Плащаница. Глава 25. Сложный выбор

Борис Попов
       После смерти Святослава киевский престол после недолгой борьбы со старшим братом Ярополком захватил князь Владимир, рождённый от пленницы Малуши, дочери Малко Любчанина. Придя в Киев, он поставил вне княжеского терема на холме деревянные фигуры Перуна, Хорса, Дажбу, Стриба, Семаргла и Мокоша. После этого киевляне стали именовать их богами и приносить им кровавые жертвы.
Летописцы пишут, что сам князь Владимир после занятия княжеского престола был побеждён похотью любодейства, имел шесть жён, триста наложниц в Вышгороде, триста – в Белгороде, да ещё и в Берестове. И не был он сыт этими любодеяниями с жёнами и наложницами, а приводил ещё к себе замужних женщин и девиц и растлевал их, потому что был женолюб, как Соломон, и похотлив, как Мирон.
Через некоторое время Владимир, собрав большое войско, отправился на ладьях по Днепру в поход на Болгарию. Впереди себя он отправил конные войска росов, торков, волынян и червенцев с наказом: объявить болгарам их многие нарушения прежних договоров и причинённые его подданным обиды и потребовать от них награждения. Болгары платить отказались, а соединились с сербами и решили воевать против Владимира. Вскоре состоялся жестокий бой, в котором Владимир одержал победу. После этого он по просьбе болгар и сербов учинил с ними новый мир и возвратился со славою в Киев.
– И вот, Николай Петрович, после возвращения Владимира в Киев произошло событие, которое уже более тысячи лет отделяет Россию от Запада.
– Вы имеете ввиду крещение Руси?
– Не просто крещение, а крещение по церковному обряду Восточной Римской империи. С одной стороны, в нашем разделении с Западом виноват не киевский князь Владимир, а более древние правители Римской империи, когда-то допустившие её разделение на Западную и Восточную части. Отголоски этого события наблюдаются в Европе до сих пор. Почти то же самое, кстати, произошло на территории Руси, когда она разделилась на Киевскую и Белую (Владимиро-Суздальскую) Русь. Потом Киевская Русь почему-то стала называться просто Окраиной или Украиной, а Белая Русь – Московией. Между ними появилась ещё и Белоруссия, которая к более древней Белой Руси не имеет никакого отношения. С другой стороны, если все христиане стран Западной и Центральной Европы на ранней стадии христианства последовали потом за Римом с его Папой, вверяя ему, как мы в своё время генеральному секретарю ЦК КПСС, свою духовную свободу, оставляя за собой лишь право беспрекословного подчинения ему; то христиане Руси последовали за Царьградом, за градом Великого Константина, перехватившего эстафету христианства от Эдессы с её «нерукотворным» образом, считая, что между Богом и человеком не должно быть никакого Папы. Папа не может и не должен заменять или подменять Бога. Поэтому православная Русь не пошла при князе Владимире на поклон к Папе, а пригласила к себе духовных учителей Византии, непосредственных преемников равноапостольной Марии Магдалины и потомков её крёстного сына Леонтия, которые не просто проповедовали Царство Небесное, но жили среди русичей, в лице того же Алёши Поповича проливали кровь за их свободу и умирали на их земле. Чувствуете разницу?
– Конечно!
– И вот Европа до сих пор не может простить нам нашего давнего свободомыслия, верности идеалам Восточной Римской империи, хотя сама же потом в некоторой части отвергла папство. Ей, Европе, очень хочется впихнуть нас в своё прокрустово ложе, заставить нас жить по законам папства или протестантизма. Но мы ведь не мелкоклеточная Европа и не шокирующая Азия, мы – Православная Россия! У нас свой собственный путь духовного развития. Очень многим моим современникам не нравятся эти слова, они хотели бы, чтоб Россия жила по чужим законам, чтобы в ней преобладал голубой и розовый цвета, чтоб молилась Россия не Иисусу, а маммоне, то есть золотому тельцу, но у России всё же своя стезя. Помните, как всё было при выборе веры?
– По правде говоря, очень смутно!
– А вот послушайте! Это же очень интересно! Через некоторое время пришли к князю Владимиру в Киев послы от волжских болгар, которых мы сегодня почему-то называем татарами. Владимир с честью принял их и выслушал. Они говорили ему:
– Ты есть князь мудрый и весьма смышлёный, но не знаешь закона истинного. Прими наш закон и почитай не Перуна, а пророка Магомета.
Владимир спросил их:
– А какова ваша вера?
