Дни Творения. Часть третья

Илья Иркин
ПОРОЖДЕНИЯ НЕБА И ЗЕМЛИ

Чтобы понять происходящее в следующих днях творения мы должны сделать определённое допущение: желание создать мир происходит не из праздного любопытства. В этом желании есть конкретная задумка. Трудно сказать, можно ли вообще говорить о том, что было в основе этого желания, но сделать предположение мы всё же попробуем. Может быть, идея творения заключалась в создании независимого Творца со всеми вытекающими последствиями? К такому выводу приводят следующие размышления. В процессе творения трижды появляются создания способные производить собственные независимые действия. Не зря слово бара – «творить» в тексте встречается три раза: когда создавались эт ха арец (объективная реальность), эт ха таниним (жизнь) и эт ха адам (человек). В мир как бы вводятся три независимых творческих начала. Элохим не сам творит мир, он вводит в него самодостаточные сущности, которым должна принадлежать основная роль по созиданию этого мира.
Давайте посмотрим, вначале была создана «земля» Арец (или объективная реальность), которая преобразовала определённый уровень временного бытия в прообраз Вселенной. Арец самостоятельно произвела действия, заданные Элохимом. Она не просто создала фрактальную Вселенную, она произвела информационную матрицу, программу, для будущей самоорганизации систем. Но уровень творчества, предоставленный Арец, был очень невелик. В тексте мы видим лишь небольшое отступление от первоначального замысла. Так изначально земле было «сказано» создать «дерево-плод», а в объективной реальности появилось «дерево, дающее плод». Разница между первоначальным замыслом и полученным результатом очевидна: «дерево-плод», разрушается по окончанию развития, «дерево, дающее плод», способно сохранить свою целостность и производить «плоды» ещё и ещё. Земля внесла изменения в саму схему роста и плодоношения, и вместо того, чтобы создать дерево-плод, где рост и создание плода есть одна и та же работа, она разделила рост и плодоношение. Сначала в подготовительном периоде дерево растёт, готовясь к плодоношению, и только с определённого момента зрелости, взрастания, оно становится способным завязывать плод. Тут уже не одна. А две разные работы: работа роста дерева, которую производит земля, и работа плодопроизводства, которую производит дерево. По созревании плод отпадает, даёт новую жизнь, а материнское дерево продолжает свой рост и многократно плодоносит.
Это в целом устроило Элохима. Действительно, фрактальная структура (дерево), порождающая множество интегральных реальностей (плод), гораздо лучше, чем его однократное творение. Следующим шагом Единого должно быть создание нового творческого Начала. Но каковы могут быть предпосылки для этого? В чем должна быть его основная задача? Итак, у нас есть Арец – обитель для нового творческого Начала. И мы видели, что Арец сделана очень тщательно, старательно отделены, отграничены одни формы пространств от других. Созданы многочисленные уровни свободных подпространств. Но в Четвертый день Арец в последний раз возвращалась в исходное состояние просто, без какого-либо творческого наполнения. Объединились «небо» (шамаим) и «земля» (арец) в единое целое, и не осталось ничего кроме «зародыша» следующего дня. Все снова вернулось к исходному состоянию хаоса (тоху ва боху). Поэтому в Пятый и Шестой дни должны появиться новые сущности, которые преобразуют ее в иную реальность, переведут на новый качественно иной уровень.
Давайте сделаем небольшое отступление. Представим, что мог бы создать наш гипотетический конструктор, поставивший задачу построить обитель для создаваемых сущностей и имеющий в своем распоряжении «всего лишь» бесконечную протяженность однородной субстанции. Скорее всего, он бы «выкопал» в ней огромный резервуар. Но это не была бы простая яма. Это была бы сложная многоуровневая конструкция, в которой тщательно проработаны всевозможные пустоты, каверны, пещеры и т.д. После того, как создан практически целый «город», его можно было бы заполнить, заселить. Поэтому перед конструктором стоит следующая задача – наполнить резервуар, вернув ему первоначальную целостность. Но это не значит, что можно просто «закопать» все обратно. Задача стоит ведь совершенно иная. Надо вернуть в исходное место каждую вынутую порцию «грунта», но при этом, преобразовав его (грунт), заселить весь город живыми творящими сущностями. Ведь не просто «грунт» вынимал Элохим, создавая Арец. Этот бесценный «грунт» был частью Его самого. Итак есть новая задача, которая стоит на пороге Пятого и Шестого дня, задача интеграции или объединения «земли» и «неба». Причем интеграция должна происходить с очень высоким уровнем порядка и гармонии.
