взмах и трепетный наклон.

И снова взмах, и снова отраженье.
Мелькают тени в синих зеркалах.
И вновь к тебе приходит откровенье
И вновь сияет музыка в глазах.

Скользит Жизель, крылами бьёт Одетта,
Последний шаг, прощальный поворот.
И щедро льёт прожектор слёзы света!
И зритель в нетерпении встаёт.

Сейчас, сейчас. Замрёт Душа и нота.
Сейчас мечта коснётся потолка.
Тебе - сердцебиенье от полёта.
И жуткая гармония хлопка.

Погаснет день, томительно бессрочный,
И растворится в сонме сонных звёзд.
И я опять заплачу среди ночи,
И память будет чёткая до слёз.



* * *

Меня обманывает дождь
Стуча знакомыми шагами
И от всего, что было с нами
Деревья охватила дрожь

Ты снова станешь деловит
Начнёшь менять друзей и женщин
Я - возрождаться от обид
Перебирать на полках вещи
Ходить с подругами в кино
Не узнавать своих знакомых
Дышать на мокрое окно
Бежать от парочек влюбленных

И каждый вечер умирать
От лёгких звуков в коридоре
И ждать дождя, и грезить морем
И ничего не забывать.


* * *

В запыленном окне отражается небо,
Угрожающе виснут сосулек персты.
Мы ошибки творим вдохновенно и слепо,
Ожидая спасенье с приходом весны.

Только всё понапрасну. И дождь онемевший
Предлагает апрель. Не апрель, а пустяк.
Солнце лжёт! Верю ветру, летящему в спешке.
Верю старым альбомам, ненужным гостям.



* * *

Наступил полудень-полувечер.
Смутно серый, как заячий хвост.
Как оброненный взгляд, быстротечен.
Как загадка известная, прост.

Я смотрю на себя сквозь окошко.
И не слышу, как ветер шумит.
Через улицу рыжая кошка
За бумажкой летящей бежит.

Писем ждать я давно перестала.
И не верю ни в чудо, ни в сны.
Зимний день. Как уныло! Как мало!
И спасения нет от весны.



* * *

Это только с нами было!
Синих штор взметнулись веки!
Солнце в воздухе чертило
Капель огненные треки!

Воробьиная невзрачность
Опушила кисти веток...
Небо пело! И прозрачно
Умывало лужи светом.

До безумия влюбленный
С губ срывал улыбку ветер,
Целовал неутолённо,
Обещая всё на свете.

И желанием скользила,
И щемила ясность взгляда.
Только это с нами было.
Больше ничего не надо.



* * *

Уходит лето

Уходит лето, как уходят люди,
Забыв о главном среди мелочей.
И памятью о том, чего не будет,
Ложится тень на осени моей!

Уходит лето. Предопределённо.
Ни слов, ни взглядов больше не ища.
В опавших листьях горестно зелёных.
В тяжёлых складках мокрого плаща.

Уходит лето. Точно в наказанье
За ранний холод, за дорожки слёз.
За нашу отчуждённость и страданье
И за несбыточность июльских грёз.

Густеет ночь. Пророчествует ветер.
Мучительно желание любить.
Уходит лето! Как и всё на свете.
И я тебя не в силах возвратить.



* * *

Памяти Джо Дассена

Был вечер. Монмартр. Сакре-Кёр. Нотр Дам.
Был вечер, знакомый большим городам.
Мигали рекламы и фары машин.
Боится Париж, как и все, тишины.
Гремели оркестры, томились певцы,
Терялись начала, сплетались концы,
И множество лиц, и теней на стекле,
И дым, и парфюм, и огни вдалеке.
Кружилось, искрилось, горело, звало
В интиме кафе, в полумраке кино.
И только одно, не доступное всем:
В тот день на Таити скончался Дассен.
Но это сегодня. А завтра Париж
Оденется в траур туманом до крыш.
И люди, забыв про привычку свою,
Не скажут: "Прощай!", а промолвят: "Salut!"
...Был вечер. Монмартр. Сакре-Кёр. Нотр Дам.
Был вечер, знакомый большим городам.
Погасли рекламы и фары машин.
Париж испугался твоей тишины.



* * *

Незабудки

Сейчас октябрь. Но я как-будто
На ярком солнечном лугу
Сплела венок из незабудок
И по тропинке вдаль бегу.

Люблю вас, нежно голубые,
С кусочком солнышка внутри.
Люблю за то, что вы - такие.
И быть другими не могли.

Что все хорошее припомнить
И все обидное забыть
Тебя прошу, цветок мой скромный,
Тебя, мой маленький дневник.