Послы отвечали:
– Мы веруем в единого бога, а Магомет нас учит обрезаться, не есть свинины, вина не пить. После смерти он даст каждому из нас по семьдесят красных жён, выберет одну, совокупит её красоту и даст её единственную в жёны.
И многое другое они говорили такое, что и писать стыдно. Владимир всё внимательно слушал, потому что был большой женолюб, но не нравилось ему обрезание. Вот ведь выдумали! Не хотел он отказываться и от свинины, а про то, что нельзя пить вино, и слушать не хотел.
– Если в других странах пить вино неудобно, то на Руси от питья вина с разумом и веселье, и здоровье!
После болгар приходили в Киев из Рима немцы. Владимир их тоже принял с честью и стал выслушивать. Они говорили:
– Прислал нас Папа и велел тебе говорить: «Вы народ такой честный и благоразумный, а до сих пор поклоняетесь богам, сделанным вами из древа, просите у них милости, а они сами себе милости оказать не могут. Наша же вера есть свет. Кланяемся единому Господу в трёх ипостасях, который сотворил небо и землю, солнце, луну и звёзды и всякое дыхание.
Владимир спросил их:
– А каков ваш закон?
Они же отвечали:
– Мы верим в святую троицу, отца, сына и святого духа, при том имеем пост по силе. Ежели кто ест или пьёт, всё в славу божию творит, как говорит учитель наш Павел, о пище и питье распри не иметь.
И сказал Владимир немцам:
– Идите вспять, зане отцы наши не приняли сего.
Потом приходили в Киев жиды хазарские и начали Владимира поучать и прельщать своему закону, говоря:
– Мы слышали, что приходили к вам болгары, магометане и христиане, учили тебя каждый своей вере. Христиане веруют в того, кого мы же и распяли, а мы веруем в единого бога – отца, творца и содержателя твари.
Владимир спросил их:
– Каков ваш закон?
Они же ведут такую речь:
– Обрезаться, свинины и других нечистых мяс не есть, субботу хранить.
Владимир опять спрашивает:
– А где ваша земля?
Они отвечают:
– В Иерусалиме.
И говорит тогда Владимир:
– А там ли обитаете?
Они же отвечают:
– Разгневался бог на наших отцов и расточил нас по разным странам ради грехов наших, земля же наша отдана христианам.
Владимир отвечал:
– Как же вы иных закону вашему учите, его же не сохраняя, сами от бога отвержены и расточены. Если бы бог любил вас и закон ваш, не расточил бы вас по чужим землям. С этого ли зла хотите и нас участниками учинить?
И с гневом выслал их из Киева. Потом греки прислали в Киев Кира-философа. Он говорил Владимиру:
– Мы слышали, что приходили к вам болгары, магометане, учили вас принять веру их. Но их вера оскверняет небо и землю. Их ожидает день погибельный, когда бог придёт судить на землю и погубит всех, творящих беззаконие и скверны. Слышали мы и то, что приходили к вам учителя из Рима, наставляя вас вере своей. Их вера с нами мало разнится.
Владимир в ответ говорит:
– Приходили ко мне и жиды и сказывали, что вы христиане, паписты и греки веруете в того, кого они распяли.
И говорит Кир Владимиру:
– Воистину в того веруем. Его пророки предвозвестили: родится от девы, распятым и погребённым быть, в третий день воскреснуть и на небеса взойти. Жиды же тех пророков побили, других мучили, а когда сбылось пророчество, сошёл бог на землю и, распятие приняв, воскрес и на небеса вознёсся. Но как человеколюбивый ожидал от них покаяния через сорок шесть лет. И не покаялись жиды. Тогда послал на них бог римлян, которые град их Иерусалим разорили, а самих, пленив, по странам расточили. И работают жиды иным народам, не имея ни власти, ни града.
Говорит Владимир:
– Чего ради и как снизойдёт бог на землю и страсть такую примет?
– Если хочешь послушать, да скажу тебе изначала.
– С охотою послушаю.
И начал Кир повествовать подробно дела Божии от начала сотворения мира и до скончания седьмого собора. Потом он показал Владимиру завесу с изображением страшного суда, где праведные веселятся, а грешные мучаются. Владимир, увидев это, ужаснулся, вздохнул и сказал:
– Добро есть благим одесную, а горе великое злым ошую.
– Если хочешь одесную стоять с праведными, то крестись.
Владимир же, положив руку на сердце, ответил:
– Подожду ещё малость.