Посмотрим, что об этом сказано в Торе: «И сказал Элохим: да воскишит вода (йишрэцу ха маим) кишением живых существ (шерец нефеш хая) и птицы да летают по пространству небесному» (Т.1:20). О каком «кишении живых существ» (шерец нефеш хая) идёт речь? Как мы понимаем, для того чтобы наполнить Арец новыми сущностями, надо их вначале создать в пространстве небесном (шамаим), а затем перенести в Арец. Берман считает, что хая – та самая особая энергия, которая заряжает тело жизнью, делает его живым существом, то есть тем, кто обладает чувством жизни, кто знает жизнь в себе и способен переживать её напряжённую динамику. Хая – жизненное движение и жизненаполнение, способное избирательно воспринимать и отталкивать, различая, что хорошо для жизни того или иного существа, а что дурно. Хая – само по себе динамическое побуждение жить, властительное желание обладать жизнью как таковой, стремление к большему обретению и сохранению этого блага. Шерец – своего рода наименьшая частица, обладающая нефеш хая. Это всякая мелкая кишащая тварь, которая бегает (рац), обладает независимым движением.
Нефеш – душа, то самое, что каждое живое существо знает в себе как центр себя, то, благодаря чему оно сознаёт себя единым со своим телом, целостным и выделенным из всего остального Нефеш содержит сознание единичности существования и его отграниченности от другого и других. Слово нефеш связано со словом нафац – вырваться, отделиться, оторваться. В нефеш есть это сознание оторванности, отделённости – составная часть сознания «я». Но кроме этого стоит добавить, что нефеш – это еще и один из основных законов введенных Элохимом в мир. Буква нун, входящая в слово и представляющая собой корень слова нун – «производить потомство», является, по сути, способностью возвращаться в ином качестве, гармонией смеси и принципом изменения энтропии в системе. Поэтому нефеш – это качество, добавляемое творениям, на которое Элохим возлагает надежду, что оно сможет уменьшать энтропию в создаваемом мире. Кратко поясню, о чем идет речь. Энтропия – это математическая функция, показывающая уровень хаоса в системе. Чем выше беспорядок и хаос, тем выше энтропия, и наоборот, чем больше в системе порядка и гармонии, тем энтропия ниже. Поскольку на этом этапе стоит задача интеграции, объединении «земли» и «неба», то очень важно, чтобы полученная новая интегральная реальность обладала в высшей степени гармонией и порядком, т.е. минимумом энтропии. Нефеш – это та часть Вселенной, которая не только участвует в процессе интеграции, но будет и уменьшать энтропию.
«И сотворил (бара) Элохим больших морских животных (эт ха таниним ха гдолим) и всяких душ живых (нефеш хая) пресмыкающихся (ремесот), которые двигаются в воде, по роду их (лемино)» (Т.1:21). В этом стихе второй раз звучит слово бара – «творить». Творение живых существ так же как небесной и земной (субъективной и объективной) реальности, это творение из «ничего» Напомним, что бара и йивра (творить) это ещё не делание (асия) и не создание, формирование (йецира), а только порождение самой идеи, её содержания и формы. Теперь становится понятно, что время (маим) наполняется новым содержимым, обладающее энергией жизни, способностью к бытию и небытию. Чтобы понять, чем является новое наполнение, обитающее во времени, обратимся к словам, которые переведены как «птицы да полетели». Буквы, составляющие и слово «птицы», и слово «полетели» (оф), – аин и феи – входят в состав слова афар, переводимого как «прах, земля, грунт». Дополнив оф еще и смыслом самой буквы аин, как вещественной связи, получим, что летучая фракция оф, которая в дальнейшем превращается в афар (прах), оказавшаяся за границей пространства (в шамаим) должна вернуться на землю (арец). Другими словами, субъективная реальность в виде летучей фракции оф возвращается в объективную реальность, наполняя ее, возвращая ей исходную целостность, и образует новую интегральную сущность. Эта новая реальность, наполняет землю – арец смыслом бытия.
Таниним – слово загадочное, как пишет Берман, в его значение веками пытаются вникнуть мистики. Это не какое-то отдельное существо, а то, что существует на уровне Брия и оттуда управляет всем царством живых существ. Это тот, от кого в мистическом смысле производится (как потомство – «нун») это царство. Понятно, что таниним это не большие животные, или как ещё переводят морские животные, вероятно, исходя из того, что они двигаются в воде, а некий сонм, содержащий в себе все частички особой животворящей энергии. Здесь же по иному осмысливается слово ремесот (пресмыкающиеся – мн.число). Само это слово (ремес – ед. число) имеет два значения: пресмыкающееся, насекомое. Но здесь явно имеется в виду что-то другое. Попробуем разбить это слово на два: рам (рум) и маса (мошав), что означают «высокий», «высота» и «несение», «пребывающий». Слово ремесот больше похоже по смыслу на «высоко несущий» или «высоко пребывающий», и что, видимо, означает посредников передающих нефеш хая от таниним в объективную реальность. Стало быть «пресмыкающихся» можно представить и как посредников, переносящих кванты живой энергии в нашу реальность, или тем, что теперь будет отличать живую материю от неживой.
Фразу «И сотворил Элохим больших морских животных и всяких душ живых пресмыкающихся, которые двигаются в воде, по роду их, и всех птиц крылатых, по роду их» (Т.1:21) можно прочитать и так. И создал в своем сознании (бара) Элохим животворящий принцип (таниним), который наполнит гармонией и жизнью (нефеш хая) все сущности, и это станет принципиальным отличием живого от неживого (ремесот), которые в паре противоположных начал (лемино) станут эволюционировать (развиваться) во времени, объединяя излученную фракцию (оф) и землю.
В Пятый День Элохим творит живые сущности только на уровне Брия, творит их в своем сознании, оформляя их как новую идею творения. На Шестой День он создает живые сущности на уровне Асия. К этому действию подключается уже и Арец. «Пусть выведет Земля из себя: душу живую по роду (нэфеш хая лемино), существа, которые называются бехема, пресмыкающихся и зверей земных по их роду» (Б.1:24). Интересным является слово тоцэ, что звучит «пусть выведет». Однокоренное ему слово тоцаа обозначает: 1.результат, последствие, 2. конец, край, 3. происхождение, исток. Не правда ли уникальное слово? Содержит в себе и начало-происхождение и конец! И тоце в Торе тоже надо рассматривать в совокупности «и начала, и конца». Арец в данном случае «не выведет из себя», а наполнится от начала до конца живыми душами. Она заполнится ими, проинтегрирует с ними, станет единым целым. Но новые сущности, «сделанные» Арец, существенно отличаются от тех, что создал Элохим. Это будет новый уровень бытия, принципиально отличающийся от уже созданных уровней.
Два новых порождающих принципа эт ха таниним и эт ха бехема созданы последовательно на двух уровнях творения. В слове таниним содержится такой же грамматический прием как в слове ночь. Замкнутая система (йод) ограничена двумя буквами нун (потомство, плод). «Плод зарождается в плоде». Но ведь это новый совершенно уникальный принцип создания новых сущностей. До сих пор создаваемые сущности были ограничены тем количеством, в каком их сотворил Элохим. Теперь они могут порождать сами себя в бесконечном своем разнообразии. Это принцип воспроизведения себе подобных! До сих пор такого не было. Теперь не только Элохим – создатель, но и сами творения производят себе подобных.
Принцип бехема не только продолжает идею воспроизведения, но и дополняет его. Таниним – это деление сущности (так же как, например, делятся амебы), это создание бесконечного количества (окончание им указывающее на мн. число) одного и того же. Бехема – это порождение сущности от двух начал (буква бет показывает нам принцип двойственности), это порождение разнообразия! Но обратим еще внимание на букву мем в слове бехема, после которой следует буква хеи. Мем и хеи! Это смерть и жизнь. Слово бехема несет в себе новое функциональное свойство сущностей – смертность. Это значит, что сущности становятся смертными и проходят полный цикл, предусматривающий рождение, развитие, старение и смерть, и в этом как бы отражается весь инволюционно-эволюционный вселенский цикл развития. Но самое интересное в этом случае то, что сущности, став смертными, в эволюционном плане сделали огромный шаг вперед. Как бы парадоксально это ни звучало, но появление факта смерти в эволюционирующих системах, делает их более приспособленными к дальнейшей самоорганизации. Итак, новый принцип порождает и индивидуальную жизнь, и индивидуальную смерть, определяя новое свойство дискретности в существовании мира. Принцип таниним (и его продолжения бехема) можно определить фразой, которая еще встретится нам впереди:КАЖДЫЙ САМ В КАЖДЫЙ МИГ ТВОРИТ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ, ТВОРИТ СВОЙ МИР И СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ.
Кроме бехема земля-арец произвела еще и каких-то «пресмыкающихся», и «зверей земных» (вэ ремес вэ хайто). Слова хайто арец, переводимые как «звери земные», мы рассмотрим несколько в ином ключе. Корень хит входит также в состав слов хитуль – пеленание, связывание, хитун – сватание, порождение через брак, и означает «связь, соединение, объединение». Поэтому смысл здесь состоит в том, что порождающий принцип бехема объединит (хайто) высоко пребывающих сущностей (ремес) и землю (Арец).
Итак, в Пятый день создано новое творческое начало таниним – принцип, объединяющий землю и небо, благодаря чему создается новый пятый уровень творения. Понятно, что в интегральной реальности этот принцип воплотился в создании биосферы, т.е всего живущего, растительного и животного мира. Мы говорили, что с каждым «новым днем» дифференциация на «небо и землю» происходит все глубже и глубже, в сторону материальности мира. В каждый «день» создается новый более глубокий уровень бытия, начиная с которого осуществляется интеграция единого первоначала. В шестой день таниним как бы делится еще на 2 подуровня: бехема и адам. Создается шестой уровень бытия. Бехема становится «бама» - подножием человека, поддержкой, опираясь на которую человек становится человеком.
 «И благословил их Бог, сказав (лемор): давайте плод, множьтесь, наполняйте землю» (Б.1:22). Слово «лемор» (сказав) единственный раз употребляется в описании Творения. Как считает Берман, слово имеет особый оттенок и предусматривает необходимость незамедлительного и безоговорочного исполнения данного благословения. Закончился Пятый день, и был «вечер», и было «утро».

ТРЕТЬЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО

Творческое начало вводится Единым в мир, и вводится трижды. Творятся создания, которые могли бы сами производить независимые действия. Так земля производит систему взаимосвязанных объектов, способных передавать энергию на все уровни бытия. Но создаётся впечатление, что после нескольких самостоятельных действий творческое начало как бы иссякает, и тогда Единый порождает из себя ещё одну творческую сущность, способную развивать мир по задуманному Им плану. После того как земля эт ха арец произвела то, что от неё требовалось, Единый создаёт ещё одно творческое начало эт ха таниним. Начало способное порождать движущиеся творения, но не в простом физическом смысле перемещающихся тел в пространстве, а совершающие движение эволюционного развития.
И увидел Элохим, что это хорошо. Увидел, что это соответствует его замыслу. Что эти творения могут сосуществовать в единой реальности, не уничтожая друг друга, как свет и тьма в первом дне творения. Сотворён новый тип гармонии и единения с минимальным уровнем энтропии. В следующем речении то же самое произвела земля, она как бы повторила (отразила) в себе всё то, что происходило «на небе», т.е. в замысле Творца. Но произвела она уже не таниним, а эт ха бехема – земной аналог таниним. Творящий принцип многообразия земной и небесной реальности воплотился в жизнь.
И снова, третий раз, Всевышний создаёт новое творческое начало, некое существо Адам, который уже будет воплощать в себе созидающие способности наивысшего порядка, что сродни Его собственным. Адам не человек в нашем понимании. В лице Адама Элохим создаёт Творца, равного себе, способного творить миры. Мы видим, что с каждым актом творения всё более усложняются действия введенных творческих начал. Последним, третьим, действием творения из «ничего» Элохим повторят самого себя и передаёт новой сущности свои полномочия (благословил), одновременно наделяя ее и ответственностью.
Послушайте, как звучит на иврите знаменитое восьмое речение Элохима: «И сказал Бог (Ва-йомер Элохим): сделаем человека (наасе Адам) в образе Нашем как подобие Наше (бе-цальмену ки-дмутейну)» (Б.1:26). Берман обращает наше внимание на то, что ни одно из творений не вводится так торжественно, ни одному из них не предшествует «декларация о намерении» Бога. Словно все творение приглашается им участвовать и видеть то, что произойдёт.
Интересен послоговый анализ слова «Адам». Адам – это трехбуквенный слог, состоящий из букв: алеф, далет, мем. Трехбуквенный слоги образуются из двухбуквенных, когда средняя буква совпадает. Поэтому мы будем рассматривать слоги «ад» и «дам», т.е. буква далет относится и к первому слогу, и ко второму, т.к. она повторяется. Слог «ад» (читается «эд») означает «первую форму», тогда как, например, «бд» (бэд) означает вторую форму. Первая форма (ад) возвышенная, легкая и поэтому переводится как «пар». А вторая – противоположная – форма (бэд) низменная, плотная, «плохая», в иврите имеет значение «материя, ткань». Слог «дам» переводится как «имеющий форму». Поэтому мы можем перевести слово «Адам», как Первый, имеющий форму, т.е. до этого момента творения никакой формы не имели. Это были бесформенные «абстрактные» сущности – «принципы».
Из дальнейшего текста нам становится понятно, о какой форме идет речь. Слово целем, которое переводится словом образ, связано со словом цемель (символ) и со словом силма (платье, одежда). Сделаем в образе нашем – сделаем нашим отображением, знаком, воплощением, выражением. Тень в природе обычно есть двухмерное отображение трёхмерного; так же и человек есть отпечаток Творения в иных измерениях. Таким образом, Адам создается (используем модное нынче слово) в формате Элохима.
«И сотворил (вайивра) Бог человека в образе его (бе-цальмо), в образе (бе-целем) Бога сотворил (бара) его, мужчиной и женщиной сотворил их (бара отам)» (Б. 1:27)
В одном стихе трижды звучит: «бара»! Существование человека не вытекает из предшествующих Дней Творения. Человек – творится из «ничего», на уровне Бриа.
Образ Бога в человеке сотворен двуединым, сотворен мужчиной и женщиной, «захар у-нэкева». Мужским и женским началом вместе, то есть целостным духовным существом, в котором отображено и мужское начало Всевышнего и женское начало Мира. Тема мужчины и женщины продолжается в следующем стихе 28. Элохим тут впервые обращается к людям. Не «и сказал Бог», как было ранее, а «сказал им» – мужчине и женщине: «И благословил (вайиварэх) их Бог, и сказал им Бог: давайте плод (пру), множьтесь (рву), наполняйте землю (мильу эт ха арец), и ее покоряйте (хившуха)». Если живым существам благословение дается с силой непреложного закона, для немедленного и принудительного исполнения в них, то благословение для человека – лишь повеление, Всевышний впервые обращается к человеку, повелевая. Побуквенный анализ слова «благословил» (йиварэх) означает, что Элохим инсталлирует созданным творениям свою силу, т.е. передает им свои полномочия. И как видно в своих повелениях Элохим транслирует свои полномочия в трёх видах деятельности. Первое – плодитесь, делайте плод, второе – множьтесь и наполняйте земную реальность, третье – покоряйте и властвуйте над всем живым. Разберём, что могли бы означать эти повеления.
1. Понятно, что двуединое существо Адам призвано исполнять основное назначение по объединению «неба» и «земли». Помните, мы говорили о том, что «дерево» делает «плод». И в качестве «плода» мы понимали, что речь идет о создании новой интегральной реальности. Теперь эта работа с определенного этапа поручается и Адаму. Поэтому первое повеление «давайте плод», «делайте плод» и есть основная задача по воссоединению объективной и субъективной реальности. Создав творения Всевышний наделяет их полномочиями по преобразованию окружающей среды. Также как слово «плод» даёт нам понимание создания новой интегральной реальности, где «плод» и есть продукт этой интеграции, так и живые существа должны содействовать этому же процессу, объединяя в себе новые возможности, способствующие претворению замысла Всевышнего. Элохим разделил небо и землю, но итогом своей деятельности он видит их объединение, однако не просто обычное смешение двух начал. Ему нужна новая интеграционная сущность с высокой степенью внутренней гармонии. По сути Адам сам и есть этот новый «плод».
2.Второе повеление «множьтесь и наполняйте землю», наполняйте земную реальность. Создав живую реальность – таниним, ей было предписано наполнять эт ха маим – только воды мира – пространство. Сейчас человеку предписывается наполнять всю земную реальность. Наполнять (мильу эт ха арец) – значит благоустраивать, создавая гармонию между произведёнными творениями, наполнять смыслом всё живущее, одновременно с этим и самому обрести смысл жизни. Слово мильу – «наполнять» имеет общий корень со словом мэлаха - «труд, работа». Элохим поручает Адаму работу по преобразованию мира. Итогом этой деятельности должно стать внутреннее переустройство мира в сторону минимального уровня энтропии, т.е. обладающего высокой степенью порядка и гармонии. Адам создает новую интегральную сущность, которой сам и становится, объединив в себе качества и «земные», и «небесные».
3. Третье повеление гласит: покоряйте и властвуйте рыбами моря, птицами неба, и всем живым, кишащим на земле. Давайте вспомним, какие повеления давал Элохим животному миру: давайте плод (пру), множьтесь (рву), наполняйте землю (мильу эт ха арец) и всё. Повеления властвовать не было. Почему же теперь Элохим возлагает на Адама и обязанности «покорять и властвовать над всем живым»? Что значит «покоряйте»?
Покоряйте (хившуха) – это значит брать на себя ответственность. Причем не только за себя, но и брать ответственность за сохранение всего того, что несёт в себе дыхание жизни. Бог дал человеку то, что не давал до сих пор не одному творению. Человек обладает светом – творческим началом. Ведь первым источником творчества стал свет (ор), который создал Бог в Первый день. Этот свет есть и в человеке. Он несёт в себе свет, несёт его в мир для того, чтобы делиться им, отдавая всему проявленному миру.
Слово рду, как пишет Берман, имеет два значения: властвуйте и спускайтесь. Властвование человека над животным миром предполагает исполнение человеком своего предназначения – быть достойным партнером Творцу. Иначе и животный мир выходит из подчинения и сам человек «спускается» нищает как духовное существо, опускается и растлевается как существо животное. Но нужно обратить внимание, что слово рду всякий раз стоит перед словом бэдагот. В Торе оно имеет значение «морских рыб» от корня «даг» - «рыба». Но послоговый анализ (бэд и гат) дает иной смысл. Слог «бэд» мы уже рассматривали, а слог «гат» имеет значение «подниматься, разливаться, выходить за края, выходить из пределов». Значит, на Адама возлагается еще и функция сдерживать, держать в подчинении, вышедшую из пределов «плохую» материю, т.е. Адам способен сдерживать «тьму», не пускать ее за границы предустановленного.
Помните, мы говорили о том, что каждая фраза Торы имеет тройной подтекст: первый смысл нам дает побуквенный анализ, второй – послоговый, третий – текстологический анализ слов целиком. Стих 28, где Элохим благословляет человека «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» обладает еще одним сакральным смыслом, не сказать о котором нельзя. Элохим передает ответственность каждой сущности, которая сама строит себя и свой мир за собственное развитие, за то, какой будет ее реальность, за то, как она выполнит предначертание Элохима. До этого момента интегральная реальность строилась по незыблемым законам. Теперь есть творческая составляющая этого строительства. Слова «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» можно прочитать и так: «каждый сам в каждый миг творит себя (пру - делает плод), творит свою жизнь (рву - развивается), творит свою реальность (мильу – наполняет землю)». Такое повеление Элохим сделал на пятом уровне бытия, согласно которому в земной реальности развивалась биосфера. Для человека Элохим добавляет «и обладайте, и владычествуйте», а это значит, что каждый сам в каждый миг творит себя, свою жизнь, свою реальность, творит свою судьбу и судьбу мира. В этой ответственности за судьбу мира видит Элохим основное предназначение человека.
И вот последнее, десятое Речение Элохима: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всю траву, сеющую семя по лицу всей Земли, и всякое дерево, в котором плод дерева, сеющее семена – вам будет пища» (Б.1:29).
И человеку, и животному отдана в пищу трава. Но только для человека предназначена собственно человеческая пища – дерево и плод дерева. Тело человека растет, питаясь от дерева. Человек как бы встраивает себя в структуру дерева или в фрактальную структуру пространства. Плодовое дерево – все равно: дерево-плод или дерево, делающее плод, – предназначено исключительно для человека. Дерево в связи с человеком. Они – в соответствии. Человек и дерево сродственны. И действительно, в некотором важном смысле человек сам есть дерево.
Как дерево питается и сверху и снизу, так и человек питается и от Земли и от Неба. У человека и у дерева одна и та же назначенная забота: рост и плодоношение. В росте дерева на природном уровне выражена модель духовного роста человека, прообраз дела его души. Всякое изменение в этой модели, в росте и плодоношении дерева, существенно для тела и души человека. Рассказ о шести Днях Творения символически завершается указанием на то, что животному миру предназначена в пищу лишь зелень травы, но не плодоносящее дерево, данное в пищу только человеку. В этом тоже мы видим существенную разницу между животным миром и человеком. Биосфера заполняет только хронооболочки, в то время как человек объединяет их в фрактальную структуру дерева (эц). Поэтому в отличие от сущностей биосферы, которые преобразуют энергии одного уровня бытия, человек имеет возможность преобразовывать ее, переходя с одного уровня на другой, двигаться по иерархическим уровням фрактальной структуры.
«И увидел Бог все, что Он сделал (аса) и вот – хорошо предельно (тов меод); и был вечер, и было утро – День Шестой» (Б.1:31). Слово «меод», означающее предельную степень, составлено из тех же букв, что и слово «адам». Все «тов меод», все хорошо предельно, все полностью завершено – тогда, когда есть человек, адам, Первый формат Бога.
Берман пишет, что животный мир сотворен Богом (на уровне Бриа, в Замысле Бога), сформирован Им (на уровне Иецира, проекта, матрицы, создания) и сделан (на уровне Асия, сработан, вполне осуществлен и пущен действовать в наш мир). Про животный мир сказано, что «это хорошо» и что «стало так», то есть так, как есть сейчас – стало окончательно. Не то человек. Человек есть творение принципиально не завершенное, не приведенное в окончательное соответствие с Замыслом о нем. «Наасе Адам», сделаем человека – только намерение, только приглашение сделать, но не осуществление. На уровне Асия человек несделан и недоделан, только делается в День Делания, сегодня. Поэтому в конце рассказа о создании человека не сказано «стало так» и «это хорошо». В этом смысле можно не согласиться с Берманом, ведь мы слышим, что в конце Шестого дня Элохим говорит, что все сделано предельно хорошо. Однако дальше в седьмой день – День Делания Элохим продолжает доделывать свое Творение. Так в чем же увидел Элохим свою недоработку?
Слияние, которое осуществлялось на Шестой день, происходило по строго заданному плану. После того как были разделены небо и земля, произошло их объединение. В процессе интеграции активное участие принимали бехема и Адам. Но интеграция на шестом уровне осуществляется пассивно, без какого-либо свободного творчества участвующих. Свободная воля была, но она заключалась в том, чтобы воплотить в жизнь задумку Элохима без каких-либо затей. Элохим создал жесткий план, от которого нельзя было отступить ни на шаг. И он увидел, что Программа по слиянию (объединению) работала четко без изъянов, и единственный недостаток – отсутствие свободы творчества. Шестая эволюция завершилась. Небо и земля объединились на качественно новом уровне. Все сделано предельно хорошо. И снова мир схлопнулся, Вселенная свернулась в точку.
Так заканчивается повествование о Днях Творения. Продолжение событий Седьмого дня происходит в следующем рассказе «День исполнения Предназначения». На вопрос, почему так называется новый день, кратко можно ответить, что такое толкование дает побуквенный анализ слова «седьмой».