Я соберу вас ранним утром,
Навеки к сердцу приколю.
Не забывайте, незабудки,
Людей, которых я люблю.



* * *

Совсем детские стихи про кошку (мне 13)

- Как кошку-то звали?
- Васькой.
- А Васька тот был африканский!
- Нет, Васька - породы сибирской,
а может, даже сиамской.

- В подвале вчера окотилась.
Мы думали все, Васька - кот.
Так долго, бедняжка, скулила.
Не верил никто, что умрёт.

Ходила в подъезды погреться,
Какой был мороз в январе!
Куда было бедненькой деться -
Никто ведь не пустит к себе.

А утром мальчишки дворовые,
Как в школу им вместе идти,
Камнями в неё огромными
Кидались всегда по пути.

Вчера не была на помойке.
В подвале на ящик легла.
У ней родилось три котёнка,
Потом она умерла.

Куда нам котят - не знаем.
Ведь жалко, погибнут одни.
Мне мама не разрешает.
А ты, если можешь, возьми!



* * *

Как трудно было жить среди людей,
Перестрадать болезни и пороки,
Вершить добро, давать любви уроки
Под градом унижений и камней.

Прощать Петра и целовать Иуду,
Лечить больных и мёртвых воскрешать.
И по воде, как по суху, ступать,
Чтобы в который раз явилось чудо.

Испить до дна всю горечь наших бед -
Непониманья, злобы и сомнений.
С улыбкой кроткой проливая свет
На головы грядущих поколений.



* * *

Мне приснилось море. Я видела поле.
Безграничное поле трепещущих вод!
Очертания ветра, седые от соли!
И как палубу, неба кренящийся свод.

И оно прикасалось к груди и к коленям
Сотней тысяч объятий, бесстыдно немых.
И ласкало и било, сжимая до пены.
И потом растворяло в глубинах своих.

Мне приснилось море! Оно не похоже
Ни на что. Это - облачно-синяя мысль.
Мне приснилось море, которое больше
И прекрасней всего, что вмещается в жизнь.

И с тех пор я больна без воды и простора.
И забыть не могу об увиденном сне.
Лишь теперь понимая, во мне дышит море.
Это море бушует и рвётся во мне.


* * *

Бал сатаны

Маэстро, вальс! Неистовство теней.
Мерцанье глаз, изгибы плеч и бёдер.
И к Маргарите призраки подходят.
И ждут улыбки, поклоняясь ей.

Не страшно пролететь через забвенье
В безумии веселья и вина.
Повсюду смерть, но нет успокоенья -
Проклятием отмечена она.

Дрожат уста, в зрачках тоскует бездна.
И обнажённость тел не будит страсть.
Потоки крови пурпуром одежды
Готовы с сокровенного ниспасть.


Ужасный бал блаженства, сна и боли
Им долго будет грезиться потом.
Исполнена Любовью Божья воля
Всегда. На этом свете и на том.



* * *

Распустится ночь дорогим обещаньем
На звезды лукавых цветов.
Их стеблей прохладных немое касанье
Разгонит печаль облаков.

И манит огнём неизведанной тайны,
И тянет меня высота,
И первый мой шаг получился случайным,
Как летом паденье листа.

И вот уже я оторвалась от пола,
И лёгкостью тело звенит.
Земля подо мною знакомым узором,
Как мячик упругий летит.

Я скоро вернусь! Я немного побуду
Еще на своей высоте.
Умоюсь росой полуночного чуда,
На миг растворюсь в красоте.

И сладок полёт. И неровно дыханье.
И ветер мне грудь холодит.
И близко чертогов небесных сиянье,
И Бог наши Души хранит.


***

Еще не время подводить черту
Под прожитым и неосуществлённым.
И я смотрю с надеждой в темноту,
Вдыхая дождь, печалью напоённый.

Мне чудится движенье в небесах -
И я крылами складываю руки,
На звездных справедливейших весах
Взлетают горстью пепла наши муки.

И вот теперь дано мне не судить,
Не разделять на боль и расстоянья -
И с радостью спокойной находить
Особый смысл встреч и расставаний.

И видеть этот мир новорождённый!
И впитывать земную красоту
В дожде и солнце, в шелесте зелёном...


***

Я не боюсь грядущих лет.
Они не властны надо мною.
Любви единственный завет
Мне дан Божественной рукою.

Я бережно перенесу
Из чувств и ощущений в строки
Добро. Нетленную красу.
Небесной мудрости уроки.

Зажгу свечу, накрою стол,
Сотку серебряною нитью
Души волшебный разговор
И звёзды радостных событий.