Через некоторое время созвал Владимир своих вельмож и городских старейшин и объявил им:
– Приходили к нам болгары и советовали принять закон их Магометов. Потом приходили римляне, и те хвалили свой закон. После них приходили жиды. А последние пришли греки, хулящие все те законы, а свои хвалят и много сказывают от начала о бытии всего мира. И есть сказание их мудро и слышать не без удивления, и каждому они на другом свете быть повествуют. Да если кто верует в их веру, то умрёт и паки встанет, и потом не умирати ему в век. Если кто иной закон примет, то на оном свете в огне гореть будет. Того ради вопрошаю вас, что мне присоветуете?
И отвечали ему вельможи и старейшины:
– Княже, ведаешь сам, как своего никто не хулит, но хвалит. Ежели хочешь истину познать, то имеешь у себя учёных довольно, которых надлежит, послав во все оные места, испытать каждого их закон и видеть службу их богу.
И было это угодно князю и всем людям. И послал Владимир десять честных и смышлёных мужей к болгарам, немцам и грекам. Так попали они, в конце концов, в Царьград. Императорами были тогда Василий Булгароктон и его сын Константин. Узнав о причине прибытия делегации из Киева, императоры послали к патриарху со словами:
– Пришли к нам послы русские для испытания веры нашей.
Патриарх, услышав это, послов принял, долго с ними беседовал, многие их сомнения разрешил и недознания в вере изъяснил. Потом он велел немедленно убрать богато церковь, созвать клирос, сотворить по обычаю праздник, кадила все со многими тысяч свечей засветить, пения и лики составить и прежде всего лик «нерукотворный». После этого император с русскими послами пришёл в церковь и поставил их на просторном месте, показывая красоту церковного пения, святительские службы и «нерукотворный» образ, изъясняя им служение всевышнему богу. Послы же, пребывав в изумлении и удивлении, хвалили закон и службу греков. Потом император призвал русских послов и после многих наставлений сказал им:
– Ныне идите в землю вашу и возвестите, что слышали закон, видели службу и «нерукотворный» образ Иисуса.
И отпустил их с великими дарами и честью. Послы вернулись в Киев с великой радостью. Владимир созвал тогда своих бояр и старейшин, объявил им о возвращении послов из дальних странствий. Потом повелел послам рассказать всему собранию всё то, по что ходили. Послы же начали говорить так:
– Ходили мы в болгары, во-первых. Достаточно испытали учение их, которое находим с разумом несогласно. Також молитвы, обмовения и прочие чины богослужения их неблаголепные, умиления же никоего нет, но паче уныние. Сего ради несть добр закон их. Потом были мы в немцах, которые нам толкуя об их законе, сказывали дела невероятные. Читают книги таким языком, которого большая часть слушающих не знают и не разумеют. Единственно весь их закон в том состоит, чтоб Папу почитать, как бога, и его всем повелениям повиноваться, что есть противно нашему мнению и смыслу. Последи пришли мы в Царьград, где нам повелением императора патриарх и учителя их веры довольно о таинстве веры изъяснили. Потом ввели нас в церковь великую, где отправляли службу богу с великим благолепием. В нём же, в боге, мы, видев благочиние и умиление, были в недоумении и в ужасе, мнящее себя на небесах быть. Нет бо на земле лучшего исповедания и таковой красоты в церкви, как у греков, о чём подробно недоумеем сказать. Только верим, как там бог со человеки пребывает, и есть вера и служение их богу лучше других вер. Мы не можем ни сказать, ни забыть истины и красоты той, и потому наш совет вам изъявляем, что достойно и нужно принять закон, греками веримый и исповедуемый. Ежели же вы того не соизволяете, то мы останемся в нём, и если нас с собою принять не хотите, то мы, оставя всё наше, пойдём туда и сохраним веру, нами принятую, всяк бо человек, вкуся сладости, последи не может горести терпеть.
Выслушав всё это, собранные бояре и старейшины говорили Владимиру:
– Княже, если бы сей закон греческий был порочен, то не приняла бы бабка твоя Ольга, которая была мудрейши всех человек.
На это Владимир отвечал им:
– Когда вы все согласны к принятию закона греческого, то и я не отрицаюсь, только где и как крещение примем?
– Где тебе любо, мы не противны.
       После крещения князя Владимира и его бояр копии «нерукотворного» образа Иисуса стали помещаться на знамёнах русских войск, ограждая их от всяческих врагов, а в Русской Православной Церкви появился обычай: при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь этому «нерукотворному» образу Господа Иисуса нашего.

       (на монете изображение князя Владимира)

       (продолжение см. глава 26. Своё дело http://www.proza.ru/2008/01/20/80)

другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof